Как пройти техосмотр
Просмотров: 7396
23 Сентября 2009

ТЕХОСМОТР: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ




С января 2009 года весь иркутский транспорт стал проходить ежегодный технический осмотр с использованием средств технического диаг-ностирования. Автовладельцы восприняли это новшество в штыки. Не каждая машина теперь может получить заветный талон техосмотра. Вернее, не с первого раза. Много вопросов вызывает станция ТО в Затоне, где осматривается транспорт, зарегистрированный в Свердловском и Ленинском районах. Поэтому на вопросы читателей мы попросили ответить старшего государственного инспектора ОГИБДД УВД по Иркутску, капитана милиции Сергея Швина, а также директора станции технического осмотра ООО «Транспарк» Федора Ромашенко (п. Затон, ул. Набережная Иркута, 1/1) и начальника ООО «Диавто» Владимира Миклошевича (ул. Челябинская, 25).

— В пунктах проведения инструментального контроля (ИК), по сути, навязывают услуги, что является нарушением Закона о защите прав потребителя. Первое — нужно обязательно отдать 150 рублей за мойку машины. Второе — заставить покупать аптечку и огнетушитель именно в пунктах проведения ИК. 

 

ГИБДД — Водители имеют полное право проехать в любое другое коммерческое предприятие и купить аптечку, знак аварийной остановки и т. д. Проблема в другом — не всегда такие знаки аварийной остановки и огнетушители соответствуют ГОСТу.

В соответствии с Приказом №190 МВД РФ водители обязаны предоставлять ТС чистыми, чтобы сотрудники ГАИ, контролеры могли беспрепятственно проверить номера агрегатов, а также исправность рулевой и тормозной системы.

Жалобы насчет мойки в Затоне поступали неоднократно. Нами проводилась спецпроверка с запуском подставного автомобиля, чтобы узнать, загоняются ли машины на мойку? Автомобиль был предоставлен чистый, с небольшой пылью на кузове и подвеске, и претензий к нему не было, правда, водителю пришлось-таки поспорить. Если у кого-то возникают претензии при прохождении ТО, необходимо обращаться к руководству предприятия, которое его проводит. Установлено, что в Затоне автомойка и автосервис принадлежат ООО «Мега», техосмотр осуществляет ООО «Транспарк». Хотя они находятся на одной территории, с юридической точки зрения это разные предприятия, и договорных отношений между ними не обнаружено.

Транспарк — Сам владелец готовит машину к техническому осмотру. Технологией работ не предусмотрено, чтобы контролер очистил транспортное средство, а затем посмотрел. Если владелец способен предоставить автомобиль чистым, пожалуйста, мы не против. Если он не соблюдает условия прохождения ТО, мы вправе отказать ему. Все в соответствии с Законом.

Диавто — У нас очень дорогостоящее оборудование. Тормозной стенд стоит 1 млн. руб., а с каждой машины в него сыплется полкило грязи. За день проходит 100 машин, получается полтонны. Метод проверки требует, чтобы машина была чистая: чтобы грязь не вываливалась на оборудование, не покрывала шланги, не мешала осмотру. Иногда ведь приезжают на таких грязных машинах, что не видно, какого цвета кузов. В принципе, владелец может взять ведро и сам помыть автомобиль, хотя недавно мы организовали мойку.

— Вопрос по регулировке фар. По сути, это тоже навязанная услуга, потому как ее рекомендуют проходить именно на пунктах ИК, хотя в другом месте эти же операции сделают не хуже, но дешевле и быстрее. 

ГИБДД — Проблема в том, что в Иркутске нет официально сертифицированных предприятий, которые могли бы качественно провести регулировку фар. Это относится и к новым дилерским машинам. К ним уже были претензии. Дилеры должны тщательнее проводить предпродажную подготовку автомобилей. Неоднократно возникали жалобы владельцев, которые не могут пройти ТО на новых машинах. Было два случая, когда регулировка фар не соответствовала ГОСТу — одна фара светила выше, другая ниже.

Транспарк — У владельца транспортного средства есть право выбора: производить регулировки и ремонт автомобиля в сервисе, которому он доверяет.

Диавто — У европейских автомобилей луч света фар приподнят справа и освещает правую сторону — обочину, пешеходов и знаки. Свет американских автомобилей ровный, по горизонту, но правая фара слегка приподнята и развернута вправо — претензий нет. У японских машин также приподнят угол, но уже влево. Можно развернуть цоколь лампы на 15%, если у нее есть «абажур», но подобные лампы устанавливались до

90-х годов. Фары можно заменить на корейские или китайские, это стоит дорого — одна фара около 5 тыс. руб. Естественно, люди не хотят платить. Но между Францией и Англией ходят машины в тоннеле под Ла-Маншем, и чтобы не слепить друг друга, на фары клеят прямоугольники, убирая на время верхний луч. Мы тоже применили подобный метод.

— Почему на разных Пунктах ТО предъявляются разные требования к автомобилю? 

ГИБДД — В ООО «Транспарк» на 99,9 % исключен фактор вмешательства человека; при проведении ТО приборы выдают данные в компьютерную базу. В ООО «Диавто» схема ТО другая — контролер сам задает параметры ТС и сам их отслеживает. Здесь человеческий фактор играет немаловажную роль.

Транспарк — Разные требования не могут предъявляться — ГОСТ-то один. Все зависит от добросовестности специалистов.

Диавто — Допустим, трещина на ветровом стекле — включили печку, и стекло лопнуло. Формально стекло можно признать неисправностью. Но если щетки ложатся на трещину в крайнем нижнем положении, и нет солнечных бликов? У нас такие дороги, что стекла можно менять каждую неделю. А, например, в Новосибирске, Красноярске, Челябинске у владельцев пунктов ТО есть мастерские по замене стекол, и при малейшей трещине стекла заставляют менять.

— Что делать, если сотрудники пункта ТО предъявляют необоснованные требования к состоянию транспортного средства, то есть указывают на неисправности, которых нет? 

ГИБДД — Необходимо обратиться к руководству предприятия. Если меры не предпринимаются, в Комитет по правам потребителя.

Транспарк — В первую очередь, к инспекторам ГИБДД, контролирующим прохождение ТО.

Диавто — Был случай, когда резина на машине оказалась с трещинами. Протектор хороший, а сбоку трещины. Посоветовали хотя бы переставить колесо назад, вдруг стрельнет…

— Когда специалисты, отвечающие за проверку авто, будут соблюдать ГОСТ? Конкретные примеры неразберихи — болтики для крепления номеров со светоотражающими элементами. На Челябинской перестали заворачивать машины с «красными болтиками» сзади, а в Затоне до сих пор продолжают (информация прошлой недели). Требования ГОСТ: для крепления регистрационных знаков должны применяться болты или винты с головками, имеющими цвет поля знака или светлые гальванические покрытия. Допускается крепление знаков с помощью рамок. 

ГИБДД — Владелец сам ответил на вопрос — есть ГОСТ, необходимо его соблюдать.

Транспарк — Гост есть ГОСТ.

Диавто — Согласно ГОСТу цвет болта, катафота должен быть в цвет номера. На переднем номере светоотражающие катафоты белые. Назад их ставить нельзя, только красные. Если рамка номера надежная, можно обойтись без болтов. Правда, машины у нас используются в тяжелых условиях, номер можно и потерять, поэтому его лучше прикрутить. Были случаи, когда в номере обнаруживали до 6 дырок. Такой номер необходимо менять. Лучше всего сзади номер закрепить белыми болтами без катафотов.

— Из той же оперы — придирки по поводу мелких вмятин на кузове, наличию/отсутствию брызговиков, трещин на стеклах вне зоны обзора, белых светодиодов и т.д.? Где тут ГОСТ, а где отсебятина? 

ГИБДД — При ТО главное, чтобы транспортное средство после проверки 1-3 года могло передвигаться по дорогам в технически исправном состоянии. В зоне действия дворников сколов и трещин не должно быть, иначе машина считается технически неисправной (ГОСТ 51709-209). Вмятина — если она небольшая, в размер кулака, и не угрожает безопасности дорожного движения, то нормативные документы не предусматривают запрещение эксплуатации ТС. На ТС должны быть установлены брызговики либо грязезащитные устройства, предусмотренные конструкцией. Если считаете, что на вашей машине они не предусмотрены, то должны предоставить документы от завода-изготовителя. Что бы дилеры ни говорили, но на продаваемых ими автомобилях должны быть брызговики, вне всяких опций.

Транспарк — ГОСТом не допускаются трещины на ветровом стекле в районе работы дворников. Если вмятина на кузове небольшая, то это не является неисправностью.

Диавто — Небольшие вмятины, не влияющие на безопасность, без задиров, допускаются.

— Почему в Карте диагностики не всегда есть ссылки на конкретный ГОСТ, Правила и т.д.? Пример — авто японского производства. Замечание в карте: «Отсутствуют предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики». На основании чего сделан такой вывод? Считаю, что если есть претензия, должна быть ссылка на конкретный документ. 

ГИБДД — Будем указывать, на основании каких нормативных документов мы считаем, что ТС неисправно. Замечание правильное.

Транспарк — Проверка технического состояния транспортного средства осуществляется на соответствие ГОСТ Р-51709 и других документов.

Диавто — Если изготовителем допускаются брызговики, они должны быть. Хотя приходят две одинаковые машины, и у одной есть брызговики, а у другой нет даже крепления для них. Насчет светодиодов — почему-то люди любят устанавливать вместо белых ламп синие. Синий — спецсвет, за его использование предусмотрено лишение прав.

— Почему после мойки проверяют эффективность тормозной системы с мокрыми тормозами? Естественно, замеры получаются непредсказуемые. 

ГИБДД — Один из наболевших вопросов. Сейчас на стендах установлены максимальные параметры проверки тормозной системы (как при мокрой погоде). В то же время разница давления в шинах играет огромную роль. Люди не удосуживаются заехать в шиномонтаж и выровнять давление, а потом гадают, почему у них тормоза плохо работают? У некоторых протектор стерт просто до неприличия. В половине случаев владелец сам виноват — тормозная система в порядке, но компьютер показывает техническую неисправность.

Транспарк — Условия проверки тормозной системы — чистые сухие колеса. Технологией предусмотрен режим просушки, не менее 20 секунд, но мы ставим его по умолчанию на 40 сек. В это время производится частичное торможение, после чего проверка тормозной системы. По моему указанию, чтобы повысить результативность, проводим проверку 1-3 раза. Если тормозов нет — их и нет. Со второго раза техосмотр проходят почти все. Получается, что первый раз мы попросту диагностируем неисправности, которые необходимо устранить.

Диавто — Я предупреждаю, чтобы при мытье не заливали колодки. Необходимо также, чтобы давление в шинах было одинаковым, и машина заезжала на тормозной стенд прямо. Если машина заедет под углом, сцепление шин окажется разным, и тормозная система «не сработает».

— Как пройти ТО с установленным заводом-производителем ксеноном? В ГОСТе нет понятия «Фара для ксенона», есть понятие «Фара, предназначенная для установки ламп с типом цоколя» (Н4; НЗ и т.д.). 

ГИБДД — С заводским ксеноном проблем не возникает. Машины с китайским ксеноном, без автокорректора, ТО не проходят.

Транспарк — Буквой Н обозначаются галогенные лампы. D — газоразрядные, то есть ксеноновые. По ГОСТу у ксеноновых фар должен быть исправен автокорректор. Проверяется это троекратным покачиванием автомобиля: луч не должен смещаться. Все изготовители автокорректор устанавливают.

Диавто — Газонаполненные лампы светят в 2-3 раза лучше, чем простые фары. Чтобы они не слепили водителей встречных машин, ксенон должен идти с автокорректором. Наши водители, устанавливая ксенон, экономят на автокорректоре. Машины с подобными фарами ТО не проходят.

— Почему люфт рулевого колеса определяют на звук: стучит — значит, люфт есть, хотя существуют нормы предельного люфта рулевого управления автомобилем? На станциях ТО потом хватаются за голову: с одной стороны, нет отбоя от клиентов, с другой — непонятно, что ремонтировать, ведь рейка исправна. 

ГИБДД — В первый раз о таком слышу. Есть люфтомеры. Если вы увидели, что люфт проверяют без приборов, можете подать жалобу на этих сотрудников.

Транспарк — Кроме прибора, люфт проверяется и руками. Руль просто так не стучит; значит, есть неисправность рулевого механизма.

Диавто — Где больше люфт, там и стук. Допустим, при взаимном перемещении деталей люфт в рейке в норме, а «палец» болтается — выработка на грани выскакивания. На яме мы показываем водителю, где неисправность, чтобы он мог ее устранить.

 

— К некоторым автомобилям предъявляются претензии о несоответствии размера колес. В то же время эти машины приобретены у официального дилера и сертифицированы для РФ. Какой документ служит основанием для определения размера колес?

ГИБДД — Не секрет, что тюнинговые ателье готовы «настроить» серийный автомобиль в нарушение всех ГОСТов — за ваши деньги любой каприз. После этого автомобиль техосмотр не проходит. Владельцы возмущены — машина с завода. Допустим, Toyota Camry имеет 5 комплектаций, но 19-дюймовые диски изготовитель не предусматривает. Завод проводит испытание автомобиля на определенной резине, и неизвестно, как поведет себя машина на нестандартных колесах.

Транспарк — На японских автомобилях размер колес указывает планка внизу двери, а также эта информация есть в технических характеристиках ТС. Некоторые поступают хитрее — срывают ее. При установке колес другого размера ухудшается устойчивость и управляемость автомобиля. К тому же при повороте вправо/влево до предела резина не должна упираться в арки. На отечественные автомобили иногда устанавливают подкрылки, которые тоже увеличивают радиус разворота.

Диавто — Есть ГОСТ по резине. У японских автомобилей на стойках указывается размер резины. В документах на машину есть тип резины.

— Почему не указываются цифровые несоответствия в выданном списке неисправностей. Например, насколько разнится светосила, уровень СО и т.д. Есть только запись — «не соответствует».

ГИБДД — Достойный вопрос. В ближайшее время изменим формулировку, добавим цифровые данные.

Транспарк — По просьбе клиента при выдаче диагностической карты можно указать цифровые несоответствия.

Диавто — По приказу в диагностической карте ставим крестик напротив неисправности. Большего от нас не требуют. Иногда при неисправности рулевого механизма пишем: продольная, поперечная тяга, маятниковый рычаг. Для нас важно, чтобы устранили конкретную неисправность.

 

Простые советы

 

Перед техосмотром побывайте в автосервисе, сделайте дефектовку автомобиля, что возможно, устраните. Купите двухлитровый огнетушитель. Приобретите сертифицированный по ГОСТу знак аварийной остановки и новую аптечку. На все возьмите чеки (в случае чего можно поменять или вернуть деньги). Проверьте работу всех лампочек, в том числе подсветки заднего госномера. При включении омывателя должны работать дворники. Номера лучше прикрутить белыми болтами. Машину помыть. Убрать тонировку передних боковых и ветрового стекла. С собой иметь оплаченную госпошлину, медсправку (срок действия три года), паспорт, документы на машину.

 

Пять рассказов о ТО

 

1 Поехал один знакомый на ТО в Затон. Здесь программа, которая оценивает разность тормозных усилий на колесах одной оси (выдала разницу в 93%) работала с ошибкой, и сотрудники пункта ТО сами потом в этом признались. Далее последовал визит на Челябинскую, где ни один из пунктов неисправностей не совпал с теми, что были отмечены в Затоне. Например, в первый раз люфт руля был нулевым (измеряли прибором), а во второй из-за этого отказали в выдаче талона (проверяли руками). Итак, почему разные пункты прохождения ТО указывают на различные недостатки?

2 Получил талончик в Затоне. Уровень новой станции очень высок. Красиво. Отдельные окошки для регистрации заявок, принятия документов, выдачи результатов диагностики и самого талона. Но коммерческую составляющую этого бизнеса никуда не выкинешь, и прежде чем заехать на диагностику, тебя принудительно отправляют в их мойку (150 руб.). В том же «Хонда-Сервис» на Кузьмихе машину моют бесплатно... В общем, отбили грязь с днища за 150 рублей (только с днища!) и оставили на стеклах разводы. А воду с кузова вообще не стали вытирать — мол, для ТО и так сойдет. Заезд на диагностику, результат — неотрегулированный ближний свет. Как оказалось впоследствии, заворачивают на коррекцию фар (в соседний бокс) абсолютно все машины. В итоге прошел ТО со второго раза, когда купил новую аптечку, огнетушитель, аварийный знак, повесил брызговики, купил новую рамку заднего номера.

3 Новая заморочка пункта ТО в Затоне: проверили у знакомого лобовое стекло на Honda Domani и говорят, что светопропускаемость 74,6% вместо 75% положенных. Хотя стекло заводское, ни разу не менялось и без единой трещины. Даже если человек поменяет «родное» лобовое стекло просто так, то где гарантия, что их компьютер снова не покажет «меньше 75%»?

4 Съездил на ТО, и был весело оттуда послан с тем, что:

1. Надо менять лобовое, так как есть трещина;

2. Нельзя ездить с неокрашенным капотом, и не важно,

что это требование нигде не указано;

3. Цитата «А вот то, что у вас задняя дверь замята,

это совсем плохо — вам ТО точно не пройти»;

В связи с этим нет больше желания ехать на официальное ТО...

5 Видел, как ругался на пункте ТО в Затоне один водитель: заехал (300 руб.), ему говорят «У Вас фары не настроены. Вот, пожалуйста, в бокс, там все сделают». Заехал в бокс, там берут 300 рублей и говорят: «Ой, так у вас все нормально, делать ничего не надо!». Он возвращается, злой уже, а ему: «Извините, мастер ошибся, ну, вы еще 300 руб. заплатите, пройдите еще раз, и все…». Вот такой спокойный развод на 900 рублей.

 

Стоимость диагностической карты (оплачивается на станции ТО)

 

1. Легковые автомобили — 259 руб.

2. Грузовые автомобили с массой без нагрузки до 3,5 тонн — 296 руб.

от 3,5 до 12 тон — 397 руб.

свыше 12 тонн — 450 руб.

3. Автобусы с массой без нагрузки до 5 тонн —337 руб.

свыше 5 тонн — 431 руб.

4. Мототранспортные средства — 120 руб.

5. Прицепы с массой без нагрузки до 0,75 тонн — 97 руб.

от 0,75 до 3,5 тонн — 176 руб.

свыше 3,5 тонн — 217 руб.

6. Полуприцепы — 274 руб.

7. Транспортные средства для перевозки крупногабаритных или опасных грузов, специальные и специализированные транспортные средства с массой без нагрузки до 3,5 тонн — 385 руб.

от 3,5 до 12 тонн — 517 руб.

свыше 12 тонн — 585 руб.

 

Государственная пошлина 30 руб., оплачивается в «Сбербанке»

Анатолий Ямбаев

Автомаркет+Спорт № 14

 
Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог