Увы, в наше время затраты на эксплуатацию автомобиля определяются не только расходными процедурами, а заодно воздействием агрессивной российской среды с ее некачественными маслами-бензинами-дорогами, но и тем, что к ней, эксплуатации, собственно, напрямую и не относится. После более чем двух лет обладания Mark II я со всей отчетливостью понял, что какой бы пожилой не казалась машина, сколько бы тысяч километров не стояло на ее одометре, свою привлекательность для угонщиков она теряет лишь в том случае, когда стоит уже разбитая и разграбленная. А раньше я считал, что уж мой-то «Марковник», на долю которого выпала не одна редакционная командировка, точно не станет объектом их внимания. Вокруг полно куда более свежих машин. Столь глупое заблуждение было развеяно одним «прекрасным» апрельским утром, когда на воротах своего гаража я обнаружил чужой замок.
НЕ УГНАТЬ, ТАК ПОЛОМАТЬ
|
У меня и у всех, кто видел последствия попытки угона, создалось впечатление, что люди, совершившие сие, не столько хотели завладеть автомобилем, сколько максимально его раскурочить | Впрочем, еще за три месяца до того моя Toyota подверглась очень деликатному вскрытию, о котором я узнал... лишь через пару дней. Дело в том, что я решительно не доверяю сигнализациям в том виде, в котором их принято у нас устанавливать. Поэтому еще в 2004-м, пригнав машину с востока, я не стал обращаться к дорогим системам с обратной связью и, разумеется, сиреной (к чему она, если окружающие на орущую машину все равно не обращают внимания), а поставил одну-единственную бесконтактную релюшку в серьезной, на мой взгляд, фирме (забегая вперед скажу, что именно эта деталь позже спасла Mark II от угона). При подобной охранной конфигурации открывал я машину, соответственно, со штатного радио-ключа. И в тот раз, найдя центральный замок разблокированным, я решил, что, подходя к авто, уже случайно нажал на кнопку. А спустя два дня так же внезапно наткнулся на развороченную личинку водительской двери.
|
Вынутыми на свет божий оказались даже воздуховоды. Попытки завести машину были масштабными, но грамотными их назвать трудно | Это обстоятельство пробрало меня до самой глубины имевшихся тогда наличных средств. Centurion с обратной связью уже не казался нелепостью, а замок на рычаг коробки Bear Lock и вовсе являл собой едва ли не панацею от всех угонных бед. Уверенный в силе импортных технологий, я успокоился.
Сковырнутое инородное тело и отомкнутые (абсолютно целыми) накладные гаражные замки предложили моему взгляду оптимистично-пессимистичную картину. С одной стороны, Mark был на месте, что, несомненно, меня порадовало. С другой, он стоял открытый и с поднятой крышкой капота, чего и следовало ожидать при таком «вдохновляющем» начале.
|
Зачем понадобилось срывать боковые накладки центральной консоли? Искали ту самую релюшку? | Покорежили его здорово. Причем создалось впечатление, что несостоявшиеся угонщики просто крушили все попадающееся под руку. Вот провернули, но не вывернули вторую личинку на пассажирской двери, а потом разбили стекло с водительской стороны (перед этим его, видимо, пытались отжать, чтобы открыть дверь изнутри, и исцарапали декоративную накладку на центральной стойке). Замок зажигания не провернули, но вырвали весь корпус, хотя чтобы снять его, надо открутить всего пару болтиков. Выдернули, сломав, накладку на центральной консоли, откуда «испарились» магнитола и блок климат-контроля вместе с их пластиковыми коробками. Попутно, видимо, прорываясь с боями к процессору, демонтировали накладки под рулевой колонкой и даже воздуховоды. Под капотом, как выяснилось, не хватает пары релюшек. В гараже я недосчитался комплекта литья с летней «резиной», порядком поезженной. Из бардачка «ушли» все CD, а в багажнике, подготовленные к вывозу, лежали два обычных железных лома — «обидчики» моего «Марковника» оказались еще теми крохоборами.
|
Расковыряв обе личинки, угонщики так и не попали внутрь | Самый же убийственный эффект на мою подорванную психику оказало состояние моей «продвинутой охраны». Управляющий блок Centurion с длиннющей «косой» проводов я обнаружил на полу бокса. Похоже, никаких сложностей его извлечение не вызвало. Блокиратор рычага был на месте, однако трансмиссия позволяла уехать. Судя по состоянию Bear Lock, поначалу угонщики колотили по его штырю (шляпка последнего была слегка смята), после чего поддели всю коробочку и вырвали ее с мясом из кузовной жести — штырь, встав под наклоном градусов в 45, освободил селектор АКП.
|
Отжимая стекло водительской двери, эти нехорошие люди здорово поцарапали декоративную накладку на центральной стойке | Так почему же не угнали? Уверен, «Марковник» спасла упомянутая выше релюшка. Спасла, однако, она же спровоцировала подключение топливного насоса напрямую к аккумулятору, отчего, перепутав полюсы, мои обидчики спалили процессор. Точнее, ту его часть, что отвечает за управление насосом. Но об этом я узнал позже.
|
Подсоединенный напрямую топливный насос спровоцировал выход из строя процессора | Разумеется, я вызвал милицию, которая побывала «на месте преступления» аж три раза: оперативники, участковый и следователь с криминалистом. Слушали меня, снимали отпечатки пальцев (из которых обнаружились только шашечки от перчаток), в общем, развенчали устоявшееся представление о безразличии наших органов, в чем приезжавшим ко мне сотрудникам я благодарен. Впрочем, меня не обнадежили, сказав, что шансов поймать кого бы то ни было нет никаких. Так спасибо и на том, что приехали быстро и в таком количестве.
|
Еще одно место, требующее повышенного внимания — сайлент-блоки в диагональных растяжках. Когда состарились родные (всего лишь ссохлись и слегка потрескались) при торможении, начиная со скорости 80 км/ч, руль начинал биться. Эти производства Hanse банально раз | Далее был долгий и тяжелый для меня по финансам процесс реинкарнации, проходивший в ангарском Toyota-сервисе (из всех городских контор выбрал именно эту, руководствуясь серьезностью ее имиджа). О последнем не могу сказать ничего плохого. Сделали все на уровне. Перед этим, правда, пришлось помотаться по разборкам. Купить стекло водительской двери, блок климат- контроля (пластиковые коробки так и не приобрел; нет времени, а надо не просто созваниваться с разборками, а объезжать их; поэтому до сих пор езжу без «музыки», упомянутый выше блок просто лежит внутри консоли; при этом с покупкой родной магнитолы нет проблем — имеется чуть ли не в каждом магазине), Г-образный корпус замка зажигания. Его, впрочем, купить не решился. Б/у продавался минимум за 4500 руб., новый стоил около 12 тыс. руб. Это перекрывало все остальные приобретения (судите сами, стекло — 2500 руб., климат-контроль — 1000 руб., услуги сервиса обошлись под 6 тыс. руб.). Так что я обзавелся новой личинкой и ограничился восстановлением — все обошлось в 1900 руб. Отремонтировали — не придерешься.
|
Обнаружив автомобиль в таком состоянии, я не делал попыток завести его самостоятельно (да и не знал тогда, что это невозможно в принципе). Вызвал эвакуатор и повез его в сервис | Совершенно беспочвенными были мои опасения по поводу поврежденного процессора. Сам же не раз писал о том, что у нас давно и весьма качественно научились «вправлять мозги». Правда, сразу после получения автомобиля возник один казус, вскоре исчезнувший и появившийся через полгода. О нем я расскажу чуть позже. А так, несмотря на мои страхи и заявления со стороны вроде «машина уже не будет такой, как прежде, на чем-то спаленный процессор обязательно скажется», Mark II не изменился ни в чем. Работа двигателя, коробки, расход топлива и прочие характеристики — все в нем из той, «доугонной» поры. На какое-то время изменился я. Брезгливым себя не считаю, но недели две, садясь в машину, испытывал натуральную ломку. Казалось, что это разграбили не машину, а грязными руками покопались в моем организме.
|
Детали подвески, по словам ребят из «Автодома», учитывая их маркировку, на самом деле оригинальные. Но идентифицировать производителя удалось только в отношении амортизаторов — они выпущены фирмой KYB | Финалом восстановления стала установка охранных систем. Нынешняя их конфигурация выглядит следующим образом: упомянутое выше реле, простенькая, чтобы орала и закрывала, «сигналка», считыватели вместо личинок в замках дверей и довольно серьезный охранный комплекс. Одно другому не мешает, но по сигнализации (StarLine) скажу, что ее установка выполнена не совсем, на мой взгляд, качественно, и она периодически преподносит легкие сюрпризы, не желая то вставать, то сниматься. Впрочем, до более страшных «глюков» дело пока не доходило.
На этом я не остановился. Памятуя о том, что вскрыли машину в гараже, я решил поставить на охрану и его. По разным причинам поиски фирмы-установщика длились три месяца. Зато удалось познакомиться с интересными особенностями ценообразования. Оказывается, в Ангарске стоимость комплекта оборудования вместе с работами может отличаться едва ли не в два раза. А сама она почему-то имеет тенденцию меняться в зависимости от времени. При этом нелинейно. Интересовался вчера — было столько-то. Через неделю цена подросла, скажем, на тысячу, потом вдруг упала на две, затем снова подскочила — и уже на три-четыре. И везде, естественно, с оговоркой «от». Перед самой оплатой я также лицезрел ее изменение «в реальном времени».
Другая особенность наших охранных фирм — ярко выраженное нежелание брать на себя материальную ответственность. Самый популярный ответ — группы приезжают максимум через пять минут. А то, что (мы знаем это по различным угон-шоу) время «снятия с сигнализации» у профессиональных угонщиков занимает минуты две-три, во внимание не принимается. В одной конторе мне заявили о том, что по квартирам ответственность есть, а вот по гаражам — увольте. Конечно, рассчитаться за сворованный утюг проще, чем за машину стоимостью $5, 10, 20 тыс. В общем, я выбрал фирму, где существует хоть какая-то гарантия.
ТОЧКА ОПОРЫ
|
Такой небольшой набор комплектующих понадобился мне для восстановления качеств подвески (здесь не хватает двух амортизаторов, вертикальных сайлент-блоков и «бычьих глаз») | Еще со времен перегона, приехав из Владивостока домой, я задумался о том, что неплохо было бы когда-нибудь вернуть подвеске ее первоначальные качества, те, которыми она покорила меня в столице Приморья. А после поездки по России и в Красноярск я осторожно начал планировать время обновления «фундамента» моего Mark II. Вот через год... Потом еще через год, и так далее. Нынче мочи терпеть уже не стало. Автомобиль начал жестко воспринимать всю дорожную «шелуху», с двумя пассажирами в салоне появилась вертикальная раскачка. Просел значительно, что при нынешней дорожной ситуации, по крайней мере, в Ангарске (в какую «черную дыру» уходят наши транспортные налоги?) приводит к контактам порогов с покрытием. Да пусть хоть еще год-другой отбегает без потери «подвижности членов», но к чему, обладая машиной Е-класса, превращать ее в телегоподобное транспортное средство. Не лучше ли тогда купить старую «баржу» и наслаждаться вечностью шкворней и рессор.
|
Вряд ли это его родной пробег, но по России автомобиль пробежал уже около 78 тыс. км | Вариантов было достаточно. В какой-то момент хотел даже поэкспериментировать с восстановлением стоек и других частей подвески. Привлекала экономия и возможность на собственном опыте проверить теорию о том, что, по крайней мере, амортизаторы «прокачать» с достойным обретением качеств не удастся.
Опыты решил оставить на будущее. А тогда задумался о приобретении лицензионных запчастей. О них среди автолюбителей ходят различные байки, но и без этого меня поставили в тупик ответы на вопросы о гарантии. К примеру, в одной и той же фирме в разное время я «добивался» то месяца беспроблемной работы стоек, то двух недель, а в другой раз мне предлагали приехать и договориться о гарантийном сроке. При этом я говорю лишь об амортизаторах Tokico и KYB. Европейскую продукцию даже не рассматривал в силу ее изначальной жесткости. Привлекали разве что детали фирмы Sacsh, которые в одном из центральных журналов заслужили самые высокие оценки. Но там речь шла о стойках для ВАЗ-2112. Для Mark II таких, увы, нет. Последним аргументом «против» стали рассказы моего знакомого, который на своем джипе поменял какое-то там количество амортизаторов, так и не найдя оптимальных, и, кстати, о лицензионных пружинах отзывался исключительно негативно.
|
Сложная по своей схеме задняя подвеска весьма надежна. Любопытно, что все сайлент-блоки в рычагах (кроме опять же «бычьих глаз») остались целыми, но порвались аналогичные детали в нижних точках крепления стоек | Была у меня еще одна альтернатива. Узнал о мастере, что якобы сверхкачественно восстанавливает шаровые и вообще возвращает убитой подвеске заводские характеристики. К нему, по слухам, обращается едва ли не полгорода, и все довольны. Съездил и я. Человек заставил поверить в себя знанием нюансов конъюнктуры областного рынка деталей подвески. И хотя вопрос марки амортизаторов и пружин по-прежнему был актуальным, я сделал свой выбор. Однако «первооткрывателем» стал мой друг, восстановивший свою Caldina до самых незначительных сайлент-блоков. Достигнутый результат заставил меня пересмотреть свое отношение к этому варианту ремонта. Не результат даже — его отсутствие. Как гремела Toyota до, так и осталась «балалайкой» после. И стала, кажется, еще жестче. В большей степени, мне кажется, виновны в том амортизаторы Monroe и пружины Suplex, становящиеся более-менее мягкими только при четырех пассажирах в салоне. И все же, повторюсь, работа подвески улучшилась ненамного.
|
Это те самые «бычьи глаза». Слабое место задней подвески. В оригинальном виде продаются в сборе не с рычагом, а со ступицей. Ценник кусается. Я приобрел фирмы Hanse за 600 рублей штука | Не знаю, к какому из вариантов я бы пришел, если бы меня не надоумили зайти на Интернет-магазин www.exist.ru. Представьте, я сделал для себя открытие, что оригинальные запчасти могут быть сравнительно недорогими. Настоящее же откровение пришло с посещением местной фирмы «Регион-Авто». Забирал знакомому запчасти, как раз-таки купленные на вышеуказанном портале, и для сравнения попросил посчитать, сколько будут стоить некоторые позиции для моего Mark II. Полученные цифры приятно удивили. Так, амортизаторы мне предложили купить за 2000 руб/шт. Не меньше просят за аналогичные лицензионные комплектующие. Пружины оцениваются там во столько же. «Лицензия» в магазинах Иркутска чуть дороже. Шаровые — 1350 руб. «Три пятерки» или что-то куда менее именитое обходится в тысячу. Далее — в том же духе. Так стоит ли экономить на всем, как посчитал я, порядка 20-25%, если предоставляется возможность приобрести то, что создано под контролем всемогущей Toyota, а не в приграничной Маньчжурии?
|
Шаровые на момент замены оказались порядком разболтанными. Впрочем, как отметили установщики, до их «самоотстрела» еще можно было поездить | Было, было желание поменять всю подвеску без исключения. Как-никак машина прошла под 80 тыс. км (за это время я менял только вертикальные сайлент-блоки на передних растяжках), и полумеры меня не устраивали. Но «оригинал», не считая стоек, предлагает только два наименования деталей «не в сборе» — нижние шаровые опоры и нижние же сайлент-блоки. Остальное можно приобрести только вместе с рычагами. А их у Mark II, опять же не принимая во внимания нижних передних, десять штук, плюс соединения «бычьи глаза», что продаются лишь со ступицами. Все вместе без работы тянут на сумму почти 40 тыс. руб. Не потяну сразу, решил я, и заказал стойки, передние нижние шаровые, сайлент-блоки и рулевые наконечники. Вышло на 21 тысячу. Ждал около месяца, получал за три раза — то еще не подошли, то контейнер не разобрали. Мне-то ничего, я в Иркутске бываю постоянно, а вот другим иногородним, кто заезжает в областной центр по случаю, такой процесс выдачи вряд ли понравится. К тому же не могу не сказать об отсутствии гарантии. В магазине сослались на то, что, зная состояние наших дорог, японцы за работу своей продукции не отвечают. Все лучше, чем получать аналогичную «ссылку» на производителей «лицензии».
При поисках мастерской, где предстояло осуществлять установку, я не рассматривал множество вариантов. Была парочка, да сервисный центр «Авто-дом» показался самым приемлемым. Много был наслышан о его механиках и уже на своем опыте узнал, что слухи оказались не напрасными. Не рекламы ради, а справедливости для отмечу, что двое ребят, делавшие мою машину, не гнались за рекордом времени, перед снятием подушки и спинки заднего сиденья (при замене задних стоек) вымыли руки, после окончания работ прошлись тряпочкой по кузову — стереть возможные следы от рук, и все болтики-гайки перед закручиванием обильно поливали из масленки.
| Да и оценка состояния подвески отнюдь не походила на банальный «развод», с которым я уже имел удовольствие сталкиваться. Пощупали-подергали все сайлент-блоки и шаровые, придя к выводу, что... рано я решился на замену. Из четырех амортизаторов — мокрый только один. Передние нижние опоры подустали, но сайлент-блоки этих же рычагов еще отходят неизвестно сколько. Сзади все «сайленты» также в порядке, и лишь «бычьи глаза» уже «не первой свежести». Ну а спереди порвались вертикальные «резинки» на растяжках (любопытно, что в прошлый раз родные всего лишь ссохлись, а на этих, фирмы Hanse, при неплохом состоянии резины последняя просто треснула; с другой стороны, они отходили без малого 60 тыс. км, поэтому я выбрал аналогичные). Не единожды я слышал мнение о том, что Mark II со всеми представителями его семейства обычно укатывают до последнего, и в сервис машины приходят почти при смерти. Вот и в этот раз механики подтвердили, что мой «Марковник» еще живчик.
Стоит ли жалеть о потраченной сумме (около 25 тыс. руб), если одна из основных ценностей в автомобиле для меня — плавность хода. Правда, первой эмоцией стало некоторое разочарование. Хотел, понимаешь, получить вместо подвески «пневмоподушку» и с неприятным удивлением обнаружил, что колеса все-таки повторяют дорожный профиль. Спустя день от этих упаднических настроений не осталось и следа. Я понял, осознал, что даже не полная замена составляющих подвески подарила ей вторую жизнь. На новых пружинах Mark II подрос, приобрел былую упругость, перестал раскачиваться. При этом (чего я и добивался) сохранился тот паритет в управляемости-плавности, которым автомобиль покорил меня при покупке. И теперь его нельзя назвать драйверским. Настройки подвески, отсутствие заднего стабилизатора приводят к довольно существенным кренам, но для меня благо — отличная курсовая устойчивость и мягкое восприятие разлившегося весенним паводком уличного бездорожья. Так что могу сказать безо всяких сомнений — оживлением подвески я доволен. Как продолжением его считаю приобретение литых колес (величина неподрессоренных масс должна напрямую сказываться на ресурсе стоек и всех соединений), а также покупку шин. Если первые видятся исключительно новыми (думаю, остановлюсь на K&K, после посещения красноярского предприятия эта марка внушает доверие), то со вторыми пока не определился. Хочется попробовать Amtel Planet
T-301, которые в последнем тесте «Авто-Ревю» заняли третье место, уступив лишь очень именитым брендам. Или снова отдать предпочтение шинам б/у?
СТРАСТИ И ПРИСТРАСТИЯ
Восстановление после попытки угона, ремонт подвески — за всю местную жизнь автомобиля эти процедуры стали самыми денежно-емкими. И ни та, ни другая не характеризуют его по величине эксплуатационных затрат. Они, как и в начале 2004-го, сводятся к замене всего того, что можно назвать одним словом — «расходники».
По отношению к ним я консерватор. С производителями не экспериментирую, опыты с обращением на разные СТО не ставлю. «Кузьмиха-сервис» давно стал для моего Mark II домом обетованным, и к моторному маслу Mobil («трансмиссионка» и охлаждающая жидкость Castrol), приобретаемому здесь, я претензий не имею. Как и прежде, что «полусинтетика» Super S, что «синтетика» Synt S сохраняют свой объем в чреве 1G-FE на протяжении первых полутора-двух тысяч км, а после за 5 тыс. км выгорают в количестве до литра. Правда, недавно вдобавок к бежавшей прокладке под клапанной крышкой сопливить стало соединение картер-поддон. Герметик восстановил целостность двигателя.
Свечи — всегда Denso (изолятор у них пока не пробивало ни разу). Бензин, потребляемый в рамках 10л/100 км — только омский. Фильтры — корейско-японские.
В чем я себе начал изменять и хочу продолжить эту тенденцию — так это в приобретении разной мелочевки оригиналом. Иркутские бизнесмены доросли до того, чтобы предлагать его в наличном ассортименте, а разница с «лицензией» по стоимости отнюдь невелика. Впрочем, оригинальные запчасти тоже попадаются сомнительного качества. С этим я столкнулся на примере термостата.
Сразу после восстановления машины в ангарском Toyota-сервисе двигатель вдруг перестал нормально прогреваться. Лучше сказать, он вообще забыл о рабочей температуре. По шкале стрелка едва доходила до первого деления, не включался over drive. На улице уже плюсовой «градус», и мотор вроде бы уже горячий, и нижний патрубок потеплел (причем, мне казалось, достаточно резко), а «по приборам», будто только завел. Постоишь на парковке подольше — прогреется чуть, выйдешь на трассу, стрелка опять стремится вниз. Грешил на только что оживленный процессор, который, полагал я, не воспринимает сигналы от температурного датчика. И уже собирался было вновь посетить сервис, как столь же неожиданно «шестерка» обрела способность к естественному прогреву. Понемногу я забыл об этой «дурной манере». А через полгода, в первые морозцы, мотор снова напомнил мне о ней.
По протекции коллеги Василия Ларина я обратился на СТО «Самурай», чей директор не раз становился героем его материалов. Эх, не место красит человека. Обычный гаражный бокс принял меня радушием его сотрудников, которые сканером сняли мои страхи насчет «заглючившей» электроники и в очередной раз подтвердили, что все системы 1G-FE работают без сбоев. А проблему посоветовали искать в термостате.
Вот я и купил, не жадничая, оригинальный в фирменной упаковке. Вынули в сервисе на свет старый, что оказался с перекошенным штоком. Сравнили с приобретенным и, наблюдая на моем лице явное разочарование, сообщили, что первый, несмотря на дефект, выполнен гораздо качественнее второго. Мне остается только недоумевать и сожалеть по поводу того, что в России интересы (читай авторские права) разного рода звукозаписывающих компаний ставятся выше, нежели таких «акул» автобизнеса, как Toyota.
Впрочем, если и защищать Toyota, то только от нее самой. Да, пожалуй, и все остальные японские автокомпании — тоже. По роду деятельности постоянно знакомясь с автомобилями последних годов выпуска, я прихожу к выводу, что десятилетний Mark II устраивает меня больше, нежели машины в четырех-пятилетнем возрасте. Моя приверженность к E-классу не позволяет мне пересесть на что-то менее крупное. В любимом же сегменте я пока не нахожу достойной замены модели GX100. Во всяком случае, такого баланса потребительских качеств, ездовых характеристик и эксплуатационных расходов я еще не встречал.
Максим МАРКИН Фото автора
Автомаркет+Спорт № 15 |