Опыт эксплуатации. Бедная Дуня (Toyota Dyna)
Просмотров: 17321
8 Июня 2007
Toyota Dyna

Кто окажется в состоянии объяснить, почему вопреки всем правилам транскрипции название японского грузовичка Toyota Dyna у нас упорно произносится как «Дюна»? Как давно английская «Y» стала созвучна нашей «Ю»? Нет ответа. Между тем, согласно тем же правилам произношения, Dyna должна звучать как «Дайна». Или, в самом крайнем случае – «Дина», то есть одна из единиц измерения силы. Но все тщетно – как прозвал народ машину «Дюной», так и продолжает упорствовать в невежестве, не утруждая себя внимательным прочтением четырех букв на шильдике. Впрочем, это ли главное, и уж тем более применительно к грузовику? Лишь бы исправно трудился и не требовал к своей персоне повышенного внимания, трудозатрат и капиталовложений…

Toyota Dyna

Несмотря на дружные уверения иркутских продавцов авторезины, переход с катков 235/50 R13,5 на обычные 14-дюймовые колеса со 185-ми покрышками не потребовал замены или переделки ступиц. Тулунские мастера смогли подобрать подходящие по размерам диски

Пусть не часто, но случаются в жизни моменты, когда чувствуешь себя полным профаном. И одним из таких событий стало твердое решение родственников из далекой деревни приобрести в собственное хозяйство японский грузовичок. С одной стороны, прогресс в сознании сельских жителей налицо – еще пару лет назад и слышать не хотевшие о бэушной и уж тем более праворульной технике, предпочитавшие всем автомобилям новые «Жигули», они все-таки пошли на рискованный и авантюрный, по их мнению, шаг (хорошо, удалось отговорить их от покупки бортового УАЗа!). «Жигули»-то они незадолго перед этим купили, но радости от общения с новой отечественной техникой почему-то не прибавилось. С другой стороны, мне, как жителю Иркутска, теперь предстояло стать их гидом по городским авторынкам и главным консультантом в выборе и приобретении грузовика. Почетно и даже приятно, но с той лишь оговоркой, что до этого момента я имел весьма смутное представление о японской грузовой технике. То есть видел эти машины на городских дорогах, неплохо разбирался в марках и модификациях, был осведомлен о существовании полноприводных версий, наличия МКП и «автоматов», 12- и 24-вольтового электрооборудования. И, в общем-то, все. Ни о каких критериях и особенностях выбора, кроме необходимой грузоподъемности, речь не шла.

Toyota Dyna

Комбинация приборов — сама простота, но простота кажущаяся. По обе стороны от основных шкал — целая россыпь невидимых до случая контрольных ламп, среди которых уровень и давление масла, и даже наличие жидкости в бачке омывателя

Но в один из чудесных майских дней 2005 года наступил момент истины – на пороге появился тесть и, не откладывая дело в долгий ящик, предложил отправиться на рынок за грузовиком. Предварительные прогнозы касательно характеристик автомобиля выглядели так: «механика» (на кой ему в деревне АКП?), дизель (атмосферный или турбовый – об этом как-то не задумывались), односкатные колеса на задней оси, лучше всего одной размерности с передними (в идеале и вовсе 4WD), полторы-две тонны грузоподъемности, отсутствие местного пробега и стоимость не более $7000. Исходя из озвученной суммы, решение задачи не обещало стать простым, но деваться некуда – пора на рынок.

Toyota Dyna

О том, что существует размерность 235/50 R13,5, оказались осведомлены далеко не все шиномонтажники и продавцы авторезины, а многие даже выходили к машине, чтобы воочию в этом убедиться

Toyota Dyna

Слово «дизайн» никогда не было применимо к интерьеру грузовиков, но здесь оно и не важно — гораздо актуальнее доступность всех органов управления и удобство их использования

Первый осмотр ближайших в Рабочему автосалонов не выявил сколько-нибудь серьезных фаворитов, зато дал большую пищу к размышлению. Во-первых, автомобиль с искомыми характеристиками «весит» на $1000-1500 больше, а полноприводный и подавно. О двух и более тоннах грузоподъемности, равно как и о двигателе объемом более трех литров, тоже можно не мечтать. Во-вторых, с какими вообще, черт возьми, мерками подходить к грузовику? Кривиться от царапин на бортах и бампере, требовать скидку за отсутствие «музыки» и предъявлять претензии за коцки в кабине? Смешно и грустно. Однако после десятка осмотренных машин и общей оценки их «продажного» вида уже можно было делать кое-какие выводы. Так, настойчиво рекомендованный нам Isuzu Elf 1994 года выпуска сошел с дистанции по причине крайне изношенного пластика в салоне и поменянных местами (зачем?) электроприводов стекол. Может, по силовой части у него и впрямь все было в порядке, но пришлось ему в прошлой жизни не сладко – и обшивку зачем-то сдирали, и гоняли машину в хвост и гриву. А ведь дальнейшая эксплуатация грузовика предполагалась за 350 км от Иркутска, в глухой деревне под Тулуном, где малейшая неисправность грозит полной остановкой и вынужденной «консервацией» – с запчастями в глубинке не очень-то. Не вариант.

Toyota Dyna

Даже каких-то 300-350 килограммов в кузове способны сделать поведение Dyna на дороге более плавным и комфортным

Следующим кандидатом стал Nissan Atlas: 1995 год выпуска, довольно ухоженный и даже симпатичный вид, полторы тонны грузоподъемности, одинаковые колеса и $6500 за все удовольствие. Кое-как завели, послушали, понюхали – не понравились излишне металлические нотки в голосе двигателя. Понятно, что не к бензиновому V8 придираемся, но все же… Позвал на помощь коллегу, владевшего на тот момент дизельным Nissan Vanette, его звук мотора Atlas не огорчил, но и не вдохновил. Позвал знакомых механиков из ближайшего автосервиса – те вообще ничего внятного не добавили. Тем временем Atlas прогрелся, и к лязгу добавились заметные облачка копоти, вылетающие из выхлопной трубы при нажатии на педаль газа. И это на месте, еще без всякой загрузки! Не вариант, даже с нашими, мягко сказать, скромными познаниями в грузовой технике.

Toyota Dyna

Если держать руки на большом руле Dyna в «легковых» точках 10-14, при среднем росте и комплекции водителя сложно дотянуться до спинки кресла. Быстро устаешь. Но стоит перехватить руль в 9-15 и вальяжно откинуться на спинку кресла, как не страшна и тысяча кило

Обращаем внимание на стоящую в десятке метров «полуторку» Dyna, ранее «списанную» нами за колеса разной размерности. 1996 год выпуска, приемлемые $6800, 2,8-литровый атмосферный 3L и, соответственно, 12-вольтовое электрооборудование (можно без проблем подключить магнитолу вместо штатного радио, хотя этот вопрос тестя интересует менее всего), элементарно не возникнет проблем с перегоревшими лампочками. Кузов и кабина, естественно, не без царапин, но внутри довольно чисто и без излишних потертостей. Заводим с первой попытки, слушаем, нюхаем. Дизель, конечно, но работает мягко, устойчиво и как-то уверенно. Из выхлопной трубы – ни облачка во всех режимах. Легко трогается со второй и даже с третьей передачи, мотор не высказывает никакого возмущения.

Коллега одобрительно кивает головой, все еще присутствующие здесь «мотористы» из автосервиса с ним немедленно и безоговорочно соглашаются. Светотехника в порядке, печка и кондиционер работают, дворники исправно машут через все стекло, даже специальная жидкость в бачке омывателя имеется. Что еще? Остается последнее «но» – как быть с колесами? Решаем не делать из них камень преткновения – все-таки односкатные, пусть на задней оси и «неправильный» размер 235/50 R13,5. А что почти лысые, так заменим покрышки при первой возможности на более свежие… Как бы не так, но об этом чуть позже.

Toyota Dyna

Кто бы подсказал при покупке, что следует обратить внимание на наличие всех креплений у бортов автомобиля? Одного не оказалось, и жуткий грохот металла за спиной оповестил об этом уже с первых метров пути. Впоследствии пришлось попросту намертво стянуть перед

В общем, через час Dyna перешла в собственность тестя. А он, как деревенский житель в энном поколении, несмотря на наличие водительского удостоверения и многолетнего опыта, панически боится городских светофоров, перекрестков и многополосных дорог. Так что мое участие в судьбе Dyna не закончилось объездом городских рынков и консультациями в выборе, пришлось перегонять грузовик в деревню, за 350 километров по федеральной трассе М-53. А заодно и сделать выводы из первого опыта вождения грузовика, пусть и полуторки. Обзорность великолепна, к габаритам привыкаешь сразу, а маневренности грузовика позавидует большинство легковушек – развернуться можно практически на месте. Дизель молодец! Прет как танк на любых оборотах, при желании всю «федералку» можно преодолеть, что называется, «одной пятой», с поправкой на усольские противотанковые заграждения. А вот ходы коробки передач не показались оптимальными: слишком длинные в продольном направлении и буквально нанизанные друг на друга в поперечном – с непривычки вместо третьей можно попасть и в первую, и в пятую. Благо, 3L к этому относится довольно сдержанно. Зато подвеска активно не любит поперечные трещины и стыки асфальта – трясет безбожно. Но на то он и грузовик, чтобы не бегать вхолостую – уже каких-то 300-350 кг в кузове делают его походку заметно мягче и комфортнее, так что 80 км/час порожняком и с грузом за рулем Dyna ощущаются совершенно по-разному. Сайт с проститутками индивидуалками: dosug-anapa.ru Еще бы рулевое чуть поострее сделать, а то «плывет» машина, и с ростом скорости все заметнее…

С тех пор минуло два года. Dyna исправно трудится, периодически курсируя между Тулуном и Куйтуном. А из всех общепринятых послепродажных работ отметилась разве что единичной заменой моторного масла и фильтра. В Тулуне, на специализированной СТО, но не без нюансов. Так, масло и фильтр поменяли, но на панели приборов вдруг вспыхнуло желтым (не красным) цветом изображение масленки. Испугались, заглушили. Вновь завели – лампа по-прежнему горит. Оказалось, при замене фильтра случайно задели провод одного из датчиков. Контакт пропал, о чем и появилось соответствующее предупреждение. Здесь же выяснилось, что подобное характерно для Dyna с 3L. Поставили провод на место, лампа погасла и более не загоралась. Вот и все. Больше никакие смазки и жидкости не менялись, даже ремень ГРМ никто не трогал. Смелый тесть, ничего не боится – а тут начитаешься некрологов о преждевременной гибели японских дизелей из-за некачественного и несвоевременного обслуживания, аж жуть берет. Неужели зря мы холим и лелеем наши машины, им и без этого хорошо живется? Такое отношение к технике, скорее всего, неправильное, однако Dyna работает и ничем не выказывает своего неудовольствия. Да и не насилует ее никто, разве что разок заставили вытащить из леса две тонны дров – тут она на задний мост и села. И выбралась бы, наверное, не окажись на задней оси та самая лысая резина. И тут оказалось, что о подобной размерности в Тулуне даже не слышали, а иркутские фирмы могут привезти ее только новую и на заказ.

Начав с тирад о «гадких и неприспособленных к нам японцах» и «лучше бы уазик купили», родственники все-таки пошли по самому рациональному пути и исхитрились заменить все четыре колесных диска Dyna на одинаковые 14-дюймовые, обув их в новые отечественные покрышки. Просто подобрали подходящие диски, при этом обошлось без замены и переделки задних ступиц, о необходимости которой так настойчиво твердили иркутские фирмы. А недавно Dyna совершила очередной 700-километровый вояж в Иркутск и обратно. С грузом и без. Спокойно, уверенно, без забастовок и эксцессов, как полагается настоящей труженице. А главное – тесть отдал новые «Жигули» младшей дочери и больше слышать не желает о легковушках вообще, а об отечественных – в особенности.

P.S. Похоже, вопреки всему суждено японской Toyota Dyna оставаться в наших краях «Дюной», а то и еще кем покруче. Вот и куйтунские гаишники в свидетельстве о регистрации написали «ТОЙОТА-ДУНА». Не «Дюна» даже и не «Дуня», как в последнее время стали именовать этот автомобиль. Бедная, бедная Дуня…

Андрей Славин,
постоянный читатель

Автомаркет+Спорт № 23

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог