|
В 2008 году Kalina разошлась по России тиражом почти в 100 тысяч экземпляров. Результат, который в этом году может быть значительно превышен. По крайней мере, в рамках нынешней cитуации, когда у большинства покупателей каждый «живой» рубль на счету. С чем придется столкнуться владельцу Kalina и стоит ли связываться с ее б/у вариантами? Традиционно для отечественных производителей «Калине» предлагается минимум моторов — всего два. Хорошо, если учесть, что в начале производства существовал лишь один мотор. И плохо, если вспомнить, сколько устанавливалось агрегатов на «классику» в 80-х годах. Тем более что вазовскому B-классу сначала доставался 1,6-литровый «восьмиклапанник», в то время как десятое семейство получало такой же двигатель с 16-ю клапанами. Новая установка, специально спроектированная для «Калины», уже имеет такое их количество. С тех пор, как завод начал осваивать переднеприводную компоновку, прошло много времени, которое все-таки сказалось на росте качества. По крайней мере, тех проблем с силовой частью, что встречались раньше сплошь и рядом, теперь не возникает. Конечно, при условии использования качественного масла (АвтоВАЗ одобряет ТНК, но подойдет и любая достойная импортная жидкость) и своевременной его замены. Но с появлением электронного управления двигателем и других современных атрибутов возникли иные неисправности, ранее для автомобилей из Тольятти не характерные. Их устранение лучше доверять специализированным центрам — подход «пассатижи-молоток» в силу «компьютеризации» моторов остался в прошлом. Причем все сказанное ниже в равной степени относится к обоим двигателям. Например, это касается датчика дроссельной заслонки и регулятора холостого хода, которые могут выходить из строя еще до первого ТО, предлагаемого на 2-3 тыс. км. Детали отечественного или китайского производства стоят недорого (порядка 200-400 руб. плюс 600 руб. диагностика), но и умирать могут не единожды. То же относится к лямбда-зонду (без него расход топлива в данном случае увеличивается ощутимо) и нейтрализатору, (по ним завод готов принимать претензии и менять по гарантии до тех же 2-3 тыс. км). Причем последний объединен в так называемый кат-коллектор, попросту говоря, представляет собой единое целое со «штанами». Любой «тюнинг» тут исключен, а восстановление невозможно — металлические соты нельзя выбить, как когда-то керамику. Так что за замену катализатора и выпускного коллектора придется отдать около 10 тыс. руб. Процессор, не боящийся переполюсовки, однако иногда выгорающий по ключам управления катушками зажигания (у 1,4-литрового мотора они индивидуальные), страдает от внешнего воздействия. Расположен он в опасной близости от трубок отопителя, на морозе дубеющих, текущих и заливающих его блок. Реанимации не поддается, новый стоит 4 тыс. руб. Не зря в Тольятти есть услуга, называющаяся «вынос мозгов» и предполагающая перенос процессора в более безопасное, сухое место. На «Калинах» первых годов выпуска массовыми были отказы генераторов, которые то перезаряжали, то недозаряжали батареи. Иногда безо всяких причин выходили из строя стартеры. Особенности наших предприятий (в том числе АвтоВАЗа) таковы, что что-то менять в конструкции они будут только тогда, когда накопится вал отказов. В этом смысле хорошо, что B-класс на тольяттинском конвейере появился не вчера. Тем не менее единичных грешков ожидать все-таки надо. Например, на одном из автомобилей уже на первом ТО приходилось менять ремень ГРМ — его «изжевал» криво установленный обводной ролик. Нужно также следить за приводом ГРМ — при обрыве встреча поршней и клапанов на 1,4 литровом двигателе гарантирована. Не особо нагруженные температурно, оба двигателя заставляют помнить о системе охлаждения. Точнее, о радиаторе. Он рассыхается, растрескивается по пластмассе и течет. По гарантии его поменяют, однако в будущем стоит ожидать «разгерметизации» и новой детали (обойдется почти в 3 тыс. руб.). До 2008 года не удавалось победить электроусилитель руля. Сейчас поставщик поменялся, и проблем быть не должно. А у первых партий при включении и выключении зажигания руль, подчиняясь каким-то ошибкам в системе управления, делал оборот на 180 градусов и возвращался в исходное положение. Теперь этого не происходит, однако смерть усилителя — по-прежнему частое явление. Он может «пропадать» как самостоятельно, так и по причине отказа датчика скорости. «Пропадать» частично, когда руль просто прикусывает, и навсегда. За замену нужно отдать 12 тыс. руб, но чаще владельцы поступают проще — меняют вал с ЭУРом на такой же, но без него (3 тыс. руб.). И остаются с деньгами, однако без усилителя. Неплохая, в общем-то, коробка передач, заимствованная у «десятки», имеет одно слабое место — подшипники. Кроме того, рвется проводка блокировки задней передачи (чтобы ее включить, на рычаге нужно поднять кольцо под рукояткой) и ломается механизм выбора передач (водителю остается выбранная скорость). Цена вопроса невелика (например, в последнем случае 2600 руб.), но подобные неприятности из разряда хорошо известных. В трансмиссии пару лет назад существовала еще одна проблема — дефект левого ШРУСа на автомобилях без ABS, приводивший к его хрусту. Завод признал тогда свой брак, была кампания по отзыву. Нормальный цивилизованный подход, который наши автопредприятия только начинают осваивать. А потому на АвтоВАЗе не принимают претензий по поводу передних амортизаторов. Стучать последние начинают, видимо, уже с конвейера. Вряд ли впоследствии этот звук усиливается, так что налицо заводской брак. В Тольятти же все объясняют несоответствием внутренних ГОСТов тем дорожным условиям, в которых эксплуатируются автомобили. Иными словами, по мнению вазовцев, «Калина» — не для наших дорог. И если задние амортизаторы со времен первых переднеприводников остались неизменными, что позволяет приобрести им достойную альтернативу, то передние стойки абсолютно оригинальны, и сторонними (читайте импортными) производителями не выпускаются. Рассматривая информацию о технических болячках «Калины», приходишь к выводу, что подавляющее большинство из них, если даже не все, не относятся к так называемым конструктивным просчетам, а всего лишь говорят о качестве. О «колебаниях качества» на самом АвтоВАЗе, на заводах-смежниках, выпускающих комплектующие, на тех предприятиях, что производят сырье или заготовки. На эту мысль наводит то, что в других источниках не фигурируют описанные выше неисправности, в то время как местные ремонтники не знакомы с массовыми отказами различных реле, развалившимися моторчиками стеклоочистителей, сломанными синхронизаторами, шестернями в коробке и т. д. А те, кто сообщает об этом, счастливо отмечают — повезло в другом. Повезет — ключевое слово. Может попасться экземпляр, с которым вы испытаете лишь минимум описанных проблем. Но какие «технические перспективы» у потребителей «Калины» в second-hand секторе? Если говорить о гарантийном периоде, то, в первую очередь, надо обращать внимание на сервисную книжку. Хорошо, если в ней можно будет найти записи о большинстве замен, поскольку приведенные «недуги» могут возникать еще до окончания гарантии. И вообще отлично, если самые крупные и дорогие из них пришлись на время, непосредственно предшествующее продаже. Иначе придется тратиться. Впрочем, периодически сталкиваться с аналогичными болезнями вы, вероятно, будете вынуждены на всем протяжении обладания автомобилем. Лотерея. А вот что безоговорочно достанется со времен «восьмерок» и «девяток», так это ужасное качество салонной пластмассы. Тут наблюдается завидное постоянство. Остается лишь надеяться, что к концу своей конвейерной жизни «Калина»-автомобиль и станет лучше. Ведь калина-ягода, горькая летом, становится вкусной лишь с морозами. Наверное, в этом есть определенная и вполне прямая аналогия. Технические консультации: ОАО «Иркутск-АвтоВАЗ»
• Экспресс-тест
ПослевкусиеХодовые прелести «Калины» были рассмотрены нами в «А+С» №48/2008 г. Сейчас лишь освежим воспоминания. Если кратко, то стучит, хрустит и стонет. Если подробнее, то тоже ничего принципиально приятного. В общем-то, удобно устроившись за рулем (диапазоны регулировок сиденья впечатляют, а его профиль, несмотря на отсутствие боковой поддержки, стоит признать оптимальным), оглядываешь серенький во всех отношениях салончик, останавливаешься на устаревшем как минимум лет десять назад биодизайне и приходишь к выводу — жить можно. Вот еще бы усилия на всех рычажках-ручках были как в нормальном автомобиле и двери закрывались без характерного консервного звука. В большинстве «китайцев» получаешь то же или что-то хуже. В движении еще более прямые аналогии. Хотя, надо отдать АвтоВАЗу должное, в «Калине» все-таки есть что-то большее, чем в ее одноклассниках из Поднебесной. Например, рычаг радует короткими ходами и сравнительно неплохой четкостью включений. У педали сцепления адекватное усилие и ход, позволяющий точно чувствовать момент включения. В конце концов, передвигаться Lada может вполне интенсивно. Главное, успевать перебирать передачи: нижняя часть шкалы тахометра — то место, куда стрелку лучше не опускать, в противном случае автомобиль содрогнется в вибрации, а водителю придется начинать разгон сначала. Программа мобильного казино пользуется огромной популярностью благодаря своей мобильности и качеству онлайн игр на деньги. Для того чтобы скачать казино Вулкан Старс https://zombie-dev.ru/vulkanskachat/skachat-kazino-vulkan-stars-na-telefon достаточно посетить официальный сайт и нажать на кнопку загрузки приложения. Руль неожиданно наливается тяжестью, которую приходится буквально преодолевать (вообще такая неизвестная нашему автопрому и дорогая вещь, как электроусилитель, на подобном автомобиле без надобности). Подвеска отрабатывает неровности энергоемко, но слишком жестко, пропуская удары в салон. Впрочем, думается, что за свои деньги «Калина» должна подкупать не этим. Емкий багажник и возможность вместить пятерых — вот, похоже, основные достоинства компактного седана. А уж все остальное при определенной физиологической невосприимчивости к описанным воздействиям за триста тысяч рублей можно и потерпеть.
• Безопасность
«КАЛИНА» БИТАЯТри года назад в газете «Авторевю» провели краш-тест «Калины». Тогда машина, лишенная подушек и преднатяжителей ремней, с одной стороны, показала неплохие результаты — смещения руля и педалей были незначительны, а кузов в целом деформировался в безопасных пределах. Но, к сожалению, без «трупа» не обошлось. Во-первых, почти смертельной была деформация грудной клетки. А во-вторых, что еще хуже, пиковое замедление головы стало намного выше предельных для человека нагрузок. Не удивительно, что по методике EuroNCAP «Калина» набрала только 5,6 балла из 16 возможных. А вот автомобиль с подушками и преднатяжителями гораздо безопаснее — 8,4 балла. Причем вместе с результатами бокового краш-теста «Калина» в рейтинге EuroNCAP способна получить три звезды из пяти. Это заметно хуже, чем у европейских и японских одноклассников, но намного лучше, чем даже у более крупных «китайцев». Так что на системах безопасности нельзя экономить ни в коем случае.
• История модели
Небогатый урожайЧтобы стать серийной, Kalina прошла почти шестилетний путь — от первого показа хэтчбека в 1999 году до «мелкооптовых» партий седана в начале 2005-го. Однако столь продолжительное время было лишь начальным этапом, за которым последовало оттачивание конструкции и расширение модификаций с уровнями оснащения. Повышалось качество, появлялись иные настройки, менялись узлы. Лишь в 2006 году появился хэтчбек, и только в минувшем году серийно стал выпускаться универсал. К середине 2006-го появилась версия «Люкс» с противотуманками, электроприводом зеркал и задними подголовниками. ABS Bosch машинка обзавелась лишь к концу 2007 года. Тогда же в гамме обозначился новый 1,4-литровый мотор. И только в 2008-м «Калина» получила кондиционер. Зато периодически на стендах АвтоВАЗа демонстрировали те атрибуты и целые автомобили, которые говорили о техническом потенциале предприятия. Например, в 2004 году говорилось о комплектации «Калин» вариаторами фирмы ZF и 16-клапанным 89-сильным 1,6-литровым двигателем, что устанавливался на «десятки». Спустя два года появилась Kalina GTi. Тот же двигатель форсировали до 115 сил с помощью иных электронных настроек и прямоточного выпуска. Появилась передняя подвеска с треугольными рычагами, мощным подрамником и регулируемым дорожным просветом. Надежды вызывал полноприводный универсал, появившийся в 2007-м. 200-мм клиренс, задняя многорычажная подвеска, стосильный 1,8-литровый мотор и вискомуфта в приводе задних колес — автомобиль для российских условий. Увы, речи о его конвейерной сборке не шло, как не назывались даже предполагаемые цены. А в прошедшем году завод потянуло на тюнинг. Kalina появилась под индексом TMS turbo 4x4. Для 1,6-литрового мотора адаптировали турбину, чем подняли мощность до 165 «лошадей». Опять же поработали с подвеской, внешностью, тормозами и предложили заказной вариант производства.
• Цены на рынке
Теперь и люксНесмотря на то что АвтоВАЗ 26 января поднял цены, и семейство «Калины» подорожало у дилеров на 5-7 тыс. руб., автомобиль по-прежнему остается самым доступным в своем классе и самым недорогим среди всех выпускающихся на территории РФ. Причем еще можно приобрести экземпляры выпуска 2008 года, которые дешевле на 10 тыс. руб. Комплектация «Стандарт», предполагающая передние электрические стеклоподъемники, иммобилайзер и сигнализацию для седана и хэтчбека, обойдется в 255 тыс. руб. Универсал, «обутый» в 14-ю «штамповку», стоит на 5 тысяч дороже. «Норма», в которой добавлен электроусилитель, оценивается в 265 (седан, хэтчбек) и в 270 (универсал) тысяч. Что любопытно, у трехобъемного кузова в этом уровне оснащения можно найти еще и кондиционер, при том что двигатель — старый «восьмиклапанник» (281 тыс. руб.). Двухобъемные модификации с кондиционером уже соседствуют с двигателем 1,4 литра (хэтчбек — 287; wagon — 295 тыс. руб.). Кстати, пассажирские версии дают возможность сэкономить на усилителе, но приобрести модель с новым мотором. «Люкс», не существовавший с самого начала производства — это только 1,4-литровый агрегат, 14-е «литье», иная обивка кресел и дверей, подогрев сидений, ABS, подушка безопасности. Правда, последняя предлагается только для хэтчбека и седана, а противотуманные фары получает лишь последний. Можно приобрести «Люкс» и без кондиционера. Цены начинаются от 300 и заканчиваются 320 тыс. руб., которые просят за универсал. Гарантия 3 года или 50 тыс. км.
• Цены на запчастиНесомненная положительная черта «Калины» — цены на запчасти. Если сравнивать с другими исконно отечественными автомобилями и тем более детищами СП, то многие ее позиции кажутся этаким демпингом, заставляющим вспомнить о том, что B-класс по своей сути должен позволять существенно экономить на обслуживании и ремонте. Это так. С некоторыми, правда, исключениями, к которым, например, не относится стоимость нормо-часа (400 руб.), но которые прослеживаются в узлах, освоенных сравнительно недавно (электроусилитель, катализатор). Впрочем, в большинстве своем эксплуатация «Калины» не обходится дорого. Да и найти запчасти не составляет труда. Очень многое есть у официального дилера, что-то в других фирмах и магазинах. Подождать придется разве что какие-то кузовные детали.
Максим Маркин
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||