|
Знакомство с этим грузовиком вышло обстоятельным — удалось «подвязаться» на нем в рейс до Улан-Удэ и обратно в качестве второго водителя. Двухтонник Mazda Titan 2000 года выпуска был приобретен за 415 тысяч рублей в состоянии «без пробега» (на одометре 192 тыс. японских км), а с оформлением, страховкой, сигнализацией и зимней резиной конечная цена вытянула до 450 тысяч. Осенью 2007 года, после затяжных поисков, как уверяет хозяин, в своем классе это был чуть ли не единственный достойный вариант по цене, характеристикам и состоянию. С учетом тентованного кузова. Остальные или дорого, или откровенный хлам, иногда прилично замаскированный под «конструктор», в котором искусно уживались части от моделей разных производителей.
Послуживший верой и правдой двухтонник Nissan Atlas 1988 года еще остается в строю, но уже как подсобный транспорт, однако в описании преемника он невольно будет фигурировать для сравнения. Причем нередко с преимущественных позиций «старого морского волка», когда конструктивные особенности малотоннажников прежней формации для наших условий выглядят предпочтительней. Одно из таких, и даже главных преимуществ — это пофигизм к бездорожью. И речь вовсе не о раскисших грунтовках. На том Atlas можно было смело заскакивать на бордюры и вообще не бояться всех типичных препятствий. Он просто значительно выше и у него все железное. А новое приобретение сразу изменило сам стиль вождения, заставило осторожничать, как при перевозке взрывчатки. Этот Titan слишком урбанизирован, причем для образцовых городских условий, коими наши никак не являются. Он низкий и хрупкий снизу, то есть с пластиковым бампером и подножкой. Чуть что, внешний вид легко пострадает, а восстановить в три секунды молотком уже не получится. Однако если оценивать комфорт кабины и эргономику, Titan почти безупречен. Очень хорошая обзорность, мощный свет и отопитель, электропакет включает складывание левого кронштейна с боковыми зеркалами — а эта функция очень кстати в стесненных условиях маневрирования. Горный тормоз эффективен и задействуется очень удобно, информативность приборной панели тоже образцовая, к тому же подсвечивается красным цветом. В дальней ночной дороге, показалось, это не лучший вариант подсветки, но сказать, что сильно раздражает, тоже нельзя. Притом интерьер в целом бесхитростен — «рабочий» дизайн, дубовый серый пластик и никаких откровений по части трансформаций, опций, бытового сервиса и регулировок. Иные моменты даже настораживают, например, стекло двери (с электроприводом) в конце хода закрывается с пугающим стуком о металл. Однако более важное наблюдение в эргономике касается другого — если уж японцы не рассчитывали грузовичок на дальние поездки, то и ничего здесь к тому не располагает. И понимаешь это именно в дальней дороге. Кабина, в сущности, очень тесная, почти как в обычном двухместном пикапе, только здесь еще и для ног пассажира совершенно нет запаса места. Вытянуть их просто некуда, сидишь как статуэтка Будды. Сложить куда-то мелкий багаж фактически негде, даже устроить дорожную «котомку» с провизией нормально не получается — нет запаса ни между сиденьями, ни тем более за ними. О нормальном сне и говорить нечего — приходится неудобно сжиматься и наваливаться на некое подобие среднего сиденья, да и то с риском мешать «ведущему» переключать передачи. Кстати, именно в движении ожидало самое сильное открытие. Каковой может быть крейсерская скорость этого симпатичного японского двухтонника? Девяносто, сто, сто десять? Семьдесят! А то и шестьдесят. И дело вовсе не в характеристиках двигателя, а в шасси. Впереди подвеска независимая, рычажная с пружинами. Наши ямы и колдобины она мягко гасит даже в порожнем виде, чем очень радует. Но это в режиме «малый ход». Если же ехать обычно, то все заметные кочки, волны и аномальные образования, включая «полицейских», грузовичок воспринимает подобно шлюпке в девятибалльный шторм — подкидывает кабину очень сильно. Этот эффект еще усиливает серия неровностей и «помощь» заднего моста, колеса которого и вовсе склонны подпрыгивать над дорогой.
В общем, по асфальту можно ехать и восемьдесят, и даже девяносто, но это если точно знаешь профиль участка, то есть полностью уверен в ровном покрытии. Если нет, то лучше 60-70 км/час. А если трасса такая, как после Байкальска в сторону Улан-Удэ, то зачастую всего лишь 40 км/час! На участках с чередующимися волнами и «наростами» быстрее просто не получится — грузовичок, подстегиваемый резонансными силами, готов оторваться и взлететь, уж не говоря о перегрузках, испытываемых «пилотами». В этой связи вспоминается подвеска Atlas, которая хоть и «дубовая», но подобных амплитудных колебаний не допускала. В городе и на грунтовке излишне тряская, утомляет, но на трассе позволяет ехать быстрее. И в целом ее можно признать более универсальной. В итоге, отправившись из Иркутска в 10.30, в Улан-Удэ прибыли поздно вечером, притом кроме двух постов ГАИ, нигде не стояли. Полтора часа на передых и погрузку (груз небольшой, не было и полутонны), и в обратный путь. Кроме того, из-за высокого тентованного каркаса грузовик очень чувствителен к силе и направлению ветра. Буквально как парусник. Но там-то парусами можно управлять, а здесь как? С жестким фургоном, тем более высоким, машина тоже подвержена «турбулентности», но совсем не так. Тент, как бы он хорошо не был натянут, уязвим против набегающих потоков. Воздух не скользит по нему, как по стенкам фургона. Он «продавливает» полотно и создает дополнительную «вихревую» силу. Работа Вакансии в сфере досуга для девушек в Санкт-Петербурге без образования. В эту поездку нам еще повезло — сильных порывов ветра не было, однако в порожнем и малонагруженном виде его сила и без того ощущалась. Особенно в поворотах, когда дующий навстречу ветер резко меняет направление и начинает «давить» сбоку. Ощущение, что заднюю ось на заснеженной дороге вот-вот сорвет, весьма серьезное. Хорошо еще, на колесах была нормальная зимняя резина. И все-таки в одном месте «удачно» совпало два фактора — прыжок на яме и значительный боковой «наддув». В результате грузовик как будто что-то «спихнуло», как спичечный коробок от щелчка пальцем. Он в одно мгновение подвинулся к встречной полосе, как показалось, почти на полметра. Опять же, если ветер попутный, то это снижает нагрузку на двигатель и способствует экономии топлива. Так что, за рулем этой «шхуны» себя чувствуешь не водителем, а капитаном, причем впору употреблять всю морскую терминологию, связанную с хождением под парусом (знать бы ее еще!). Впрочем, 4,0-литровый дизель серии TF и 5-ступенчатая коробка здесь таковы, что способны тянуть в любых условиях. Ступени сближены, пятая передача может работать уже с 35 км/час, а расход топлива на трассе в районе 13 литров. В общем-то, сам дизель и трансмиссия на скоростную «шоссейную» езду и не рассчитаны. Двигатель очень тяговит, у него ощутимое стартовое ускорение, но мощность невысокая, всего 108 сил, и рабочий диапазон слишком мал, на повышенных оборотах много шума, а толку нет. В общем, опять очевидна городская спецификация.
И опять время вспомнить более универсальный Atlas. У того все иначе. Дизель FD35 при меньшем объеме (3,8 литра) обладает меньшим крутящим моментом, но большей мощностью — 120 сил, и агрегатирован всего лишь с 4-ступенчатой коробкой. Но агрегатирован настолько удачно, что Atlas и три тонны возил запросто, и на трассе шел неплохо, нередко укладываясь всего в 10 литров на сотню. А еще машины оказались по-разному приспособлены к специфичным зимним условиям эксплуатации. Например, педаль газа у Mazda зачастую заклинивает из-за смерзающихся снега, влаги и грязи, которые приносятся с подошвой ботинка. При интенсивной работе в городе, когда то и дело приходится «прыгать» за руль, этот эффект особенно достает. Надо примерно раз в неделю, а то и чаще, чистить отверстие в полу, через которое проходит кронштейн педали. У Nissan наблюдалось то же самое явление, однако в гораздо меньшей степени.
Тем не менее, несмотря на все недостатки, новое приобретение хозяина очень радует. Двигатель в хорошем техническом состоянии, подвеска тоже, и в целом машина предыдущей эксплуатацией не «ухряпана». Так что, отчего же не радоваться? А то, что «парусит» здорово, дело тоже поправимое. Если что, в дальнюю дорогу тент можно и снять. Василий Ларин
Автомаркет+Спорт № 17 | |