7 НАИВНЫХ ВОПРОСОВ О GPS | |||||||||||||||
|
1. Что такое GPSGPS — аббревиатура от английского Global Positioning System (глобальная система определения координат), созданная под эгидой Министерства обороны США. Позиционирование миллионов приемников в любой точке планеты Земля ведется с помощью 28 космических спутников NavStar (24 основных и 4 резервных), которые находятся на орбите на высоте 20000 км. Получив сигнал как минимум от трех спутников, приемник автоматически определяет свое местоположение с точностью до метров, координаты — широту и долготу, и соотносит это с загруженной в прибор электронной картой. В итоге пользователь видит свое точное местоположение и перемещение в реальном времени. Существуют альтернативные системы — европейская Galileo и российская Глонасс, однако по своей функциональности они значительно уступают GPS, и перспективы их использования для частных лиц весьма туманны.
2. Где взять карты для GPSПри покупке прибора особое внимание надо обращать на картографическую поддержку — без хорошей карты GPS-навигатор превращается в такую же никчемную вещь, как мобильный телефон без sim-карты. Как правило, вместе с прибором продаются предзагруженные карты Москвы и Санкт-Петербурга и обзорные карты России и мира. Политика производителей GPS-навигаторов по картографической поддержке сильно различается: покупка дополнительных карт или обновление уже имеющихся может производиться как через Интернет, так и через дилеров и розничных продавцов. Далеко не каждый производитель имеет карты Европы и других континентов, а их покупка может обойтись в стоимость нового прибора. Для серьезных заграничных путешествий один из оптимальных вариантов — покупка приборов Garmin (у многих продвинутых пользователей название этой компании ассоциируется с GPS так же, как Xerox с множительными аппаратами). Garmin выпускает широкую линейку приборов на разные вкусы и ценовые ниши, а также располагает комплектом постоянно обновляемых карт с поддержкой пользователей как через собственный сайт, так и через иркутского дилера — компанию «Навигатор».
3. Насколько удобно исполь-зовать для GPS-навигации имеющуюся аналогичную функцию в коммуникаторах и мо-бильных телефонахВ последнее время GPS-навигация получила широкое распространение как дополнительная функция коммуникаторов, смартфонов и мобильных телефонов верхнего ценового сегмента. Однако, как и прочие дополнительные функции этих гаджетов (фотокамера, видеокамера, Интернет), ее применение носит весьма компромиссный характер. Не слишком удобный интерфейс, небольшие размеры экрана, неудобная эргономика для пользования во время автомобильной поездки делают эти приборы не слишком удобными для использования в автомобиле. К тому же загрузка программного обеспечения и карт в прибор требует определенного уровня компьютерной грамотности, что приемлемо не для всех пользователей. Программное обеспечение подобных девайсов часто не рассчитано на использование в автомобиле и может не содержать функцию маршрутизации (прокладка маршрута). Логичнее использовать подобные приборы для «пешеходного» ориентирования, а не для серьезного автомобильного путешествия.
4. Как осущест-вляется проклад-ка маршрута и маршрутизация в GPS-навигатореПосле того как прибор включен и установлена связь со спутниками (на это может понадобиться от 15 сек. до 10-15 минут), можно приступать к прокладке маршрута. «По умолчанию» прибор прокладывает маршрут к заданной точке по «кратчайшему времени» (преимущественно по сети магистральных дорог), однако можно задать параметры «кратчайшее расстояние» (в Европе при этом будут исключены проезды по платным магистралям) или «бездорожье» (по прямой). Затем нужно задать параметры конечной точки — заранее прописанной (скажем, «дом» или «офис»), по точному адресу или объекту (достопримечательность, ресторан, гостиница, парковка и т.д.). Прибор автоматически рассчитает оптимальный маршрут и выдаст на монитор маршрут прохождения (включая «дорожную легенду» — схему прохождения всех поворотов и развязок), расстояние и время движения. Кроме того, во время движения по маршруту перед любым маневром на монитор будет выдаваться схема прохождения участка и голосовая подсказка.
5. Что GPS может дать пользо-вателю в ИркутскеК сожалению, пока полностью реализовать возможности GPS в нашем регионе невозможно из-за отсутствия полноценной картографической основы. Карта Иркутска от Дубль ГИС, распространяемая бесплатно, довольно точная, но ограничена территорией областного центра. К тому же она рассчитана для установки в коммуникаторы и мобильные телефоны, работающие под управлением операционной системы Windows Mobile, и не всегда может загружаться в полноценные GPS-навигаторы. Другая карта, предлагаемая в специализированных фирмах, менее точная (в частности, не имеет новостроек), в ней практически отсутствуют объекты сервиса (от гостиниц до заправок), а маршрутизация часто невозможна из-за того, что карта «не знает» односторонних улиц и запрещенных поворотов. Заявляется, что полноценная карта появится нынешней осенью. Тем не менее обе карты вполне можно использовать для адресного поиска или ориентации на месте (например, определить нумерацию окружающих домов, что очень полезно для тех, кто занимается пассажирскими или грузовыми перевозками).
6. Какие дополни-тельные функ-ции, кроме мар-шрутизации, можно использовать в GPS-навигатореКак и любой сложный электронный прибор, GPS-навигаторы имеют множество функций — как связанных с его прямым предназначением, так и дополнительных. Очень удобной при путешествии является функция «Поиск ближайшего объекта» — нажав на соответствующую иконку, можно получить список (а при необходимости проложить маршрут) ближайших заправок, парковок, ресторанов, гостиниц, стадионов или достопримечательностей. Количество дополнительных функций не поддается исчислению (но при этом прямо влияет на цену) — маршрутный компьютер, MP3/DVD-плейер, электронная фоторамка, калькулятор, ежедневник, записная книжка и т.д.
7. Как использо-вать встроен-ные в автомо-били для японского рынка GPS-навигаторыАдаптация встроенных в японские автомобили second-hand GPS-навигаторов не имеет особого смысла — обойдется эта операция гораздо дороже, чем покупка нового, даже очень продвинутого прибора, к тому же адаптированных карт России или Европы для таких девайсов нет. Гораздо более разумным решением является подключение автономных GPS-навигаторов к штатной системе автомобиля.
Личный опыт
Garmin nuvi 200WПрибор был куплен в фирме «Навигатор» в апреле 2008 года за 10500 руб. с предзагруженной обзорной картой мира, картой «Дороги России» и подробной картой Москвы. Дополнительно была приобретена SD-карточка (прибор предполагает использование сменных носителей) емкостью 4Mb, на которую у продавца была закачана подробная карта Европы. Корпус прибора — тонкий и ультракомпактный. В случае «пешеходного» использования (а такое только приветствуется) Garmin nuvi без труда помещается в нагрудный карман. Никаких выступающих частей у прибора нет — используется встроенная антенна (чипсет SIRFstar 3). Клавиша у прибора только одна — включение-выключение, но и ей пользоваться не обязательно — при выключении зажигания автомобиля прибор автоматически отключается в течение 30 секунд (эту функцию можно заблокировать). Все управление прибором осуществляется через сенсорный экран. Неудобства: при каждом включении (то есть при любом пуске двигателя) необходимо подтвердить согласие с лицензионным соглашением и вводить название города собственного местонахождения. Первое, что приятно порадовало при работе — удобный комплект крепления — как на лобовое стекло, так и на приборную панель автомобиля (использовались оба варианта). Установить и закрепить прибор (в автомобиле — питание от прикуривателя, предусмотрена зарядка от электрической сети) очень просто. Второе — прибор исключительно легок в использовании. Пользовательский интерфейс настолько прост (прибор относится к начальному уровню), что разобраться со всеми возможными функциями можно за 5 минут, причем для этого не обязательно пользоваться инструкцией по эксплуатации (есть загруженная в прибор и совсем тоненький цветной буклет). Первоначальный поиск спутников требует довольно длительного времени — 10-15 минут. Но если прибор используется в одной местности, то спутники «ловятся» очень быстро. А вот при смене дислокации (скажем, при переезде в Европу) снова много времени уходит на установление «связи с космосом». Экран русифицирован (предлагается выбор шрифтов из двух десятков языков), монитор хорошо «читается» при любом, даже очень ярком освещении. Карта просматривается в нескольких режимах — трехмерная (функция 3D), двухмерная, с ориентацией по курсу или на север. Голосовые подсказки на русском языке — очень четкие, мягким женским голосом и при желании громкие (запросто могут «перекричать» магнитолу) — звук легко регулируется в широких пределах. Задать маршрут можно разными способами — название города (как правило, маршрут приведет в самый центр) или точный адрес. Кроме того, очень удобна функция «Поиск ближайшего объекта» (заправки, парковки, аэропорты, вокзалы, гостиницы и т.д.) — предлагается целый список с указанием направления и расстояния. Во время путешествия по Италии с помощью этой функции удавалось без проблем находить место для ночлега. Маршрут прочерчивается по карте яркой сиреневой линией. При задействовании режима 3D («объемного») изображение выглядит очень наглядно — так, как будто смотришь на карту сверху. Чтобы не перегружать карту, номера домов на экране не отображаются, что в определенных условиях — скажем, поиск дома во дворе, можно считать минусом. Плюс — очень яркая, четкая и понятная для прочтения «одним взглядом» карта. Легкий — в одно касание экрана — выбор необходимого масштаба. При ошибке выбора направления пересчет маршрута производится очень быстро — не более чем за минуту. Дополнительные функции — калькулятор, пересчет валют и мер, просмотр цифровых снимков, просмотр мирового времени. Пока прибор прошел обкатку во время путешествия по Сицилии — никаких сложностей не возникало, он даже не «терял» сигнал при проезде многочисленных очень узких улочек средневековых городов, где небо едва просматривалось — чувствительность очень высокая. При подъезде к повороту автоматически увеличивался масштаб, что делало его прохождение комфортным. При возникавших ошибках (в хитросплетении итальянских улиц, когда на одном перекрестке может быть до 6 направлений движения, не всегда возможно разобраться даже с помощью GPS) маршрут пересчитывался очень быстро — буквально в течение минуты.
+— удобное крепление — легкость управления — четкая и яркая картинка вне зависимости от освещения — возможность догрузки карт — большое время автономного использования (4-5 часов)
—— отсутствие высотомера (актуально при путешествии в горах) — не определяет точные координаты — не принимает информацию о пробках на дорогах Материалы подготовил Ефим НЕЗВАННЫЙ
Автомаркет+Спорт № 27 | ||||||||||||||