Иркутск – Большое Голоустное
Просмотров: 28280
8 Июня 2007

БЛИЖНИЙ ВЫХОД К МОРЮ

Иркутск — Большое Голоустное

Странно всё в природе в последние времена. Мне кажется, что сейчас, в конце мая, зелень кругом такая, какая раньше только в июне бывала. Вот и лето на подходе, то есть оно уже здесь. Каким оно будет: солнечным, дождливым, ветреным? Впрочем, каким бы ни было, а лучше, чем на Байкале, лета не бывает! Вот и пришло время смотреть природные байкальские рекреации: что новенького, какие туристические базы и отели появились, какая «инфраструктурка» приросла? Это актуально тем более, что и туристско-рекреационная зона Байкала «устаканилась»: люди прибрежные уже знают, что можно деньги в жизнь вкладывать, строить, развивать, проращивать, культивировать… Обдумывая маршруты по местам отдыха, мы решили начать их со старого и самого ближнего «медвежьего угла» — села Большое Голоустное. Почему «медвежьего»? Потому что ещё совсем недавно там даже ЛЭП не было, и жизнь «питалась» от дряхлого дизелька. Да и сама деревня-то была всегда «в загоне» — цивилизации практически никакой, а то, что оставалось от леспромхоза, уже истлело, и остатки растащили… Но вот теперь всё должно измениться: и «свет» в Голоустное провели, и законы хорошие в стране приняли. Посмотрим, что на ближнем побережье? Есть ли места, где можно отдохнуть летом?

ДОРОГОЙ ПЫЛЬНОЮ

Иркутск — Большое Голоустное

Натуральная рыхлятина…

Иркутск — Большое Голоустное

Спуск с водораздела на 57-м километре

Иркутск — Большое Голоустное

Марсианские пейзажи долины Голоустной — деревня за сопкой

Дорога к Голоустному многие годы была хороша на первых 15 километрах, где асфальт. Дальше же начиналась пыльная грейдерная дорога, и радость движения терялась в клубах пыли от встречных машин… Еду вдоль долины Ушаковки. Изменилось ли что за последние лет десять? Да, асфальт протянулся дальше на 15 километров… И вот она — гравийная «трясучка», теперь начинается перед посёлком Добролёт. Получается примерно «фифти-фифти»: до Малого Голоустного ещё километров сорок по гравию…

Что за название «Добролёт»? Был здесь на заре советской власти, в 20-х годах прошлого века, аэродром общества «Добролёт». Позже он стал не нужен, и его забросили. А после войны был тут лагерь НКВД для японских военнопленных. Старики говорят, что японцы ловили змей, варили, ели их, считая деликатесом, а называли «горной рыбой»… До Малого Голоустного отсюда всего 79 километров, а до Большого Голоустного — 117.

Иркутск — Большое Голоустное

Долина красива, а сельцо Малое Голоустное грустное и понурое какое-то…

Иркутск — Большое Голоустное

Грандиозный каньон, а не дорога!

Сразу за Добролётом на полотне появилась рыхлая подсыпка, раскатанная грейдером на половину дороги. По «рыхляку» пришлось ехать несколько вёрст. Машина «виляет хвостом» — слишком не разгонишься. Вот рыхлая полоса закончилась, и я развил «сотню», а через несколько километров опять пошла рыхлая полоса, и я увидел работающий грейдер. Видимо, подсыпают дорогу, готовя к укладке асфальта. Кстати, те 15 километров асфальта, что прибавились в начале пути в последние годы, чрезвычайно низкого качества: местами покрытие выкрошилось крупными кусками, и иной раз приходится объезжать дыры в асфальте по встречной.

Нет, ничего здесь пока не изменилось: промчался «бешеный» пикап, и вся картина мира утонула в сплошном облаке пыли… Вот и Малое Голоустное показалось за большой крутой сопкой. Здесь красивая треугольная долина, где в речку Голоустную впадают две речушки с древними эвенкийскими названиями Экорлик и Урунтин. Не так давно и Голоустная имела исконное название Идин-Гол. Зачем её поименовали по-русски так безрадостно… Голоустный — так исторически назывался мыс на Байкале, что в устье реки. Голый мысок, песчаная карга, по сути. Потом у мыса зимовьё было, его назвали Голоустным — по месту. И вот теперь и река так именуется — «исторически сложившийся факт».

Иркутск — Большое Голоустное

Нижний Кочергат старый — изначальный

Кто вообще тут обретался и осваивал эти места? Высадился тут казачий атаман Пётр Бекетов в 1653 году, он и был первым, кто «оприходовал» эти места под власть государеву. Позже монахи Посольского монастыря, что на той стороне Байкала, поставили здесь зимовьё и организовали почтовую станцию — дорога тогда здесь через озеро проходила, монастырская. В общем, люди живут у устья, у голого, с конца 17-го века. Монастырское зимовьё у монахов выкупил удалой мужик Леонтий Стрекалов. Это, видимо, был первый местный предприниматель… Большой деревни не было столетия — несколько улусов, каждый из которых основан какой-то бурятской семьёй. При советской власти имелись в Малом и Большом Голоустных два колхоза – «им. Пушкина» и «им. Ворошилова», которые затем слили в один «Путь к коммунизму», что и обанкротился к концу 50-х годов. Колхоз директивно ликвидировали, а остатки имущества его передали Урикскому хозяйству. Затем в Голоустных сёлах вырос и окреп леспромхоз и предприятие лесосплава, что под конец СССР тоже «почили в бозе»… И вот, к печальным 90-м годам места Голоустненские оказались словно у разбитого корыта: ни предприятий, ни работы… Вот только сейчас всё и должно начаться снова! Конечно же, я уповаю на пресловутую «рекреационную» зону!

Иркутск — Большое Голоустное

Прекрасный бассейн рядом с сауной

Иркутск — Большое Голоустное

Пятиместный!

Иркутск — Большое Голоустное

Целый коттедж с 4 комнатами — 13 тысяч рублей в сутки

Проехал по краю Малого Голоустного — заезжать в сельцо не хочется, так неприютно оно выглядит… Остановился у обочины и спросил у деревенских мотоциклистов: «Есть ли в Малой турбаза или гостиница?». Парни, как бы извиняясь, сказали: «Турбаз нет ни одной… А гостиница есть — вон там, возле школы, но вам она не понравится…». Прозрачно намекают…

Еду дальше, и тут «глаз цепляется» за что-то новое. Ага! Мост прекрасный — новый, железобетонный! И указатели — синие таблички «Бугульдейка. ГСМ» — новые, нарядные. Вот и пошла одна из самых красивых и любимых мною дорог — от Малого до Большого Голоустного. Вьётся она вдоль речки, то падая в долину Голоустной, то поднимаясь в высокие сопки. Речка — красавица, и ехать вдоль неё всегда радостно — виды открываются потрясающие. Помню, ещё лет десять назад на этой дороге в иных местах торчали «бараньи лбы» — глыбы коренных скальников. Помню, как я пробил тут однажды новую чешскую шину Barum… Тогда полотно фактически не было отсыпано грунтом — каменья так и торчали везде… Сейчас этого нет — отличная грейдерная дорога, по которой я спокойно еду 80-100 км/час. По всей дороге вместо бревенчатых руин стоят стройные железобетонные мосты! В середине живописного пути (от «Малой» до «Большой» всего 38 километров) дорога поднимается в горы и у самого перевала я вижу знаки «Сужение дороги» и «Ремонтные работы».

Иркутск — Большое Голоустное

Панорама села Большое Голоустное

За поворотом открывается величественная картина: вырыта огромная котловина, по дну которой идёт новая, ещё песчаная, дорога. Даже профиль дороги в горах перестраивают: стало быть, будет здесь рекреационное шоссе! Когда же нам удастся без пыли доехать до Голоустного? После перевала дорога становится ещё лучше — здесь профиль уже поправили, и я почти всё время еду «под сотню». Синяя яркая табличка «Н. КОЧЕРГАТ». Это поворот направо — поеду, посмотрю, что в Нижнем Кочергате нового?

НИЖНИЙ КОЧЕРГАТ

Иркутск — Большое Голоустное

Строится голоустненская инфраструктура

Иркутск — Большое Голоустное

Вот симпатичная база дачного типа, но никого нет — ни сторожей, ни хозяев…

Иркутск — Большое Голоустное

«Нерпёнок» — Экологический детский учебный центр при Национальном Парке

Именно здесь жил и работал Виктор Васильевич Телятьев — научный сотрудник Сибирского института физиологии и биохимии растений, тот самый знаменитый Телятьев, который написал уникальную фундаментальную монографию «Целебные клады», в которой описал более 458 видов дикорастущих лекарственных растений. Ещё стоит в Кочергате домик учёного, а самого уж нет…

Сам Нижний Кочергат всегда был совершенно «замшелой» деревенькой в пяти верстах от «трассы» между «Малой» и «Большой», и лишь в последние годы сюда стали всё больше проникать дачники, частники. Я был здесь «тыщу лет назад» и сейчас с удивлением обнаружил уже целый новый посёлочек вдоль речки — дачки и более презентабельные особнячки за прекрасными оградами. А по краям деревни идёт строительство больших усадебных домов. Я стал расспрашивать строителей, не турбазы ли они строят. Все «гастарбайтеры» отвечали мне почти одно и то же: «Нэт. Это частная собствэнность…».

Но, как оказалось, турбаза в Нижнем Кочергате есть, причём единственная и работающая: она выплыла мне навстречу «боевым кораблём» за рекой — на южной окраине деревни. Красивые, крепкие дома из морёного бруса, спортивная площадка с волейбольными сетками, беговая дорожка… Как сообщил мне сторож — общительный седой мужичок, длинноволосый и похожий на хиппи — турбаза названия не имеет «и не имела никогда». Просто турбаза! И всё? В этом что-то есть… А кто хозяин? Частная. Причём сейчас хозяин сменился, и чувствуется прогресс — начинается развитие! Есть на «базе без названия» тёплые зимние дома с хорошими кирпичными печами — в таких домах 28 мест. Есть летние домики — в них 14 мест. Есть полностью благоустроенные номера, есть и «эконом-корпус» — длинный барак с двухместными «ячейками». В бараке места стоят по 250 рублей (или 500 рублей номер). В коттеджах цены «городские» — 2,5 тысячи рублей в сутки. Есть на базе прекрасная сауна с бассейном — 500 рублей в час. Тренажёрный зал. Бильярд. Столовая. В сезон будет работать хороший повар. Как известно, на этой базе летом тренируются «звезды» нашей хоккейной «Байкал-Энергии».

Иркутск — Большое Голоустное

Столовая с камином в «Нерпёнке»

В общем, база хорошая —жить, отдыхать и набираться здоровья можно. А что интересного в округе? Прямо по территории базы протекает уникальный ручей с целебной водой: при анализе в ней обнаружено повышенное содержание активных ионов серебра. Серебро? Это же, фактически, святая вода из-под земли? Местные считают ручей священным. В этом сезоне будут экскурсии: уже подобран хороший проводник, который может показать пещеры, организовать охоту и рыбалку. Но вот клещей в лесу сейчас много. На базе всё предусмотрено: вызывали бригаду санэпидемстанции, которая обработала всю территорию лагеря. Фирма гарантирует: клещей нет.

В Кочергате понравилось: и база хороша, и место — сам распадок между гор очень уютен. Здесь «экологическая ниша». Хотя, говорят, бывает и здесь… Что? Харахаиха, эта злобная старуха… Что такое Харахаиха? Это жуткий ветер до 40 метров секунду, подобный знаменитой Сарме. Харахаиха живёт в ущелье речки Голоустной…

ГОЛОЕ УСТЬЕ

Иркутск — Большое Голоустное

Бывшая турбаза «Юрты» — теперь хозяйство скотоводов!

При выезде из Кочергата любопытный указатель у перекрёстка — стрелки: М. ГОЛОУСТНОЕ — Б. ГОЛОУСТНОЕ. Поворачиваю на «Б». К Байкалу, значит. Дорога идёт по красивейшим пойменным лугам — здесь долина речки расширяется. У моста (тоже нового) старая турбаза – «Шантуйский мост» — улус из оригинальных бурятских юрт, выстроенных из «кругляка». Отсюда до «Большого» всего с пяток вёрст будет. Посмотрим, что тут нового… Оказывается, это уже не турбаза, а скотоводческое хозяйство, как объяснили мне работники «Юрт». Дело в том, что владельцы этой базы пришли к печальному выводу о нерентабельности, и радикально перепрофилировали предприятие…

Иркутск — Большое Голоустное

На берегу у церкви строится целый городок для туристов

За Шантуйским мостом дорога проходит через живописные «щёчки» и аллею гигантских реликтовых тополей, затем переходит по высокому (опять же — новому) мосту на другой берег речки, и взору открываются широкие и неприютные пространства дельты Голоустной. Вот это и есть Голое Устье. Здесь и резвится страшная старуха Харахаиха… Панорама села неприютная и безрадостная. Большое Голоустное это типичный улус — растительности в селе мало и только в русских усадьбах, бурятские дворы голы. Население посёлка около 600 человек… Всего! А «инфраструктурка» есть? Проклюнулась: по всему селу видны новостройки. Паркуюсь к первой из них. Работяги «с юга»: хозяев нет, когда и кто будет, не знают. Не знают даже, когда они сами «сдают» объект… «Как пойдёт дело… Как только — так сразу…». Точно такая же картина и в других местах… А баз-то строится немало! Пожалуй, с десяток!

Иркутск — Большое Голоустное

«У Михалыча» двухместные домики с электрообогревом

Иркутск — Большое Голоустное

Ради этой красоты мы едем к берегам Байкала

Вот нашёл что-то симпатичное: красивая резьба на воротах и милое название «Нерпёнок». Захожу. Работа кипит, краской пахнет, свежие доски привезли… Молодой паренёк жмёт мне руку и показывает хозяйство. Оказывается, это не турбаза, а Экологический детский учебный центр при Прибайкальском Национальном Парке. Руководит «Нерпёнком» очень увлечённая женщина — Лариса Глебовна Чикалина. Сама по образованию преподаватель-биолог. С жаром рассказывает о своих родных местах: о сакральных достопримечательностях, о памятниках природы и красивых ландшафтах в окрестностях реки Голоустной. Конечно же, это хорошее место: ребятишки могут здесь не только отдохнуть летом, надышаться свежим воздухом, набраться здоровья, но и многому научиться даже по таким темам, как самооздоровление (!) и саморегуляция организма… Экологическая тема? Тут конкретный курс лекций по экологии озера Байкал, так называемые беседы на экологической тропе… Есть туры на катере, есть обучение верховой езде на лошади, есть пешие походы в бухту Песчаную и другие красивые места. А как с условиями? Два двухэтажных дома, в которых 2,3,4,6–местные комнаты, есть и отдельные домики на несколько человек. Посмотрел: скромно, но уютно и симпатично, и главное — настоящее водяное отопление. Двухъярусные деревянные кровати: ребятне, обычно, это нравится… Хорошая столовая, каменный камин, кожаные диваны, а питание 5-разовое, с включением в рацион местных лекарственных растений, укрепляющих детский организм и повышающих иммунитет… Есть и обязательная физкультура по утрам, дыхательная гимнастика, массаж. А «под занавес» Лариса Чикалина рассказала мне о паре таинственных мест в окрестных горах, в которых происходят чудесные исцеления от разных болезней, но просила о них не писать, а то ведь вытопчут… «Вы приезжайте с семьёй, с детьми — мы вас сводим везде и всё вам покажем, и оздоровитесь здесь!». Отлично. Хорошее место появилось, причём для наших «малых»! Телефоны Ларисы Чикалиной: 95-12-00, 8-914-895-12-00.

Иркутск — Большое Голоустное

Даже лесенки на бережок обустроены

У побережья, там, где церквушка новенькая стоит, строится целый городок каких-то баз. А ведь ещё несколько лет назад ни намёка! А теперь уже и не голое устье-то… Все базы с работягами, хозяев нет — строительство… Чуть дальше церкви нашёл живое место: есть, наконец-то, хозяин, и есть, следовательно, кого послушать – получить информацию из первых уст. База называется просто – «У Михалыча». Михалыч — уже довольно известный человек этого околотка, про него мне рассказывали знакомые байкеры в Иркутске, он всю их тусовку на берегу кормил позами и рыбой… А вообще у Николая Михайловича и его супруги Людмилы Фёдоровны Сигаевых здесь, в Большом Голоустном, давно была одна из первых частных гостиниц: так называемый Дом Людмилы Сигаевой.

Иркутск — Большое Голоустное

Дом Зои Гришиной

Иркутск — Большое Голоустное

Обзорная гора — с неё лучший вид на устье реки и посёлок

У Николая Сигаева целая цепочка — 9 двухместных домиков с электрообогревом, то есть всего 18 койко-мест. Это простая, самая демократичная база, по 250 рублей «с носа». Питание — 300 рублей в день. Летний душ. Баню построят к осени — сейчас не успевает всего Михалыч. Кровати деревянные заказал, матрасы хорошие. Маленький спортзал с гантелями, штангой и теннисным столом… Столовая-кафе уже стоит. Поначалу Сигаев планирует организовать питание на завозных комплексах, а позже нанять повара, сделать «всё по уму». А позы и рыбу они с супругой сами готовят отменно! Телефон Николая Михайловича Сигаева — 96-09-29, Людмилы Фёдоровны — 99-64-54. И ещё один «живой» дом нашёл я в Большом Голоустном — первый на улице Байкальской. Это частная гостиница Зои Владимировны Гришиной — два дома на 12 мест — комнаты самые разные, а обстановка домашняя. Цены скромные: c 3-х разовым питанием — 500 рублей с человека, без питания — 300 рублей. Из услуг: экскурсии по уникальным памятникам природы, аренда лодки. Телефоны Зои Гришиной и её сына Владимира — 501-186, 8-914-93-15-293. Чуть не забыл о главном: в Голоустном нет связи «Байкалвесткома», здесь работает МТС — не забудьте подключить роуминг! Вот, собственно, и всё по посёлку… Остаётся прогуляться по берегу Озера.

ПО БРЕГУ ЗЕЛЁНОМУ

Иркутск — Большое Голоустное

Голоустненские кряжи

Вправо от посёлка Большое Голоустное, по берегу на юг, уходит живописная каменистая дорога. Сопки с неё обозреваются необычайной красоты: утёсы, цепляющиеся за склон кряжистые сосенки. Вдалеке виден красивый зелёный мыс, прямо хоть песню пой! Посмотрел я на него и вспомнил печальную правду жизни: спел Пол Маккартни когда-то песню про шотландский мыс Кинтайр, началось на тот мыс паломничество, и через некоторое время чудесный зелёный мысок вытоптали…

Эта дорога имеет всего три километра длины и ведёт она к бывшей базе «Иркутскэнерго». Ныне эта база продана в частные руки, но, как сказал мне сторож, в качестве турбазы использоваться не будет — просто «заимка»… А за базой на мысу чудесные зелёные поляны подходят прямо к морю: паркуйся и живи! Я имею в виду «дикарём» — в палатке… Тут, как я увидел, произошли большие изменения: Национальный парк оборудовал стоянки — есть костровые места, мусорные баки вдоль дороги и … туалеты! Пирамидальные дощатые теремки «в кустиках»! Здорово! А ещё здесь построили деревянные лесенки, чтобы можно было к воде удобно спускаться прямо с зелёной поляны. Сказка! Только не вытаптывайте этот мыс, дорогие земляки, я вас умоляю…

Пробовал я съездить и влево от посёлка — по другой стороне речки. Там есть большая турбаза с летними домиками за большим забором. На машине проехать туда не смог: грязь и глубокие промоины на дороге. Сходил пешком: постучался в двери и окна, но никто мне не отворил…

Напоследок поехал искать омуля, чтобы домой взять гостинца с Байкала, но не нашёл… Спросил у прохожего деда-бурята: «А где можно омулька прикупить? Подскажите, пожалуйста». Дед прищурился и сказал, цедя слова: «Однако нигде сейчас не купишь, нету рыбы в деревне — не сезон. Cмотри — на домах написано, если кто торгует!». Поколесил я по деревне, но надписей про рыбу не нашёл… Зато увидел первую в этом месте шиномонтажную мастерскую. Зашёл в ближайший магазин «Анна» и узнал у хозяйки необычайной русской красоты, что рыбы сейчас не купить: «Приезжайте в июле: омуль у нас будет в магазине и солёный, и копчёный, а сейчас нету, не сезон!».

Так и уехал я с Байкала без рыбы, зато красоты ненаглядной хватил с брега зелёного, с людьми хорошими познакомился и туалеты в лесу увидел!

Счастливых летних путей и до встреч у берегов Славного Моря!

Тимофей МИТИН

Автомаркет+Спорт № 23/2007

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог