Конкурс шоферских баек. За конями
Просмотров: 3849
1 Января 2010

История одной поездки за лошадьми, в которой у меня вспотели две шапки, порвался один трос, сломалась лопата, промочились не раз все ноги. За морем телушка полушка, да рупь перевоз… мудрость вековая она и есть мудрость. Предложили мне купить табун лошадей в пятнадцать кобылиц «недорого и недалеко». Почти недалеко. В начале лета или весной. В общем - неважно.

 

Кобылы с жеребятами. Сейчас с жеребцом ходят – значит, еще приплод будет. Но посмотреть сейчас нельзя – дорога плохая. Последние километры на танке, коне или мотоцикле. Зимой надо. По холодку, по твердой дороге. Бывшим Екатерининским трактом. Последние 15 километров. 

Ну ладно, где наша не пропадала – цена нормальная, трудностей не боимся, а даже ищем. По рукам ударили, решили ждать осени. 

Вот и осень… и зима… поехали!

Есть у меня свой танк – «Газель» полноприводная. Типа спецзаказ на заводе, два месяца ждал. Шесть человек и два коня в кузове. Плюс лебедка, дополнительный бак, газ и прочие навороты. Специально для этого заказывал-делал.

Съездил. Место – хорошее!!!! Умели ж предки выбирать. И – всего 190 км. от Иркутска. А до Аршана по «Гуглу», тоже напрямую – восемьдесят. Дня три-четыре пешком. Или на лошади. Саяны, тихая тайга, снег по колено, а среди сугробов река бежит. Зимой! Заброшенная деревня Белый ключ. Потому и река не замерзает, что ключи бъют. Двести пятьдесят дворов было, две с половиной тыщи лошадей, плюс другая живность. Остались дед с бабкой, да еще один дед. И тишина. И четырнадцать лошадей. Без жеребят. И кобыл всего двенадцать. Страна теряет людей и места, а мы – лошадей и места. Каждый теряет, что имеет, корни одни – с кем поведешься, от того и наберешься..

Ну и я набрался. Анатолий, хозяин (или наследник) целого улуса (группы домов на отшибе), рассказал о деревне, о местах и преданиях, о том, как все было, и про бондарный заводик, и про артели лесных старателей – грибы, ягоды, шишки, о том, как скот здесь жирует, как зверь в лесу ходит… Так захотелось мне место это поднять. Думаю, дай-ка я сделаю здесь отделение свое, мини-колхозное. Давай пока лошадей оставлю, можно еще голов тридцать-пятьдесят пригнать, гусей чуть-чуть, да с этого и начать. Где-то еще стадо коров предлагалось к продаже, совсем недорого, т.к. неурожай. Решено, показываю место жене.

Приехали второй раз на Honda CR-V. Товарищ привез, потому что ехал с нами сын полугодовалый, а у меня автомобили – или легковые или танки. Кругом ехали, 290 от Иркутска получилось. Место хорошее, но уже без восторгов с их стороны, а с вопросами – а где свет? А как дорога? А что делать? Опустили на землю, блин. Но попробовать решили, если коровы дешево продадутся.

Куда там! Коровы не дождались, а с такой кучкой лошадей отделения не открывают. Вывозим. Вот тут то и начинается рассказ из заголовка.

Как люди опытные, все просчитали – нет нерешаемых задач, бывает плохая подготовка. Перво-наперво нарисовали диспозицию – лошади ведь не домашние. Везем лошадей на загон табуна, делаем разборный жесткий трап для загрузки, ну и разные мелочи, вроде поиска коневозки на шестнадцать голов и закупки водки для найма трактора

Если кто скажет, что скотовоз длиной тринадцать метров на двадцать лошадей не ходит по таежным лесовозным дорогам – не верьте. Ходит. Но буксует. Буксует этот «КАМАЗ» с полуприцепом везде. И скользит. И складывается. Всего восемь часов и пятнадцать километров как ни бывало.

Началось все с того, что он подъехал к месту встречи чуть позже. Снег на солнце подтаял и стал как мыло, человек скользит, цепи не помогают. Но главное – дорога узкая, по бокам сугробы, деревья, тайга. Все в лес утром заезжают, вечером выезжают. При встречах (очень редких) кто-то сдает назад, если недалеко, либо влетает в сугроб, из которого встречный, проехав мимо, его вытягивает. 

Ясно, что выехав попозже, буксанув два раза (лопаты, ветки, опилки из моего кузова), не доехав километров пять-шесть, мы встретились с первым груженым лесовозом, который к тому же был с прицепом. Как позже выяснилось, именно в этот раз. Назад ехать не может, тем более в гору. Спускаться надо метров триста.

Водитель – ас, вопросов нет. Но скользко, узко и длина шаланды – 13 метров. Встал. Выехал вперед. Снова встал. Снова вперед. Встал окончательно метров через сто, после нескольких попыток сдать туда-сюда. Попытки дернуть его Газелью напомнили анекдот – я сильный, но легкий. «Газель» посредине, между еще большими танками. Выезжать некуда. Решаем попробовать ее в качестве троса между ними. Трос на лебедке немедленно сообщил, что не готов, оторвавшись вместе с крюком. Эх, не тот нынче народ пошел!

Каждый из нас занялся своим делом. Я копал в сугробах карман для своего уже совсем не танка, чтоб занырнуть туда и оставить настоящие танки наедине друг с другом. Водитель скотовоза копал под машиной и вокруг нее, рубил ветки под колеса. Водитель другого «КАМАЗа» отцеплял прицеп и думал, сидя в кабине. Думал о Великом, о Судьбе и о том, что он Водитель, а не топорщик и не лопатчик.

В итоге, выкопав яму с нормальную комнату размером, я загнал туда «Газель», затащил ее лебедкой еще на метр и начал наблюдать, как они играют в «тяни-толкай». Ревя и буксуя, воняя солярой, они ездили по этой дороге туда-сюда, по метру-двум приближаясь к развилке. Уже темнело, когда мы загнали туда тушу нашего «КАМАЗа» с прицепом, три лесовоза проехали мимо нас, последний выдернул меня влегкую. Два Урала остановились, чтоб вернуть нашу машину на дорогу. Наивные. Полуприцеп взад, это вам не вперед. Оба «Урала» тянули его метров пятьдесят-семьдесят за собой, пока не зарылись сами, а он все никак не вставал в колею. Бросив эту затею и нас, со словами «дергать надо спереди, трактор впереди», они уехали.

Сказав камазисту Федору и его сыну Федор Федоровичу (вот поехал пацан с папой жизнь посмотреть) пить чай, я поехал за трактором, немедленно сев на брюхо в месте наиболее интенсивной возни мастодонтов. Как я был прав, поставив лебедку!

Ну, дальше ничего интересного, пришел трактор, влегкую взял нас за ушко и довез до деревни в полной темноте. Итак, мы вместо дороги на Бугульдейку ложимся спать, хорошо, что спальники взяли.

Утром, благодаря загону, который ребята соорудили во время нашей дороги, укрепив старый заброшенный двор, мы в течение получаса загрузили лошадей. Надо сказать, что их загон с последующей загрузкой прошли достаточно удачно по двум причинам. Первая – снег, который уже почти стал настом, не позволял им сильно скакать/сваливать, тем более мы привезли мерина Вымпела для загона, на котором сидел достаточно опытный в подобных делах Павел. А второе – лошадей оказалось всего шесть! Их какие-то охотники разогнали незадолго до нас. Знал бы я, что лошадей всего шесть, зачем бы я с такой шаландой перся! А нам еще выезжать в гору, которую по весне «Уралы» и те только с тракторами берут!

Вообще, все, что зависело от нас, прошло на редкость грамотно. И парни – Алексей, старинный товарищ, которому я хотел показать это место (мало ли что), и Илья – студент, пришедший на практику, с желанием и надеждой поработать летом, и Павел, продавший мне коня, на котором и загонял поредевший табунчик, – тут оказались весьма кстати. И загон, и трап, и вся организация процесса, от чая до копания без них, конечно, была б совсем другой и явно тяжелей.

Следующий день тоже удался. До тех пор, пока нас сопровождал трактор. Мы только собрали колонну машин за собой. Но как только он нас бросил, мы интенсивно начали вспоминать навыки копания снега/ломания веток.

До деревни два километра, за нами колонна, перед нами Nissan Patrol и все помогают-советуют.

Решили ехать в деревню за трактором. Прав Жванецкий: в драке не помогут, в войне победят. Это про нас, про русских. Причины разные – от сломанной помпы, до – внимание отмаза – ВЫПИЛ! Два километра! На тракторе! В тайге! Отмаз – выпил после баньки!? Лицо не набил только из-за его детей. И хозяин деляны – не, не дам, трактор один остался, ребята устали, в общем – идите в сад. Или ждите утра, тогда, может, поможем.

Пока ездили, «КАМАЗ» выехал и поехал. А мы ж не знали, пока по дворам-делянам скакали. Вернулись к нему – а нет его. Поехали разворачиваться сами застряли, но уж вдвоем-то да при лебедке – плевое дело. Погнал за ними – слетел с моста. Хорошо что снег и скорость. Долетел передними колесами до склона и повис, качаясь, на заднем мосту. ЛЕБЕДКА, МИЛАЯ ЛЕБЕДКА! Фиг бы мы там ночью что нашли, и скотовоз уже потерялся вдали. Догнали мы его. Стоит он в ряду лесовозов на трассе – гололед, подняться не могут. Ну, мать ее, навалили кустов, наломали веток – вытянули репку.

Часов в одиннадцать-двенадцать появились на связи. Какие разные поколения и жены! Моя организовывает спасательную операцию, завтра с утра ее ждет МЧС и товарищ на джипе, чтобы поехать. Маша моя молодец. Одна спокойная (мол, работа такая): в тайгу поехал – мало ли что задержать может. На другого орут в трубку. Бывает. Самый молодой часа полтора по телефону рассказывал о событиях, о жизни, любоффь… Автономыч спокойно – а чо уж тут будить, все равно скоро приеду, – начал прикидывать понравилось ли ему место и поездка, заснул.

Вот так. Купил я 16 коней, а привез шестерых.

P.S. Звонил сегодня хозяин, нашел он оставшихся, но на «Буране» загнать не смог, меня с конями зовет. Надо ехать.

 

Автор: Сергей Перевозников

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог