|
Выбор японского мотоцикла — это, наверное, самая
трудная вещь на пути человека, собравшегося стать настоящим байкером.
Она особенно трудна, если достаточно денег, и вас, таким образом, ничто
не ограничивает. Главное отличие японских мотоциклов от отечественных —
их узкая специализация. При всем желании вы не сможете купить себе один
мотоцикл, на котором и на люди выехать не стыдно, и в далекое
путешествие поехать не страшно, и по бездорожью на нем не пропадешь —
вывезет.
Итак, прежде всего, определитесь — где вы будете ездить и к какой
мототусовке примкнете (если примкнете вообще). Если вам нравится
«дубасить» по бездорожью, по байкальским горкам — вам нужен эндуро. Если
вы тяготеете к харизме, и толстые бородатые мужики с пивными животами,
татуированные от макушки до копчика на громадных хромированных чудовищах
с рогатыми рулями, сочным выхлопом движка и умопомрачительной кубатурой
— те, на кого вы всегда хотели походить, то добро пожаловать в царство
чопперов. Если ваша стихия — город и шоссе, то вам нужен классик или
неоклассик, если захватывает дух от подвигов Валентино России, если
мечтаете о скорости — покупайте спортбайк. Мечтаете совершить тур через
всю Россию до Европы и дальше — в Америку, Австралию? Вам нужен дорогой
престижный турер — удобные сидения позволят, не уставая, проезжать по
тысяче километров в день, а во вместительные кофры можно запихать все
необходимое.
|
Спортбайк |
В общем-то, всё мотоциклостроение Японии укладывается
в эту классификацию. Впрочем, нет правил без исключений — если вы хотите
сочетать бездорожье с шоссе — существуют мотоциклы двойного назначения
(род эндуро), которые совмещают в себе черты городского мотоцикла —
красоту «обвески» и, например, литье, с энегроёмкими подвесками. Если к
стильной внешности чоппера вам обязательно нужен злобный спортбайковский
характер оборотистого двигателя — смело приобретайте дрэгстеры, если
хотите «попрыгать» по ближайшему леску — купите кроссовый мотоцикл или
скрэмблер. Если вы всерьез «заболели» мотоциклами (мои личные наблюдения
показывают, что чем взрослее человек, к которому приходит эта болезнь,
тем в более тяжелой форме она протекает), то проблема специализации
«японцев» может быть решена только одним способом — покупкой сразу двух
мотиков — один для форсу, второй — для души, то бишь для прогулок.
Решили, что хотите делать? Теперь определитесь с
кубатурой — это делается не только толщиной вашего кошелька, но,
во-первых, опытом — новичку сложнее справиться с тяжелым, мощным
мотоциклом, поэтому «чайникам» обычно рекомендуют покупать первый
мотоцикл с небольшой мощностью — в 250-400 «кубиков». Вам не хочется
покупать, потом продавать и снова покупать более мощный мотоцикл? Тогда
возьмите 600 кубов — на пару-тройку лет хватит, только знайте, что 600
«кубов» у «японца» — это совсем не то, что 600 «кубов» совдеповского
«Урала» — мощи у «японца» побольше. Во-вторых, кубатура определяется
комплекцией мотоциклиста: святое правило — не можешь поднять упавший
мотик — не покупай. Оно действует у самих японцев, имеет право
существования и у нас. Вы должны уметь справляться с массой мотоцикла.
Масса растет вместе с кубатурой — к примеру, 250-кубовый мотоцикл весит
120-130 килограммов (это сухая масса), 400-600-кубовый весит уже 160-180
кг, 750-кубовый — 200- 210, дальше — больше. Я как-то знал одну
мускулистую девицу по прозвищу Гайка — она без проблем поднимала упавший
М-72, но это, естественно, исключение.
|
Турер |
Не очень приятно себя чувствуешь, когда не можешь
поднять своего железного коня сам. Еще один нюанс — мотоцикл должен
элементарно подходить вам по росту — к примеру, большинство эндуро
заставит низкорослого водителя выделывать во время остановки фокусы —
ему придется словно ребенку на велосипеде свешиваться на одну сторону у
каждого перекрестка, поскольку высота по седлу достигает 90 и более
сантиметров.
Больше — значит, лучше, — этот принцип подходит при
оценке долговечности двигателя. Японский мотоцикл за годы эксплуатации
подвергается нещадным нагрузкам, и малокубатурная техника быстрее
выходит из строя. В общем, чем мощнее двигатель, тем больше вероятность
того, что, во-первых, мотоцикл секонд-хэнд, который вы купите, не
замучен, а во-вторых, это гарантия того, что он еще долго будет радовать
вас, прежде чем потребует капитального ремонта.
Теперь определитесь — сколько денег вы готовы
потратить на свое новое увлечение? Кстати, в связи с падением доллара
многие поставщики мотоциклов стали привязывать цену мотиков к йенам.
Теперь цена аппаратов исчисляется у.е., которая равна 30 рублям.
Если ваши скромные накопления составляют около 1000 у.е., то я
настоятельно бы рекомендовал вам повременить с покупкой — ничего
хорошего вам не светит. За эту сумму в хорошем состоянии можно купить
разве что подержанный «Урал-Соло». Денег больше нет и не будет, а ездить
очень-очень хочется? И не когда-нибудь потом, а именно сейчас, сию
минуту? Послушайте умного совета: не торопитесь. Следующее лето будет
ничуть не хуже этого, лучше подкопите на хороший мотоцикл. Я вас не
убедил? Что ж, за эти деньги можно купить аппараты, уже как следует
поезженные в Иркутске — обычно это 250-400-кубовые классики и
спортбайки. Не факт, что с ними бережно обращались, иначе они не стоили
бы так дешево. Единственный шанс, при котором может повезти — это вам
случайно попадется только что привезенный из Японии мотоцикл, который
его прежний владелец сразу же разбил — то есть обтекателей на нем нет,
но есть шанс, что с двигателем еще все в порядке. Вы невезучий? Тогда
все же подождите. На самом деле это неплохой шанс дешево купить мотоцикл
тем, у кого есть закалка бывалого «уралиста» — то есть человек может в
гараже на коленке сделать буквально всё. Один из моих знакомых сделал
это специально — решил потренироваться в ремонте. Вы не из таких? Тогда
копите деньги!
|
Классик |
1500 — 2200 у.е. — это уже реальный шанс купить
только что привезённый 250-кубовый мотоцикл примерно с 1987 по 94-95
годы выпуска. 2500-3000 у.е. — свежая «четвертушка» 1997-2000 года, или
400-ка с 1993 по 1997-й. 3500-4000 у. е. — выбор значительно
расширяется: вы можете купить 400-кубовый аппарат от 1998 года и выше,
600-кубовый — 1992-93 года и мотоцикл большего объема, например
1000-кубовый 1990 года.
Надеюсь, объяснять, что цена мотоцикла зависит не
только от года выпуска и кубатуры, но и еще от состояния, не нужно?
4500-5000 у. е. — 850-1000 кубовые аппараты примерно 1996-98 годов.
6500-7000 у. е. — от 850-ти до 1200 «кубиков» 98-99 года выпуска. От
7500 у.е. — от 900-кубовых аппаратов до 1600-кубовых. Цена зависит от
цвета, заряженности аппарата и спроса на конкретные модели. Но это все
касается секонд-хэнда.
Новые аппараты доступны, увы, далеко не всем.
«Четвертушки» обойдутся их владельцам в 6000-7000 у.е., «четырехсотки» —
в 8000-9000 у.е., «шестисотки»-«семисотки» — в 10000-11000 у.е., а
«литр» и более — в 13000-14000 у.е. Вы удивлены? Удивляться нечему — во
всех развитых странах удовольствия стоят дорого. Привыкайте.
Определились с деньгами? Тогда начинайте выбирать модель. Внимание нужно
обращать не только на кубатуру, мощность и крутящий момент, но и на
массу, на высоту мотоцикла по седлу. Обязательно обратите внимание на
объем бака — если вы собираетесь путешествовать, то бака на 9-12 литров
вам вряд ли хватит (к сожалению, на нашей необъятной Родине в некоторых
местах заправки — большая редкость).
Скажу сразу — выбрать мотоцикл исключительно по
каталогу и не разочароваться после этого сложно. Картинки в красивом
каталоге не отражают действительности — мотоцикл наяву может казаться в
два раза больше, чем вы думали, или, наоборот, в два раза меньше. Вы
можете вдруг обнаружить, что у него бак совсем иной формы, не такой, как
вы его себе представляли, глядя на плоскую фотографию или картинку.
Поэтому лучше будет, если вы потолкаетесь среди байкеров,
поприсматриваетесь к разным моделям. Поездить на них вам, конечно, никто
не даст. Байкеры свято чтут принцип «Мотоцикл и жену не доверю никому»,
зато можно будет посидеть на понравившемся мотоцикле и понять — удобно
ли вам. Лучше брать те модели, которые есть в Иркутске — если возникнут
неполадки, всегда можно посоветоваться с владельцами таких же
мотоциклов. Здесь же иногда можно и купить аппарат — продавцы
обязательно приезжают на открытия сезонов или летние тусовки.
|
Кроссовый мотоцикл |
Существуют рассказы про какие-то мифические
внутрияпонские модели, на которые невозможно найти запчасти. В общем-то,
при старании запчасти можно найти на все, что угодно. Другое дело, что
некоторые модели просто не попадают в Россию или не пользуются здесь
спросом — например, некоторые чопперы небольшой кубатуры имеют ременный
привод, поэтому их не жалуют. В любом случае о такой опасности нужно
больше думать жителям европейской части страны, в которую запчасти
поступают из Европы.
Выбирая модель, обязательно почитайте литературу о
ней и отзывы бывалых мотоциклистов. Конечно, хорошо будет, если вы
исследуете последние номера «Мото», еще лучше, если вы почитаете журнал
«Мото ревю» или зайдете на сайт журнала. Лично мне импонирует принцип их
тестов — об одной модели высказываются разные мотоциклисты, с разным
стажем вождения, с разными привычками и разным ростом — можно в самом
деле почерпнуть много интересного для себя.
Итак, где можно купить мотоцикл? Новый японский
мотоцикл в Иркутске можно купить в «Альпиндустрии-Байкал» — ТЦ
«Автоград» павильон №8. Их возят исключительно на заказ. Причем
заключают с вами договор. Поставка осуществляется в течение
оговариваемых сроков. Обычно на это уходит от двух недель до двух
месяцев. Мотоциклы, которые поставляет «Альпиндустрия-Байкал» проходят
предпродажную подготовку, на них предоставляется гарантия, равная сроку
гарантии производителя.
Мотоциклами секонд-хэнд активно занимается салон
«Музыка ветра» на улице Красноказачьей, дом 9А. Цены довольно
приемлемые.
Еще один путь — частные объявления. На сайте
иркутских мотоциклистов «Cиб-мото» есть даже специальный раздел для
подобных объявлений, но надеяться только на него я бы не стал — отдача
равна практически нулю. Лучше купите газету «Из рук в руки» или
поспрашивайте среди знакомых мотоциклистов.
В Ангарске можно сходить на ЗАО «Таврия» — в магазине
каждую весну выставляют на продажу партию японских мотоциклов. Сейчас
ничего не могу сказать о ценах, так как только что прибывшие мотоциклы
проходят предпродажную подготовку, и цена будет известна недели через
две.
Есть еще один довольно удачный вариант — съездить во
Владивосток и купить мотоцикл там, это будет немного дешевле. Например,
мои друзья из дорогого московского журнала для мотоциклистов «Power
Motors» очень рекомендовали компанию «Владмото», если не ошибаюсь, эта
компания принадлежит лидерам мотоклуба «Железные тигры». По отзывам
москвичей, мотоциклы, которые поставляются «Владмото» дорогие, но зато
поставщик гарантирует качество. Связаться с этой компанией по Интернету
не составит никакого труда. У ребят существуют филиалы в Питере и
Ростове. Этим летом планируют открыть офис в Красноярске. Покупка
мотоцикла по Интернету — дело рискованное, к тому же могут возникнуть
трудности с переводом денег.
Кроме этого в Иркутске и Ангарске существуют
несколько «серых» поставщиков мотоциклов, которые работают сами на себя,
их телефоны можно узнать опять-таки только у байкеров в личной беседе.
Ну и опять-таки об автомобильных рынках не стоит забывать.
Майкл СТЕПЛЕР
"Автомаркет+Спорт" №08 27.02.04
|