Личное мнение. Кнут или пряник
Просмотров: 2994
1 Января 2008
В течение последней пары лет наша страна благополучно пережила целый ряд ужесточений в административном кодексе, касающихся ответственности за нарушения Правил дорожного движения. В результате самым жестким наказанием за нарушения ПДД в России стало лишение прав на срок от года до трех, которое можно получить за управление ТС с незаконно установленными «крякалками» и проблесковыми маячками, за управление ТС с незаконно нанесенными цветографическими схемами автомобилей оперативных служб, за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения или передачу управления лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения, а также за повторное совершение подобных деяний.

Опасны ли такие правонарушения? Безусловно, поскольку даже использование без необходимости спецсигналов провоцирует вседозволенность и в итоге ведет к аварийным ситуациям. Что уж говорить про вождение в пьяном виде. Но есть и иные нарушения, за которые также можно лишиться прав на срок от нескольких месяцев до года: это управление ТС без госномеров или с заведомо подложными регистрационными знаками, с установленными спереди световыми приборами или световозвращателями красного цвета, превышение скорости более чем на 60 км/ч, нарушение правил проезда железнодорожных переездов, выезд на встречную полосу, непредоставление преимуществ ТС оперативных служб с включенными спецсигналами, нарушение правил перевозки крупногабаритных и опасных грузов, нарушение ПДД или правил эксплуатации ТС, повлекшее причинение вреда здоровью, отказ от прохождения медосвидетельствования, оставление места ДТП, а также употребление алкоголя или наркотиков после ДТП или остановки водителя инспектором ДПС. Как видите, список велик. Однако достаточно ли этого?

Это, конечно, мое личное мнение, но я убежден, что ответственность за нарушения ПДД надо ужесточать еще сильнее. Это убеждение у меня появилось после месяца пребывания в Беларуси. Там я не только тренировал ноги, но и поддерживал навыки вождения на арендованном автомобиле. И честное слово, езда по совершенно незнакомому Минску в итоге доставила куда меньше проблем, чем по родному Иркутску. А ведь поначалу меня буквально запугали рассказами о строгости законов и суровости местных ДАИшников. Шутка ли, если в Беларуси грубым нарушением Правил считается превышение скорости уже на 20 км/ч, при превышении на 40 км можно лишиться прав, а виновность в любом, даже самом пустячном ДТП почти стопроцентно делает вас пешеходом на год! И еще неизвестно, как долго будут возвращаться в Иркутск изъятые в Беларуси права, и вернутся ли вообще.

Однако реальность вышла проще и приятней, а ездить по Правилам оказалось не так сложно. Да, у меня не всегда получалось вовремя занимать нужную полосу на многорядных проспектах, но это дело привычки. Зато скоростной режим соблюдать получалось. Конечно, и в Минске я наблюдал несколько быстрых джигитов на джипах или мотоциклах. И пешеходов, едва только они подойдут к «зебре», там не всегда пропускают. Но за целый месяц я видел всего 6 (шесть!) аварий, при этом только одна из них была серьезной и не обошлась без пострадавших. В Иркутске столько же ДТП я увидел уже на третий день после возвращения.

Когда у нас в последний раз повышали штрафы, едва ли не каждый водитель высказал свое негативное отношение к этому. Негативное! Но почему? Разве плохо, если пьяница полтора года не будет садиться за руль? Разве плохо, если четыре месяца не сядет за руль лихач, опасно обгоняющий по встречке? И разве плохо, если виновный в ДТП пусть и не на год, но хотя бы на два-три месяца станет пешеходом и вдали от руля подумает над тем, почему произошла авария? Проблема в том, что у нас в крови заложено неподчинение нормам и правилам. Любое повышение штрафов мы, прежде всего, ПРИМЕРЯЕМ НА СЕБЯ! Почему? Да потому, что превышение скорости на 20 и даже 40 км/ч не считаем серьезным нарушением. Считаем обычным делом проскочить на краснеющий желтый и начать движение на зеленеющий красный. Гордимся, что объехали лохов, стоящих в пробке, по встречке или тротуару. В конце концов, потому, что даже дорогу мы переходим не там, где положено, а там, где приспичит. И детей за собой тащим…

Я убежден, что пряником эту ситуацию уже не исправишь — мы избалованы хотя бы тем, что даже от лишенческого нарушения можем откупиться на месте. Каюсь, весной за обгон под знаком сам «спас» свои права с помощью бумажки с видами Архангельска. Но я в этом месте уже несколько месяцев больше НИКОГО НЕ ПЫТАЮСЬ ОБОГНАТЬ. А если бы мне не грозил кнут в виде лишения прав? Боюсь, я бы не воспринял тот случай как урок. Поэтому я за ужесточение наказаний даже за не самые серьезные нарушения. И мне, в общем-то, все равно, что это будет: лишение прав или неофициальный штраф на месте — главное, чтобы урок пошел впрок, а несоблюдение ПДД, раз уж оно не выглядит у нас дурным тоном, вызывало страх возможного наказания. В иное я уже не верю…

Алексей Степанов

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог