Точка на карте
| ||
|
Весна — так хочется в дорогу! Отправиться на заграничные курорты сегодня многим не по карману. Хотя — стоп: у нас под боком, в каких-то 4 часах езды от Иркутска, находится настоящее сокровище — озеро Хубсугул, привлекающее туристов со всего мира. Может, и нам, иркутянам, пора отправиться к его берегам? Сегодня дорога (177 км) по восточному берегу озера почти непроходима, но монголы уже начали ее реконструкцию. Отремонтированы все мосты, и в 2010 году планируется открыть движение по гравийной дороге. Сейчас проезд возможен только до половины пути — напротив острова Далайн-Модон-Хуйс (а это и есть середина дороги от Ханха до Хатгала), начинается тяжелая и грязная дорога с глубокими колдобинами, где проехать может только серьезный внедорожник. Однако это не пугает иркутских джиперов — прошлым летом они снарядили сюда несколько экспедиций, а самые отчаянные даже объехали вокруг всего озера. Дороги по западному берегу пока нет, но путь от Ханха в Дархадскую котловину, а оттуда к южной оконечности озера (Хатгалу) и обратно в Ханх по восточному берегу освоен, и по этому маршруту успешно прошло несколько групп иркутских и московских путешественников. Лошадь в этих местах до сих пор остается главным средством передвижения. Изредка вокруг озера путешествуют конные туристы, но для такого маршрута требуется около 8 дней. Зимой, и особенно в конце марта — начале апреля можно путешествовать по льду озера на санях, запряженных лошадьми, на собачьих упряжках или велосипедах, но пока подобные путешествия не стали массовыми и носят экстремальный, экспедиционный характер. Для людей, не боящихся трудностей и ночевок в холода в палатках у таежного костра — это край безграничных возможностей для наслаждения природой и близкого знакомства с бытом монгольских кочевников.
Окрестности ХанхаСовсем не обязательно стремиться объехать озеро вокруг. Да, в его южной оконечности больше туристических баз (их там уже 29), поэтому укромных мест для палаточного лагеря заметно меньше, чем в окрестностях Ханха. Теоретически проехать на юг озера можно через Дархадскую котловину, расположенную в 40—50 км западнее Хубсугула за высокими хребтами. Котловина пока еще редко посещается иркутскими туристами. Это — земля многочисленных озер, связанных между собой реками и протоками, в окружении высоких гор. Родина оленеводов — хара-дархатов, до сих пор проживающих в чумах, а из-за своей труднодоступности и изолированности остающаяся последним оплотом практикующих шаманов. В местных преданиях рассказывается о пещерах, где хранятся мумии сотен шаманов, но обнаружить их пока не удается. Зато находят другие необычные артефакты. Местные охотники рассказали, что в глухой тайге им встречаются шаманские бубны. Их можно увидеть подвешенными на лиственницах. Порой они хранятся в специальных домиках из жердей, поднятых над землей на полметра. Об этом, в частности, поведал местный житель по имени Бат, проживающий в устье реки Их-Хоро-Гол. По его словам, в прошлом году на горе Тураг нашли хорошо сохранившиеся металлические трубчатые подвески с шаманского костюма, нож, комплекты подвесок в виде наконечников копий, кольца с тонкими лезвиями. По традиции, эти вещи оставляют в нескольких десятках метров от захоронения. Возможно, и мумия до сих пор находится где-то рядом. Но монголы, как правило, к подобным схронам сами не приближаются и другим не советуют. Говорят, не прощает Вечно Синее Небо чересчур любознательных. Проехать на машине можно не везде, в ряде мест передвигаться можно только верхом по звериным и охотничьим тропам. Дорога из Ханха через горы в Дархадскую котловину тяжелей, чем по восточному берегу до Хатгала, имеет меньший накат и в дождь труднопроходима. Можно ограничиться поездкой из Ханха до монгольской турбазы Долоон-Уул, расположенной в 21 км от Ханха на берегу Хубсугула у подножия горы Мунку-Сардык. Без проблем можно доехать до красивого озера Шара-Нур, расположенного примерно в 7 км северо-западнее Хубсугула. Берега этого озера сохранили свою девственность, и к нему вплотную можно подъехать на автомобиле. Из-за святости местности монголы здесь не ловят рыбу, и в озере водится очень много жирных ленков. Рыбалка разрешается только на основании разрешения, полученного в местных органах самоуправления. Лицензия на рыбалку в 2008 году стоила для иностранцев 10 тыс. тугриков (250 руб.), и по ней можно было поймать 10 кг рыбы. Каменистая дорога позволяет проехать примерно треть пути. Сразу после Ханха нужно пересечь заболоченную долину реки Ханх-Гол — через реку сделан мост, и проблем с переездом нет. Затем от устья Тайн-Гола дорога идет по кромке берега, где из-за близости к озеру трудно найти место для лагеря. Наиболее подходящие места начинаются южнее устья Турийн-Гола. В 48 км южнее Ханха, на восточном побережье озера, находится устье Нойон-Гола с живописными песчаными дюнами. Это ближайшие к Ханху дюны и бухта с песчаным пляжем. К нашему удивлению, мы обнаружили на восточном берегу новую дорогу, идущую вдоль самого берега озера параллельно основному пути и, судя по следам, проложенную не так давно. Она очень живописна, но найти сворот на эту дорогу впервые будет сложно, искать его нужно на реке Джилгет-Гол. Если сворот найден, гарантированы потрясающие пейзажи на пути по самой кромке озера, протяженностью около 12 км, с выбором идеальных площадок для лагеря рядом, с песчаными пляжами в устьях Нойон-Гола или Шагнул-Гола. На этой дороге есть участки с грязью и песком, но не столь сложные, чтобы их не преодолеть. Сложность проезда в некоторых местах компенсируется красивым берегом с пляжами. Здесь нет следов стоянок туристов и бытового мусора. Чистота и первозданность берегов радует глаз. Южнее устья Их-Долбийн—Гол дорога поднимается на перевал и далеко отходит от озера. Ее особенность в том, что большая часть проходит по заболоченным высокогорным плато с лишайниково-моховой тундрой, где для проезда без лопаты и троса зачастую не обойтись. Дальше можно не ехать, а развернуться назад. Все равно дорога уходит высоко в горы и идет далеко от берега, где нет смысла ночевать. Из-за работы самосвалов, которые отсыпают заболоченный грунт, на ней образовались участки с глубокими, продавленными колесами груженых самосвалов, частыми ямами, которые очень сложно преодолеть, а объехать по болотистой тундре невозможно, поэтому реконструируемый участок пути сейчас наиболее тяжелый для проезда. Без необходимости сюда лучше не соваться, особенно в дождь.
Таможенные правилаКонтрольно-пропускной пункт расположен на перевале Мунгийн-Даба в 11 км от пос. Монды на высоте 1827 м в 8 км от горы Мунку-Сардык. КПП работает с 10.00 до 17.00 зимой, с 10.00 до 18.00 с 15 апреля по 15 сентября (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней). В Монголии не переходят на летнее время, и монгольская таможня работает по своему времени, c 9.00 до 16.00. Телефон таможни в Мондах: 93-130 Для въезда на Хубсугул нужна монгольская виза в загранпаспорте. Таможенные правила ежегодно совершенствуются, причем не всегда в лучшую сторону. Ограничивается вес беспошлинно провозимого товара, количество спиртного и топлива в канистрах. Пересечение границы на КПП Монды—Ханх возможно только для жителей Монголии и России. Если в группе, например, окажутся граждане бывших союзных республик, их как граждан третьих стран через границу не пропустят. Дискуссии по приданию самому близкому к Иркутску пограничному переходу в Монголию статуса многостороннего ведутся уже второй десяток лет. За это время монголы выстроили современное кирпичное здание таможни, с российской стороны — ничего не построено и, несмотря на громкие заявления политиков, ничего не изменилось. Статус не получен, и в выходные даже летом КПП по-прежнему не работает, что не только создает неудобства для отдыхающих на Хубсугуле туристов, но и в целом тормозит все развитие туризма в регионе. Получение монгольской визы россиянами раньше не вызывало проблем, она оформлялась даже по факсу с приглашением с монгольской стороны (скажем, турфирмы). Но с 2008 г. Консульство Монголии в Иркутске ввело новые правила. Теперь для приглашения нужно просканировать титульные страницы паспорта, переслать их монгольскому партнеру, который переправит их в МИД Монголии, и заплатить при этом $10, после чего фамилии приглашенных будут выложены на сайт МИДа, на основании чего Консульство в Иркутске оформит визу. Если к этому добавить, что оплатить визу можно только через банковский перевод, становится понятно, что такая морока отсекает многих путешественников. На усложнение процедуры мгновенно отреагировали иркутские турфирмы, увеличив до 2000 руб. тариф за оформление одной обычной визы (прямая оплата за визу в Консульстве Монголии — 900 руб.). Для въезда на территорию Монголии на своем автомобиле достаточно одних только международных водительских прав, никаких других разрешительных документов российского ГИБДД или замены российских автомобильных номерных знаков на монгольские не нужно. Проехать через границу на автомобиле, управляемом по простой письменной доверенности, нельзя — действительны только нотариально заверенные документы. При пересечении границы данные автомобиля заносятся в таможенную декларацию и фиксируются в компьютерной базе данных монгольской таможни. В Ханхе работает АЗС, на которой есть дизельное топливо и бензин марки Аи-76. Ограничений на провоз рыболовного снаряжения (удочек, спиннингов) через границу нет, однако правила ежегодно меняются: так, в 2007 году введена плата за провоз лодки с мотором (1000 руб.), надувной лодки — 500 руб. Рыболовы должны помнить о запрете провоза рыбы и сырого мяса через границу. Рыболовные снасти можно взять за $2 напрокат на турбазах, здесь же можно арендовать моторную лодку. Хубсугул называют младшим братом Байкала. Монгольское озеро лежит на высоте 1645 м, у подножия 3,5-километровых гор, вершины которых почти весь год покрыты снегом. С открытием в Ханхе 7 туристических баз, ориентированных на прием российских туристов, путешествовать на берег монгольского озера стало возможно круглый год. Теплая ночевка, питание и организованная рыбалка теперь гарантированы. В прошлом году пограничный переход в Мондах (откуда и ведет дорога на Хубсугул) пересекло около 5 тысяч российских туристов. Расстояние от Иркутска до Ханха — 341 км, то есть почти столько же, как от Иркутска до Хужира на острове Ольхон. В 2009 году планируется заасфальтировать гравийный участок от границы до Ханха (22 км) — на Хубсугул можно будет доехать быстрее и на любом автомобиле. В перспективе КПП в Мондах приобретет статус многостороннего, что повлечет за собой изменение режима работы (сейчас он закрыт в выходные) и возможность проезда через него иностранцев. Сергей Волков
Автомаркет+Спорт № 14 | |