|
Мое поколение — те, кому сейчас не очень далеко за пятьдесят, — воспитывалось на учебниках истории СССР. Увлекательные, надо сказать, были пособия. Как сейчас вижу перед собой картинку из школьной книжки — молодой Володя Ульянов, устремив взор в светлое будущее и утешая матушку после казни старшего брата Александра, произносит сакраментальную фразу: «Нет, мы пойдем другим путем…». Будущий вождь как в воду глядел: с тех пор мы всегда шли своим путем — не всегда грамотным, но зато нашенским, своеобразным и, разумеется, самым верным. Так нам казалось. Вернее, так нам внушали. Сначала это вызывало неподдельную гордость за тех, кто задает нам единственно верный вектор движения к светлому будущему. Потом — сомнения. Затем — недоумение. И, наконец, — раздражение. Как бы мы ни проклинали пресловутый кризис, но он на многое открыл глаза. И заставил задавать неудобные вопросы. Прежде всего — конечно, самим себе, потому что больше задавать их некому: те, кому они адресованы, их упорно не слышат. А вопросов, между тем, появляется все больше. Взять, например, многострадальный отечественный автопром. То, что за кризисные полгода он упал ниже плинтуса, признано даже на официальном уровне. Можно, конечно, сослаться на забугорье, где всякие Toyota, Opel и иже с ними тоже переживают далеко не лучшие времена. Но там делают все, чтобы люди ПОКУПАЛИ машины. Чтобы поддержать своих производителей, японские власти выделили населению около четырех миллиардов долларов. Если возраст автомобиля превышает 13 лет, и хозяин решается отправить его на утилизацию, правительство выдает ему 2,5 тысячи долларов на покупку нового авто. Тысячу долларов отстегивают даже тому, у кого сроду не было своей машины — покупай! Есть у хитрых японцев и своя программа, стимулирующая покупку экономичных машин. Еще более хитрые китайские экономические стратеги предлагают своим соотечественникам такую финансовую помощь, что от покупки машин невозможно отказаться: сегодня Китай — едва ли не единственная страна, где продажа своих (не импортных!) автомобилей значительно возросла. Более того, жителям сельской местности в Поднебесной предлагают микрогрузовички почти бесплатно и на очень выгодных кредитных условиях. Да что там китайцы — прагматичные немцы для спасения отечественного автопрома тоже выделяют огромные средства, которые направляют… Правильно — не производителю, а покупателю! Только что нам зарубежный опыт! Мы традиционно идем своим путем. По словам господина Кудрина, 25 миллиардов рублей, выделяемых АвтоВАЗу, будут способствовать развитию производства. И это не первый спасательный круг, брошенный тонущему российскому автопрому, — за последнее десятилетие таких широких жестов было сделано немало. Таким образом, у нас делается все, чтобы производители ПРОДАВАЛИ машины. И мало кого интересует, что покупательная способность граждан катастрофически падает: словно не замечая забитых до отказа складов и площадок, хозяева автозаводов тупо и методично поднимают цены на свою, прямо скажем, далеко не идеальную продукцию. Потому что у нас — свой путь. В экономически развитых странах никогда не прибегают к такой сомнительной мере, как удушение конкуренции с целью поддержки одного-двух производителей. Но мы и здесь избрали нетрадиционный путь: практически перекрыли доступ в страну подержанных иномарок, введя несусветные таможенные пошлины. Все эти «маленькие хитрости» вроде особых экологических требований (провалившихся еще до введения по причине отсутствия у нас качественного топлива), техрегламентов, наличия в автомобиле сертифицированных российских навигаторов (!) направлены лишь на то, чтобы убрать конкурентов у «вазов» и «газов». Кто-то в этом сомневается? Тогда перечитайте высказывания представителей правительства, которые прямо заявляют, что новые пошлины на иномарки не принесли отечественному автопрому никакой пользы. Равно как и широко разрекламированная кампания по насыщению Приморья дешевыми российскими автомобилями, доставляемыми туда за счет налогоплательщиков: если кто-то рассчитывал, что «Калины» и «Приоры» хлынут в Сибирь и на Дальний Восток нескончаемым потоком, обеспечивая фронт работ для вазовского пролетариата, то он явно был разочарован. Есть, правда, одно утешение — зато мы идем своим путем! Недавно глава МЧС Шойгу выступил с инициативой: оснастить каждый автомобиль специальным прибором, реагирующим на пары алкоголя. Накатил, дескать, «соточку», и машину свою уже не заведешь. Не стану вдаваться в технические (и юридические, кстати, тоже) тонкости, позволяющие обмануть «нарколога». Речь о другом. Как всегда, ввести новшество хотят в приказном порядке. Может быть, какая-то фирма уже закупила колоссальную партию таких алкотестеров, и осталось только пролоббировать установку приборчиков в каждую машину на законодательном уровне? Купить дженерик женскую виагру в Москве с доставкой. Нет, сама по себе идея неплохая — такими методами борьбы с пьянством на дорогах пользуются уже во многих странах. Но там несколько иной подход к человеку за рулем. Например, во Франции алкотестер в обязательном порядке устанавливается только в тот автомобиль, водитель которого не один раз попадал в руки полиции. Если шофер сел за руль «подшофе» в первый раз, то установить алкотестер в машину его могут заставить только по решению суда. Впрочем, деликатные французы могут, когда надо, быть и предельно твердыми: если пьяный или «обкуренный» водитель совершил серьезное ДТП с пострадавшими, то, опять же по решению суда, его автомобиль может быть безвозмездно конфискован! Чувствуете разницу? Если вы никогда не садитесь за руль даже после кружки пива или вообще являетесь убежденным трезвенником, то зачем, спрашивается, вам алкотестер? По предварительной информации, за рубежом такое спецсредство стоит около $80, еще $30 взимается в виде абонентской платы каждый месяц. Легко догадаться, что по нашей милой привычке делать деньги на любой навязанной потребителю услуге, к этим цифрам смело можно приписать по нулю. Неплохой бизнес, а? Будет ли эта мера эффективна в борьбе за безопасность на наших дорогах — это уже другой вопрос. Ответ на который, кстати, предугадать нетрудно. Пока детки олигархов безнаказанно носятся по улицам на бешеной скорости, разбивая в хлам машины, пока пьяные милиционеры «утюжат» на служебных авто остановки общественного транспорта, пока «народные избранники», прикрываясь депутатской неприкосновенностью, избегают ответственности за сбитых на дороге ребятишек — никаких перемен к лучшему не произойдет. Мы будем продолжать идти своим путем. Неизвестно куда. Уже и Володю Ульянова из учебников истории убрали, и кудрявого мальчика на октябрятских звездочках не встретить — а мы все идем и идем. Михаил Климов
Автомаркет+Спорт № 21 | |