А теперь сами проведите эксперимент — возьмите экзаменационные билеты (их полно в Интернете) и попробуйте правильно ответить на 18 из 20 вопросов (таково требование ГАИ). Если вы сдавали на права более года назад, в 99 случаях из 100 вам можно хоть сегодня запретить выезд на дороги общего пользования.
Пять десятков страниц формата А5 мелким шрифтом. 24 раздела плюс приложения. Несколько сотен абзацев, многие из которых невозможно понять (только выучить наизусть) — это российские правила Дорожного движения. Переварить такой свод теоретических изысканий невозможно — надо вызубрить, но только для того, чтобы забыть сразу, как выйдешь из экзаменационного кабинета. В голове такая каша, да еще в таком объеме, может задержаться только у чемпионов по игре «Самый умный» — при феноменальной способности к запоминанию энциклопедической информации.
Помню, сколько учебного времени и часов самостоятельной зубрежки я потратил на штудирование сигналов регулировщика. С тех пор прошло 15 лет, но регулировки «по правилам» я не видел ни разу (сомневаюсь, что ее знают сами гаишники). Все как-то обходятся вполне понятными человеческими жестами, которые зубрежки не требуют. А правила движения по реверсивным полосам? Насколько я знаю, таковых в России вообще нет. Поездив по дорогам четырех десятков стран мира, реверсивные полосы видел только однажды — на проспекте Диагональ в Барселоне, но и там для комфортного проезда особых знаний не требовалось. Тем не менее, десятки миллионов людей зубрят и зубрят правила движения по полосам реверсивного движения, которые они так никогда и не увидят. И из таких вот теоретических изысканий российские Правила дорожного движения состоят на 2/3.
И если бы это было просто тратой человеческого времени (которое, впрочем, имеет вполне реальное денежное выражение), было бы печально, грустно, но не более того. Гораздо хуже, что за никому не нужной рутиной все тем же мелким шрифтом проходят важные, ЖИЗНЕННО ВАЖНЫЕ положения, тонущие в общей словесной шелухе. В результате тупой зубрежки большинство автовладельцев не только не помнит, что «при прогоне животных через железнодорожные пути стадо должно быть разделено на группы такой численности, чтобы с учетом количества перегонщиков был обеспечен безопасный прогон каждой группы», но и элементарные правила обгона.
Сейчас много говорится о реформе системы обучения в автошколах, о том, что пора отменить изучение устройства двигателя и материальной части автомобиля (хоть до признания этого современного российского абсурда дело дошло), о том, что нужно увеличить число практических занятий, но НИГДЕ И НИ РАЗУ я не слышал о том, что в какой-то гуманный (по отношению к изучающему) и разумный вид надо привести Правила дорожного движения. Как это сделано в США. Недавно мне в руки попалась брошюрка California Drivers Handbook. По числу страниц она такая же, как и российские правила, но только по объему — выполнена крупным шрифтом и богато иллюстрирована. Теоретическая часть меньше раза в три, да и написана скорее литературным, чем академическим языком. Кроме того, в американские правила дорожного движения заложены главные Заповеди водителя. Такие элементарные, как «Относиться к другим водителям так же, как вы хотели бы, чтобы относились к вам». Или «Осторожность и предусмотрительность за рулем — залог водительского долголетия». К сожалению, для таких или подобных прописных человеческих истин места в российских Правилах дорожного движения не нашлось.
Ефим Незванный