Опыт эксплуатации. Раб ВАЗа ("Жигули")
Просмотров: 7870
5 Мая 2006

Петр заскочил ко мне рано утром: «Я машину купил!». Это были «Жигули» пятой модели с двигателем 1.3 л 1989 г.в. Машина, проверенная при покупке старшим братом, имевшим опыт общения с грузовиками горьковского автозавода, оказалась в приличном состоянии. В те далекие времена — а дело было на закате перестройки в конце 80-х — не хватало не только товаров, в дефиците были и транспортные услуги. Вот и хозяин решил их ликвидировать, занявшись частным извозом.

Сибирские дороги за два года жесткой эксплуатации основательно расшатали подвеску, двигатель стал дымить. Подвеску реанимировали заменой трапеции фирмы «Трэк», а двигатель слегка подлечили заменой колец. Тогда Петр впервые узнал, что шаровые просто так из рычагов подвески не вынуть, для этого существует специальная железяка, называемая съемником. Эта информация оказалась очень полезной, т.к. подобную операцию приходилось выполнять много раз, и первый опыт трудно переоценить. После ремонта, путем несложных вычислений был подсчитан пробег, в течение которого «пятерка» вернет вложенные в ремонт деньги. Как только задача была выполнена, «пятерка» въехала в ворота рынка в Рабочем, чтобы избавиться от груды металлолома за максимальную цену.

После продажи задачей Петра было найти как можно более качественный автомобиль за минимальную цену. Предметом торга был не только каждый кузовной косячок, но и каждый рубль. В итоге был приобретен реэкспортный из Германии ВАЗ-21083 1990 г.в. цвета «голубой металлик» за смешную цену. У меня был тогда самый демократичный образец коммунистических времен — «Москвич» салатного цвета, и «восьмерка» привела меня в восторг своей динамикой, техническими решениями, подразумевающими минимум техобслуживания, магнитолой Pioneer с огромными колонками, и шикарным звуком. Ездить да ездить на ней! Но не Петру. Всем известен капризный карбюратор «восьмерки». И надо-то всего посетить СТО, когда он закапризничает, если почистить сам не в состоянии, но этого Петр делать не хотел из-за экономии денег, а сам не умел, поэтому не раз обращался ко мне, пока машина ни была признана непригодной к эксплуатации на извозе. Помяв крыло в легкой аварии и сделав задешево кузовщину, Петр решил ее продать — причем сделал это намного дороже, чем покупал.

На замену был найден образец 1996 г.в. черного цвета марки ВАЗ-2106 с пробегом в 20 тыс. км и в возрасте двух лет. Встретил Петра в автомобильном магазине за покупкой моторного масла — как водится, ангрол местного производства. Я, к тому времени уже обладатель ВАЗ-21083, покупал полусинтетику ZIC. Короткий инструктаж по поводу необходимости приобретения качественного моторного масла не повлиял на выбор продукта. «Шестерка», достаточно надежный автомобиль, но безразличие хозяина наскучило и ему. Картерные газы от ангрола, проходя через сапун по каналам карбюратора обратно в камеру сгорания, изрядно «угоравшего» из-за низкой температуры вспышки, по определению оставили после себя нерастворимые субстанции в каналах «озона». Холостые обороты начали произвольно менять свое значение, топливная смесь начала поступать в цилиндры явно переобогащенной, иначе двигатель отказывался работать, расход топлива стал расти, влияя на рентабельность пассажироперевозок. Обращения к гаражным умельцам и бесконечные регулировки карбюратора обескуражили, но машина еще не отработала, по расчетам хозяина, отведенного ей срока, и попытки реанимации продолжались до потери давления в системе смазки двигателя.

Надо капиталить, но, «раскидав» двигатель при помощи брата — специалиста по «газоновским» агрегатам, оказалось, что коренные и шатунные шейки коленвала в допустимых пределах и не нуждаются в шлифовке. С грустью в глазах Петр поведал свою историю: «Не пойму, куда делось давление». Заехали к нему в гараж, и среди аккуратно разложенных деталей двигателя нашлась причина — забитая смолистыми отложениями сетка маслоприемника. Мастера, промерявшие шейки коленвала, посоветовали прочистить проволокой маслопроводящие каналы в коленвале, т.к. в связи с уменьшением в два раза диаметра из-за отложений на стенках каналов, их сечение уменьшилось в четыре раза, дальше грозил проворот вкладышей. Это напугало Петра, и он решил исполнить совет и по поводу замены колец и вкладышей на стандартные. Тому, что из стоимости ремонта исключается шлифовка шеек коленвала, Петр обрадовался как ребенок, но как взрослый решил избрать приоритетом для дальнейшего использования минералку Shell. Откапиталенная, претерпевшая две замены трапеции «Трэк», двойную замену амортизаторов и шаровых опор, 100 тыс. км и два года эксплуатации, «шестерка» была продана хорошему знакомому, который ее, возможно, не купил, если что-нибудь понимал бы в автомобилях.

Следующий ВАЗ-21053 протестировать на прочность владелец не успел, ввиду аварии, произошедшей в тумане на гололеде и при нулевой видимости. Отремонтированная и проданная «пятерка» оставила о себе память только одним словом — несчастливая. Тем временем уже настал XXI век, приказавший долго жить, казалось, незыблемым автомобильным атрибутам, которые заменили электронные системы. Стараясь не отставать от веяний времени, Петр решил приобрести впрысковый ВАЗ-21093 с отечественным контроллером и отечественными набором датчиков, с пробегом 40000 км и двумя годами местной эксплуатации 2001 года выпуска. Тест электронных систем в российском исполнении отпугнул Петра раз и навсегда. Через месяц эксплуатации его «девятку» притащили на тросе к ремонтному боксу, машина заглохла без причины между Иркутском и Ангарском, и оживить электронную систему управления двигателем смогли только специалисты по диагностике. Подергав за провода определили, что от датчика положения коленвала отходящие проводки просто отвалились. После замены двигатель ожил, но настроение иметь такой автомобиль пропало. Удачно продав российский авангард совершенных технологий, Петр через несколько месяцев повстречался с новым владельцем «девятки» и узнал, что произошедшее по дороге в Иркутск — не самое выдающееся, на что способен родной автопроизводитель. Вскоре после продажи она отказалась заводиться рядом с дачным домиком нового хозяина. Причину выяснили после снятия крышки головки клапанов — распредвал лопнул напополам между 2-м и 3-м цилиндрами. Взвесив все за и против, Петр вернулся к самому надежному испробованному варианту — ВАЗ-2106. Для работы, людей возить, пойдет.

Однажды зашел к старому знакомому, и он с порога огорошил меня вопросом: «Сколько стоит «деревянная» Corolla во Владике?». Попросил его включить компьютер, чтобы заглянуть в Интернет, на что получил ответ, что Explorer уничтожен вирусами. Глянул на монитор, завешенный салфеткой, как у моей бабушки телевизор в деревне в далеком детстве, вспомнил историю с моторным маслом и ненавязчиво попытался перевести разговор на другую тему. Может, для Петра и правильно, что он меняет одну «шестерку» на другую.

Сергей ДЕМЕНТЬЕВ
700 руб.

Автомаркет+Спорт № 18

Поделиться ссылкой
Другие материалы номера
Важное на форуме

Автофирмы Иркутска







Весь каталог