Off-road. Из Иркутска в порт Байкал на внедорожниках
Просмотров: 7110
20 Августа 2012
 Статья из архива (2004 год)

«ГОРЯЧИЙ» СНЕГ

Натужно ревут моторы. Хрустят «раздатки». Выбрасывая облака копоти и сожженного масла, караван джипов рвется к порту Байкал. Мы здесь уже были в мае, когда, не рассчитав свои силы, вынуждены были повернуть обратно. В июне упорные ребята из клуба «Протектор» ограниченным, но самым подготовленным составом, дорогу одолели. Теперь же в преддверии «Зимниады» члены внедорожного клуба решили осилить ее в очередной раз. Причем, как и в первый раз, многочисленной делегацией — аж 13 экипажей, которым предстояло преодолеть знакомый уже путь впервые в зимних условиях.

Контингент подобрался разношерстный. Наряду с проверенными ветеранами — парочкой хорошо отлифтованных Safari, двумя такими же УАЗами, Hunter`ом, длинным Prado с задней межколесной блокировкой и парой Surf, известных нам по предыдущим off-road рейдам — во внедорожный бой шла, можно сказать, необстрелянная молодежь. Правда, при более пристальном изучении ее теоретического пока потенциала оказалось, что и она в состоянии за себя постоять. Так, круглый Pajero-«коротыш» был отлифтован еще в Японии, а местные владельцы установили на него лебедку. Опять же короткий Prado сам по себе являет неплохой образчик борца с бездорожьем, тем более также упакованного лебедкой. Пятидверный HiLux Surf по прозвищу «Прибой» знаком нам по монгольскому путешествию — он без лифта, но лебедка неотъемлемый его атрибут. Прибился к каравану еще один приподнятый УАЗ, у которого в заднем мосту имелся самоблокирующийся дифференциал. Ну, а тальянский монстр «Вепрь», думаю, в представлении не нуждается. Его размеры говорят сами за себя.

И все же уровень подготовки, несмотря на рвение хозяев оснастить свой внедорожный аппарат всем, чем только возможно, лежал в очень широких пределах. Как, скажите на милость, можно сравнивать того же «Вепря» и Pajero. Или «Сафаря» на 35-дюймовых колесах и Surf на обычных узеньких «катках». Учитывая то, как мы в мае сидели в грязи из-за таких вот разнокалиберных подходов во внедорожном оснащении, стоило бы побеспокоиться о составе делегации заранее. Для нас, впрочем, в этом был и положительный момент — всегда интересно посмотреть, как поведут себя в той или иной ситуации джипы разной конструкции и разного уровня подготовки. Но, пожалуй, главная интрига рейда заключалась, естественно, в преодолении снега, который за зиму обильно укрыл направление на порт Байкал. Что ж, тем лучше — в летней жиже мы внедорожники уже проверили, теперь интересно будет испытать их совсем в иных условиях.

А ГДЕ ЖЕ БЕЗДОРОЖЬЕ?

К бездорожью готовы

Знакомые места, знакомые ощущения. Я снова в том УАЗе, на котором отправлялся в майской путешествие. С тех пор он сменил диск сцепления и сейчас должен показать себя во всей своей лифтованной красе. Благо подготовка и внедорожный опыт хозяина сделать подобное ему позволяют. Хотя владелец и рассказал, как в августе 2003-го во время рейда на речку Половинную ему пришлось 18 часов простоять в воде багажником, а передними колесами в ужасной болотной жиже. Вытащить тогда «козла» удалось лишь лебедками двух Safari. Теперь, казалось мне, подобный экстрим исключен изначально. Ведь зима на дворе, снег — врубил понижающий ряд и езжай себе. Лишь бы тяги мотору хватало. Таким оптимистическим прогнозам способствовала и дорога, на которую мы выехали, миновав грунтовку, идущую вдоль садоводств. Говорю же, знакомые места — вот то поле, где джиперы в азарте начали рубиться не за жизнь, а за совесть. Нынче болото здесь укрыто толстым снежным покрывалом, с кочками и ухабами, но легко проходимым даже слабо подготовленными машинами. Не останавливаясь, прыгая по неровностям, джипы играючи минуют тяжелое ранее бездорожье. Кстати, несколько активистов клуба «Протектор» здесь зимой уже были, смотрели дорогу. Поэтому теперь здесь накатана колея, по которой ехать одно удовольствие, лишь УАЗик слегка подбрасывает. Даже там, где девять месяцев назад на обратном пути мы ночью «лебедились», лежит лишь снежный довольно плотный покров. Признаться, в тот момент в моей душе поселился червь сомнения — а будет ли вообще бездорожье? Сию крамольную мысль я высказал вслух. В ответ услышал: «Подожди, скоро получишь».

Получил. Мы прошли пару-тройку замерзших речушек и километров через пятнадцать от начала этого пресловутого бездорожья уперлись в ручеек с проложенными по нему глубокими колеями. То ли снег на солнышке подтаял уже, то ли «Вепрь» своими колесищами его размесил, но колеи образовались основательные. Тальянский зверь и следующий за ним лифтованный УАЗ прошли их играючи. А вот крутой Hunter, провалившись одним боком в воду, сел намертво, мостами. Народ хватается за лопаты, срезая снег слой за слоем. Однако вытащить матерого представителя тойотовских джипообразных удается далеко не сразу — уселся основательно. И все-таки ворча знаменитой «шестеркой» 1HZ и ворочая колеса «автоматом», «Охотник» на тросе выбирается. Следуя его примеру, в колею усаживаются все, кто не имеет достаточного клиренса: длинный трехдверный Surf, Prado, Pajero. На радость джиперскому народу, ему есть чем заняться. Копают, вешают «галстуки», в общем, развлекаются. Правда, автомобили с лифтом такой возможности не предоставляют. УАЗы да «Сафари» прут через колею так, что иной БТР позавидует. Наверное, он, да еще КРАЗы-болотоходы с ними поспорить могут.

Одна колея, но техника у всех разная:

Hunter висит в «диагоналке»...

... «Вепрь» едет, словно по асфальту

За первым гиблым местом следует второе. Но здесь уже попавшихся в ловушку нет. Кто-то, как наш УАЗ, рвет через колею ходом, эффектно вздергивая в спурте преодоления препятствия колеса. Кто-то идет медленно, но верно, уповая на дорожный просвет и, к примеру, межколесную блокировку. Так или иначе, проходят все. Исключение — длинный Safari и Land Cruiser 40. Первый еще перед началом off road`а конкретно стравил давление в шинах. Пока шел по ровному, было хорошо, но стоило ухнуть в узкую и глубокую колею, как удар с боков оторвал бескамерную «резину» на передних колесах от закраин диска. В итоге — воздух наружу, а машина на колени, на «литье». В дело идет «хай-джек» и пара паяльных ламп. Шины с колесами греют и накачивают. У BJ ситуация еще интересней. Оказывается, у приспущенных ради меньшей нагрузки на грунт колес может наблюдаться такая неприятная штука — при форсировании водной преграды вода попадает между шиной и металлом, замерзает и отделяет одно от другого. Кстати, между первым ее действием и вторым прошло каких-то несколько минут. Колесо, понятно, полностью спустило. Впрочем, это по большому счету мелочи. Если так пойдет и дальше, то путь до порта Байкал мы одолеем всего лишь за день. При этом и кайф получим, и цель поставленную достигнем.

Здорово! Но... Перебираемся через последний ручеек, где у всех происходит практически диагональное вывешивание, и упираемся в небольшой подъемчик крутизной эдак градусов в 20-25. Упираемся и встаем. Намертво.

ЕСТЬ В СИБИРИ ЭВЕРЕСТ

Экие пустяки, грешным делом подумал я. Пожалуй, те размытые ручьем колеи — препятствие более серьезное, чем эта горочка. Сейчас наши крутые «Сафари» да УАЗики взроют зубастым протектором снег, утрамбуют его мощными защитами и моментально одолеют этот подъем длиной всего-то в пару километров. «Вепрь» и вовсе далеко ушел. Урчит своей «восьмеркой» где-то за поворотом, сугробы перелопачивая. Оказалось, внедорожник из породы кабаньих, хоть и опередил всех, но не настолько, как это могло показаться с первого взгляда. Прорвался он вперед лишь метров на 50, не более. За ним в надежде повторить его подвиг дернул УАЗ, но тщетно. На нем мы все отчетливо увидели, с чем нам придется бороться весь световой день и часть окутанного тьмой вечера. Не используя лебедки («Эх, поставил отечественную, не крутит совсем»), надрывая мотор и трансмиссию, метров двадцать он ехал примерно час. Да какое там ехал! Подкладывая под колеса сэнд-траки, постоянно буксуя, он прорывался всего лишь на их длину, после чего мы долго выкапывали тяжелые железки, переносили их, и все начиналось заново. Как раз этот час и понадобился протекторовцам для осознания того, что ни за день, ни за два до порта Байкал караван не дойдет. Споры, крики, ожесточенная жестикуляция — обычный внедорожный разговор, когда речь идет о направлении дальнейшего движения.

Оказалось, что цепи в снегу могут помочь

А варианты были. Естественно, никто не предлагал вернуться обратно (не для того ехали), зато на том месте, где встала середина нашего колесного табора, имелось ответвление, прямо-таки зовущее вступить на него. Клуб мгновенно разделился на две группы. Одна предлагала идти в гору, вторая повернуть. Но первая же попытка «уйти налево» окончилась застрявшим Surf`ом. Теперь без вариантов — только вверх.

Тянем-потянем

Вот, скажу я вам, где началась настоящая работа. Сэнд-траков ни у кого больше не было, поэтому народ уповал только на лебедки. Вытягиваешь метров двадцать троса, цепляешь за дерево, которое стоит метрах в полутора от обочины, окунаясь при этом как минимум по колено в снег, и смотришь, чтобы трос на барабан наматывался равномерно. Машина подтягивается, ты снимаешь «якорь» — и дальше, к другому дереву. Но почему? Почему эти крутые внедорожные вояки не едут самостоятельно? Причин на то было много. Первая и самая очевидная, конечно — снег. Эта белая рассыпчатая субстанция по своей сути совершенно не подходит для передвижения. То ли дело грязь, даже в топи иной раз есть, за что протекторным зубом зацепиться. А тут чуть какая горка, подъемчик — все, тушите свет. Усугубляло ситуацию и приближение весны — снежный покров становится менее плотным, рыхлым. Но в особенности подпортили джиперам дорогу часто проезжающие здесь снегоходы (мы их видели — три моднючих импортных аппарата вылетели непонятно откуда, причем один на полном ходу умудрился улететь в кювет). В итоге получилось, что центральная часть тропинки укатана весьма основательно, в то время как по бокам от нее не снег — сущая манная крупа, такая же рассыпчатая, только составом помельче. Она как раз там, где должны ступать колеса. Поэтому выходило, что агрессивный Mud Terrain производства BF Goodrich просто-напросто копал для самого себя могилы, сажая тем самым мосты на плотное, хорошо утрамбованное ложе, с которого никуда не двинуться. Полнейшая безнадега. Впрочем, для кого как. Сходили, посмотрели, на что в такой ситуации способен «Вепрь». Если не на многое, то, во всяком случае, на большее, чем весь остальной состав «Протектора». Клокоча мотором, он, подобно своему природному тезке, с остервенением бросается на снежный бруствер. Пропахивает большущими колесами полметра, откатывается назад и делает следующую попытку. Но и он не может двигаться без бригады из двух «дворников», которые лопатами чистят от сыпучего снега колею. Вдобавок ему явно не хватает тяги — отнюдь не молодой газовский V8 уже не может справиться с такой бульдозерной работой.

«Якоря» зимой в снегу по пояс

Ну, а мы продолжаем упорно лебедиться. Раз дерево, два дерево. Идем первыми, все остальные цепляются тросами за нас и друг за друга. Длинный такой получается паровозик. На особо крутых и сыпучих участках, подтянувшись к очередному «якорю», буквально висим на тросе, пока весь караван лезет в гору. На более утоптанных отрезках водитель нашего УАЗа держится на тормозах, а «обслуживающий персонал» в это время якорится за следующую лесную опору. Так под холостой рев двигателей в час по чайной ложке карабкаемся в подъем. Что в это время испытывают лебедки, трудно представить. Вся нагрузка лежит на них. Поэтому некоторые греются, а иные, как на Hunter, срезают шпонки. Кроме того, у тех машин, которые оборудованы электрическими тягловыми механизмами, решительно умирают аккумуляторы. Ведь лебедка забирает всю его энергию, и для того, чтобы хоть чуть-чуть продлить работоспособность батареи, приходится постоянно держать ногу на газе — холостых оборотов для зарядки не хватает.

Тем не менее были в нашем ряду и такие, кто передвигался без лебедок. Лифтованный Surf на почти лысой «резине» и УАЗ с межколесной блокировкой рвались к вершине без использования сего инструмента. Конечно, получалось это у них хуже, чем у «Вепря», однако и сам факт подобной езды можно рассматривать как нечто выдающееся. А знаете, за счет чего? Оба вездехода благоразумно перед восхождением обулись в цепи, которые, оказалось, здорово помогают там, где отказывается грести развитый протектор. Чем не панацея? Лишь в какой-то степени — даже с цепями скорость движения была медленнее пешеходной. В результате за восемь часов мы прошли менее километра. Наверное, альпинисты на иные пики восходят быстрее. А мы свой «Эверест» так и не покорили. Уже в кромешной темноте, кое-как развернувшись с помощью лебедок, скатились вниз к развилке и встали на ночевку.

КТО ЛУЧШИЙ?

Ночь в УАЗе, у которого не раскладываются сиденья, а двигатель, дабы не угореть, включается на 15-20 минут, максимум на полчаса — это, я вам скажу, что-то. Поза эмбриона, под утро холодок, запах бензина в салоне — рассвета я ждал с нетерпением. Вместе с ним пришел морозец, опять сковавший снег до более-менее проходимого состояния. Эх, если вот сейчас снова в горку рвануть? Но надо возвращаться на открытие зимних байкальских игр. Впрочем, возвращение было совсем уж простым. Перемахнули через ручьи, кто-то во внедорожном экстазе поработал на фото- и видеокамеры. Тормознули на поле, где джиперы, которым не хватило приключений, позарубались во взятии целины, и домой.

Леха работает ногами («ровняет» трос на барабане)

Намеренно не хочу останавливаться на том, с какой помпой клуб «Протектор» встречали в городе. Лучше подведу те итоги, которые, как мне кажется, напрашиваются сами собой. Все-таки направление на порт Байкал, равно как и любое из тех, куда ездят иркутские джиперы, это в первую очередь полигон для испытаний. Внедорожных конструкций, очередных доработок, приемов, наконец. Правда, в этот раз итоги получились довольно неоднозначными, но кое-что разложить по полочкам все же можно. Попробуем это сделать.

Лучший, по мнению абсолютно всех участников рейда, конечно же, «Вепрь». Этот гигантский вездеход, сконструированный специально для передвижения во внедорожных условиях, в любой ситуации не оставляет никому шансов. Достаточно взглянуть на то, как он лихо, подобно огромному гусеничному трактору, взрезает снежную целину. Попробовал было повторить такое короткий «Сафарь», также обутый в отнюдь не маленькие колеса, но засел. Так что потенциал у «Вепря» громадный. Однако полностью реализовать его мешает далеко не самый оптимальный двигатель, чей жизненный цикл к тому же быстро катится к закату (масло на горке мотор жрал чуть ли не больше, чем бензин). Дизель — мне кажется, подойдут тойотовская или ниссановская атмосферные «шестерки» — самый достойный вариант. Однако у Александра Побелянского, конструктора и хозяина «Вепря», в планах постройка следующего вездехода, на котором он видит более современный агрегат, нежели газовская «восьмерка». Кроме того, надо сказать, что в этот раз по техническим причинам Александр не смог добиться одного из своих основных аргументов в борьбе с бездорожьем — сверхнизкого давления на грунт. В колесах оно составляло 0,6 атм. при расчетных 0,2.

Почувствуйте разницу

Что касается других отъявленных проходимцев, то в их отношении несомненно такое определение — чем круче лифт, тем выше проходимость на бездорожье. Но у всего есть пределы. Даже практически непобедимые в грязи «Сафари», УАЗы и «сороковка», на снежном склоне оказались по сути беспомощными. Положение в какой-то степени могут спасти цепи и межколесные блокировки, однако, как отмечают сами протекторовцы, надо конструировать бад-локи — устройства, спасающие шину от соскальзывания с колеса при сверхнизком давлении. Последнее на снегу — первое средство.

Конечно, пару слов необходимо сказать о любимом мною УАЗе. Ей-Богу, это транспортное средство до сих пор остается одним из лучших на бездорожье. И двигатель специфике соответствует, и трансмиссия, и лифт еще больше раскрывает да усиливает все качества. Но, извините, расход бензина — 40 литров на 20 километров — мягко говоря, настораживает, даже при учете постоянной пробуксовки и ночных прогревов. А еще непонятно почему, на армейском и столь бескомпромиссном автомобиле не предусмотрен вывод от двигателя на лебедку. При постоянно гуляющем в сети напряжении и проблемами с электрооборудованием механическая лебедка была бы очень кстати.

И последнее. Такие внедорожные вылазки сформировали в моем сознании определенную точку зрения. Теперь я с большим скептицизмом отношусь к заявлениям типа «мой полностью стандартный Terrano (Pajero, Land Cruiser и т. д.) — джип круче некуда». На самом деле, как и все в автомобильном мире, внедорожные качества весьма условны и зависят от той обстановки, в которой они проверялись. Так, Surf`ы, Prado и Pajero без серьезной подготовки, которые участвовали в нашей поездке, были на том бездорожье не более чем паркетники. Даже грозный Hunter с его, казалось бы, вполне подходящей начинкой (какой мотор, какая трансмиссия) без лифтинга все равно что болид «Формулы-1» с двигателем от «Жигулей». Это аксиома.

Максим МАРКИН
Фото автора

"Автомаркет+Спорт" №08 27.02.04

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог