На аэроглиссерах по реке Снежной
Просмотров: 6343
7 Мая 2010

НЕИЗВЕСТНАЯ СНЕЖНАЯ






На аэроглиссерах по Снежной

Аэроглиссеру для движения достаточно глубины воды в несколько сантиметров

Река Снежная — одно из самых красивых мест Приангарья. Но путешествовать по ней можно только пешком или на аэроглиссерах. Такую экспедицию — к водопаду Сказка в районе озера Соболиное, и предпринял журналист «А+С».

Всего в двух часах езды от Иркутска (на 183 км М-55), на юге Байкала, находится река Снежная — самая крупная и многоводная из рек, стекающих с северного склона Хамар-Дабана. Длина реки — около 173 км, и по этой водной артерии можно проникнуть в самое сердце таежных дебрей горной страны Хамар-Дабан (в переводе — Ореховый перевал). Живописность долины с ягодниками и прекрасными местами для отдыха летом привлекает сюда много горожан.

В пяти км от трассы М-55 вверх по течению Снежной у подножия гор располагаются живописные и популярные среди отдыхающих Теплые озера с одноименной турбазой на берегу озера Изумрудного, к которому можно подъехать на автомобиле по узкой лесной дороге (здесь даже не разъедутся два встречных автомобиля). Далее по долине реки можно перемещаться только пешком или на аэроглиссерах.

Раньше в эти глухие таежные места зимой на широких лыжах доходили только охотники. Если лыжа сломается в глубоком снегу, выбраться будет очень проблематично. С появлением маневренных аэроглиссеров, легко преодолевающих опасные пороги с бурлящей водой и глубокий снег, эти малоизведанные места стали доступнее.

О том, насколько неизучены и малолюдны эти места, говорит то, что до сих пор не опубликовано летней фотографии водопада Хармын-Дулю (Прыжок белки), к которому трудно добраться пешком, и который видели лишь немногие. В 29 км от берега Байкала вся мощь реки срывается, по одной версии, с 13-метрового, по другой — с 8-метрового скального уступа, перегораживающего поперек всю Снежную. Над уступом в центре реки возвышается пирамидальная скала, и вся огромная масса воды с грохотом устремляется вниз, огибая скального стража по двум желобам. Грохот воды здесь такой, что заглушает голос, в водяной взвеси парит радуга, а на девственные берега с пышной растительностью не ступала нога человека. Зимой к водопаду можно добраться за два дня на лыжах по замерзшей реке сквозь узкие 5-километровые каньоны, с отвесными скалами, густо заросшими непроходимым кедровым стлаником. Местами ширина каньонов сужается до десяти метров, при высоте скальных обрывов 40–60 метров. Огромные валуны, полностью закрытые снегом, пороги Снежинка и Жаба — непреодолимое препятствие даже для аэроглиссера.

В горах над озером Соболиным

На аэроглиссере, когда снежный наст размяк от солнца и перестал держать вес человека, мы преодолевали последние километры путешествия по руслу Снежной. В аэроглиссере было четверо и два тяжелых рюкзака с санями. Без видимых проблем аэроглиссер легко перевез нас через открытую воду и снежную целину до базы «Теплые озера». Летом его планируется использовать для транспортировки туристов до построенной этой зимой новой сибирской бани из кругляка в месте слияния рек Селенгинки и Снежной (12 км от Выдрино или 7 км от базы «Теплые озера»). От устья реки Селенгинки — недалеко до красивого водопада на реке Грамотухе (1 км) и до великолепного горного озера Соболиное (4,5 км).

О Соболином озере (длина — 3 км, ширина около 500 м) надо сказать особо. Летом сюда легко добраться по тропе правого берега Снежной от станции Выдрино (18 км). В верховье реки Селенгинки, недалеко от озера, сейчас имеется подвесной мост. Когда-то, в советские времена, это было культовое место для туристов. Сейчас об озере почти забыли, а зимой здесь и вовсе почти никого не бывает.

Низколетающая лодка

Сейчас в России спроектировано и производится более 30 модификаций глиссеров с воздушным тяговым винтом, который закладывается в основу серийных моделей. Одним из первых подобных аппаратов, появившихся в 2004 г., было судно на воздушной подушке «Хивус-10».

В отличие от тяжелого и неповоротливого «Хивуса», рассчитанного на перевозку 10 пассажиров с грузом в кабине, легкие и быстроходные аэроглиссеры, рассчитанные на 2–3-х человек, способны буквально разворачиваться на месте, днище у них надежно защищено от порезов прочной легкозаменяемой армированной эластичной чешуей, они легко преодолевают крутые подъемы и бурные пороги с валунами, поэтому проходят там, где «Хивусу» не по силам.

Все эти преимущества мы увидели при путешествии по Снежной. При движении по мелководью между днищем корпуса и дном водоема возникает дополнительная подъемная сила, уменьшающая осадку. Эта сила называется экранным эффектом или аквапланированием. Она тем больше, чем меньше расстояние между двумя поверхностями и больше скорость судна. Обычно на аэроглиссерах устанавливаются двухцилиндровые бензиновые двигатели (расход топлива Аи-92 колеблется в пределах около 18 л/час) с шести- или трехлопастным тяговым винтом.

При сухом весе около 200 кг и небольших габаритах (длина 4–5 метров, ширина — до 2 м) аэроглиссеры легко вытаскиваются на берег и транспортируются на автомобильных прицепах.

Именно до этого озера мы и решили добраться в конце апреля — на лыжах, с удочками и санями. На машине доехали до турбазы Теплые озера, где оставили ее под охраной сторожей, а сами, загрузив сани, на лыжах двинулись вверх по замерзшей реке. Судя по едва заметной лыжне, зимой сюда редко кто ходил. Конечной целью был замерзший водопад Сказка в ущелье реки Красной, в двух километрах выше озера Соболиного. Это один из красивейших водопадов Хамар-Дабана, летом низвергающийся мощным 20-метровым потоком в узкое ущелье реки Красной (притока Селенгинки).

Однако идти дальше Соболиного озера мы не решились. Яркое апрельское солнце в течение дня полностью изменило снежную обстановку. Снег на озере раскис, и старая лыжня стала проваливаться под весом человека, а под снегом оказался примерно двадцатисантиметровый слой воды. Шаг вправо-влево от старой лыжни, и снежная корка не выдерживала, провалиться в снег можно было по пояс. Чтобы снова встать, нужно было ползком искать прочный участок наста. На мягком снегу у меня прогнулась и хрустнула под пяткой беговая лыжа. Оставшись без одной лыжи, выбрался из снежной ловушки на твердый наст, опираясь одной ногой на сани, другой — на лыжу, при этом лыжная палка погружалась местами в снег на всю свою длину. Благо, что обратный путь по старой лыжне позволял идти, не проваливаясь, но стоило сделать шаг в сторону, как можно было провалиться по пояс.

Для тех, кто соберется повторить этот маршрут следующей зимой, настоятельно рекомендую взять бахилы для лыжных ботинок, запасные валенки, широкие лыжи с креплениями под валенки, горелку с морозоустойчивым газом, сани для транспортировки рюкзака и обязательно солнцезащитные очки и марлю для защиты лица, потому что солнце жжет там немилосердно, как на другой планете.

За четыре дня путешествия растаяли все снежные мосты на Снежной, так что возвращаться с санями вдоль вскрывшейся реки сквозь чащу было несравненно тяжелее, чем несколько дней назад

Сергей ВОЛКОВ

Автомаркет+Спорт № 09/2010

тут были комменты. RIP!






Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог