Зам Унгэрээ
Просмотров: 12035
1 Июня 2007

МЕСТО, ГДЕ КОНЧАЕТСЯ ДОРОГА

Зам Унгэрээ

Когда в древности предки ольхонских бурят расселялись по западному побережью Байкала, дойдя до непроходимых гор, преграждающих им путь на север, они воскликнули: «Зам унгэрээ» — дорога кончилась. Так впоследствии возникли топонимы местности Зама и селения Онгурен. В место, где кончается дорога, и отправилась наша мини-экспедиция.

Зам Унгэрээ

Шаманское священное место, гора Зундук

Сейчас побережье Малого моря, одного из самых живописных мест на Байкале, интенсивно застраивается турбазами, и автомобильная дорога пробита сквозь таежную чащу еще дальше от Онгурена до северного кордона Байкало-Ленского заповедника Анхалуй, расположенного на прямой видимости в 4-х км южнее сакрального мыса Рытый. Этот кордон заповедника — последняя точка, доступная для автомобилей на западном побережье Байкала. Дальше на север нет ни дорог, ни конной тропы. Крутые склоны могучего Байкальского хребта, вплотную подходящие к берегу озера, не оставляют шансов для какого-либо удлинения дороги в дальнейшем.

В прошедшие выходные мы решили пройти этой дорогой до конца. В составе нашей небольшой команды — подготовленные внедорожники участников Гобийской экспедиции — два Land Cruiser и новый полноприводный пикап Nissan Nivara. На все про все — три дня.

ЗАПОВЕДНАЯ ЗЕМЛЯ

Сейчас улучшенная гравийная дорога протянута до Курмы. Забытые извилистые «33 поворота» старой дороги среди крупных валунов дельты Сармы полностью заросли травой и стали незаметными, а саму каменистую равнину теперь можно пересечь на скорости 80 км/час. Дорогу по побережью Малого Моря от залива Мухар до Онгурена (120 км) можно пройти за 3-4 часа, весь маршрут от Иркутска до кордона Анхалуй — за 10-13 часов. Автомобильное путешествие интересно возможностью в течение дня ехать вдоль кромки воды с цветущим багульником и любоваться меняющимися пейзажами побережья. От Иркутска до Еланцов 205 км (2,5 часа езды), от Еланцов до кордона Анхалуй 190 км (8-10 часов). За Курмой начинается каменистая лесная дорога с выступающими крупными валунами и корнями деревьев, которые надо виртуозно объезжать, что снижает скорость движения до 10-20 км в час. Дорога по сравнению с ее состоянием 5 лет назад стала заметно укатанней и суше.

Зам Унгэрээ

Первый брод на мысе Улан-Ханский

Заболоченный Улан-Ханский мыс, славившийся своими коварными грязевыми ловушками, теперь совершенно сухой и сохранил только два глубоких брода, а на дороге начинает образовываться неприятный гофр. Оба брода проходятся с левой стороны, второй, наиболее глубокий, можно преодолеть ниже по ручью или, по рекомендации местных водителей, наискосок под белый камень. Справа — глубокая яма.

Наш первый Land Cruiser, оборудованный выносным воздухозаборником, буквально вертикально нырнул по капот, так что мы на оставшихся двух машинах предпочли объезд по грязному берегу ниже по ручью. Сразу после Улан-Ханского мыса есть примечательный участок, протяженностью 300-400 м, когда дорога идет по руслу ручья с крупными камнями и галькой. В большую воду прохождение этого участка при творческом подходе может стать похожим на пробег Camel Trophy.

Зам Унгэрээ

Участок дороги Онгурен — Кочерекова

На сухих участках подобно монгольским дорогам при движении много пыли и ехать приходится на значительном удалении друг от друга. До Замы дорога более-менее проходимая, хотя выступающих камней на дороге много, поэтому надо иметь пару запасок — пробить колесо очень просто. Наиболее сложные участки начинаются за местностью Зама. Сначала это крутой подъем не для слабонервных пассажиров на высоту около 300 м над уровнем Байкала, причем узкая дорога, на которой нельзя разъехаться двум встречным машинам, проходит, подрезая 45-градусный склон, высоко над озером. Отсюда открывается исключительно красивая панорама на Заму с озером, галечную косу перед мысом Халтыгей, напротив — отчетливый контур северной оконечности острова Ольхон и на востоке, на самом горизонте — контур заснеженных вершин полуострова Святой Нос. Затем за поселком Онгурен начинается таежная дорога с выступающими толстыми корневищами через таежные заросли с вековыми соснами и лиственницами. Здесь много грязи, ручьев и воды, стекающей прямо по дороге, глубокая грязная колея с ямами, в которой можно сесть на раму, однако дорога не настолько сложна, чтобы по ней нельзя было проехать.

Зам Унгэрээ

Препятствие на таежной дороге

Дорожные препятствия отсекают массового автотуриста, и до этих мест доезжают совсем немногие. Свидетельство тому — чистое побережье без следов кострищ и старых бивуаков. На озере около Онгурена мы видим трех диких белоснежных лебедей, что тоже говорит о редком появлении здесь людей. На вершинах близких гольцов лежит нерастаявший снег, а вдоль дороги обильно цветет ярким насыщенным розовым ковром высокий багульник.

Зам Унгэрээ

Дорога по побережью Малого Моря проходит вдоль берега

Дорога от Онгурена до Анхалуя (25 км) проходит по горам вдали от берега, так что Байкала не видно. Два полузаброшенных небольших поселка — Кочерикова и Дальний Кочерикова — единственные следы поселений по пути к Анхалую. Болото с кочками и жидкой грязью — еще одно препятствие перед выходом к берегу Байкала. Два Land Cruiser, разбрасывая шмотки грязи вокруг, подпрыгивая на кочках, проходят это место, пикап Nissan Navara умудряется найти объезд сквозь достаточно плотный частокол леса. Последние километры дорога идет среди лиственного леса по самой кромке берега, затем выходит на галечный пляж и упирается в самом конце в бревенчатый дом с вывеской: «Государственный Природный заповедник «Байкало-Ленский». Вход воспрещен!!!» Дальше дороги нет, путь преграждают обрывистые горы мыса высотой 1202 м. Все — это предел, доступный колесному транспорту на западном берегу.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Зам Унгэрээ

Долина реки Аите, подъем на мыс Шэбэтэ

Зам Унгэрээ

Лиственница в три обхвата, возраст 600 лет

Зам Унгэрээ

Туристическая база «Зама»

Плотность застроек туристических баз уменьшается к северу. После Курмы есть только несколько турбаз. Перед Тонким мысом, вскоре после Улан-Ханского мыса у подножия гор, вверх по ручью, расположена круглогодичная турбаза «Енхок» (300 км от Иркутска) на 20 мест предприятия «Чанчур». Лиственничый лес, цветущие эдельвейсы, множество муравейников дали этому месту название Муравьиное царство. Среди старых лиственниц встречаются настоящие исполины, обхватить которые могут только три взрослых. Их возраст превышает 600 лет. У базы есть своя изюминка: охотничий колорит таежной заимки, украшенные рогами наружные стены зимовья, колоритная беседка, сложенная из природных камней, каминный зал, также украшенный камнем, бурятский таган на цепях, рыбацкие сети и засушенные щуки на стене, а также многочисленные самовары и пасущиеся кони. Особенно приятно попариться в бревенчатой бане, построенной на ручье среди леса, с запрудой для купания в проточной ледяной воде после парилки. Подобные проточные купели — большая редкость среди известных бань на Байкале. Днем можно сыграть в гольф. Рядом с турбазой подготовлено поле для гольфа с подстриженной травой. Пожалуй, это первое поле для гольфа на берегах Байкала. Его уже опробовали в прошлом году отдыхающие здесь люди графских кровей, а в задумках владельцев турбазы и проведение здесь первого на Байкале чемпионата по гольфу. От удовольствия подержать в руках фирменные металлические клюшки для гольфа не отказываемся и мы, хотя закатить мяч в лунку с первого удара не удается никому.

В местности Зама располагается самая северная и самая комфортабельная (горячая вода в номерах, бассейн с подогреваемой водой, квадроциклы и велосипеды для отдыхающих и т.д.) турбаза «Зама». Расположена она среди дикой природы в 330 км от Иркутска или в 88 км севернее залива Мухар. Доезжают до нее на своих машинах далеко не все, вместо пяти часов медленной и утомительной тряски по таежной дороге с валунами, многие предпочитают трехчасовую водную прогулку-заброску от МРС до базы на скоростном катере. Мы проехали этот путь туда и обратно за неполный день и не пожалели — красота побережья и, нетронутая цивилизацией, дикая природа заслуживает этого.

Дорога проходит вдоль самой кромки воды. Несколько раз мы спугнули стаи диких уток и парочку турпанов. Много раз останавливались для фотосессий. На мысе Арал в местности Зама осмотрели остатки сторожевого кураканского поста, обнесенного каменной стеной VI-XI вв. Севернее него находится живописный наклонный мыс Халтыгей, примечательный тем, что сложен самой древней на Малом Море породой — гранулитом, возраст которой 1 млрд. 880 тыс. лет.

Зам Унгэрээ

Местность Зама, слева Щучье озеро

Зам Унгэрээ

Вдоль всей дороги по побережью цветет багульник

Зам Унгэрээ

Мотовездеходы с турбазы «Зама»

В окрестностях турбазы раскинулся густой таежный лес со сплошными зарослями багульника, на побережье — протяженные пустынные галечные косы и теплый байкальский сор — озеро Щучье. Раздолье для велосипедных и мотоциклетных экскурсий. Насколько хватает обзора — вокруг горно-таежные, дикие просторы без следов пребывания здесь людей — совсем иная картина, чем на обжитом заливе Мухар. На севере виден контур мыса Рытого, за которым начинается Байкало- Ленский заповедник и Байкальский хребет. Туристическая база «Зама» выгодно отличается от всех других, построенных на побережье Малого Моря, своими удобствами — в каждом номере душ с горячей водой, а среди дополнительных услуг — прокат горных велосипедов и квадроциклов.

Для начала мы берем напрокат шесть горных велосипедов и наперегонки устремляемся к Щучьему озеру (3 км). Километровая галечная коса с плоскими камнями оказывается не самым благоприятным местом для велосипедных шин. После обеда — небольшой трофи-рейд на четырех квадроциклах Yamaha ATV 4WD. Стоимость аренды на час — 800 руб., на день — 5000 руб, что практически сопоставимо с арендой хорошего японского джипа. Прокат современных импортных квадроциклов стоимостью от $10000 каждый — новое предложение на турис-тическом рынке. На этих мотоциклах можно проехать по глухим таежным дорогам, легко передвигаться по узкой галечной косе, где не пройдет внедорожник. Без груза на мотоцикле могут ехать два пассажира. Нам выдают пятнистые комбинезоны от пыли и защитные каски, выполненные под спортивные кепки. Мотоциклы легко разгоняются до 90 км/ч. Управление предельно простое — ездить за рулем могут дети, пластиковый корпус, автоматическая коробка передач, задняя скорость, ручка управления газом и тормоз. Топливного бака емкостью 20 л хватает на 150 км, средний расход — 12,5 л на 100 км.

Ехать по узкой лесной дороге на квадроцикле приятней, чем на автомобиле — ощущение скорости, устойчивость, да и дорога кажется ближе, и отчетлива видна вплоть до засохших хвоинок на земле. Из возможных маршрутов самым примечательным является однодневная поездка на заброшенный 3 года назад золотой прииск с таежными зимовьями на реке Чанчур, расположенный в бассейне реки Лены (33 км в одну сторону от турбазы). Дорога туда с трудом проходится на внедорожниках из-за глубоких ям на лесной колее и многочисленных бродов, но на квадроциклах можно проехать легко.

Этой дорогой с Лены в 1990 г. выходил конвой самого крупного за всю историю международного автомобильного события в Иркутской области — Camel Trophy Сибирь-USSR-90 на внедорожниках LandRover Discavery. С тех пор дорога стала еще хуже и стремительно зарастает. Малонаезженная лесная дорога идет по горам с вековым кедровым лесом, временами через изумительные места с крупными валунами, кварцевым песком и зарослями кедрового стланика на нем. Более короткие часовые маршруты можно совершить на озеро Карасевое (2,4 км), расположенное севернее мыса Халтыгей, что в переводе с бурятского языка — «наклонный мыс», или на озеро Щучье и Кодовый залив (3 км), расположенные у подножия полуострова Арал. Полуостров примечателен сохранившейся древней стеной на своей вершине, предположительно это развалины курыканского сторожевого поста (VI-XI вв.).

ЗАГАДКИ ДРЕВНИХ СООРУЖЕНИЙ

Зам Унгэрээ

Древнее шатровое сооружение, предположительно железоплавильная печь

Зам Унгэрээ
Зам Унгэрээ

Курыканская стена на мысе Шэбэтэ

Побережье Малого Моря примечательно концентрацией археологических объектов, свидетельствующих о проживании здесь людей с глубокой древности. Кроме могильников и многослойных стоянок, интересных, прежде всего, профессиональным археологам, на побережье есть загадочные каменные стены, обычно приписываемые курумчинской культуре, существовавшей в Прибайкалье с VI по X век. Самостоятельное государство ученые связывает с появлением в Прибайкалье представителей тюркских племен. Главную роль в этом племенном союзе играли, кангаласские роды, в составе которых были и те, которые в настоящее время связывают с казахскими родами, а также исконные племена Саха. Наскальные изображения переселения куракан известны на Шишкинских писаницах на реке Лене, а на берегу Байкала к их культуре относят многочисленные укрепленные пункты на вершинах байкальских мысов.

На один из таких мысов мы заехали по пути на Малое Море. Это мыс Шэбэтэ, расположенный справа от устья реки Анга, вблизи известной теперь многим горы Ехэ-Ёрдо, вокруг которой один раз в четыре года проводятся Ёрдынские игры. К вершине мыса можно подъехать на машинах, до вершины останется подняться пешком еще метров 150 по крутому склону. Археологам очень трудно определить точные даты сооружения таких объектов, как земляные насыпи или стены, сложенные из камней без скрепляющего раствора. Стена протяженностью 135 м, высотой 1-1,5 м и толщиной около 1 м опоясывает 10-15 м ниже вершину остроконечной горы (678 м) с севера на берегу Байкала от устья р. Анги. Стена прекрасно сохранилась, однако сухая каменная кладка, не содержащая органических компонентов, пригодных для радиоуглеродного или термолюминесцентного (датировок) анализа, оказывается практически не датируемой. Невозможно точно определить возраст постройки и зачастую даже ее предназначение. Анализы в данном случае оказываются бессильными. Местные старожилы именуют это место названием — «крепость, где метали стрелы, где бурятские дети проходили инициацию и посвящение в мужчины». Подобные стены есть на Крестовском мысе, в Тажеранской степи, на побережье Малого Моря, на мысе Рытом, на севере Байкала. Не все стены имеют оборонительные функции, некоторые из них прямолинейны и находятся на склонах гор, вдали от выступающих байкальских мысов, ставя исследователей в тупик при ответе на вопрос об их предназначении. Подобные новые образования стали складывать и туристы, возможно, уже через несколько десятков лет и эти, вновь сложенные стены также причислят к «загадочной» курумчинской культуре.

Зам Унгэрээ

Загадочное «транспортное» средство на поселковой улице в Онгурене

Еще одно древнее шатровое сооружение, о предназначении которого и времени постройки мне не удается найти свидетельств, длительное время находится в глухом лесу перед Улан-Ханским мысом, примерно на 37 км от залива Мухара. Версий об его предназначении много, фигурируют смешные, такие как печь для выплавки лепешек партизанами Каландаришвили, или «Чрево Матери»— эвенкийское шаманское святилище. Наиболее вероятное предназначение — железоплавильная печь, правда, непонятно, откуда доставлялась сюда руда. К загадочной каменной печи можно пройти по тропе от дороги около 150 м. Ее стены сложены в два ряда с цементирующим раствором из глины и воздушным проходом между ними. Высота сооружения 2,5 м, окружность у основания 4-5 м. Пол выложен каменной плиткой с уклоном в центр, внутренние стены обмазаны глиняным раствором. Жаль, что варварское разрушение коснулось и этого уникального объекта. Кто-то в последние годы разбил северную кладку печи, которая еще несколько лет назад была совершенно целой.

Зам Унгэрээ

Байкальский сор на мысе Зундук

Зам Унгэрээ

Залив Мухар

Зам Унгэрээ

Крутой подъем после Замы к Онгурену

О том, что память людей недолговечна, мы убедились в поселке Онгурен. На одной из улиц увидели совершенно не уместный здесь старинный мини-паровоз с колесами и топкой из толстого железа, только вот его чудо-конструкция и предназначение были для нас непонятны. Мы обошли его со всех сторон, так и не определив, что это за агрегат и связан ли он вообще с транспортом. И только расспросив местных жителей, услышали, что его привезли из тайги года четыре назад, что якобы этот механизм использовался на лесопилке. Хотели из него сделать памятник, да потом забыли и растащили все, что могло от него быть откручено. Так и стоит это железное чудо посреди поселка, удивляя заезжих туристов своим странным видом.

Поселок Онгурен — самое северное село на берегу Малого Моря (на 1 января 1998 г. — 467 чел., 170 хозяйств). В 5 км от Онгурена в Луковой пади находится минеральный источник. Местное население использует воду при желудочных заболеваниях. Целебные свойства воде придают железо и радон. Температура воды постоянна зимой и летом (+4,2 0С). В северо-западной части Онгуренской впадины на Крестовских озерах есть значительные запасы лечебных грязей. Они известны местному населению еще с прошлого века как эффективное средство при лечении ревматизма, радикулита и других заболеваний.

РЕКОМЕНДАЦИИ АВТОМОБИЛИСТАМ НА МАРШРУТЕ

По берегу Малого Моря до мыса Курминского (29 км) дорога гравийная, с улучшенным покрытием, далее до турбазы Зама и пос. Онгурен — лесная, с крупными валунами, камнями и с бродами через ручьи. Особенно сложной и местами труднопроходимой становится дорога в период дождей (мыс Улан-Ханский, Онгурен, болотистая дорога на Анхалуй).

За пос. Курма на дороге отсутствуют километровые столбы. Чтобы легче ориентироваться по описанию путеводителей, рекомендуется на развилке дорог (113 км, указатель — «Поворот на Черноруд и в с. Онгурен»), счетчик суточного пробега переключить на нулевую отметку. Расстояние до туристической базы «Зама» по берегу Малого Моря от поворота 88 км. Среднее время в пути без остановок — 3 часа 30 минут (если торопиться и не жалеть подвеску машины, то на внедорожнике можно пройти это расстояние за 2 часа 15 минут), с остановками для фотографирования и отдыха обычно уходит более 15 часов.

Первые 10 км дорога идет по горам над заливом Мухар среди лиственничного леса, особенно красивого в октябре, когда пожелтеет хвоя или в начале июня, когда цветет багульник. Заросли багульника особенно впечатляют на месте сгоревшего леса вскоре после Курмы, там багульник занимает большие площади и можно найти поляны со сплошным фиолетовым цветением. После моста через р. Черноруд (1,9 км) начинается подъем на небольшой перевал (4,7 км) с крутым спуском. С перевала хорошо просматривается дорога, и обычно здесь останавливаются сделать фотографии на память, но теперь в центре кадра будут металлические опоры. На 9-10 км — свороты к туристическим базам: налево — к туристической базе «Байкал-Дар», направо — к заливам Мухара, к базам «Чара» и «Шида». Найти здесь место для палатки становится проблематичным. Туристические базы занимают все наиболее удобные места.

На 10 км можно сделать остановку на перевале (540 м) и совершить легкую пешеходную прогулку вправо на вершину горы (около 600 м), откуда открывается круговая панорама залива Мухар. Под горой, по берегу Хужир-Нугайского залива, идет старая дорога с крутым подъемом по острым камням, которая соединяется у пос. Сарма с новой гравийной.

Залив Хужир-Нугайский вдается в берег между мысами Улирба и дельтой р. Сармы. Посредине входа в залив расположены скалистые острова Малый Тойнак и Большой Тойнак, окаймленные отмелями. Острова служат местом гнездования серебристых чаек.

Хорошая обзорная площадка есть на 11-12 км, свороты к ней заметны с дороги. Наиболее широкий выбор мест для стоянок с палатками начинается от Курмы на север, где нет турбаз. Хотя дорога часто идет вплотную к береговой кромке, все равно можно найти места, не просматриваемые с дороги и удобные для разбивки лагеря. Чем дальше на север по побережью, тем меньше туристов и укромных бухт. Если маршрут предполагается до Анхалуя, лучше полностью заправить топливом бензобак в Еланцах. Увереннее путешествовать на нескольких машинах, на дороге есть места, где можно застрять. Возьмите с собой лопату. Могут пригодиться высокие резиновые сапоги для грязи. Буксировочный фал или трос должен быть длинным. Особое внимание к резине (хорошее состояние протектора, ремкомплект для бескамерных шин, запасные камеры, по два запасных колеса на дисках для каждой машины). Что еще необходимо? Кувалда и уголок для разбортовки колес. Совок и щетка для уборки песка из салона автомобиля. Запасные ключи зажигания с брелоком сигнализации и запасными батарейками к нему. Полиэтиленовые мешки для вывоза мусора в машине. Возьмите с собой мультигорелку или газовую печку с резервом газовых баллонов. Это облегчит жизнь при отсутствии дров и при дожде. Металлическая тренога для костра. Котелки в чехлах. У каждого экипажа должны быть раскладные стульчики или шезлонги по количеству пассажиров в машине, один раскладной стол. Большой тент от солнца или пляжный зонт.

После завершения отдыха обязательно приберите место своей стоянки, чтобы не оставалось следов вашего присутствия. Весь мусор увозите с собой, только так можно сохранить природу и не загрязнить побережье.

Сергей ВОЛКОВ

Автомаркет+Спорт № 22/2007

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог