|
Она стройна и грациозна. Немного кокетлива и в то же время скромна. Гламурна? Есть чуточку, но без пошлости, без лишнего лоска. И все-таки в сравнении с родительницей – небо и земля. Старые ценности в новой оболочке! Видимо, за то и любима.
Он – суровый парень. Стиляга и, кажется, боец. Рожден не в безвестности и тоже далеко ушел от родителя, но чтобы пробиться вверх, придется к внешнему обаянию прибавить что-то материальное.
А любви между ними не будет. Впрочем, и борьбы, судя по разнице в ценах, пока не предвидится. Скорее, Mazda Demio примет у Suzuki Swift экзамен – на профпригодность и B-классовую состоятельность.
Обычно такого отношения заслуживает какой-нибудь бизнес-класс, «обрюзгший» от предложения, не меняющегося годами. А тут сегмент B, динамично развивающийся многочисленными версиями базовых моделей, в своей пятидверной хэтчбек-основе закостеневший ассортиментом, будто какой ортодокс. March, Demio, Colt и Vitz, словно автомобили-консерванты. Все, кроме последнего, появились в 2002-м и уже нарушили исконные японские устои – превращаться в историю через четыре года. На данный момент в новое поколение трансформировались только Mazda и Toyota, однако для всей четверки характерно еще не скорое (во всяком случае, массовое) появление на нашем second-hand, рынке (недавно дебютировавший Vitz последней генерации не в счет – цена пока не укладывается в рамки класса). А Swift – вот он. Сверкает среди блеклых рядов, как граненый алмаз. Яркое оранжевое пятно, будто намек на ближайшее разнообразие «законсервированного» класса.
Стильное разнообразие! Даже не принимая во внимание оранжа-хамелеона, отливающего то пламенем, то терракотом, Swift из простоватой коробчонки прошлого поколения превратился в дизайнерский продукт. К нему уж точно не примеришь ярлык, что пользуется популярностью у наших «центральных» коллег – «типичная азиатская внешность». Угловатость нарочито брутальна, а благодаря мощному поясу порогов и бамперов да высокой подоконной линии с рельефными гранями по бортам и четко по колесам прорисованным аркам Suzuki воспринимается как броневичок из фантастических фильмов. Да, утонченности в нем нет, зато он как еж колет взгляд единением компактности и плотной, сбитой мускулистости.
А Mazda – девочка. Изящная, грациозная, утонченная. Дизайнеры Demio умудрились совместить в ней ненавязчивую округлость и колкость. Последняя – в светотехнике, благодаря которой Demio особенно эффектна сзади. Японская «Альфа»!
Внутренний мир Mazda тоже прекрасен. Ну, или близок к этому. Конечно, в сегменте B не уйти от простеньких местами материалов, от дешевой пластмассы. Впрочем, основной материал торпедо – неплохой по фактуре пластик, не отталкивающий и на центральной консоли. Однако ценность интерьера Demio в его светлых тонах, которые на фоне традиционной мрачности японских салонов буквально приподнимают настроение.
Да и стиль внутри Mazda явно не принесен в жертву цветовой гамме. Интерьер машинки не шедевр, а ведь попадаешь внутрь – и глаз отдыхает на простых, понятных и отнюдь не вычурных формах.
С эргономикой опять же все очень пристойно. Только экранчик аудиосистемы бликует, зато все ее клавиши и барашки климата «впитываются» на подсознании. Жаль, на комбинации приборов дизайнеры выдохлись. Вот у Mazda3 колодцы… Ну да: класс, стоимость и прочее, прочее. Приняв это, ощущаешь, что в целом Demio носительница того благодатного салонного устройства, за которое, например, можно не обращать внимания на неприятно скользкую и не лежащую в руке рукоятку рычага МКП. К тому же компактная снаружи, Demio готова принять на водительское место человека довольно внушительных габаритов.
Рыжий цвет кузова Suzuki особо подчеркивает контрастность экстерьера и интерьера машины. Наглядевшись снаружи и оказавшись внутри, хочется в прямом, а не переносном смысле выдать одно из немногочисленных слов Эллочки-людоедки – мрак! Если не считать разбросанных то тут, то там серебристых штрихов, внимания не отвлекающих и тьму не разгоняющих, атмосфера в салоне Swift уж точно не праздничная. Скорее, по-деловому строгая и… определенно не убогая. Разве что руль по сравнению с Demio простоват пластмассой обода. Но остальное…
На самом деле Suzuki как ловкий мистификатор – пока не дотронешься, рисует недешевый шик-модерн в стиле техно, а пощупаешь, и классовая принадлежность, что называется, налицо. Впрочем, обманывает он и дальше, поскольку твердый пластик отнюдь не противен на ощупь и в сегменте B органичен, будто демпинговая меблировка в «хрущевке». При этом не лишен стильных деталей, вроде матовых пластмассовых вставок на дверях и аудиосистеме или верньер под металл, как на старых «Вэфах». Не хватает разве что бегущей по сузуковскому оранжевому (под цвет кузова?) полю вертикальной стрелки. Правда, сам «музыкальный» дизайн из разряда того, что встречается в системах Hi-Fi класса. И вписан в торпедо, будто встроенная мебель в дорогущий «евроремонт».
При любой оценке интерьера Swift – полная противоположность Demio. Да вы знаете, и не только ей. Нет внутри Suzuki той игрушечности, которая ни больше ни меньше – бич всех одноклассников. Если Mazda симпатична, то Swift не по размерам строг.
И столь же удобен. «Музыка» под рукой, экранчик с часами, забортной температурой и «расходомером» топлива (для этого класса чуть ли не нонсенс) – перед глазами, изобразительное искусство в виде щедро отделанной белым комбинации приборов не мешает восприятию информации. Переберись блок климата с дисплейчиком, отображающим его режимы, чуть выше, и Suzuki был бы вовсе безгрешен.
Увы, рассчитанный на продажи и в Европе, он как традиционный заложник японских представлений о человеческой физиологии (в той ее части, что касается «масштабно-весовых» параметров хомо-сапиенса), целиком отображает островную морфологию. Иными словами, русскому водителю, если он выше среднего роста, Swift в длину может показаться тесным. Это уже издержки физиологии автомобильной – Suzuki, базой подросший в нынешнем поколении всего на три сантиметра, по этому габариту в своем сегменте самый компактный. Раздвинуть платформенные рамки можно рычажком, что регулирует высоту сиденья (подобное есть и у Mazda – не по классу щедро!). И все-таки водительская миниатюрность здесь почти залог удобного расположения за рулем.
А миниатюрность задних пассажиров вообще есть синоним их размещения. Спорность плоской спинки и подушки можно понять и принять, на отсутствие регулировки по углу наклона не обращать внимания, но теснота в коленях – порок, с которым в Suzuki, видимо, решили не бороться. Если владелец Swift – мамаша, перевозящая чадо, а папаша ездит на чем-то «взрослом», то подобный упрек здесь лишний. Но если Suzuki – единственный семейный автомобиль, то…
То лучше выбрать Mazda. На снимках ее преимущество не показательно, однако, в отличие от Suzuki, при отодвинутом до упора назад водительском сиденье, я со своими 182 см дотягиваюсь до педалей уже «на цыпочках». «Подъехав» же к рулю, «сам за собой» усаживаюсь с запасом. Да и опорные поверхности в Demio спрофилированы не по принципу идеальной плоскости. А мизерная раздельная регулировка спинок по наклону все-таки способна в удобстве приблизить спартанский диванчик к его комфортным «коллегам».
Вообще, если присматриваться к машинам, как к utility vehicle, то Mazda настолько вне конкуренции, что в этом смысле можно говорить о ярко выраженном антагонизме между нашими испытуемыми. Открываешь ее багажник – и вот оно, хозяйственно-огородное счастье. Глядя на этот объем, никак не сопоставимый с внешними габаритами, начинаешь задумываться: а зачем, собственно, существуют универсалы, вероятно, обязанные вымереть как класс? Ведь при сложенном диване объем отсека ненамного меньше, чем, скажем, у гольф-классовых «вагонов». Конечно, «грузовая» площадка имеет ступеньку, колесные арки настойчиво лезут в салон, а проем ограничен невеликой, прямо скажем, шириной модели. И все же багажник Demio – это Вместилище!
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (данные производителей) |
Автомобиль |
Suzuki Swift |
Mazda Demio |
Длина/ширина/высота, мм |
3695/1690/1535 |
3925/1680/1530 |
Колесная база, мм |
2390 |
2490 |
Колея спереди/сзади, мм |
1470/1480 |
1475/1450 |
Снаряженная масса, кг |
1070 |
1070 |
Полная масса, кг |
1510 |
1440 |
Рабочий объем двигателя, куб. см |
1328 |
1348 |
Число и расположение цилиндров |
4, в ряд |
4, в ряд |
Диаметра цилиндра/ход поршня, мм |
78х69 |
74х78 |
Мощность, л. с. при об/мин |
91/6000 |
91/6000 |
Крутящий момент, Нм при об/мин |
118/4000 |
124/3500 |
Коробка передач |
4АТ |
5МТ |
Передняя подвеска |
McPherson |
McPherson |
Задняя подвеска |
Полузависимая, пружинная |
Полузависимая, пружинная |
Передние тормоза |
Дисковые, вентилируемые |
Дисковые, вентилируемые |
Задние тормоза |
Барабанные |
Барабанные |
Шины |
185/65R15 |
175/65R14 |
Объем багажника, л |
213/562 |
268/1044 |
Объем топливного бака, л |
40 |
45 |
Максимальная скорость, км/ч |
175 |
170 |
Разгон до 100 км/ч, с |
11 |
10,5 |
Расход топлива, л/100 км |
Городской цикл |
8,0 |
8,7 |
Загородный цикл |
5,2 |
6,0 |
Смешанный цикл |
6,2 |
7,0 |
Во всяком случае, в сравнении со Swift. Парадоксально, что по сухим цифрам разница в минимальном объеме незначительна. На деле, будь диван приведен в «боевое» положение или сложен, багажник Suzuki не более чем дань старой традиции, гласящей, что каждый автомобиль должен иметь емкость для поклажи. Правда, в первом случае отсек вряд ли намного объемнее супермаркетовской тележки. Во втором – по площади в него войдет пара-тройка коробок с микроволновками. К тому же погрузочная высота в Swift значительно выше, чем у Mazda, а проем еще уже. Это обстоятельство в некотором роде – тоже одна из характеризующих черт.
Оба автомобильчика с 1,3-литровыми моторами, переднеприводные, с McPherson спереди и балочкой, образующей полузависимую схему, сзади. Но Demio, дважды на наших тестах бывавшая «автоматной», теперь попалась с «механикой». Swift, сообразно жанру, имеет АКП. Логично – даже с учетом любви иной части автовладельцев к механическим трансмиссиям в прицеле этого рыночного сектора в основном прекрасный пол. И «автомат» тут как гарантия быстрой продажи.
От себя заявлю, что он еще и гарантия бодрого, без провалов и рывков, разгона. Передачи «отлетают» столь быстро и плавно, а ускорение так непрерывно, что, отвлекись от колебаний стрелки тахометра и не акцентируй внимание на почти незаметных толчках, покажется – по эффективности оперирования моментом «автомат» здесь сродни вариатору.
В центральной прессе, где Swift не единожды представал с роботизированной коробкой, его обвиняли в нехватке тяги на оборотах ниже средних. Само собой, АКП сглаживает эту особенность. Тем не менее крутиться M13A любит. Почти до красной зоны на 6400 об/мин, до «звона», до звуковой истерии, не совсем благозвучной, но не отталкивающей, что становится акустическим аккомпанементом полной самоотдачи мотора именно на высоких оборотах. Но когда спускаешься ниже трех тысяч, 91 «лошаденка» «вязнет копытами» в масле гидротрансформатора и, очевидно, в экологических настройках двигателя. В городе не очень удобно, но на трассе в самый раз – как только стрелка тахометра проходит четырехтысячный рубеж, Suzuki, словно стряхивает с себя пару сотен килограммов, и ты уже не ощущаешь несерьезности объема и мощности.
С «механикой» все по-другому. С «механикой» Demio, не Бог весть какая в «автоматической» тяге – это автомобильчик, в которую вселился бес. 1,3 литра? Кажется, что на двести «кубиков» больше – так охотно, так шустро следует машинка за педалью газа. И столь непринужденно чувствует себя наравне с гораздо более объемными и мощными соседями!
Но то, чем покоряет и влюбляет кажущийся совершенно обычным ZJ-VE, не в этом. В конце концов, «стрелять» с системой изменения фаз способен и моторчик Suzuki, и многие другие. А маздовская «четверочка» тянет так, будто в ней литра три. Я уже сталкивался с таким характером на 1,6-литровой Mazda3, однако здесь-то по капотом всего 1300 «кубиков».
Третья, пускай и с некоторой натяжкой, в работе уже с тысячи. Пятая, хоть и на фоне конвульсий мотора, вытягивает с полутора и даже меньше. Может, тут дизель, или у Mazda официальный рабочий объем отличается от фактического? Возможно, такова настройка механизма газораспределения, который «в теме» уже почти с холостых. Жаль, коробка, чьи передаточные числа охотно поддерживают мотор и в разгоне, и при движении внатяг, имеет рычаг с большими ходами и ватными включениями. И все равно щелканье передачами – процесс в Demio увлекательный.
В работе подвески тоже есть свои нюансы. Mazda, зачастую жесткая на гребенке, местами проявляет стоическую энергоемкость, плотно-упруго проглатывая иной раз довольно существенные выбоины. О мягкости речи не идет, от B-класса в подавляющем большинстве, ее и не ждешь. Однако подвеска Demio не перешагивает той дискомфортной черты, после которой можно говорить о раздражающем виброфоне.
За нее это делает Swift. Опять же в московских изданиях машинка признавалась относительно плавной, но настройки японской версии, видимо, другие. Всю дорожную мелочь Suzuki, будто аппарат Морзе, доносит до сидящих внутри, а на крупных неровностях ощутимо вздрагивает. За городом автомобиль реабилитируется – на скорости выше ста этот оранжевый колобок уже не столь подробно повторяет профиль и вместе с тем не реагирует на асфальтовую волну. Впрочем, так же ведет себя и Mazda.
А вот с позиции акустического комфорта между автомобилями равновесие. У обоих очевидна грамотная работа над аэродинамикой и недостаточная шумоизоляция колесных арок, которые и становятся основным источником шума.
При интенсивной езде незначительное преимущество за Suzuki Swift: если под колесами ровный асфальт, он отлично держит дугу, напрягая лишь отсутствием на руле насыщенной обратной связи. У Demio с этим все в порядке, но она охотнее кренится в поворотах. Курсовая устойчивость неплоха в обоих случаях. Как и тормоза.
Так что же в итоге? Demio в очередной раз подтверждает, что Mazda ныне марка, способная очаровывать даже такими рядовыми машинками, что чаще предполагают просто нудное дефиле по городу. А Demio с характером, с искоркой. Симпатичная снаружи, приятная внутри, с «механической» трансмиссией она не убогое «средство доставки» себя и пассажиров из одной точки в другую, но небольшой генератор удовольствия, которому под силу превратить поездку в наслаждение. Добавьте сюда грузовые возможности салона, и складывающийся образ семейного автомобильчика получается весьма привлекательным.
Swift не столь разносторонне развит. В его минусах отсутствие аналогичного маздовскому запаса пространства, тесный багажник, более щепетильное информирование о нашем тяжелом дорожном положении. Хотя и положительных черт у него не отнять. Внешность-то не просто стильная, а при недавнем дебюте на сибирском рынке еще и абсолютно свежая. И салончик не отталкивает, и двигатель «живой», а за управляемость Suzuki достоин отдельной похвалы.
И при всем этом модель обещает не быть чрезмерно дорогой. Конечно, надо вносить возрастную поправку – появился Swift на пару лет позже своих конкурентов и просто физически не может оцениваться в 200-240 тыс. руб., как остальное пяти-шестилетнее B-классовое предложение. Однако первый проданный экземпляр 2004 года ушел за 290 тысяч, что не дороже ни Demio, ни March, ни Vitz. Если занятой ценовой позиции будут придерживаться и другие продавцы, модели можно предрекать как минимум не самое плохое будущее. К тому же Swift в своем модельном ряду предлагает настоящий эксклюзив – версию Sports с 1,6-литровым 125-сильным мотором. Подобной в объеме и мощности у одноклассников нет.
Максим Маркин
Автомаркет+Спорт № 17 |