Семейство универсалов Toyota Probox/Succеed, увидевшее свет
японского солнца в июле 2002 года, при всей своей однозначно «грузовой»
направленности все-таки представляет не самый характерный для островных
автопроизводителей подход к созданию автомобиля. Проще говоря, пришедший на
смену популярным, но безнадежно устаревшим грузо-пассажирским универсалам
Corolla/Sprinter «сотой» серии, «деревянный» Probox не упрощенная версия
«люксового» Succeed, а наоборот, облагороженный внешне и даже более габаритный
(+105 мм в длину) Succeed — одна из модификаций Probox. В пользу этого говорит и
факт, что универсал, созданный на платформе Vitz, именно в своем утилитарном
исполнении Probox располагает наибольшим количеством модификаций, тогда как
«люксовый» (относительно, конечно) Succeed заметно ограничен в силовом
исполнении.
|
Передняя панель Probox — царство дешевого и практичного
пластика с минимальным количеством вычурных (и, как следствие, дорогих в
изготовлении) линий и форм | Так, платформа Vitz
обусловила наличие в подкапотном пространстве Probox бензиновых двигателей серии
NZ с системой изменения фаз газораспределения VVT-i: 1,3-литрового 87-сильного
2NZ-FE и 109-сильной (105 л.с. для исполнения 4WD) «полторашки» 1NZ-FE. Для
обеих версий доступна как пятиступенчатая «механика», так и четырехдиапазонная
АКП. Кроме того, в гамме моторов для Probox присутствует и 1,4-литровый
турбодизель 1ND-TV мощностью в 72 лошадиные силы, сочетающийся с передним и
полным приводом, с «автоматом» и «механикой». А вот самая дорогая (цена новой
машины в Японии $23600 против $10000 за «абсолютный минимум») версия Probox CNG
с газовым 1,5-литровым 1NZ-FNE (92 л.с.) доступна только в переднеприводном
исполнении, и только с четырехступенчатым «автоматом».
|
К минимализму центральной консоли в Probox добавлены выдвижной
столик и запирающийся на ключ ящик «грузоподъемностью» 10
кг | Стоимость автомобилей на иркутском рынке сегодня
вполне соответствует их статусу (Probox подешевле, Succeed подороже), но
завышенной не кажется. Так, Probox 2202-2003 годов выпуска с 1,3-литровыми
моторами и АКП оцениваются в 210-220 тысяч рублей, примерно в ту же сумму можно
уложиться и при покупке моноприводной «полторашки». А за счастье стать
владельцем Succeed придется отдать уже порядка 240-250 тысяч рублей. И желающие,
судя по растущему поголовью Probox/Succeed на иркутских дорогах, находятся.
Похоже, всенародно любимая Toyota и впрямь вырастила достойную смену своим
работягам, и мы сегодня стоим на пороге массового нашествия Probox? Пусть на
этот вопрос ответит «Трибуна».
Шелезяка
|
«Развозная» сущность Probox более всего заметна в наличии гнезд
для авторучки и карт-ключей для проезда на склады и иные закрытые территории, а
единственный в салоне электропривод управляет замком задней двери, как наиболее
часто используемой | «Планета Шелезяка: полезных
ископаемых нет, воды нет, растительности нет, населена роботами» — кто не помнит
эту фразу из известного мультфильма? Probox — та же Шелезяка: центрального замка
нет, электропакета нет, шумоизоляции нет, приборов (кроме спидометра) нет,
бардачка нет. Хорошо хоть кондиционер оставили. В общем, box (англ. — коробка,
ящик) он и есть box, пусть даже и для proфессиональных целей.
Можете обвинить меня в снобизме, но, боюсь, даже теоретически я
не смогу представить Probox в качестве своего автомобиля — слишком уж он пустой.
Удобств — меньше минимума. Назад лучше не садиться — не тоска, так обиженные
суставы замучают. И обязательно надо иметь беруши — чтобы шумы не досаждали.
|
Тахометр и прочие дополнительные приборы для водителя Probox —
явное излишество, при неспешной перевозке грузов можно вполне обойтись и без них
| Но что если взглянуть на машину с точки зрения
предпринимателя? Прежде всего, несмотря на лежащую в основе Probox/Succeed
платформу компактного Vitz, эти универсалы обладают весьма приличным объемом
багажника — даже бывшие владельцы рессорных Caldina вряд ли расстроятся от
грузовместительных возможностей Probox. Не всем, конечно, понравится
сверхскромное оснащение этого экземпляра — одни только совершенно плоские и
регулируемые вручную наружные зеркала чего стоят! Но ведь в спартанском салоне и
для мелочей есть места (вместо бардачка — запираемый отсек в консоли), и печка
работает хорошо, и даже кондиционер предусмотрен. А чтобы понять, оправдывает ли
машина запрашиваемые за нее 225000 руб., стоит просто вспомнить, что в среднем
на авторынке именно столько просят за самые доступные японские машины 2002 года
(такие как Toyota Vitz или Nissan March), причем чаще всего эти женские игрушки
имеют менее объемные двигатели и багажники не столько для грузов, сколько для
ридикюля. Здесь же стоит двигатель объемом 1,5 литра, который для
грузо-пассажирского универсала можно считать разумным компромиссом между
динамикой и экономичностью, причем даже автомат не сильно сдерживает прыть этого
японского ведрышка с хорошо ввернутыми куда надо болтами. Вот бы еще Toyota
подвеску научилась делать, чтобы потише работала (это касается не только
утилитарного Probox — и бывший на «Трибуне» ранее Allion, и мой бывший Carib
страдали нежелательной шумностью подвески). Но мои придирки принципиальны скорее
для априори более комфортабельных пассажирских машин (для того же Carib, к
примеру). А для мелких грузоперевозок и Шелезяка сойдет — главное, не забывать
вовремя смазывать... Алексей СТЕПАНОВ
Безукоризненная простота
|
Говорить о рельефе заднего дивана в Probox абсолютно
бессмысленно, зато он готов предельно быстро составить единое целое с багажным
отделением | Когда задаешься вопросом, а смогла
бы Toyota, входящая на отечественный рынок, создать по-настоящему народный
автомобиль, то сам собою напрашивается утвердительный ответ. Еще как смогла бы.
Народ наш, за исключением некоторых индивидуумов, пока еще не избалован.
Наверняка найдется немало почитателей праворульного японского secomd-hand,
которые с готовностью пересели бы даже на недорогие новые автомобили,
произведенные в России, но только при одном условии — если это будет надежный
автомобиль.
|
То, что в наиболее «бюджетных» моделях отсутствует перчаточный
ящик в привычном понимании этого слова, уже давно никого не смущает
| По Probox можно судить, что японцы, и в частности
Toyota, даже сегодня могут делать утилитарные автомобили, но на таком высоком
уровне производства, что многим конкурентам еще расти и расти.
Грузо-пассажирский Probox — это удивительное сочетание почти «уазовской»
простоты и «тойотовского» подхода к качеству. Ходы подвески ничуть не меньше,
чем у отечественных «Жигулей» — огромный плюс для наших дорог. Ведь если
зазевался и не успел вовремя затормозить перед ямой, последствия будут не столь
ужасны.
|
Наружные зеркала — образец «экономии по-японски»: предельно
усеченные и регулируются вручную, вместе с корпусами
| Автомобиль, пришедший на замену Toyota Corolla
Van, кажется даже проще своей предшественницы. Если в Corolla самых простых
комплектаций заднее сиденье как-то напоминает классическое автомобильное, то в
этой версии Probox оно по фактуре больше похоже на скамейку отечественного
санитарного автомобиля. И все же сидеть вполне сносно, и места достаточно, а
специальное, похожее на дерматин покрытие, к которому одежда словно «прилипает»,
позволяет пассажиру не елозить туда-сюда по плоской подушке на крутых поворотах.
|
Несмотря на врожденный минимализм внутреннего убранства Probox,
в нем нашлось место для двух подстаканников на стыке центральной консоли и
тоннеля | Грузо-пассажирская сущность Probox
проявляется элементарным, но очень важным нюансом. Этот автомобиль превращается
в развозной фургон одним движением! Достаточно потянуть за петельку в спинке
заднего сиденья, и откинутая, она ложится вровень с полом. На других автомобилях
нужно что-то складывать, разбирать. Здесь все доведено до совершенной простоты.
Запаска под днищем — это тоже дань грузовому характеру.
Водительское сиденье регулируется по высоте — это класс!
Рулевая колонка тоже регулируемая. Передние сиденья очень удобны. И это в
автомобиле самой примитивной комплектации!
|
Для переднего плафона внутрисалонного освещения какая-то особая
форма не предусмотрена — он словно перекочевал на Probox с задней части других
Toyota | Пора бы уже нашим депутатам задуматься и
поднять планку ставок по ОСАГО. Полуторалитровые двигатели последних поколений
переползли отметку в 100 сил. И даже примитивные автомобили могут «зажигать».
Когда надо, Probox показывает неплохую прыть — правда, на передачах не выше
третьей или при выключенном overdrive.
Все, казалось бы, хорошо, но есть о чем задуматься. Создается
впечатление, что производители поставили цель максимально сэкономить на
производстве автомобиля, но не спросили водителей, на чем действительно имеет
смысл экономить. Например, значительный минус для любого универсала — отсутствие
стеклоочистителя на задней двери. Понятно — в Японии дороги чистые, чего о наших
не скажешь даже в хорошую погоду. Нужен или нет тахометр? На мой взгляд, нужен,
даже на машине с «автоматом» — в качестве подсказки для максимально возможной
экономии топлива. Да и указатель топлива для развозной машины можно было сделать
отдельный. То же и про указатель температуры.
|
1,5-литровый 1NZ-FE мощностью 109 л.с. в «переднеприводном»
исполнении — самый мощный мотор в гамме силовых агрегатов Probox
| Теперь о том, чего не видно. В дверях Probox и
многих других «деревянных» автомобилей, где нет центрального замка, управление
механизмами дверных замков, чаще задних, осуществляется с помощью тросов. Когда
у хозяев появляется желание оснастить автомобиль сигнализацией и центральным
замком, при установке активаторов возникают серьезные трудности. Поставить-то их
могут везде, только не всегда это делается надежно, а чтобы замки служили долго
и без проблем, работы требуется уйма, и профессиональные установщики часто
ругают эти автомобили (и их владельцев заодно). Так что не удивляйтесь, если
затраты на установку окажутся больше, чем предполагается для такого
«деревянного» автомобиля. Или покупайте машины с центральным замком.
Если стандартный вид автомобиля в чем-то не устраивает
владельца, Probox предоставляет широчайшие возможности для проявления фантазии.
Вот уж где можно разгуляться. Кирилл ЮРЧЕНКО
РАБОТЯГА-ИНТЕЛЛИГЕНТ
|
Передние кресла, несмотря на явную экономию средств при своем
создании, оказались довольно удобными | Внешне
этот автомобиль особого впечатления не производит: слегка грубоват. Однако после
знакомства отношение о нему существенно изменилось. Не то чтобы внешность стала
нравиться, просто проникся к нему симпатией.
У меня свежи ещё воспоминания о владении универсалом Toyota
Corolla, так что интерес к Probox почти профессиональный, и сравнивать их могу
полноценно, как говорится, с пристрастием. Недостатки, конечно, есть, только
некритичные. К примеру, из-за руля почти не видно капота, и это несмотря на
поднятое сиденье (есть такая функция у этого автомобиля). Думаю, к этому
довольно быстро можно привыкнуть, но всё-таки передний габарит хотелось бы
видеть. Двигатель или даже силовой агрегат в целом шумноват, у Corolla с этим
было получше, несмотря на большую общую «тональность» кузова. Руль жёсткий и
скользкий, правда, этот недостаток легко устраним, кожаную оплётку приобрести не
проблема. Наружные зеркала маловаты и регулируются корпусом, а не стеклом в
корпусе. То, что нет электропривода — не проблема, он востребован крайне редко.
А дополнительный сектор обзора назад и по сторонам никогда лишним не будет. Нет
ручек над дверями, неоправданная экономия на элементарном удобстве. Вот и все,
на мой взгляд, недостатки.
| Передняя часть салона порадовала с
первого взгляда, сиденья покрыты тканью — не примёрзнешь, как к дерматину
Corolla. Приятного вида передняя панель, хоть и покрыта жёстким, не претендующим
на шик пластиком, выглядит добротно и качественно, изъянов исполнения можно не
искать. Их нет. В полной гармонии с передней панелью покрытие дверей, пластик
тоже жёсткий, однако руку не отдёрнешь при случайном прикосновении. Конечно,
кнопками стёкла опускать приятнее, только эти «мясорубки» почти не требуют
усилий, а если учесть, что у нас зима длинная, когда привод стёкол
невостребован, то отсутствие электроприводов не такой уж и недостаток.
Впечатлило и обилие карманов и полочек, у Corolla их явно не хватало.
|
Удобная полочка есть и под рулевой колонкой
| В противоположность передним сиденьям — сзади
лавка (другого названия это место не заслуживает): подушка плоская, а спинка
тонкая, да ещё с легким загибом верхней части, и всё это покрыто кожзаменителем.
На деле «лавка» оказалась не такой уж и плохой, трое на ней разместятся с
одинаковым комфортом, а этот странный изгиб спинки поддерживает плечи, скрадывая
изначальную ущербность сиденья. В дальней дороге «лавка», естественно,
положительных эмоций не вызовет, но вот пространства для ног сидящих много, не в
пример Corolla. Зато если спинку этой лавки опустить вперёд, что делается одним
движением, то получается ровный пол, как в фургоне. И не надо поднимать подушку
сиденья. Вот почему она такая плоская, а спинка тонкая. Одно непонятно — на
спинке какая-то откидная рама из трубы. Похоже, для фиксации груза. Думаю,
многие её просто снимут.
|
Багажное отделение — вот главная составляющая и основная цель
создания Probox. Доступ удобный, объем приличный, материал отделки не маркий и
легко моющийся | Багажник Probox как на Corolla,
даже покрытие пола одинаковое и, похоже, немного большего объёма.
Полунезависимая подвеска в багажнике не проявляется как и у рессорной Corolla,
не мешают небольшие колёсные арки. Как и Сorolla, Probox грузо-пассажирский
автомобиль, но вот передним седокам уделено больше внимания. А всё, что за
спинками передних сидений — для груза. Пассажиры уже вторичны.
Этот грузо-пассажирский универсал больше ориентирован на груз и
упругостью подвески. Вот бы забить его «под завязку» и посмотреть, что будет —
Corolla, с той же грузоподъёмностью и рессорами, под нагрузкой ползла днищем по
земле. Подвеска жёсткая, с приличными ходами, пробить её сразу непросто, да и
стоит автомобиль повыше. В то же время при такой жесткости подвески он хорошо
управляется. Правда, пассажирам на наших дорогах будет не слишком комфортно.
|
В своем максимально возможном объеме багажник Probox занимает
порядка 80% от всего салона, полностью соответствуя целям и задачам автомобиля
| Двигатель тянет прилично, за это ему можно
простить повышенную шумность. 1500 кубиков с системой VVT-i тянут, пожалуй,
получше, чем 1600 без регулировки фаз газораспределения. И как бы вторя
двигателю, активнее работают тормоза, чутко реагируя на прикосновение к педали
тормоза, а если перестараться, то и АБС вступает в работу. В самый последний
момент, особо не досаждая.
Как бы не казалась Corolla совершенным грузо-пассажирским
автомобилем, Probox явно лучше. Да по-другому у серьёзного производителя и быть
не может. Probox стал удобнее, можно сказать, культурнее. Работяга-интеллигент.
Николай РУДЫХ
DRIVERS BOX
|
Даже у такого утилитарного автомобиля сиденье водителя
регулируется по высоте | Сколько же десятилетий
стремления к открытию секретов лучшего в мире инжиниринга потребовалось японцам
для того, чтобы прийти к такому вот автомобилю, чье появление, кажется, ставит
крест на всех попытках островных конструкторов-чудотворцев клонировать
самое-самое из всех колесных транспортных средств. Toyota Probox как
профессиональный нудист — гол по всем статьям. Нет даже фигового листочка
центрального замка, чье присутствие в России определяется не только элементарным
удобством. Но если для нудиста его состояние естественное, то универсал, хоть и
такой утилитарный, должен, я считаю, обладать самыми начальными признаками
комфорта.
Сказать, что отталкивает внешне, значит промолчать. Особенно
шокируют колесики размерности 155/80R13. Это из моего «запорожского» детства.
Помню, как подламывались и скользили. Коробчатый кузов из области фантазий
дизайнера-недоучки. Огромная фронтальная оптика, расположенная почти вертикально
— плод стараний сервисных стратегов, заботящихся о заработках Toyota на
запчастях. В третьих странах с их грязными дорогами дилерские центры компании,
уверен, смогут сделать на ней состояния. Ну, а звук дверной ручки о
железно-консервное полотно? Далее — сплошь непечатное.
За рулем не может устроиться человек ни
чуть выше, ни чуть ниже среднего роста. Для кого здесь эта баранка, сиденье,
педали, наконец, внутреннее зеркало заднего вида, загораживающее половину
лобового стекла? Для карлика-мутанта или какого-нибудь японского Квазимодо? Я
себя ни тем, ни другим представить не могу, а сижу, искривившись, будто
монстр-урод из очередного голливудского блокбастера. Но задним пассажирам будет
все равно хуже. Профиль «скамеечки» не лучше, чем в электричках. Спасибо хотя бы
за то, что торпедо облагорожено пластиком, кое-как, но все-таки «пиликает»
магнитолка, и есть кондиционер.
Багажник не входит в число моих приоритетных ценностей и, тем
не менее, хочется бить челом японцам, которые устроили в небольшом, по сути,
автомобиле такую 600-литровую авоську.
Под капотом «полторашка» с новым «автоматом» серии U, спереди
тоненькие рычажки, сзади балочка. Как ты едешь, легковой грузовичок?
|
Несмотря на зрительно различающуюся фактуру отделки дверей, вся
она выполнена из пластика. Впрочем, для отделки карманов в нижней части дверей
даже пластик показался роскошью — почему бы не обойтись простым крашеным
металлом? | Маленькие колесики — это не столько
убогая внешность, сколько небольшие неподрессоренные массы, благоприятно
сказывающиеся на плавности хода. В ней Probox не уступает машинам старше рангом.
Хотя на мелочи кузов и подрагивает, и присутствует вертикальная раскачка со
сдвигом в поворотах на больший радиус, в целом могу сказать, что поведение
подвески мне нравится. Всем обладателям Probox категорически не советую
переходить на больший колесный размер. Быть может, улучшатся сцепные качества
шин, но плавность, на мой взгляд, однозначно ухудшится.
К тому же с этими колесами Toyota очень неплохо разгоняется и
без проблем набирает 150 км/ч. Процесс ускорения обострен до предела. Отсутствие
шумоизоляции в естественном понимании делает водителя «ближе» к мотору, к
автомобилю. Приятно, черт возьми, шустрить на Probox по прямым и в поворотах. И
на хорошей скорости, на которой превалирует шум шин, а аэродинамическая чистота
кузова не допускает напрягающего звукового фона.
Часто в разговорах мне приходится слышать сравнения подобных
новых «деревяшек» с относительно старыми люксовыми «японцами». Дескать,
обладание последними со всех сторон выглядит гораздо более заманчивым. Согласен
на все сто. Но, по моему мнению, у аналогичных Probox машин есть и другая
конкурентная стезя — кому как не им давать достойной отпор новым отечественным
автомобилям. Ведь Toyota — она в любом случае Toyota. У нее нормально, хоть и с
жестяным звуком, закрываются двери. У нее есть «автомат» и запас надежности.
Наконец, стоит такой «грузовичок» почти столько же, сколько новая «Калина» или
«Волга». А центральный замок, электростеклоподъемники и тахометр можно
установить по факту. Сейчас с этим проблем нет. Максим МАРКИН
ЯПОНСКАЯ «БАРЖА»
Несколько лет назад у меня промелькнула мысль, что Corolla
становится всё более респектабельной. Совсем недавно, разглядывая журнальную
презентацию новой представительницы этого семейства, я опять утвердился в этой
мысли — чуть ли не Camry в миниатюре. А ведь раньше были и «деревянные» машины
типа универсал с именем Corolla...
Диверсификация. Это слово всё больше и больше характеризует
пути развития прочного бизнеса. Вот и Toyota диверсифицируется, собирая
утилитарные машины в отдельную линейку? Ну что ж, посмотрим и мы «отпрыска»
новой диверсификации Toyota под названием Probox. Что это за дурацкое имя?
Professional box, что-ли (честное слово, ха-ха-ха)? Присел на корточки, уцепился
рукой за низкий круглый бампер Probox и заглянул под передок: стойки, солидные
треугольные рычаги и пружины. Всё проще простого: и дёшево, и сердито.
Распрямился и, не вставая в рост, посмотрел точно в фас с близкого расстояния на
«морду». Мама дорогая! Что я вижу?! Ни дать ни взять «баржа» — ГАЗ-31029, та же
опухшая ханыжная физиономия с грустными квадратными глазами. Совести у людей
нет. В Стране Восходящего Солнца, в ХХI веке, и такую морду сляпать! Ведь у нас
ЗАСТОЙ был, когда «баржу» рисовали. В профиль тоже мало радости: как бродячая
собака с опущенной мордой и поднятой задницей... Докатились, дальше некуда —
одни «гадкие утята» косяками «попёрли». Да-а-а. Горевал я, глядя на «би-би», а
теперь, глядя на эту переходную модель от автомобиля к холодильнику, вообще
хочется крикнуть: «Дайте водки! Я люблю ТАЗ!».
Будем пробовать «на зуб»? Сел за руль, не чувствуя собственных
габаритов. Показалось, что сиденье далековато. Придвинул. Удобно! Сиденье
удобное. Покачал коленями из стороны в сторону — вот это сюрприз! Такое мне
удавалось делать свободно только в пресловутой «барже». Ностальгия? Нет, уверяю,
я ни в чём не виноват, просто эта машина просторна как «Волга»... Спидометр
архаичного дизайна, тоже «баржу» напоминает, будь она неладна, тахометра нет как
нет.
Ключ на старт? Знакомый звук «полторашки», трогаем. Активно
управляем по улице Байкальской. Руль: да, отлично. Тормоза: тоже отлично.
Акселератор резковат, мне бы хотелось помягче — хода больше. Подвеска на
трррреугольных ррррычагах? Сейчас посмотрим — перед ул. Цимлянской новые выбоины
ужасного характера. Да простит меня невинная «профкоробка» — прохожу злые ямы с
ходу. И что вы думаете? Жёстко, но без пробоев. Результат: отлично. Ясно, что
подвеска длинноходная, чего и требует наша с вами родина. Закоулки района
бульвара Постышева, Верхняя Набережная, грязь, разворачиваемся: радиус тут точно
меньше пяти метров. Маневренность: отлично. «Козьи тропы» и крутые горки улочки
Цимлянской дают почувствовать мощь агрегата. И ещё одно: преодолели несколько
дворовых перепадов, в которых, казалось бы, можно зацепить низким бампером или
«брюхом» при такой длинной базе, но нет, такого не случилось. Низкий, но свесы
очень короткие. Проходимость: отлично. Вот, наконец, снова широкая улица — kick
down, и мы несёмся навстречу судьбе. Коробка Aisin’овская — лучшее из всего, что
есть в мире автоматических коробок — и «подтыкает» быстро, и вверх идёт легко!
Хватит? Пожалуй. Оставим место самым дотошным технохозяйственным тестерам —
Николаю Рудых и Кириллу Юрченко. Они уж не соврут про дикий (просто дикий!)
размер багажника с огромным ровным полом и утилитарность задних сидений этого
чуда японского автопрома.
Моё резюме? Великолепный по своим эксплуатационным свойствам
автомобиль, имеющий, к несчастью, страшненькую внешность. Ни дать ни взять —
японская «баржа» с отличной динамикой, прекрасной управляемостью, огромной
вместимостью и хорошей грузоподъёмностью. Хотя за абсолютно нечитаемый почему-то
жидкокристаллический указатель уровня топлива убил бы конструктора. Морально.
Тимофей МИТИН
Полезный объем
Он просто обречен на популярность. Не знаю, удастся ли ему в
сколько-нибудь обозримом будущем «объехать» грузо-пассажирские универсалы
Corolla/Sprinter, но забвение этому автомобилю уж точно не грозит. А как же?
Штампованные 13-дюймовые колеса, радикально белая «ноль сороковая» палитра
кузова, полное отсутствие электродвижущей силы в приводе дверных замков,
стеклоподъемников и зеркал, серо-черные переливы жесткого пластика и скользкого
дерматина в отделке салона — с таким букетом достоинств Probox просто идеален в
роли неприхотливой рабочей лошади. К тому же и силовой агрегат, и трансмиссия
Probox прелестями современной электроники не отягощены.
Минус это или плюс? С точки зрения нашего представления об
уровне комфорта японских автомобилей — несомненный минус: Probox даже
«деревянным» не назвать, российские «Фабулы» с «четверками» на закате своей
карьеры оснащались достойнее. А вот с точки зрения практичности и максимальной
приспособленности к тяжелой коммерческой эксплуатации равных Probox найдется
немного, даже среди японских «земляков». Думается, с этой и только с этой
позиции следует рассматривать автомобиль, чтобы потом не злопыхательствовать по
поводу качества и внешнего вида пластика, не ехидничать относительно «мясорубок»
стеклоподъемников и не упражняться в остроумных эпитетах в адрес японской
экономичности. Да, здесь нет центрального замка, а зеркала регулируются вручную
вместе со своими корпусами, у всех стекол «весельный» привод (единственный
электрический стеклоподъемник для водителя доступен в более «продвинутых»
модификациях), здесь не предусмотрена «метла» на стекле задней двери. Зато
потянешь за «веревочку» на спинке заднего дивана — он и сложится, образуя вместе
с багажником настоящие закрома японской родины, с минимально выступающими в
салон колесными арками, максимально широким доступом через заднюю дверь и
заявленной грузоподъемностью в 400 килограммов. И поймешь, что Probox — это,
фактически, самодвижущийся багажник, а все остальное присутствует в его салоне
только по мере крайней необходимости и с одной-единственной целью — обеспечивать
доставку этих самых килограммов из пункта А в пункт Б.
Между тем, для сугубо утилитарного средства передвижения Probox
имеет весьма неплохие динамические характеристики. Во всяком случае, и с визгом
провернуть колеса на асфальте позволяет, и стрелка на спидометре честно
упирается в финишные 180 км/час. Вот только бодрому разгону зачастую вредит
«витцевская» платформа. Точнее, конструкция педального узла с почти лежащей на
полу педалью газа — хочешь быстро ускориться, переносишь ногу на газ, но вместо
педали чувствуешь под подошвой ее кронштейн, «продавить» который вряд ли
удастся. Так было у FunCargo, аналогичная ситуация повторилась и на Probox. А
может, оно и к лучшему — динамичная езда явно не входит в приоритетные
направления деятельности Probox: надсадный рев двигателя, почти полное
отсутствие шумоизоляции, скрипы и шелест пластиковых деталей интерьера отлично
справляются с ролью этаких «психологических гасителей скорости», да и держать
скользкий пластмассовый обод руля на скоростях «за сотню» совсем не хочется.
Probox — средство для достижения иных целей, и рассматривать вопрос о его
приобретении я бы стал только при возникновении необходимости в неприхотливом,
надежном и вместительном универсале. В таком, интерьер которого не страшно
измазать или поцарапать, а широкие некрашеные молдинги бамперов — отполировать
до зеркального блеска в толчее оптовых рынков. В общем, сначала отдать за него
порядка $9000, а потом гонять его в хвост и в гриву, не опасаясь никаких
«коцок». А вот к этому я как частный автовладелец, а не корпоративный клиент
Toyota, еще не готов... Вячеслав СТАРЦЕВ
Диван, чемодан, саквояж?
Коробка! По-английски box — и сегодня мы поговорим pro box,
то бишь про коробку. Очень меткое название придумали японцы этому невзрачному
автомобильчику! Вряд ли утилитарный кирпич-Probox способен вызвать другие
ассоциации (хотя, например, грузо-пассажирскую Corolla 100 можно сравнить с
хозяйственной сумкой — у неё хотя бы есть намёк на плавные линии). Бегают по
нашим дорогам и «люксовые» универсалы на базе Vitz. Им японцы также дали очень
правильное, хотя и неудобоваримое имя (боюсь перепутать буквы, но по-русски
напоминает «суицид»). Право, переплачивать немалые деньги за окрашенный в
«металлик» и оснащённый банальным электропакетом грузо-пассажирский универсал
сродни самоубийству.
Но сейчас взор терзает как раз «честный» четырёхколёсный
труженик малого бизнеса — с частично неокрашенными бамперами, как выразился мой
коллега — «радикального белого цвета», на угрюмом «тринадцатом штампе».
Переводишь взгляд на вазовскую «десятку» и начинаешь сомневаться, кого жалеть
больше — отечественный автопром или дизайнерский отдел коммерческого транспорта
Toyota. Впрочем, картошке и стройматериалам всё равно, на чём «кататься», а
посему не будем подвергать глаза вредному воздействию внешнего вида Probox —
проникнем внутрь.
А внутри, кстати, совсем неплохо! Пространства спереди Probox
обеспечивает достаточно — места в нём почти как в FunCargo, только задние
сиденья (из натурального дерматина!) до предела смещены вперёд, чтобы картошке в
багажнике не было тесно. Пассажиру на задней скамеечке будет, конечно, совсем
неуютно, но зато грузу на ней — вполне вольготно (а в багажнике и подавно). За
рулём, как ни странно, можно устроиться очень даже комфортно: стандартные
регулировки стула, включая регулировку по высоте дощечки под пятой точкой, и
руль из полированного пластика, который способен перемещаться по вертикали — что
ещё надо, чтобы без устали возить грузы сутки напролёт?
К эргономике, само собой, претензий нет — это же Toyota. Но
особо порадовал Probox такими мелочами, как держатель для ручки, дополнительные
ёмкости на передней панели, удобные подстаканники возле селектора КП и, главное,
маленький выдвижной столик. Не знаю почему, но эта пластиковая дощечка с
надписью «10 kg» меня порадовала больше всего.
Также хорош Probox и в дисциплине «обзорность». Адекватно
оценивать дорожную обстановку помогают большие прямые стёкла, словно
перекочевавшие сюда с витрин советских гастрономов, простенькие, с ручной
регулировкой, но большие боковые зеркала и шикарное внутрисалонное зеркало —
враг не пройдёт!
Немного огорчили «блеск и нищета» Probox — если «нищету»
пластика в подобных автомобилях воспринимаешь как должное, то его неестественный
«блеск» откровенно раздражает. Мало того, что полироль источает неприятный
запах, так ещё и солнечные блики на передней панели напрягают зрение.
В движении, скажу честно, Probox приятно удивил! Никак не
ожидал, что откровенно «деревянный» универсал может лихо разгоняться (хотя при
объёме 1.5 литра так, по-видимому, и должно быть). Конечно, тихим «на форсаже»
Probox не назовёшь — известно, что звукоизоляция в первую очередь удаляется из
заведомо бюджетного автомобиля. Однако когда отвлечёшься от какофонии неумелого,
но дружного оркестра двигателя, ветра и подвески, начинаешь обращать внимание на
информативный руль, который не дрожит в руках на неровностях, на прилежное
поведение подвески и кузова в поворотах, на неплохую курсовую устойчивость. К
слову, когда «театр одного прибора» на объездной в Солнечном показывал скорость
«170 км/ч», а Probox при этом и не думал плавать по дороге, я и вовсе зауважал
сей экземпляр.
Неплохая, надо сказать, коробчонка этот Probox — сумел он
расположить к себе. Не дизайном красивым и не оснащением богатым, а честным, без
сюрпризов, «рабочим» характером. Егор КЛИМОВ
Pro коробочку
И пускай поклонники марки ругают меня, но сегодня я буду
ругать Probox. И даже не за внешность и классовую принадлежность вообще: в конце
концов, что дали, на том и едем, как говорится. Ругаться буду на один из
решающих показателей при выборе машины — салонную начинку и «комфорт».
Именно так, комфорт в кавычках. Ибо оный здесь почти
отсутствует. За исключением простора. Вот его — предостаточно. Все остальное —
один большой недостаток, к которому относится и качество материалов отделки
салона, самый дешевый и холодный пластик, который только может быть. Убогие
тонкие обивочные ткани. Задний диван, называемый таким гордым словом, имеет
здесь вид скамейки с некоторыми удобствами в виде обивки. Окна представляют
собой тренажер для мышц рук, ибо открываются только при помощи «весел», про
климатические установки и информативность приборов даже говорить не хочу — место
всех последних здесь занимает один большой спидометр, как для слабовидящих. Ну и
само собой, боковые зеркала заднего вида: как их не настраивай, передать
водителю ситуацию позади кормы адекватно они не смогут, потому что приближение
настолько сильное, что даже после совершения обгона и достаточно приличного
ухода от обгоняемой машины вперед, зеркало демонстрирует ее так, словно
находится она впритык к заднему бамперу. Ездить с такими зеркалами по городу —
«сказка», а уж разворачиваться по ним или парковаться задним ходом и вовсе дело
неблагодарное. Хоть просторно, и то ладно. И за рулем устроиться можно вполне
комфортно без мучительного долгого катания в кресле туда-обратно. А в свете
всего вышеперечисленного возможность регулировки сиденья по высоте показалась
какой-то ошибкой при сборке машины. Ну и что не отнимешь у этой модели, так это
багажник — большой и вместительный, а благодаря все той же дешевой отделке — еще
и практичный, чистить его будет просто удовольствием.
Благо, что есть хоть одна отдушина — Probox в движении. Вот
абстрагируемся от окружающей «деревянной» действительности, нажимаем на педаль
газа, и он резвенько так срывается с места. М-да, хоть 1,5-литровый моторчик
обладает хорошей динамикой, и то хорошо. Запаса мощности и малого веса вполне
хватает для безопасного обгона, тормоза послушны и адекватны в своей реакции на
нажатие педали, и даже дорогу (асфальтированную) он держит с достоинством, без
кренов и порывов уйти в срыв. Единственное, что вызвало негативные эмоции, так
это необходимость привыкать к легкости руля и его, прямо скажем, немаленькому
люфту. Коробка, само собой, тормозит, но делает это в меру, не больше и не
меньше, чем ей подобные. В общем, в езде по городским улицам Probox пришелся мне
по душе — проявил хоть какой-то характер. Но выезжать на нем в большие
путешествия, да если еще, не дай Бог, по трассе предвидится гравийная насыпь, я
не рекомендую ни в коем случае: подвеска жестковата для таких экстремальных
вылазок, на больших неровностях чувствуются неприятные удары по позвоночнику, да
и шумоизоляция просто никакая, на высоких скоростях за 120-130 км/ч рев мотора и
встречных потоков ветра заглушает даже звук магнитолы, а малейший камушек,
отлетевший в днище, отдается внутри салона каждый раз громким ударом. Будто
прилетел как минимум кирпич. При движении по гравию долбежка будет просто
сумасшедшая.
Я, конечно, понимаю, что все эти дешевые и низкокачественные
салонные «прелести» — всего-навсего дары комплектации, которая может быть выше и
полнее. Но покупать его даже в более фаршированном варианте? Свят-свят-свят...
Наталья НОВИКОВА
Бочка ДИОГЕНА
Если бы автомобиль изобрели древние греки, то философ-аскет
Диоген не жил бы в бочке. Он жил бы и ездил в универсале Probox. И был бы
счастлив безмерно — такое же абсолютное «дерево», крепко опоясанное железом, но
при этом еще на колесиках и само едет, да еще как!
На что способен этот странного вида автомобиль, похожий на
почтовый фургон, у которого срезали крышу? Probox резво стартует и нормально
разгоняется, причем в широком диапазоне, вплоть до 140 км/час, а минимум
изоляции только усиливает ощущение драйва. Уверенно тормозит, насколько
позволяют его «велосипедные» шины, руль удовлетворительно отзывчив и реактивен,
да и подвеска вовсе не жестокая, подкидывает, конечно, но сильно не бьет и не
мучает раскачками. Probox даже не сильно кренится и на трассе держится уверенно,
хотя высокие скорости все равно не к его блаженному лицу. Уже в районе «слегка
за сотню» подвеска с трудом поспевает за неровностями, в повороте при этом
колеса «спотыкаются» и меняют курс, да и в скольжение рано уводят, оголяя
недостаточную поворачиваемость. Впрочем, опасного развития это не получает,
автомобиль предупредителен и контролируем.
В общем, узнаю фирменную активную безопасность Toyota и не
узнаю эргономику водительского места. При среднем росте и вертикальной
регулировке кресла, так и не удалось оптимально устроиться за рулем: педаль газа
несуразно приткнута к полу и стенке, но даже когда педали в удобной зоне, к рулю
надо тянуться, хотя мои «грабли» не назвать короткими. Но при этом никакой
Кинг-Конг не дотянется до левого зеркала с его «непосредственной» регулировкой.
И все же он запомнился именно своим «просвещенным аскетизмом».
Святой антигламурностью, если угодно. Тот случай, когда быт реально определяет
сознание. На душе легко и светло от сочетания простоты исполнения, граничащей с
бюджетным юродством, грузовой функциональности и энергоемкости длинноходной
подвески. Чувство вседозволенности таково, что на этой бочке не страшно кататься
хоть где. Но главное в Probox другое. Он заставляет проникнуться культом
товарооборота. В нем непременно хочется что-то перевозить — грузовая площадка в
полный размер выглядит настолько «алчно», что в генофонде подсознания
просыпается мелкособственническое чувство, тяга к коммерции. А в случае чего,
здесь можно устроить ровную просторную спальню, не то что в бочке чудаковатого
философа.
Хотя, думаю, сам Диоген при таком автомобиле покончил бы с
демагогией и занялся делом. Зарабатывал бы себе на более достойное
существование. Наверное, в этом истина Probox — дать людям практичное средство
производства. Жаль только, протестировали машину без балласта в 400 кг, а в
порожнем виде или с пассажирами ездить на ней смысла не вижу. Василий
ЛАРИН
Автомобиль предоставлен автосалоном «Автоглобал»
TOYOTA
PROBOX |
Тип кузова |
универсал |
Тип привода |
передний |
Тип трансмиссии |
4AT |
Объем двигателя, куб.см |
1496 |
Двигатель |
Марка |
1NZ-FE |
Макс. мощность, л.с. при об/мин |
109/6000 |
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин |
141/4200 |
Тип двигателя |
4 cylinder DOHC, VVT-i |
Используемое топливо |
Бензин Regular (АИ-92, АИ-95) |
Расход топлива, л/100км |
6,1 |
Подвеска / Ходовая Часть |
Передние тормоза |
вентилируемые дисковые |
Задние тормоза |
барабанные |
Передняя подвеска |
амортизационная стойка с винтовой пружиной |
Задняя подвеска |
четырехрычажная с винтовой пружиной |
Колеса |
165/80R13 |
Алюминиевые колесные диски |
нет |
Дополнительное оборудование |
нет |
Размеры |
Габариты кузова (д x ш x в), мм |
4195 x 1695 x 1510 |
Габариты салона (д x ш x в), мм |
1645 x 1405 x 1245 |
Колесная база, мм |
2550 |
Клиренс, мм |
155 |
Масса, кг |
1040 |
Число мест |
5 |
Число дверей |
5 |
Радиус разворота, м |
5,2 |
Объем топливного бака, л |
50 | |