Где на планете Земля жить хорошо? Десятки «рейтингов счастья», каждый дает свой ответ, но разве можно такое эфемерное понятие подводить под цифровые параметры и среднестатистические данные? Ведь это сугубо личностное восприятие — вот в этой точке цивилизации я чувствую себя комфортнее всего. Что касается меня, то я свой выбор сделал много лет назад — Каталония. В этой испанской автономии есть все, что, по моему мнению, нужно человеку для счастья в его пребывании на этом свете — теплое Средиземное море и величественные Пиренеи, мягкая зима и относительно прохладное лето, зажигательная музыка и великолепная кухня, сонные курортные городки и потрясающая своим жизнелюбием Барселона. И главное достояние Каталонии — ее люди: жизнелюбивые, общительные, страстные. И, как только появляется возможность, я беру билет на самолет и лечу в Барселону. Десять часов полета, и ты вновь дышишь пьянящим средиземноморским воздухом.
ЖИЗНЬ
|
Саграда Фамилия — Храм Святого семейства — дело всей жизни Гауди и главный символ Барселоны. Строительство ведется уже более века (с 1882 года) и уже 80 лет со дня смерти Гауди. По самым оптимистическим прогнозам строительство закончится в 2041 году. Несмотря | О Каталонии и Барселоне я уже писал не раз — см. журнал «Автомобили Сибири» №2/2002, «А+С» 28/2005, 35/2005, 10/2006, 18/2006 (эти материалы можно без труда найти на нашем сайте в Internet). Расположенный на Пиренейском полуострове на границе с Францией, этот край всегда считался особенной частью Испании. Каталония в средние века была самостоятельным государством, но вот уже 530 лет входит в состав Испании. Борьба за свой особый национальный путь и независимость — это вся история Каталонии. Гордые жители этой автономии считают себя больше каталонцами, чем испанцами, родной язык предпочитают государственному, а решения местного генералитета считают более важными, чем правительства в Мадриде. Но — никогда борьба за независимость в Каталонии не переходила в агрессивную плоскость. Даже когда в не столь давние времена испанского диктатора Франко все связанное с каталонской государственностью — флаг, язык, праздники, было запрещено.
|
Весна. Барселона | Символы Каталонии — это не только желто-красный флаг, герб и собственный гимн, но и то, что прославило этот край. И, прежде всего, архитектор Антонио Гауди — «самый великий из сумасшедших и самый сумасшедший из всех великих». Гауди и Каталония — это почти синонимы. А его творения — парк Гуэль, жилые дома Каса Мила и Каса Батльо и, конечно, великий собор Саграда Фамилия, растиражированные на миллиарды иллюстраций и миллионы сувениров — стали олицетворением каталонской столицы Барселоны.
Для Гауди не существовало прямых линий и стандартных решений. Он был настолько дерзок в своих творениях, что все его работы — предметы спора архитекторов уже второй десяток лет.
|
|
Ситжес — один из многочисленных небольших курортных городков в окрестностях Барселоны. Идеальное место для жизни (в подобных городах предпочитают селиться богатые каталонцы) и отдыха. Удивительно, но даже в марте здесь оказалось довольно многолюдно. Правда, в |
| Даже если бы Барселона дала миру только Гауди, ее вклад в мировое культурное наследие был бы неоценим. Но здесь жили и творили такие великие личности, как Пабло Пикассо, Хуан Миро и Сальвадор Дали. И это только мировые величины — на все времена.
Столица Каталонии — город с потрясающей энергетикой, разжигающий творческие порывы личности. И хотя формально Барселона — провинциальный город, он неофициально считается одной из «столиц мира». В Барселоне расположены штаб-квартиры многих мировых и европейских политических, экономических и спортивных организаций, она часто становится местом проведения различных мировых форумов, выставок и спортивных чемпионатов (в том числе Олимпиады-1992, которая и дала невиданный толчок развитию города). Парадокс, но при этом стиль жизни в Барселоне типично провинциальный — без суеты, спешки, нервозности и поверхностными отношениями между людьми. Наверное, это единственный подобный пример на Планете.
СТРАСТЬ
|
Каса Мила («Каменоломня» — по-каталонски Ла Педрера) — одно из самых великих творений Гауди. Пожалуй, самый странный жилой дом в мире. С самой необычной крышей — вентиляционные и печные трубы местные жители называют «пугалом для ведьм» | «Чтобы понять Каталонию и каталонцев, обязательно посетите футбольный матч футбольного клуба «Барселона» на стадионе «Ноу Камп». Но если вы не один из 130 тысяч членов клуба, даже не пытайтесь это сделать, если играют «Барселона» и мадридский «Реал». Эта цитата — из английского авторитетного путеводителя Lonely Planet. И хотя футбольная команда «А+С» играет в сине-гранатовой форме (купленной в одной из многочисленных лавочек на Рамбле — по 25 евро за футболку), членами FCB, по географическим причинам, нам быть сложно. Что, впрочем, не помешало попасть на главный матч сезона в Испании.
|
Знаменитые прокатные стулья для чтения газет на Рамбле для меня олицетворение каталонской сущности — открытость, неспешность, интеллект | Главная футбольная команда Барселоны — это уже не игра, а образ жизни. Встречаясь, барселонцы обсуждают в первую очередь не погоду и цены, а последние новости из FCB. Иногда кажется, что вся жизнь в Барселоне крутится вокруг главного футбольного клуба — этому каждый день посвящены сотни газетных страниц и часы телевизионных передач, а новость о возможном переходе главного местного кумира Роналдиньо в «Милан» (к счастью, так и не состоявшемся — контракт продлен до 2010 года) не дает никаких шансов попасть на первые полосы газет политикам и звездам шоу-бизнеса.
|
В олимпийском порту Барселоны швартуются яхты со всего мира — роскошные и не очень | Но все это только прелюдия к главному матчу сезона «Барселона» — «Реал». Подавляющее большинство каталонцев победу в El Classico («Классика») ставят выше, чем выигрыш чемпионата Испании и Лиги чемпионов. Потому что это не только противостояние двух самых великих клубов Испании (да что там — мира!). Отчасти это составляющая вечного соперничества Барселоны и Мадрида во всех сферах жизни — политической, экономической, культурной, спортивной. Корни, как это часто бывает, уходят в историю и политику: во времена диктатора Франко, когда все каталонское было под запретом, победа «Барселоны» над «Реалом» была чем-то вроде инъекции в поддержку национального самосознания. С тех пор поражение от «Реала» — это национальная трагедия для каталонцев, а спортивная победа обретает статус национального триумфа.
|
В парке Гуэль нет аттракционов, зато он подарит незабываемые ощущения от прогулок и пейзажей весенней Барселоны |
|
| Билеты на подобные матчи в свободную продажу не поступают — распределяются среди членов клуба. Но при современном уровне коммуникаций достать их — не проблема. Даже в русскоязычном Internet предложений о покупке билетов на главный матч в Испании было с десяток (!). Конечно, риск нарваться на мошенников велик, но при трезвом подходе он стремится к нулю. По крайней мере, надеяться на покупку билета перед игрой еще рискованней — в прошлом году автор этих строк потерял три дня, чтобы купить у спекулянтов «тикет» на матч Лиги чемпионов «Барселона»—«Челси», да и обошелся он в целых 750 евро. И это несмотря на то что матч плей-офф Лиги чемпионов котируется ниже, чем El Classico. На этот раз билет обошелся в 550 евро (при номинале 117) и был доставлен прямо в отель. Причем курьер предпочел не оставлять его, как обычно, на рецепшен, а вручить лично в руки — дабы не вводить в соблазн заветным квиточком служащих отеля (устоять, как заверяют барселонцы, не сможет даже кристально чистый человек).
|
Самый посещаемый музей Барселоны — галерея Пикассо. Далее следует… Нет, не Саграда Фамилия, а Музей Футбольного клуба «Барселона», где собраны многочисленные трофеи (в том числе и других команд клуба — баскетбольной, гандбольной и по хоккею на роликовых коньк | Сегодня «Реал» и «Барселона» два самых богатых клуба мира: бюджет первого 292 млн. евро, второго — 259 млн. (у «Челси» «всего» 221 млн.). И одни из самых титулованных. У «Реала» 29 титулов чемпиона, 17 национальных кубков, 9 побед в Лиге чемпионов и два – в Кубке УЕФА. «Барселона» хоть и выглядит скромнее — 18 побед в чемпионате, 24 — в Кубке Испании, по две — в Лиге чемпионов и Кубке УЕФА, зато лучше проводит последние сезоны. А в прошлом году победила в национальном чемпионате и стала сильнейшим клубом Европы, тогда как «Реал» под руководством легендарного Фабио Капелло и с суперзвездами Роналдо, Бэкхемом, Р. Карлосом и Ван Нестерлоем никак не может выйти из затяжного кризиса.
|
Человек, отпивший из святого источника Фонт-лес-Каналетес, по преданию, обязательно вернется в Барселону | В «Барселоне» тоже есть суперзвезды — Пуйоль, Это`О и, конечно же, Роналдиньо. Которые играют на втором по вместимости и одном из самых легендарных стадионов мира — «Ноу Камп». Впрочем, что касается вместимости, то однозначно самым крупным стадионом мира «Новое поле» назвать нельзя. До середины 90-х он вмещал 115000 зрителей, но после того как УЕФА приняла повышенные меры безопасности, запретив стоячие места и обязав установить пластиковые сиденья, вместимость ставшего пятизвездочным «Ноу Камп» снизилась до 98600 мест. Правда, в ближайших планах президента FC «Барселона» Жоана Лапорты расширение «Ноу Камп» на 15-20 тысяч мест, что позволит ему уже однозначно стать большим футбольным стадионом мира. Сегодня крупнее «Ноу Камп» только мексиканская «Ацтека» (знаменитая «Маракана», когда-то вмещавшая 250000 зрителей, сегодня принимает только 95000) — 114000 мест. Правда, есть еще стадион «Имени 1-го мая» в северокорейском Пхеньяне (150000 мест) и «Иува Барати Кринанган» в индийской Калькутте (120000), но там футбольные матчи не проводятся.
«Больше, чем просто клуб» — это девиз FCBarcelona. «Больше, чем просто стадион» — так и хочется сказать о «Ноу Камп».
|
Прогулка по самому знаменитому каталонскому рынку Меркат-де-Бокерия доставит не только эстетические (а при покупках — физиологические) удовольствия, но и расширит гастрономический кругозор — здесь собраны экзотические продукты со всего мира | Удивительно, но на «Ноу Камп» никогда не играет национальная сборная Испании (в Барселоне она проводит свои матчи на Олимпийском стадионе, где принимает своих соперников местный «Эспаньол»). Единственное исключение — финал Олимпиады-1992 — принес одну из самых великих побед в истории сборной. На «Ноу Камп» также были сыграны матчи финальной стадии Чемпионата мира-1982 и несколько исторических финалов еврокубка.
|
Рамбла — одна из самых знаменитых пешеходных улиц мира. Людская река, не пересыхающая ни на минуту. Представление, которое не заканчивается никогда. Автор этих строк проходил эту улицу десятки раз в разное время как суток, так и года и каждый раз находил что- | Удивительно, но в день матча Барселона жила своей обычной повседневной жизнью. Даже на Рамбле, этом средоточии каталонских событий, ничего, кроме мирно разгуливающих в фанатской атрибутике болельщиков (впрочем, людей в сине-гранатовом одеянии здесь можно видеть круглый год), да первых полос газет в многочисленных киосках, о нем не напоминало. В прошлом году, накануне матча с «Челси», все было не так — тогда 10000 буйных англичан заставили барселонцев содрогнуться. Да что там, даже в метро по пути на стадион особого ажиотажа не чувствовалось. Единственное место, где страсти выплескивались наружу, был пятачок у одного из ресторанов на подходах к «Ноу Камп», где несколько сотен подвыпивших фанов вполне миролюбиво жгли файеры и скандировали речевки. А так тишь да благодать. И это — в нескольких сотнях метров от эпицентра противостояния команд, едва ли не официально признанных «врагами», к которому приковано внимание всего футбольного мира (трансляция велась более чем на 50 стран, в том числе и на Россию).
|
Знаменитые фонтаны Монтжуика: ночная фиеста воды, музыки и света | Кто был на подобных матчах в России (например, ЦСКА-«Спартак»), немало удивится обстановке на «Ноу Камп». Мне, не понаслышке знающему обстановку на московских стадионах, это показалось беспечностью. Из всех средств безопасности присутствовал лишь барражирующий над стадионом вертолет (не исключено, что телевидения). Никаких броневиков с водометами, тройного «рыцарского» оцепления, внезапных «арестов» и прочих атрибутов «боевых действий». Более того, мы не видели ни одного человека в форме — только волонтеры в оранжевых куртках. Правда, к небольшому инциденту такая, с позиции нашего менталитета, беспечность привела — на поле во втором тайме выбежал болельщик. Но к каким-то серьезным последствиям это не привело.
|
|
Барселона — очень удобный для жизни город. Часто это выражается в приятных мелочах. Таких, как эскалаторы, ведущие к дворцу Националь. Или идеальные газоны на трамвайных путях |
| Удивительно, но в отличие от прошлогоднего матча с «Челси», когда стадион был полупустым еще за 10 минут до стартового свистка, на этот раз он был заполнен еще за полчаса. Особенность «Ноу Камп» — он заполняется и пустеет буквально за считанные минуты. Опять же — те, кто был на «большом футболе» в Москве, знают, насколько длительна церемония покидания стадиона после матча — на это иногда уходит до часа. В Барселоне о таких проблемах, похоже, даже не догадываются.
Церемония начала матча потрясла до глубины души. На сиденьях до игры были разложены цветные постеры, и когда заиграл гимн «Барсы», зрители подняли их над головой. Величественное зрелище и одно из самых ярких впечатлений в моей жизни — стадион окрасился в сине-гранатовые цвета (блау-грана — так называют болельщиков «Барселоны») и 100000 голосов исполнили гимн клуба, которому они поклоняются.
|
Шиномонтаж в Каталонии — большая редкость. Понятие «сезонная смена шин» здесь отсутствует, а проколоть колесо на стерильно чистых дорогах надо сильно постараться | Что касается игры… О российском футболе интересно читать, а вот испанский надо смотреть! Поверьте, это был великолепный футбол, который стал для автора этих строк просто немыслимо щедрым подарком ко дню рождения. Фантастические скорости, немыслимая самоотдача игроков, помноженные на изысканное мастерство (ведь обе команды — это своеобразные варианты сборной мира) при мощнейшей энергетике 100-тысячных трибун (каждый из которых чувствует свою сопричастность к Событию), в совокупности дают великолепное зрелище, за которым, затаив дыхание, следят миллионы людей во всем мире. «Барселона» трижды проигрывала и трижды отыгралась — благодаря точным ударам юного аргентинского форварда Месси, враз ставшего мегазвездой (именно в таких играх и зажигаются звезды). Последний раз «Барселона» отыгралась уже на 90-й минуте, когда казалось — все потеряно. Что творилось на трибунах и на поле — слов описать мне не хватит. И что могло еще произойти — уже в добавленное время судья не дал, казалось бы, стопроцентный пенальти в ворота «Реала» — за снос Роналдиньо. Хотя ничьей на фоне суперигры остались, кажется, довольны все. «Барселона» и «Реал» продолжают бороться за звание чемпиона Испании. Развязка в мае.
|
Единственное место, где удалось обнаружить кипение страстей за час до матча «Барселона»—«Реал», — площадка у ресторана La Jarra в 500 метрах от «Ноу Камп», где «разминались» наиболее «горячие» болельщики «Барсы» | А на следующий день мы прикоснулись к еще одной легенде — автодрому «Каталунья-Монтмело», где с 1991 года проводятся испанские этапы Формулы-1 и Мото GP, а также многочисленные соревнования рангом пониже, вроде гонок грузовиков, «24 часа» на мотоциклах, национальные чемпионаты плюс рок-концерты, массовые гулянья и салюты.
|
Общественный транспорт (в том числе такси) считается приоритетным, поэтому часто для него выделяется резервная полоса, заехать на которую остальным участникам движения и в голову не приходит |
|
Улица Гран Виа — главная магистраль Мадрида, некий вариант Бродвея — здесь расположено большинство театров, кинотеатров и мюзиклов испанской столицы |
| Был обычный тренировочный день, но на то, чтобы понять, на каком пещерном уровне развития автоспорта мы в Сибири находимся, впечатлений хватило. Пока в Иркутске глобальным считается вопрос о разрешении проведения этапа по драгрейсингу или выделении нескольких десятков тысяч рублей на проведение автокросса, в другом, более правильном мире, в автоспорте крутятся миллионы, и каждый талант и его поклонник получает возможность для самореализации.
|
В Барселоне не принято смотреть футбол в одиночестве — если не попал на стадион, или команда играет на выезде, болельщики собираются у больших экранов в многочисленных барах (снимок сделан во время матча Лиги чемпионов «Ливерпуль»—«Барселона», в котором катал | Конечно, пиковые дни для трассы — это проведение этапов мировых серий (главный старт «Формулы-1» в этом году пройдет 13 мая), но, похоже, простоев здесь не бывает: с утра и до позднего вечера профессионалы и любители осваивают 4,7 км (8 правых поворотов, 4 левых) гоночного кольца. Бронирование трассы на 30 мин. любому желающему обходится в 50 евро. Можно покататься компанией, взять в аренду болид F1 c обучением (6000 евро). Плюс здесь же базируются разные школы экстремального вождения. В моих планах было пройти «Крещение скоростью» (Speed Baptish) — проехать на трехместном болиде Larousse 1994 года выпуска с экс-пилотом «Ф-1» со скоростью 300 км/час — но в этот день такая услуга не оказывалась. Есть повод вернуться сюда еще раз. Начинать игру намного приятнее, когда на кону не свои, а бонусные средства. Правила получения и использования привественного бонуса можно ознакомиться тут: https://www.parimatch.com/reg_bonus3
ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ БАРСЕЛОНЫ В МАДРИД
|
О чем так мило беседуют эти два достойных сеньора в центре Мадрида? Только что один из них резко затормозил на мигающий сигнал светофора, а второй его при этом догнал. Никаких криков, драк, полиции. Сейчас они составят и подпишут схему ДТП, обменяются страхов |
|
Движение по испанским магистралям — сплошное удовольствие. Отличная дорога, великолепные пейзажи и многочисленные объекты инфраструктуры |
|
Даже в Пиренеях понятие «горный серпантин» на магистралях отсутствует. Многочисленные перепады высот нейтрализуются тоннелями, эстакадами или еще проще — дорога проходит прямо сквозь гору | Так получилось, что обычно мои заграничные автомобильные поездки — это либо марафоны (вся Западная Европа, США), или наоборот, спринтерские маршруты (Прага—Карловы Вары, Варадеро—Тринидад). Поездка по Испании по маршруту Барселона—Валенсия—Мадрид—Сарагоса—Барселона — редкий случай заезда на среднюю дистанцию (общий пробег с учетом локальных вылазок в окрестности Барселоны – 1500 км).
|
Церемония начала испанского El Classico на «Ноу Камп» — зрелище фантастическое | Наблюдение до старта — арендовать машину стало еще проще. Конечно же, я давно слышал о возможности бронирования автомобиля через Internet, но ведь все мы консервативны… Оказалось, что это очень просто и удобно — разумеется, при элементарном знании английского языка (хотя без него самостоятельное путешествие вообще становится делом проблематичным). Не вставая с места, еще дома можно прицениться к условиям разных компаний (достаточно ввести основные параметры — класс автомобиля и срок аренды) и буквально тремя движениями мыши забронировать нужный автомобиль там, где его планируется получить и сдать (нам, к примеру, удобнее было взять автомобиль в центре Барселоны, а вернуть уже в аэропорту). Мало того, что автомобиль будет гарантирован, а это сэкономит время, так еще и переплачивать не придется — пару лет назад мы заказывали автомобиль в рамках пакета 28-дневного тура по 11 странам Западной Европы, за что дополнительно пришлось заплатить турфирме полтысячи евро.
|
Из всех «столиц мира» в Барселоне самый щадящий трафик, а пробки большая редкость — даже на центральном проспекте Пассаж-де-Грасиа | Основательно изучив сайты крупных европейских операторов — Avis, Budget, Hertz, Europcar — остановился на предложении последнего: минивэн Mercedes A180, дизель и всего 299 евро за неделю аренды (около 1500 руб. в день) без ограничения пробега. Очень неплохо! Правда, без нюансов не обошлось. Во-первых, я не обратил внимания на скромную приписочку мелким шрифтом на присланном мне бланке заказа — «or similar» (или «аналогичного класса»), в результате минивэн Mercedes трансформировался в Seat Altea XL. Что, впрочем, разочаровало только вначале: автомобиль понравился, а путешествие на нем доставило удовольствие. Во-вторых, с моей банковской карты (крупные компании с наличными не работают) был снят депозит 150 евро, который не вернулся до сих пор (на это, как показывает практика, уходит пара месяцев) — при планировании финансов об этом надо помнить.
|
Российским автомобилистам реверсивные полосы знакомы исключительно по Правилам дорожного движения. В Барселоне они повседневная реальность. В зависимости от потоков движения центральные полосы на проспекте Диагональ могут менять направление движения. Как прав |
|
| Испанская марка Seat у нас практически неизвестна, в России она официально не продается. Да и в Испании не доминирует — все чаще испанцы предпочитают французские, немецкие или японские автомобили. Как знать, может быть, бренд Seat уже бы и исчез с мирового небосклона, если бы не глобализация: сейчас компания входит в Volkswagen Group. Однообъемник Altea — как снаружи, так и изнутри выглядит достаточно стильно и динамично. Последнее особенно подчеркивают глубокие колодцы приборов с красной подсветкой и тахометр на почетном центральном месте. Богатая комплектация для европейцев — это тоже следствие глобализации. Еще недавно электропакет, кондиционер и хорошая магнитола для прокатных машин (как правило, в базовой комплектации) были редкостью. Но — механическая КП. «Автомат» в Европе по-прежнему привилегия дорогих машин либо топ-версий. И дизельный мотор — похоже, их в Старом Свете с его дорогущим бензином становится подавляющее большинство. Даже японцы не рискуют выходить на европейский рынок без дизельных версий. Хотя разница в цене не такая уж существенная: дизтопливо стоит (в зависимости от класса) 0,91 и 0,99 евро, а бензин 1,09 евро. Топливо, к слову, в Европе заметно подешевело — во время нашего путешествия в 2005 году литр бензина в Испании стоил 1,23 евро.
|
Современный трек «Формулы-1» — это не только гоночное кольцо и трибуны на сотни тысяч зрителей, но и многочисленные объекты инфраструктуры, включая железнодорожную станцию, парковку (в «Каталунья-Монтмело» на 60000 мест), огромный пресс-центр, VIP-ложи, ресто | Вообще сложно говорить о каких-то национальных особенностях автомобиля — сними с него все шильдики, и Seat (уж простите за крамолу, если кому так покажется) можно запросто принять за японский автомобиль. По крайней мере, за 1500 пройденных испанских километров он ничем не огорчил. Что касается дизельного мотора, то никаких неудобств, кроме немного бубнящего работающего мотора и немного более размеренной динамики, он не доставил. Более того, в плотном мадридском потоке был ненавязчив с выбором передачи — переключаться можно было раза в два реже, чем при бензиновом моторе. А кузов минивэн можно признать оптимальным при длительном путешествии даже вдвоем: большой запас жизненного пространства не даст устать от длительного пребывания в ограниченном объеме, а обилие мелких емкостей позволяет эргономично разместить все, что нужно в путешествии — снэки, воду, мелочь (для расчетов за платные дороги) и карты. Для нас это было неактуально, но в другой раз пришлось бы весьма кстати — у Seat был просто огромный багажник.
|
Трассу «Каталунья» могут арендовать как профессиональные гоночные команды, так и обычные любители прокатиться с ветерком. Как правило, на трассу в тренировочные дни выпускают одновременно профессионалов и «чайников» |
|
Подобные трассы в Европе не только место гонок, но и общения по интересам и даже принятия солнечных ванн |
| В отличие от США, где для путешествия достаточно хорошего атласа, для поездок по Европе GPS-навигатор жизненно необходим. Да, по магистралям двигаться можно без проблем, но поиск любого интересного объекта превращается в сплошную головную боль — слишком плотная в Европе сеть дорог, разобраться в переплетении которых по карте невозможно, а дорожные указатели помогут далеко не всегда. Любой неверный поворот приводит к плутанию и потерям драгоценного (столько хочется увидеть!) времени.
|
Романтичная Пласа-де-Эспанья — любимое место встреч и свиданий в Мадриде. Главная достопримечательность — памятник Сервантесу в центре площади, представляющий каменный обелиск, у подножия которого восседает фигура великого писателя, а внизу расположены бронзо | У нас GPS-навигатор был, но как только мы получили автомобиль и выехали из Барселоны в сторону Монсеррата, монитор погас. Что привело меня почти в отчаяние — плотную программу путешествия по Каталонии пришлось корректировать. Конечно, монастырь мы отыскали — купили карту на первой же попавшейся заправке, позже съездили в Ситжес, но все это из-за многочисленных плутаний заняло куда больше времени, чем первоначально планировалось. Плюс по возвращении в Барселону каждый раз приходилось искать путь к своему отелю (остановиться и спросить дорогу практически невозможно, а карту приходилось «сканировать» на светофорах). Так что поездку по курортным городкам Коста-Бравы пришлось исключить. Вот она — степень зависимости человека от электроники.
|
В районе Барселоны на квадратный километр может приходиться по несколько многоуровневых развязок, разобраться в которых без GPS-навигатора просто невозможно. Зато проживая в пригородах в 50 км от города, до центра через переплетения магистралей без единого св | Благо, что в Барселоне ориентироваться не так сложно, как в других европейских городах. Во-первых, город обрамляют две магистрали — В-10 со стороны моря и B-20, идущая вдоль горного массива. Во-вторых, есть три «градообразующие» магистрали — Диагональ, Параллель и Меридиан, которые пересекают более мелкие проспекты и улицы под углом 45 градусов, благодаря чему можно легко попасть в нужный район города, а уже там разбираться в пересекающихся под прямым углом проспектах и улицах с односторонним движением. Глобально не заблудишься, но все равно покатаешься вдоволь.
|
Seat Altea — очень комфортное средство для путешествий | Самый главный вопрос был — как искать «свой» отель в Мадриде? Лучший вариант в таком случае — нанять таксиста-«поводыря» — оставили на самый крайний случай (пока к этому не приходилось прибегать ни разу, хотя в голове он держится всегда). Поломка GPS была списана на недавнюю «трясучку» по кубинским дорогам, что приводило к жестким падениям его из крепления. Уже перед отъездом в Мадрид, перед тем как упаковать GPS в чемодан, решил покопаться в настройках. И чудо – он заработал! Оказалось, устроив углубленное изучение прибора во время перелета (кстати, в полете пользоваться им просто интересно — всегда знаешь, над какой частью планеты находишься, а также скорость и высоту полета) я нажал на что-то связанное с настройкой батареи, и навигатор закапризничал.
|
Скутеры в крупных европейских городах — самое практичное средство передвижения, которому не страшны ни пробки, ни проблемы с парковкой |
|
Подавляющее большинство парковок в центральной части городов Испании платные — будь то обочина дороги (синяя линия) или подземный паркинг. Но даже при этом на обочине найти свободное место сложно. На подземных паркингах места есть почти всегда. Как правило, и |
| В Мадрид решили ехать разными дорогами: туда с небольшим крюком в 90 км по берегу Средиземного моря через Валенсию (730 км), обратно более прямой через Сарагосу (640 км) с короткой экскурсией в этих городах. Участки Барселона—Валенсия и Сарагоса—Барселона оказались платными (примерно по 23 евро за 300 км), а вот дороги до и после испанской столицы оплаты
|
Знаменитый домашний стадион «Реала» «Сантьяго Бернабеу» в Мадриде вмещает 75000 зрителей |
|
В галерее трофеев «Реала» 29 кубков за победу в национальном первенстве и 9 — в Лиге чемпионов |
| не потребовали. Хотя какой-то разницы ни в качестве покрытия, ни в дорожной инфраструктуре замечено не было. Ограничение скорости в 120 км/час на такой магистрали кажется излишним, тем более что в Испании, в отличие, скажем, от Америки, нарушить скоростной режим — дело обычное. Все дружно притормаживают перед знаками «Внимание: контроль скорости радарами», но таких участков немного. И, судя по тому, что при сдаче автомобиля никаких претензий у прокатчиков ко мне не было, радары «в засаде» не устанавливаются. А уж увидеть полицейскую машину где-нибудь на обочине так же немыслимо, как повстречать снежного человека. Поэтому те, кому автомобиль позволяет, ограничение не соблюдают — не редкость, когда мощные машины идут со скоростью под 200. Поэтому когда «плетешься» в крайнем левом ряду со скоростью 150 км/час, надо периодически поглядывать в зеркала — глазом не успеешь моргнуть, как на хвосте повиснет очередной «скороход». Нервно «моргать» здесь не принято, а задерживать людей не хочется – может, они куда-нибудь опаздывают по своим важным испанским делам. Придерживают поток только большегрузы, идущие по правому ряду почти сплошным потоком. Если дорога двухполосная (в одном направлении, естественно), то обгоняющая фура может «закрывать» левую полосу несколько километров, отвоевывая у обгоняемого буквально по сантиметру (притормаживать в такой ситуации у водителей грузовиков не принято).
|
Найти свободное место на обочине — большая редкость даже в аристократическом квартале с невысокой плотностью застройки | Да, движение по магистралям — это удовольствие. А вот в городах машина становится скорее обузой, чем средством передвижения. У нас как-то не принято об этом говорить, но личными автомобилями в крупных европейских городах пользуются по особым случаям. Скажем, такси на барселонских улицах едва ли не больше, чем частных автомобилей. Главная проблема — парковка. Бесплатных парковочных мест в центре и в районе магистральных улиц практически не бывает (разве что для инвалидов), платные тоже поискать надо, но и на них нельзя оставаться более 2-х часов. Выручают подземные паркинги — они есть повсюду, но цена за паркинг кусается всегда — от 2 до 6 евро за час. Не заплатишь — эвакуатор вырастет как из-под земли. Будь у нас такие цены, проблема парковки в центре решилась бы сама собой. При этом почти идеально работает общественный транспорт — станции метро есть едва ли не на каждом километре городской застройки, автобусы ходят строго по расписанию и больше напоминают транспорт для VIP-персон, скоростные поезда связывают пригороды с центром, и даже такси пользоваться дешевле, чем платить за парковку. Я далеко не первый раз путешествую по Европе, но ездить на машине по городу (только для дальних вылазок!) даже в голову не приходило: простоишь в пробках (для общественного транспорта отдельная скоростная полоса), промучаешься в поисках парковки, да еще и переплатишь.
|
Кроха Smart не только популярное средство передвижения, но и рекламоноситель |
|
Хамон — знаменитая испанская ветчина. Производят ее из свиней специальной породы, которых откармливают только желудями и травой, растущей в дубовых лесах. В Мадриде есть целая сеть «Музеев хамона» — магазинов и баров, где можно купить и попробовать десятки со |
| А вот ориентация в городах с появлением GPS проблемой быть перестала. Любой адрес или достопримечательность заложена в прибор, запрограммировать который не сложнее, чем включить компакт-диск в магнитоле: будь внимательнее к голосовым и визуальным указаниям и доберешься до места без проблем. Хотя нюансы, конечно, случаются. Мы уже было обрадовались, что добрались до своего отеля в Мадриде, как случилось непредвиденное. Отель был напротив нас на противоположной стороне — нужно только повернуть налево. Дело было на центральной мадридской улице — легендарной Gran Via. На этом светофоре поворот налево был запрещен, я увидел знак «поворот налево» через пару перекрестков, но там стоял полицейский, который указывал ехать прямо. Тут дорога нырнула в тоннель и вынырнула через 7 км уже на окраине. Тоннель в обратную сторону оказался на ремонте, в связи с чем в сторону центра стояла гигантская «пробка». GPS «пробку» «увидел» и порекомендовал ехать окружными путями — 28 км. Но я предпочел «потолкаться». В итоге ошибка навигатора в 30 метров (он не просчитал, что мы окажемся на противоположной полосе и не сможем повернуть налево), привела к тому, что мы простояли в мадридских пробках полтора часа.
|
Все возможности расширения дорог в Барселоне давно исчерпаны, поэтому магистрали уходят под землю | Мадрид оказался типично столичным городом — бурлящим, спещащим и не засыпающим ни на час. Конечно, были и Королевский дворец, и Площадь Майор, и галерея Прадо. Но через два дня мы захотели (и поехали!) в Барселону. Нам, провинциалам, уютнее в провинциальных городах. Пусть даже они имеют статус одной из «столиц мира».
Ефим НЕЗВАННЫЙ
Автомаркет+Спорт № 15 |