Беларусь
Просмотров: 6404
26 Июня 2009

БЕЛОВЕЖСКИЙ МОТИВ

















Белоруссия

Прошлым летом мне целый месяц довелось прожить в Беларуси. Но провести его в одном городе — пусть и большом, пусть и в столичном Минске… Можно ли составить представление о стране только по ее столице? Поэтому было решено посмотреть окрестности Минска и ближайшие достопримечательности, а заодно съездить в какой-нибудь из крупных городов. Например в Брест, где находится знаменитая крепость-герой, и недалеко от которого расположен знаменитый заповедник Беловежская Пуща.

Беларусь по российским меркам страна небольшая — площадь всего 207,6 тыс. кв. км, меньше Иркутской области. Однако плотность автотрасс здесь в разы больше. Шесть областных, 118 районных центров и несчетное множество прочих населенных пунктов связывает густая сеть дорог. Причем чаще всего с асфальтовым покрытием. Практически все основные загородные дороги имеют свои номера, которыми они обозначены на автомобильных картах, что существенно упрощает ориентирование. Главное — определить, по каким конкретно трассам необходимо ехать. По крайней мере, у меня затруднения вызвал только проезд Бреста от Крепости в сторону Беловежской Пущи — в центре города с указателями есть проблемы. Но в целом сложностей с ориентированием не возникает.

«Главная дорога» Беларуси — трасса М1 (или Е30 по европейской классификации) — построена в преддверии московской Олимпиады 1980 года. Она пересекает Беларусь с запада на восток и является частью международной трассы Берлин — Варшава — Минск — Москва — Нижний Новгород. Протяженность белорусского участка трассы — 609 км. Почти на всем протяжении трасса М1 — двухрядная четырехполосная автомагистраль с разделительной полосой и асфальтом поверх бетона. Это единственная платная автодорога Беларуси — на протяжении всей трассы расположено четыре пункта оплаты. Однако платный проезд действует только для транзитного транспорта (по последним данным максимальная стоимость оплаты проезда — 6 евро, для россиян — 2 евро), тогда как жители Беларуси пользуются дорогой совершенно бесплатно. Естественно, что вдоль трассы существует и дорога-дублер, которая до конца 70-х годов прошлого века (до постройки М1) выполняла функцию основной трассы. Соответственно статусу «главной улицы» Беларуси, М1 отличается отличным качеством покрытия, хорошо видимой в любое время разметкой, множеством дорожных указателей и ограничением скорости в 100 км/ч для грузовых автомобилей и 120 км/ч для легковых. Большинство населенных пунктов (кроме совсем уж маленьких деревушек) дорога обходит стороной, но практически на всех примыкающих к трассе дорогах организованы двухуровневые развязки. Вдоль трассы достаточно много площадок для отдыха, регулярно встречаются кафе и мотели. А через каждые 2-3 километра вдоль дороги стоят устройства экстренной связи: оранжевые ящики с надписью SOS. Однако расстояния между АЗС бывают достаточно велики — иногда до 100 км, так что за уровнем топлива следить необходимо особенно внимательно: на второй день поездок, во время выезда в музей Дудутки, довелось серьезно поволноваться. На автомобиле зажглась контрольная лампочка, последняя АЗС осталась более чем в 50 км позади, а надежды найти заправку в ближайшем райцентре Руденск не оправдались — ее там просто не было. Из разговора с местными жителями удалось узнать, что единственная на ближайшие 100 км АЗС находится в следующем поселке, до которого еще около 10 км.

Первоначально планировалось доехать до Бреста часа за три, не более (350 км и ограничение скорости в 120 км/ч позволяли надеяться, что сделать это будет несложно и без нарушений ПДД). Однако график спутался уже в Минске: вначале произошла получасовая задержка с получением прокатного автомобиля. Далее, машину требовалось заправить перед дальней дорогой. Однако накануне было объявлено о повышении цен на топливо, из-за чего на всех АЗС образовались очереди. И мне, на дизельной «Шкоде», пришлось стоять за большегрузными фурами, из-за чего было потеряно еще минут 40 драгоценного времени. Наконец, время в пути увеличилось из-за обилия ремонтируемых участков с ограничениями скорости 70-80 км/ч. В общем, путь до Бреста занял около 5 часов.

Дорогу от Бреста до райцентра Каменец и далее на село Каменюки, где, собственно, и начинается Беловежская Пуща, можно рассматривать как типичную автотрассу местного масштаба. Однако асфальт неплохой, и разметка присутствует везде. За Брестом вновь появились дорожные указатели, поэтому заблудиться практически нереально. Однако с АЗС еще хуже, чем на трассе М1: после Каменца в окрестностях заповедника их нет вообще.

Впрочем, не все периферийные дороги Беларуси одинаково хороши: изредка доводилось попадать на участки с разбитым асфальтом. А на обратном пути из Беловежской Пущи, между Каменюками и Кобрином попался и гравийный участок. Впрочем, последний был единственным за все время поездок, к тому же его покрытие оказалось достаточно ровным и позволяло поддерживать скорость не менее 70-80 км/ч.

Что касается дорожной инспекции, то за более чем полторы тысячи километров белорусских дорог я всего лишь раза три видел патрульную машину ДАИ. Но все три раза с радаром и видеокамерой: если поймают — не отвертишься!

Обратно в Минск возвращался уже в ночь. Поначалу держал «дневную» скорость 120 км/ч. Благо, что состояние трассы и прекрасно видимая в свете фар разметка способствовали быстрому передвижению. Однако вскоре в свете фар все чаще стали мелькать перебегающие дорогу лисы и зайцы, из-за чего скорость пришлось снизить до 90 км/ч. Несмотря на то что на всей трассе встречные направления разделены зеленой полосой, от света фар встречных автомобилей это не спасает: многие водители не утруждаются переключением на ближний не только после их обгона, но и перед разъездом со встречными автомобилями. И лишь за пару десятков километров до Минска на разделительной полосе появились отбойники со специальными вертикальными пластинами, защищающие от ослепления. Современный интернет открывает пользователям огромное количество возможностей, в том числе и финансовых. https://kazino-otzyvi.ru/kazino-columbus-otzyvy/ Порой достаточно пары кликов, чтобы изменить жизнь в лучшую сторону. Подобное не выдумки, а реальность в онлайн казино. Сотни игроков выигрывают реальные деньги каждый день.

Вообще, Беларусь удивительная страна хотя бы потому, что здесь можно смело ехать в любом направлении и не бояться не найти интересных мест. Может, только трасса М7, ведущая из Минска в сторону Вильнюса, небогата на достопримечательности. Но с нее по трассе М6 можно съехать к городам Лида и Гродно, где есть целая россыпь исторических построек и усадеб. По пути в Брест, в сотне километров от Минска и чуть в стороне от М1, расположены, пожалуй, самые известные в стране замки: Мирский и Несвижский (дворец Радзивиллов), датированные XVI-XVIII веками. Трасса М3, именуемая Логойским трактом, ведет в сторону Витебска, где расположен мемориал Хатынь. Здесь же отворот еще на один исторический город — Полоцк, который некогда был центром очень крупного княжества. Трасса М5 ведет к Бобруйску и Гомелю, а М4 — к едва не ставшему столицей Беларуси Могилеву. И полторы тысячи километров, что я накатал по этой небольшой стране, те городки, музеи и старинные замки, что успел увидеть — только малая часть белорусских красот.

• Брест

Европейская провинция

Брест оказался типичным городком, коих много и в России. Свое летоисчисление этот город ведет с 1019 года, когда он впервые упоминается в «Повести временных лет». Однако в начале XIX века, после раздела Речи Посполитой, средневековый Брест было, по сути, перестроен в Брестскую крепость, и от старого города фактически ничего не осталось. А новые кварталы, с многочисленными панельными «хрущевками», были возведены уже после Великой Отечественной войны.

Брест первым принял на себя удар немецких войск, при этом небольшая горстка защитников крепости, вооруженных легким стрелковым оружием, несколько недель противостояла в сотни раз превосходящим силам противника. После того, как немцы все же подавили сопротивление, от крепости осталось всего несколько полуразрушенных построек: две-три казармы, пара бастионов и, как это ни странно, Холмские ворота, бывшие главным въездом в крепость со стороны Польши.

Плана города у меня не было, однако найти крепость в самом Бресте труда не составило: после въезда в город со стороны Минска надо двигаться исключительно прямо, никуда не сворачивая, пока через 4-5 км дорога не упрется в площадь и парковку перед входом в мемориал. Здесь же, в сотне метров от парковки, обнаружился уникальный для бывшего постсоветского пространства музей железнодорожной техники, в котором собрано около четырех десятков экспонатов — от паровозов первой половины прошлого века до современных тепловозов и даже дизель-электрического поезда, которые до сих пор встречаются на железных дорогах Беларуси и России. К тому же некоторые из экспонатов доступны не только для внешнего осмотра — в них можно войти, прикоснуться к органам управления, посидеть на месте машиниста и немного вспомнить детство, в котором, наверное, каждый мальчишка хоть однажды мечтал стать машинистом.

• Замки

Наследие феодалов

О том, какой была Беларусь в средние века, можно составить представление по двум сохранившимся замкам: Мирскому и Несвижскому. Эти замки расположены примерно в 110-130 километрах от Минска в сторону Бреста. Оба они входят в состав Национального историко-культурного заповедника «Несвиж».

Мирский замок представляет собой достаточно компактное сооружение эпохи ренессанса, со всех сторон защищенное мощными стенами. Как гласит объявление, здесь можно посмотреть костел с уникальными фресками, саркофаги с захоронениями самых влиятельных в средневековой Беларуси князей Радзивиллов, башню замковых ворот и сохранившиеся оборонительные сооружения. В подвале башни есть пыточная комната с массивными дубовыми колодками и некоторыми «специальными» приспособлениями. Узкая и неимоверно крутая винтовая лестница ведет на верхние ярусы башни, откуда можно выйти на внутреннюю галерею стены и заглянуть в бойницы. Однако для посетителей доступно не более трети видимой части замка — большая его часть закрыта для доступа под предлогом реконструкции. Впрочем, можно побродить и в окрестностях Мирского замка, где несмотря на археологические работы, есть красивые уголки паркового ансамбля, появившегося в окрестностях замка в конце XIX века. Можно также пройти и в центральную часть маленького Мира (этот городок свою историю ведет с 1395 года), посмотреть ренессансный костел Св. Николая, Троицкую церковь, бывшую торговую площадь и синагогу.

Расположенный в 30 км от Мира городок Несвиж (первое упоминание в 1446 году) оставляет более яркое впечатление. Сохранились целые улицы в европейском стиле и классическая ратушная площадь с торговыми рядами. Здесь же, как бы примыкая к городу, расположен самый крупный в стране дворцовый ансамбль князей Радзивиллов, расположенный среди красивейшего паркового комплекса. К сожалению, включенный в 2005 году в список всемирного исторического наследия ЮНЕСКО, дворец сегодня закрыт на капитальный ремонт, а фактически на почти полную перестройку: старые строения почти все разобраны, и на их месте возводят новоделы. Местные жители грустно шутят, что старый замок не смог пережить Батьку Лукашенко.

• Беловежская пуща

На родине зубров

Статус Национального парка заповедник Беловежская Пуща получил только в 1991 году. Но уже через год он был первым на территории бывшего СССР, включенным ЮНЕСКО в «Список мирового наследия человечества», а еще спустя год парку был присвоен статус биосферного заповедника. Когда-то Пуща была огромным лесным массивом в восточной Европе, простирающимся от Балтики до Буга и от Одера до Днепра. Но хозяйственная и воинствующая деятельность человека существенно сократила его площадь, и сегодня она составляет немногим более 90 тыс. га. Тем не менее, Беловежская Пуща фактически стала неофициальной визитной карточкой Беларуси.

Въезд в заповедник расположен за деревней Каменюки. Там есть музей природы, небольшая гостиница с парковкой, а чуть поодаль обустроены вольеры с обитателями заповедника: благородными оленями, кабанами, медведями, лосями, тарпановидными лошадями и некоторыми другими жителями Пущи, в том числе, конечно, и зубрами — неофициальным символом Беларуси. Проход к вольерам стоит 3000 белорусских, или около 32-33 российских рублей, фотосъемка — бесплатно.

Кстати, в этой же части Беловежской Пущи, в 2-3 км от входа, находится официальная резиденция белорусского Деда Мороза, который почему-то тоже работает строго по расписанию.

• Хатынь

Непокоренный человек

Вообще-то деревни Хатынь нет на современных картах Беларуси: на ее месте стоит построенный в 1969 году мемориальный комплекс в память обо всех погибших в годы Великой Отечественной войны мирных жителях Беларуси. К слову, Хатынь один из самых известных, но далеко не единственный мемориал памяти погибших на той войне. Да что там Хатынь — в каждой (!) из деревень, через которые доводилось проезжать, обязательно встречались обелиски или мемориалы в память о погибших — как правило, расположенные возле деревенских школ. При этом все памятники очень аккуратные и ухоженные.

Посещение Хатыни оставляет очень тяжелое чувство. Стилизованные венцы срубов на местах бывших домов, обелиски в виде печных труб со списками погибших жителей, удары колоколов и скульптурная композиция «Непокоренный Человек» — все это серьезно действует на психику. И даже подростки, которых привозят из летних оздоровительных лагерей на экскурсии, на какое-то время забывают свои дурачества, и выходят с территории мемориала молча. Все это наяву воспринимается непросто, но только здесь можно осознать хотя бы часть той трагедии, которую приносит людям настоящая, а не киношная Война…

• Музей Дудутки

"Потемкинские" деревни

Именно такое впечатление оставило посещение музея под открытым небом Дудутки. Официально Дудутки имеют статус музея народной архитектуры и ремесел, однако если здесь и есть «народная архитектура», то явно не деревенская — длинное каменное здание скорее напоминает таковое в ремесленном квартале какого-нибудь средневекового европейского городка. В нем разместились несколько мастерских: гончарная, столярная, кузнечная, пекарня. Мастерские действующие — в них изготавливаются сувениры. Однако нам удалось застать мастеров только в гончарном цехе и в кузнице, да и там работа шла скорее для вида — в кузнице даже нормального огня не было. По всему видно, здесь основное внимание уделяется организованным экскурсиям. Впрочем, с мастерами все-таки можно поговорить, и если они видят интерес к своему ремеслу, то с удовольствием покажут и как мехами можно развести настоящий кузнечный жар, и как получаются глиняные игрушки-свистульки, и как изготовить узорчатый пояс.

Интересно, что одним из пунктов экскурсии декларируется дегустация местного сыра и самогона. Но мне достался только сыр — самогона не налили, хотя судя по запаху, он был где-то рядом.

Такой же потемкинской оказалась и мельница, расположенная в полукилометре от основной усадьбы музея. Когда-то эта мельница была действующей, однако сегодня она уже давно не в состоянии молоть зерно. Тем не менее, здесь можно в деталях рассмотреть устройство и оценить размер оставшегося каменного жернова.

Еще один музей под открытым небом обнаружился буквально в пяти километрах за Минской кольцевой автодорогой. На картах он был обозначен в деревне Строчица. Однако на самом деле находится за поселком Озерцо, к которому ведет совершенно другая дорога. Название у этого комплекса — Музей народной архитектуры и быта. Комплекс представляет своего рода образцы деревень из нескольких областей Беларуси: из центральной, из Поднепровья (восточная Беларусь) и из Поозерья (западная Беларусь). При общей схожести каждая из этих «деревень» имеет свой колорит. Здесь так же, как и в Дудутках, весь быт не жилой — музейный. Однако сохранена атмосфера деревни, и запасшись схемой-путеводителем, можно побродить по территории, заглянуть в любую избу, поговорить со смотрительницами, которые могут рассказать много интересного о быте беларусов.

Не роскошь

Взять в Беларуси автомобиль напрокат или в аренду не сложнее, чем в Иркутске. Основной помощник — Интернет. Можно обратиться в одну из глобальных автопрокатных фирм, таких, как EuropCar. Здесь аренда автомобиля проходит в полном соответствии с общемировыми стандартами. При этом почти наверняка не будет ограничений ни по географии поездки, ни по месту возврата, ни по сроку (все это оговаривается при формировании заявки), ни по суточному пробегу. Но такой вариант наиболее дорогой: за те деньги, что просят, к примеру, за Skoda Fabia, в других компаниях можно взять седан бизнес-класса или минивэн! К тому же расчет здесь только безналичный.

Но через Интернет несложно найти и более доступные варианты. Правда, как показала практика, в Сети информация часто бывает ограничена: тарифы нередко указываются в упрощенном виде — к примеру, от $2 в час за Peugeot-307 на практике при аренде автомобиля на срок до трех суток оборачиваются суммой в $75 за день, а $48 ($2х24 часа) — стоимость одних суток только при аренде на месяц и более. К тому же при аренде машины на короткий срок могут попросить дополнительно созвониться за два-три дня до предполагаемого начала аренды. Связано это с тем, что «долгосрочные» клиенты часто продляют срок аренды, и предпочтения прокатчиков оказываются на их стороне.

Тем не менее, чтобы просто покататься денек по Минску, можно удовлетвориться и эконом-вариантом ($25 в сутки), за которые вы получите 15-летний Volkswagen Golf или аналогичного возраста и класса Renault 19. За $40-45 можно подыскать более свежие Skoda Fabia или Chevrolet Aveo. Но для поездок по стране лучше взять автомобиль побольше: Skoda Octavia, Chevrolet Lacetti, Peugeot 406 или Skoda Superb, возрастом около пяти лет. Стоимость их аренды на срок до трех суток составит от $45 до $65. Минивэн или 9-местный микроавтобус обойдутся от $80 в сутки, однако за $55 можно удовлетвориться и семиместным универсалом Dacia Logan MCV. При этом чем меньше стоимость аренды, тем выше может оказаться залог, который составляет $200-$400 (эта сумма, как правило, равняется стоимости безусловной франшизы). Также стоит обращать внимание и на ограничения по пробегу — его лимит может быть равен 500 км или вообще отсутствовать. Но в некоторых компаниях суточный пробег ограничивается 250 км (при «дневном» тарифе 200 км), и при его превышении придется доплачивать от $0,15 до $0,25 за каждый лишний километр. А еще не стесняйтесь сообщить компании цель вашей поездки — иногда в договоре аренды есть и географические ограничения.

Само собой, что все сдающиеся в аренду автомобили страхуются по КАСКО (с обязательной безусловной франшизой) и ОСАГО. Основные требования к заемщикам — возраст не моложе 21-23 лет и стаж вождения не менее 2-3 лет. А с граждан РФ кроме обязательных паспорта и водительского удостоверения могут потребовать и документ, подтверждающий регистрацию в стране (подойдет карточка гостя из отеля с печатью). Других ограничений нет.

По Беларуси я ездил на двух автомобилях. Первым стал универсал Skoda Octavia за $55 в сутки, с экономичным 1,9-литровым турбодизелем, АКП и, главное, без залога и ограничения пробега. Машина 2003 года выпуска находилась в весьма неплохом техническом состоянии, хотя пробег ее составлял более 190 тыс. км. Впрочем, это обстоятельство не помешало «Шкоде» демонстрировать средний расход не более 6,5 л/100 км — весьма неплохой результат, учитывая, что как минимум треть пути мы двигались со скоростью около 120 км/ч.

В качестве второго средства передвижения было решено выбрать эконом-вариант. Мне достался почти новый Daewoo Matiz 2007 года выпуска, с пробегом менее 14 тыс. километров. Эта маленькая (длина Matiz чуть менее 3,5 метра) коробчонка на колесах оснащена 0,8-литровым 3-цилиндровым мотором, мощностью по документам 37 л.с. При этом машинка оказалась резвой, что объяснилось позже: оказывается, в документах почему-то указали значение мощности в кВт, а в «лошадях» его реальная отдача составила 51 л.с. Неудивительно, что даже с пятью седоками эта кроха способна двигаться со скоростью более 120 км/ч.

Matiz произвел неоднозначное впечатление. С одной стороны, машинка почти новая, в ней ничего не гремело и не дребезжало (хотя в подвеске уже появилось едва слышимое паразитное постукивание). Благодаря неплохой приемистости в городе Matiz с легкостью движется со скоростью потока и может выигрывать старт у более крупных и мощных автомобилей. Но почему в машине из Узбекистана нет кондиционера? В летнюю жару без него Matiz быстро превращается в микроволновку на колесах. А еще у Matiz оказался своенравный спидометр: этот прибор исправно показывал пройденный километраж, но безбожно привирал скорость, позволяя иной раз наслаждаться нереальными 160 км/час!

Алексей Степанов
Фото автора

Автомаркет+Спорт № 24/2009


Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог