ЧТО КУПЛЕНО, ТО КУПЛЕНО! | ||
|
Как обслужить мотоцикл после покупки Итак, все мучения выбора позади, вы стали обладателем вожделенного мотоцикла. Теперь поздно ахать и охать – что куплено, то куплено. Впрочем, какие могут быть охи-вздохи, если вы -- владелец новенького байка! А тут и дороги стали сухими, и солнце припекает все сильнее... Но — стоп! Прыть придется придержать, потому что впереди — обкатка. Обкатка Идеальные трассы для обкатки – серпантины. Здесь можно «щелкать» коробкой передач, тормозить (колодки тоже нуждаются в притирке), а кроме того, извилистая дорога позволит обкатать новенькие шины. При маневрах быстрее сядут на место подшипники рулевой колонки – через тысячу километров их надо подтянуть. После обкатки нужно сменить масло. Что заливать в дальнейшем – минералку, полусинтетику или синтетику – зависит от двигателя и кошелька. Как правило, продавцы навязывают самую дорогую синтетику. Такое масло хорошо для форсированных двигателей спорт-байков и неоклассиков. Для эндуро или чопперов вполне хватит полусинтетики или даже минералки. Через пятьсот километров нужно осмотреть и смазать цепь. Лучше, если смазка будет на основе вазелина – такая быстро застывает на воздухе и остается на цепи, а не разбрызгивается по всему мотоциклу. Затем цепь необходимо смазывать через каждые пятьсот километров при езде по шоссе, и каждые 200-300 километров при езде по гравийным дорогам. Если привод у мотоцикла карданный, через тысячу километров обязательно поменяйте масло – оно насыщается металлической стружкой. Если вы купили секонд-хэнд, также не пренебрегайте обкаткой – прежний владелец мог перед продажей отремонтировать мотоцикл, поставив новые запчасти, так что обкатка лишней не будет. Без багажа и увесистых друзей. Масло Почти всегда масло в мотоцикле – еще из Японии. Часто даже иркутские владельцы экономят и не меняют масло, если хотят отъездить всего сезон. Двигатель мотоцикла подвергается более тяжелым нагрузкам, чем двигатель автомобиля, поэтому не жалейте денег. Масло должно быть СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ МОТОЦИКЛОВ! В таком продукте больше специальных присадок, обеспечивающих минимальный износ двигателя. Предпочтение нужно отдать синтетике и полусинтетике – вязкость SAE10W40 прекрасно подойдет для жаркого лета, а SAE5W40 – для прохладной весны и осени. Даже если ваш байк «подъедает» масло, пятилитровой канистры (при условии, что кубатура мотоцикла не превышает литра) хватит на сезон. Если вы купили мотоцикл с двухтактным двигателем, приобретите специальное масло для двухтактных двигателей. Как сменить масло? Необходимо установить мотоцикл на горизонтальной площадке, без наклона. На мотоциклах с сухим картером необходимо открыть слив в раме или в масляном бачке. Оцените масло – если оно черное, стоит промыть двигатель (погонять движок 3-5 минут на холостых оборотах с промывкой). Ни в коем случае нельзя ездить на промывке! Потом приступайте к поиску масляного фильтра, который бывает двух типов. Одноразовый фильтр монтируется на резьбовом штуцере снаружи двигателя. Его трудно снять: нужен спецключ, но в магазинах вы его не найдете. Обычно используют заостренный стержень, которым пробивают стакан фильтра на глубину в 8-10 миллиметров. Не пробивайте фильтр по центру – можете повредить резьбу штуцера. Дальше стержень используется, как рычаг. Легче с картриджным фильтром – он многоразовый, находится внутри двигателя. На его местоположение укажет круглая крышка на картере, диаметром 8-10 сантиметров. Он легко вынимается. На некоторых мотоциклах встречается два фильтра — дополнительный может быть установлен в раме. Чтобы купить новый фильтр, нужно знать его маркировку. Если возникли проблемы с покупкой – промойте в бензине старый, высушите и ставьте на место. Если есть возможность — установите новый фильтр, а потом залейте свежее масло – необходимый объем обычно указан на картере рядом с заливной горловиной. Еще один момент: в некоторых двигателях существуют сеточки для отлавливания стружки и смолы. Обязательно узнайте их расположение, выньте, все промойте бензином и продуйте воздухом. Антифриз Проинспектируйте систему охлаждения, если таковая имеется. Лучше будет, если вы ее промоете, но в любом случае необходимо заменить охлаждающую жидкость. Сливное отверстие находится обычно на помпе. При заливке антифриза нужно быть особо внимательным, чтобы не завоздушить систему охлаждения – на многих мотоциклах установлены специальные штуцеры для выпуска воздуха. Иногда решетка радиатора может быть сильно загрязнена. Не надо мыть ее под напором – мягкие трубки радиатора могут легко деформироваться. Фильтр Воздушный фильтр обычно находится под сиденьем в пластмассовом корпусе, реже – под баком. Его ревизия обязательна. Открываем крышку корпуса и внимательно оглядываем фильтр. К сожалению, к нам часто везут «подлеченные» байки, реальный возраст которых 15-20 лет. Нужно быть осторожным, вынимая фильтрующий элемент – не насорите, потому что за такой срок поролон наверняка разложился. Если он в порядке, его можно промыть в бензине, пропитать специальным маслом для воздушных фильтров и поставить обратно. То же самое можно проделать с более долговечным бумажным фильтром (его не нужно пропитывать маслом). Цепь и звездочки Обязательно очистите цепь от грязи и как следует смажьте. Проверьте натяжение. Сделать это просто – необходимо нагрузить мотоцикл так, чтобы оси ведущей и ведомой звездочек оказались на одной горизонтальной линии. Попробуйте рукой натяжение нижней ветви цепи – она не должна отклоняться вверх или вниз более чем на 15 мм. Провисла? Подтяните. Если цепь ржавая или растянута так, что натягивать больше некуда – меняйте. У растянутой цепи некоторые байкеры из экономии убирают два звена и переклепывают ее, но делать этого не стоит – такая «обновка» моментально съест звездочки. Лучше купить новую цепь. Оцените состояние звездочек – и ведомой, и ведущей. Сколы и трещины недопустимы, в идеале зубцы должны быть округлыми и не сношенными. Шины Глубина протектора не должна быть меньше 0,8 мм. Ни в коем случае на резине не должно быть микротрещин. Какие шины покупать взамен, если резина пришла в негодность? Присмотритесь внимательнее – где-нибудь обязательно найдется табличка или наклейка (обычно на маятнике). Там же указано и необходимое давление. Не нашли? Тогда отталкивайтесь от того, что есть – присмотритесь к маркировке шин. Например: 100/90-17 55S. Это означает, что шина имеет ширину 100 мм, ее высота составляет 90% от ширины, посадочный диаметр обода 17 дюймов. 55 S говорит о том, что шина может выдержать нагрузку в 218 кг и рассчитана на скорость не более 180 км/час. На боковине шины нанесена стрелка – она указывает направление вращения шины. При покупке не ошибитесь, помните, какие шины стоят на вашем мотоцикле – камерные или бескамерные. После того, как заменили резину, отбалансируйте колеса. Пока мотоцикл стоит вывешенным, оцените изношенность подшипников – люфт колесных подшипников должен быть не более 2 мм. Это важно Если в работе двигателя есть провалы, и вы вините в этом карбюраторы – не избежать промывки. При разборке карбюраторов следует быть особенно внимательным – можно повредить прокладки. Будьте особо осторожны при выворачивании жиклеров: сорвете шлицы – придется их менять. После сборки карбюраторов их необходимо обязательно синхронизировать в сервисе. Если не уверены в качестве заливаемого бензина, необходимо установить фильтр тонкой очистки топлива. Его обычно врезают в шланг, идущий от бензокрана к карбюратору. Однако следует помнить, что фильтр сохранит карбюратор от сора, но может доставить неприятности в жару. Дело в том, что при высоких температурах в фильтрах может образовываться пробка из паров бензина. Мотоцикл глохнет и заводится только спустя какое-то время, после того, как двигатель немного остынет. Внимательнейшим образом изучите сальники на двигателе. Если мотоцикл старше 10 лет – они могут потечь. Чаще всего текут сальники ведущей звездочки и рычага переключения передач. А если не умею? Что делать, если вы ничего не понимаете в двигателях, и от мотоцикла хотите получать только удовольствие? Ответ очевиден – надо обращаться в сервис. Мой совет – обращаться только в мотосервисы и ни в коем случае не прибегать к помощи автомобильных сервисов, механики которых «вроде как что-то понимают в мототехнике». Сложность может быть в том, что к весне мотосревисы забиты до отказа: желающих ничего не делать много, а механиков, которые понимают специфику мотоцикла – мало. Где находятся мотосервисы? Там же, где и мотосалоны. То есть в «Драйве» на Трактовой, в мотосалоне «Музыка ветра» на Красноказачьей, и еще один сервис организуется при мотоклубе «Bike-All» на улице Первомайской, д. 27. Кстати, здесь, на Первомайской, ребята на втором этаже оборудуют байкерское кафе, а на третьем — гостиницу для мотоциклистов. Стоимость зависит от сложности работ и модели мотоцикла – «японцы» очень плотно скомпонованы, и поэтому часто для замены какой-нибудь детали требуется разобрать полмотоцикла. Масло вам поменяют за сумму от 150 до 500 рублей, причем в некоторых сервисах в эту цену входит и стоимость фильтра. Антифриз — за 100-400 рублей. Синхронизация карбюраторов обойдется минимум в 300 рублей. Замена сальников вилки – 1,5–2 тыс. рублей за перо. Чтобы заказать расходники или запчасти, необходимо указать не только марку мотоцикла и год выпуска (реальный), но и номера рамы, и двигателя. Часто при заказе деталей на карбюратор нужно указать, какой именно карбюратор стоит на мотоцикле. То же самое бывает и при заказе деталей на другие агрегаты. Хотя, на мой взгляд, агрегаты лучше не ремонтировать, а целиком менять – возни меньше, а результат в этом случае гарантирован. Ждать заказ можно долго – до полутора месяцев. Часто задают вопрос – можно ли самим заказывать запчасти через Интернет? Можно. Например, зайти на www.motorezina.ru — здесь можно приобрести покрышки, а доставка одного колеса по железной дороге обойдется всего в 300 рублей и две недели ожидания. Можно доставить и быстрее – за два-три дня, но тогда возрастет и стоимость доставки. Некоторые иркутские байкеры давно сотрудничают с московской фирмой «Автоуниверсал» (www.autouniversal.ru) – здесь можно заказать почти все, от расходников и запчастей до резины и тюнинга. По адресу www.fireworks.ru/moto есть сводная таблица всех фирм, которые занимаются мотоциклами в Москве. Но при оплате надо быть осторожным. Автору этих строк один раз пришел счет, в котором в графе «покупатель» была указана фамилия самого продавца. Ошибка? Может быть. А может быть, и нет. В следующей статье мы поговорим о главном – о том, какие опасности подстерегают новообращенного байкера на дорогах, и на что нужно обращать внимание при обучении вождению мотоцикла. Удачи на дорогах! Майкл Степлер
Автомаркет+Спорт № 17 | |