Из Приморья в Иркутск на Nissan Wingroad. Часть 1
Просмотров: 5348
25 Апреля 2008

ФЕДЕРАЛ-ТРОФИ





















федеральная трасса М-58 «Амур»

— За двое с половиной суток доехали, да?

Вопрос, заданный парнишкой, явно там не бывавшим, и, скорее, похожий на утверждение, словно повис в воздухе. Что тут ответить? Сослаться на то, что даже у сверхнадежных «японцев» ресурс далеко не безграничен и при покупке для себя было бы глупо его не беречь? Или рассказать о прелестях восточных направлений, живописуя гравийку, на которой пали костьми целые стада праворульных? Или вспомнить ту заповедно-бездорожную дикость, которая существовала здесь еще 15 лет назад? Тогда подобный вопрос вызвал бы лишь кривую усмешку. Сейчас же, когда дух первооткрывателя и самоутверждение на ледовых, утыканных торосами переправах сменились просто тяжелой работой, подобная установка, очевидно, может иметь место.

По всему выходит, что со своим «экскурсионным туром» мы чуть-чуть припозднились. При общении с перегонщиками и полгода, и три месяца назад приходилось слышать все те же старые байки о весенне-осенних потоках воды, сметающих в бродах малолитражки, о поглощающей все колесное распутице, о каменных глыбах, рождающих своей хаотичной, после взрывных работ, расстановкой замысловатые лабиринты. Байки проверялись и подтверждались, перепроверялись и опять же заявляли о своей правдивости. Кто знал, что погодные реалии в виде бесснежной зимы и рано пришедшей весны, а также относительной интенсивности строительства скорректируют нашу тягу к федеральному off-road`у. Впрочем, забегая вперед, скажем — кое-какой экстрим нам все же был уготован. Но сначала — о покупке.

Уссурийский «барахляк»

В «А+С» №15 уже упоминались отличия между рынками Владивостока и Уссурийска. Теперь к ним необходимо добавить некоторые нюансы, касающиеся непосредственно покупки автомобиля. Начинающая «дышать полной грудью» в пятницу, уссурийская «барахолка» требует от покупателя полной самоотдачи — быть здесь нужно никак не позже восьми утра и бегать между тесно сомкнутыми рядами с жадностью того хохла из анекдота, бросающего шапку со словами «а це на помидоры». В предыдущие три дня рынок пуст от покупателей и не столь забит товаром, а в последующие — кишит и теми, и другим. Причем машины сибиряками здесь расхватываются как кофточки армией на шпильках, штурмующей бутики при распродажах. Протискиваешься между натертыми до зеркального блеска бортами, выхватываешь взглядом интересный экземпляр, а в нем уже новый хозяин, как собака на сене, рявкает «продано». Тут или работать на опережение (зная, что эти «новые» из среды наших продавцов — толком не смотрят и лишь сходятся в цене), или плевать на скорость, ставя во главу угла детальное изучение.

Зато, как всякая универсальная автоструктура, рынок здесь готов обеспечить своего посетителя необходимым для дальней поездки. В известном, конечно, смысле: дешевенькие инструменты, скотч, холодная сварка, коврики-отбойники, прочая мелочевка и шины с дисками. На последнем стоит остановиться подробнее, поскольку перегон с одной лишь «докаткой» — идея насколько героическая, настолько же и утопическая. Глупостью считается отправляться в путь хотя бы без пары колес в сборе, а отсутствие снега, как лучшего в России дорожного покрытия, корректирует число «запасок» до четырех. И пока рынок закупорен машинами, есть время для их выбора.

Уссурийские шинные развалы в пределах авторынка — весьма специфическое образование, чья торговая сила в своем большинстве состоит из гастарбайтеров среднeазиатского происхождения, очень плохо или вообще не говорящих по-русски. Идентично тут и состояние шин: лучший вариант — подбор хорошей свежей резины, которую продает человек, понимающий хотя бы, что такое 15-й посадочный диаметр и 4х114,3 (зато ценники по нашим меркам несерьезные: от 4 тыс. руб. за R15 до 5-5,5 тыс. руб. за R16). Мы, в поисках колес к ожидавшему нас Nissan Wingroad, были удачливы только в первом. Кое-как отыскав неплохие зимние Bridgestone Blizzak REV01 размерностью 185/65-15 (универсал достался хотя и на родной летней, но явно подмененной Yokohama 175/65-14, полустертой сзади и определявшей по-купейному низенький клиренс), озадачились приобретением штампованных дисков. Установив контакт с продавцом буквально на пальцах, с трудом нашли четыре «штамповки» (в Приморье они не в цене — при местной стоимости «литья» используются разве что как металлолом и предлагаются перегонщикам на растерзание). И, впопыхах пристраивая машину в шиномонтаж, совсем забыли взглянуть на размер дисков.

Надеюсь, что, по крайней мере, со мной подобного больше не произойдет, поскольку чувствовать себя полным идиотом как-то не очень приятно — «черняшка» (еще и ужасного состояния, но выбирали лучшее из худшего) оказалась с посадочным диаметром в 14 дюймов. Рынок к тому времени уже закрылся, и нам не оставалось ничего другого, как искать «железо» в самом городе.

Навигация в раскинувшемся между сопок и после Владивостока ровном как стол Уссурийске довольно проста (хотя подобное мнение все же в какой-то степени сформировалось тем, что в этом городе у нас были провожатые — общие знакомые и земляки). Улицы здесь широкие, плотность движения (опять же если сравнивать со столицей Приморья) можно характеризовать как провинциальную. Да и сам городок с населением примерно в триста тысяч и малоэтажной застройкой мало походит даже на Ангарск (живет он, между прочим, не только авторынком, есть здесь депо, сахарный завод, другие предприятия; любопытно отношение его жителей к борьбе с демографическим кризисом — они «за», причина в близости Поднебесной и понимании, как ни в каком другом месте России того, что экспансия нашей страны китайцами, пока еще относительно цивилизованная, уже давно началась). К сожалению, со всей его сервисной инфраструктурой знакомиться у нас времени не было, однако кое-какие наблюдения все-таки сложились. Например, шинный рынок — это впечатляющих размеров «горные хребты» буэшной резины, тех же национальностей продавцы и «помогаи», дежурящие у въезда и готовые накинуть сотку-другую на пустом месте. Состояние шин весьма разнообразное с уклоном на худшее, ниссановская «штамповка» оценивается уже в 2500 рублей за четыре штуки, а станок для ручного демонтажа покрышки с диска — этакий механический монстрик, мнущий боковину и отбивающий всякое желание в будущем как-то связываться со всем, что из резины и с приставкой б/у.

Если «Зеленка» предполагает хоть какое-то, между торговыми площадками, знакомство на ходу, то рынок в Уссурийске настолько «законопачен» автомобилями, что проверить покупку в движении нет даже потенциальной возможности. Разве что дождаться второй половины дня, когда все купленное начинает растекаться по регионам, и… возможно, не найти присмотренного экземпляра (сумма залога, между прочим, лежит в пределах $500 и объясняется тем, что, по мнению продавцов, тысяча-другая рублей — совсем не повод, чтобы не отказаться от покупки более подходящего автомобиля).

На замену масла мы попали в структуру, олицетворяющую собой полную противоположность. Гаражный бокс, единственный пост, но идеальная чистота внутри и полный набор профессионального оборудования. Цивилизованные сервисные отношения, похоже, добрались и до востока России. Для перегонщиков они еще и в том, что теперь в Приморье себя можно чувствовать относительно безопасно. Правда, с традиционной поправкой на элементарные меры предосторожности.

Гоп-стоп, мы подошли из-за угла

Давно ушли в прошлое те времена, когда автомобильный рынок собирал людей, называемых не иначе как «скрипачами». Тянущиеся к «двуногим кошелькам», будто олигархи к нефтяным вышкам, «хулиганы» всех мастей определяли необходимость внушительного оружейного арсенала у покупателей, который при отсутствии камер хранения и прямой угрозе непосредственно на торговой площадке носили с собой, словно струнно-смычковые инструменты. И сейчас по старой привычке иные перегонщики, что «робокопы», имеющие и боевое, и травмирующее. А надо ли?

Выходит, что да, поскольку редко, но все же некоторые криминальные коллизии с покупателями в Приморье происходят. Тенденция к их уменьшению очевидна, однако «палец на курке» или, для пацифистов, ухо востро — держать надо.

Так, в октябре минувшего года трое перегонщиков то ли не дошли, то ли не ушли с Зеленого угла. Бравый на своих двоих вояж (прогуляться, понимаешь, решили) был прерван плюгавеньким мужичком с ноготок, спросившим какую-то улицу поблизости. Необдуманный ответ из разряда «сами мы не местные» спровоцировал собрание «кворума» из шести-семи его земляков. А далее — по советской гоп-стоп традиции, с перемещением $15000 из одних карманов в другие. Закончилась экспроприация предложением пройти до ближайшей сопки к старшему, который должен поделить наличность по справедливости. Говорят, найти таковую до сих пор никому не удавалось.

Второй случай произошел в Уссурийске. Сидели себе ребята (всего-то восемь человек) в гостинице, чистили оружие. Разве стук в дверь таких испугает? Но зашли двое с оттопыренными карманами и попросили скинуться. А стволы-то разобраны. Как некая компенсация за невозможность отстреляться — не полный отъем капиталов, а только лишь «подоходный налог» в виде двух «штук» с носа. Можно сказать, повезло.

Вообще, даже сейчас, в период расцвета продвинутой российской законности, Приморье как край все еще дикий поражает иными вещами, больше характерными для годов 90-х. Рассказывают, что до сих пор в Японском море иногда «всплывают» «летучие голландцы», на которых проходят левые аукционы, после чего купленные таким образом автомобили «сбрасываются» где-нибудь в глухих местах, мимо таможни, и, понятное дело, не требуют оформления.

Впрочем, мы несколько отвлеклись от темы. Безопасность в Приморье можно обеспечить себе и без использования оружия, особенно, если нет опыта обращения с ним. Достаточно селиться в гостиницах уровня выше среднего (в Уссурийске мы были вынуждены остановиться в шикарнейшем комплексе «Оазис», поскольку места в «общагах» отсутствовали; за двухместный двухкомнатный номер с двумя телевизорами и кожаной мебелью отдали 1250 руб. с человека, во Владивостоке столько стоит «одноместка» без телевизора, телефона и с общим на два номера туалетом), которые перегонщики обычно не посещают, и где мала вероятность вышеописанного визита. Пользоваться услугами только «официальных» таксистов, заранее исключить из списка посещений все злачные места и не заявлять во всеуслышание даже при острой необходимости о своем не местном происхождении (не трудно догадаться, что 9 из 10 гостей Приморья посещают его с единственной и всем известной целью, поэтому, например, вопрос «как проехать до Нейбута» — потенциальный возбудитель интереса к вашим капиталам).

Разумеется, не стоит надолго оставлять купленную машину без присмотра, тем более отвлекаться от нее открытой. Известен случай, когда у владельца увели все документы. Пришлось отдать за них семь тысяч рублей. Это больше, чем раньше просили дорожные рэкетиры. А вот самих их (по крайней мере, в Уссурийске) почти нет. Пересажали. Правда, никто не застрахован от того, что кому-то из «пацанов» банально не хватит на пиво, и предложение «давай прокатимся» будет рассматриваться единственным выходом из сложной финансовой ситуации.

Понятие «безопасность» стоит рассматривать и с полярной стороны. Приморские гаишники, видимо, по причине отсутствия у них автомобилей (напомним, подавляющее большинство дежурит на своих двоих и в одиночестве) — ребята довольно придирчивые. А посему стандартный набор — аптечка, огнетушитель, аварийный знак и страховка — обязательное, но все же минимальное условие беспрепятственного покидания края. Возможно, на стационарном посту в Уссурийске придется пройти унизительную процедуру медосвидетельствования в виде сдачи «жидкого анализа» — так здесь проверяют (по словам местных, едва ли не каждого второго) на употребление алкоголя и разной «мощности» наркотиков.

О знаках, погонах, дорогах

Ну, а соблюдение строгих и традиционно противоречивых ПДД — это как отче наш, поскольку (см. выше) доказать что-то вряд ли удастся, в то время как российское знакотворчество и дорожная разметка — будто вечные антагонисты. Работают на одно, тем не менее, всегда друг другу противоречат. От Уссурийска до ближайшей Михайловки (20 км) узенькая «федералка» строго разделена сплошной осевой линией. И потом периодически на протяжении всей трассы до Хабаровска (645 км) своей прерывистостью она радует водителя не часто. Но, радуя, преподносит знаковую коллизию в виде оцениваемого «от четырех до шести месяцев без прав» красного кружка с двумя автомобильчиками. И это в местах с отличной не в одну сотню метров видимостью, безо всяких «выездов с полей» и автобусных остановок. Встречается и обратная ситуация, когда знак разрешает, а разметка запрещает. И ведь понимаешь, что первый приоритетнее, но обгонять как-то не хочется.

Еще до Михайловки нас обошла колонна из трех машин. Встретили ее стоящей на обочине в компании уже ставшего обычным «пешехода» в форме, чтобы заметить которого даже днем в ясную погоду — надо обладать каким-то сверхъестественным чутьем на «полосатую палку». Позже наших коллег по перегону удалось лицезреть (опять же обгоняющими нас через сплошную осевую) спустя весьма продолжительное время.

Тусклый свет фар (еще до их частичной оклейки Wingroad показался подслеповатым, что на ближнем, что на дальнем; защитив светотехнику, мы пришли к выводу, что в темноте комфортная и безопасная скорость — не более 80 км/ч) в сгустившихся сумерках лишил нас этой общероссийской красоты, зато обусловил лицезрение других картин — перегонно-аварийных. Ну, зачем, скажите, так спешить? Дождь и туман для кого-то, похоже, отнюдь не достаточный фактор, чтобы сбросить скорость и отказаться от бросков на встречную. Раз ДТП, два. Вот лобовое вскользь между местной старенькой Carina и транзитной «деревянной» Caldina, у обеих вынесена передняя подвеска. Вот от буксира отлетела Demio, по борту которой прошелся шорохом неопознанный автомобиль, темнеющий на обочине. А ведь это только начало большого пути…

Проблем с парковками-ночевками, как водится на массовом «транзитном плече», не существует. Надо всего лишь «въехать в темноту» и продержаться до 23-24 часов. Внушительных размеров стоянки, формируемые перегонщиками и дальнобойщиками, есть в Бикине и Вяземском (примерно за 200 и 100 км от Хабаровска). Но найти их можно и неподалеку от других населенных пунктов, которых тут великое множество.

Кстати, по последней причине соблюдение скоростного режима — опять же неукоснительное правило. Знак с ограничениями 40 и 60 км/ч — один из лучших возбудителей жажды к сбору штрафов. Мы первый и последний раз за всю поездку утолили ее именно под «Хабарем». Дэпээсный раздолбанный УАЗик, аналогичного состояния «спидган» и деревенского вида гаишники, но не поспоришь. Виноват, так виноват. Между тем, ловят здесь не только на скорость. Категория риска — оборудованные семафорами ж/д переезды, обозначенные еще и знаками «Stop», остановки перед которыми во избежание проблем обязательны.

Иные опытные перегонщики советуют проезжать Хабаровск в 5-6 утра, другие отмечают, что никакое время не может полностью исключить возможность неприятного контакта. Однако в нынешней ситуации (после того как год назад взяли серьезную местную группировку, и случаи дорожных наездов прекратились) «транзитный час» не играет роли. Разве что удастся избежать напряженного городского трафика. Мы же попали в самый его разгар и, потеряв перегонных «поводырей», пару раз плутнули.

Несмотря на то что пересекается Хабаровск по самому краю (сразу за стационарным постом ГАИ объездная уходит вправо; ранее это была малоприметная грунтовочка, сейчас неплохая асфальтовая трасса с внятным обозначением), нам пришлось посетить едва ли не самый его центр. И, по крайней мере, мне изменить свое о нем мнение. Четыре года назад, когда я гнал себе Mark II, столица края показалась убогоньким захолустьем. Теперь в глаза бросаются гигантские комплексы сооружений — офисных и жилых. Явно свежий асфальт на той же объездной и многочисленные сервисы вдоль дорог. Мне, как здесь бывавшему, хоть и проездом, приходилось отмечать для себя, что город стал абсолютно неузнаваемым — современным, привлекающим к себе и «провальным» только в отношении обычной российской беды, то есть отсутствия указателей в ключевых местах.

[[108 ]]

Увы, Хабаровск, оставляемый за идеально ровным и памятным по президентскому перерезанию ленточки мостом через Амур — последний островок цивилизации на востоке России. Это, впрочем, ставится нами под сомнение, поскольку еще добрых полторы сотни километров под колесами стелется асфальт, а наш Wingroad находится под прицелом радаров, прячущихся в кустах экипажей ДПС (при заброшенных стационарных постах). Правда, это здесь существовало и ранее. Но в районе Биробиджана, затерянного где-то в стороне от дороги, мое изумление и расстройство резко контрастирует с радостью напарника, хозяина Nissan. Объездная, построенная в этом году — настоящая магистраль, позволяющая непринужденно держать и 150, и все 180 км/ч. А где долгожданный экстрим, где потоки воды, смывающие малолитражки, где каменные лабиринты? Ведь мы уже обклеились, и нам (точнее, мне, как журналисту) хочется off-road`а и приключений.

Они, хотя и не в ожидаемой степени, но все-таки будут. Вот сейчас намотаем последние метры асфальта на колеса, и тогда начнется…

Продолжение следует

Часть вторая

Максим Маркин
Фото автора

Автомаркет+Спорт № 17/2008

федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
федеральная трасса М-58 «Амур»
Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог