Лодка с прозрачным дном в Листвянке
Просмотров: 10609
26 Июня 2009

НАД БЕЗДНОЙ







Лодка с прозрачным дном

Те, кто бывал на зарубежных морских курортах, знают, что почти повсеместно там предлагаются экскурсии на лодках с прозрачным дном. Для тех, кто не может заниматься дайвингом, это великолепная возможность познакомиться с подводным миром. Буквально на днях подобная лодка появилась и на Байкале — в Листвянке. Причем, по некоторым данным, это уникальное самодельное судно — единственное в России.

Идея построить специальное судно с прозрачным дном для экскурсий на Байкале пришла владельцу нового катера во время отпуска на Красном море. Особенность Байкала — удивительная прозрачность воды. Весной, после освобождения ото льда, она достигает 40 м — в разы больше, чем на других озерах (прозрачность воды на Каспии — 25 м., на Иссык-Куле — 20 м). Брошенную в воду монетку можно видеть c глубины 30—40 м.

Излюбленные места для подводного плавания на Байкале — свалы, отвесные многометровые стенки, где аквалангисты испытывают ни с чем не сравнимое чувство парения над чернеющей бездной. Самые красивые и суровые вертикальные стены, уходящие в темноту байкальской глубины, находятся у западного берега — вдоль Кругобайкальской железной дороги, у восточного берега острова Ольхон, в районе Больших Котов (напротив пади Черной). В этих местах есть глубокие и, как правило, совершенно прямые каньоны шириной от 2 до 15—

20 м, уходящие в запредельные для ныряльщиков глубины Байкала. Но и напротив Листвянки, буквально в 30—60 м от берега, под водой находится очень эффектный свал. Впечатляющий скальный обрыв начинается с глубин около 12 м и уходит отвесно вниз на глубину до 280 м. Увидеть скалы с ветвистыми зелеными кустами губки на склонах теперь можно, либо погрузившись с аквалангом, либо с помощью специально построенного судна.

Прежде чем построить катер, провели эксперимент — создали примитивный плавающий ящик с прозрачным дном. В течение нескольких дней прозрачный ящик с испытателем буксировали над разными районами напротив Листвянки и окончательно убедились — надо строить катер с прозрачным дном, открывающиеся через стекло красоты будут пользоваться невероятным успехом.

К строительству катера приступили в Иркутске, в частной мастерской. Все вопросы строительства по индивидуальному проекту, от корпуса до решения сложных инженерных задач, пришлось решать самостоятельно. Через полтора года, в 2006-м, судно (длина 15 м, ширина 4 м, вместимость 12 человек, грузоподъемность 2000 кг), названное в честь жены владельца «Татьяна», было построено и спущено на воду. На катер был установлен малошумный дизель Vetus Deutz (65 л.с.), позволяющий развивать незначительную, но вполне достаточную для обзорных экскурсий скорость в 10—12 км/ч.

Самая сложная инженерная задача — обеспечение максимально возможного обзора дна без ущерба для безопасности судна. В трюме устроен затемненный салон — чтобы свет не мешал созерцанию байкальского дна. В центре сооружен герметичный бассейн с высокими бортами, так что даже при полной разгерметизации люков вода не поднимется выше ватерлинии и не попадет в салон, оставаясь в бассейне с высокими бортами. Все это было подтверждено во время эксперимента. Из-за высоких бортов и парусности плоскодонного судна ему предписаны ограничения по волне — 0,5 м, ветру — 15 м/с, удаление от берега — не более 1,5 км. Судно оборудовано эхолотом, радаром и рацией. Для того чтобы капитан мог отслеживать линию свала и вести судно точно над его кромкой, дополнительно к эхолоту есть узкая смотровая шахта над стеклянными люками в трюме.

Команда — два человека плюс экскурсовод, в течение 40 минут рассказывающий об особенностях подводного мира Байкала. Экскурсии проводятся от пирса, рядом с Байкальским музеем (билет — 350 руб.). Лучшее время для экскурсий — начало лета, когда на глубину проникает много света. В конце июля на Байкале начинается цветение, и света становится меньше, что ограничивает видимость дна (в течение года видимость под водой колеблется от 10 до 60 метров). Осмотреть дно вокруг Шаман-камня в истоке Ангары можно только с августа, когда поднимается после летних дождей уровень Байкала (в начале лета из-за больших валунов на небольшой глубине возле Шаман-камня катер не ходит). Для защиты стеклянных иллюминаторов от столкновения с валунами на мелководье к днищу судна приварен специальный стреловидный козырек.

Зрелище свала завораживает. Близкое дно внезапно обрывается в чернеющую пустоту, и это настолько неожиданно для зрителя, что туристы из японских мегаполисов, выросшие среди городских построек, в панике выбегают на палубу, испугавшись внезапно развернувшейся под ними бездны. Аналогичный зрительный эффект наблюдается и возле Шаман-камня, где глубина местами составляет около 1,5 м, дно просматривается во всех деталях, так что можно прочитать номинал монет, во множестве разбросанных туристами. Увеличительный эффект стекол создает иллюзию опасной близости подводных камней, а стремительное течение и удары льдинок вызывают легкую панику.

Берег в Листвянке, затопленный после строительства Иркутской ГЭС и последующего подъема Байкала на 1 метр, скрывает под водой старый причал из бревен, расположенный на расстоянии около 100 м от современного пляжа. Затопленные лиственничные бревна разрушенного пирса можно наблюдать напротив Байкальского музея. Напротив Листвянки на глубинах от 12 до 60 метров лежат четыре якоря, два из них — четырехлепестковые, мощные, в рост человека, сплошь обросшие губкой и покрытые сильной коррозией, находящиеся в непосредственной близости друг от друга.

Сергей Волков

Автомаркет+Спорт № 24/2009

тут были комменты. RIP!






Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог