JAC, BAW, Foton, Golden Dragon, Jin Bei — освоение китайцами Toyota HiAce прямо пропорционально экономическому развитию Поднебесной. То ли дает о себе знать уникальный рыночный социализм, то ли феноменальная азиатская работоспособность, а может, это сам «Хайс» «виноват» в том, что его копии в КНР изучены не хуже трудов Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Ведь прост же как банальная пролетка. Поставить такого на конвейер могучему индустриальному Китаю все равно, что купить у своего российского соседа состав нефти или древесины. Наверное, даже проще, поскольку по количеству фирм вполне ясно, что документация на HiAce досталась, мягко говоря, не совсем легальным способом. А если машину еще и максимально упростить...
|
Магнитолка и управления климатов — сущий архаизм | Jin Bei (прошу прощения, нигде не смог найти точной информации о том, как называется эта конкретная модель, а иероглифы для меня, простите за каламбур, китайская грамота, впрочем, в некоторых источниках его называют Haise) как раз из разряда «деревянных». Не только и не столько по комплектации, сколько с точки зрения конструкции. HiAce, конечно, тоже не космический корабль, но «китаец» по-своему конструктивно в наше время может стать символом автомобильного архаизма.
|
Здесь, увы, не хватает тахометра | Двигатель — 2,2-литровая восьмиклапанная «четверка» мощностью 102 л. с. и моментом в 190 Нм. Во многих источниках эта установка называется аналогом какого-то тойотовского 4Y. Хоть убей, не знаю такого. Перерыл кучу авторитетных источников, а так и не нашел упоминания о чем-то подобном. Может, в 70-х годах существовал? Принимая во внимание его характеристики, очень на то похоже.
Коробка передач — исключительно механическая. Привод — только задний. Подвеска сзади рессорная, спереди два рычага и торсионы. Такое вот умеренное ретро с элементами, не вызывающими какого-то технического пафоса.
|
Панель со всем ее расположением приборов и органов управления — копия тойотовской. Материалы, понятно, хуже | С комплектациями и модификацией ситуация прямо по Генри Форду. Бери лозунг, посвященный модели Т, и лишь название меняй. Не знаю, как насчет цвета, но во всем остальном творцы из Поднебесной указаниям дедушки массового автомобиля следовали слепо. 11-местное Combi — вот верх их глубокого понимания современного смысла микроавтобуса. Понятно, что оно зиждется на каких-то средневековых постулатах, но вспомним, что у японцев уже в 70-80-х годах были версии и целые модельные ряды. А тут — два в одном. Или, может быть, больше. При желании вместо девяти пассажиров можно разместить багаж. Однако, поскольку наличие фургона в компании посчитали неуместным, для этой цели в «автобусе» предусмотрены шторки, которые должны... предохранять стекла.
|
Не красавец, но и не урод. Если поставить алюминиевые диски и шины пошире, стиль Jin Bei можно будет назвать органичным. Я бы даже сказал, классическим | Комплектация (та, что «для водителя») также вполне соответствует джинбэевскому кредо. Никакой сервисной электроники! Что еще страшнее, руль не регулируется вообще никак! Весь опцион сводится к печке, чьи ползунки приходится двигать, напрягая руку до плеча. И магнитолке с тюнером (ей-Богу, как не подходит к этому едва ли не ламповому приемнику импортное словечко), что заставляет вспомнить совдеповскую музыкальную классику. Нет, простите, даже у нас до такого не опускались. А вот за то, что крайние на торпедо дефлекторы могут подавать воздух из-под капота, в то время как центральные снаружи, и за корректор фар «китайца» похвалить стоит.
Есть еще противотуманки, в некотором роде оттеняющие внутреннюю пустоту Jin Bei. А впрочем, эта «деревянность» никоим образом не сказывается на удобстве. Расположение органов управления, насколько я помню, не отличается от такового в HiAce. Там же, несмотря на всю его бескапотность, сиделось будь здоров. Здесь — ничуть не хуже. Руль едва-едва хочется опустить, но и так терпимо. О подстаканниках вот позаботились и даже о дефлекторах в пассажирском отсеке с управлением оттуда же. Ну прямо китайский шик. Надо заметить, без запаха. Как в отечественных машинах, в нос фенолом не шибает. Материальчики, правда, так себе. Пластмасска не ахти, ну так это и не лимузин. Еще бы усилия на всех подвижных частях были поменьше, а то, к примеру, откидные стульчики в салоне почти кеттлеровские тренажеры. Дверь в пассажирский отсек тоже поддается не с первого раза. Но ведь «китаец».
|
Крайние дефлекторы можно выставить на подачу воздуха из-под капота | А зазорчики-то ровные. Видел я на Московском автосалоне вкривь и вкось собранных представителей китайского автопрома, могу сказать, что Jin Bei не самое худшее творение начинающих автопроизводителей. Как по салону, так и по кузову.
Насчет последнего, а вернее, его дизайна, уже удалось услышать двоякое мнение. Кто-то считает, что «ничего «микрач». Иные называют его уродцем. По мне так Jin Bei хоть как-то смог выделить свою модель из всего громадного автопарка китайских «Хайсов». Капотик нарастили, оптику помоднее поставили, мордочку всю хромом размалевали. Прямоугольные пропорции Toyota HiAce узнаются без труда, тем не менее новый антураж гарантирует отсутствие инкогнито именно этому его клону. Да и не отталкивает china-styling. Единственное, что остается непонятым, так это несоответствие внешнего образа с внутренней упакованностью. При таких дизайнерских щедротах и от интерьера ждешь чего-то сокровенного. А он...
|
Вот так сервис — для пассажиров управление отопителем и вентилятором | Ожидать от столь кондовой конструкции каких-то шумо-вибро-динамических подвигов, значит требовать от китайской автопромышленности уже сейчас выставить машину, способную конкурировать с претендентами на титул «Автомобиль года». Моментально откликнувшись на поворот ключа, «четверка», разумеется, «заводит» рычаг коробки и педали. Но, отдам Jin Bei должное, от такого архаичного мотора, который расположен почти под пятой точкой, я был готов ощутить куда как более сильный тремор. И звук, по моему мнению, должен был быть грубый, плохо задушенный глушителем-резонатором псевдодизельный рокот с примесью металлического фальцета. А нет такового, хотя тихим мотор назвать нельзя.
|
Обустройство пассажирского салона одно из самых примитивных | Со второй ему не тронуться. По крайней мере, нормально без поджигания сцепления. Звук и тяга — вещи разные. Правда, через какой-то десяток метров Jin Bei опровергает первое впечатление. Уже в движении он будто вспоминает о том, что двигатель его в самом низу будет почище иного сверхсовременного с common rail дизеля, который до тысячи оборотов тянет не лучше «высоковальной» бензиновой зажигалки. Здесь без тахометра ориентироваться в оборотах трудно, однако и так понятно, что при 30 км/ч на третьей передаче двигатель работает как раз в районе этой тысячи. Работает! И даже в состоянии разгонять микроавтобус. А четвертая в действии уже с 40 км/ч. Пятую надо подождать, и все-таки активное ускорение, появляющееся на ней с шестидесяти, очень похоже на то, что демонстрировали старые тяговитые дизельки. Да и звук опять же соответствует. Если ту же верхнюю воткнуть раньше, чем следует, салон машины пропитывается таким низкочастотным гулом, что появляющиеся ассоциации уже никак не связаны с японской техникой.
Ну, а с восьмидесяти мотор шумноват в любом случае. Чуть раньше начинает гудеть то ли мост, то ли коробка передач. К этому добавляется дробь камешков в арках, свист ветра. Кажется, в Китае еще не знают, что такое шумоизоляция. Думаю, езда на дальние расстояния будет на Jin Bei утомительной. Ползать по городу — вот его удел. Кажется, и со всеми одиннадцатью пассажирами его двигатель легко справится с этой задачей.
Хорошая эластичность мотора скрашивает еще один неприятный момент. Три из четырех передач переключаются здесь просто отвратительно. Третья да четвертая — как по маслу. Первую, вторую и пятую придется натурально втыкать. Списать это на не разработанность узла? Но Jin Bei уже пришел своим ходом из Китая. Недостаточно?
Зато легкий руль, оборудованный гидроусилителем, налит как реактивным действием, так и обратной связью. Вести автомобиль и по прямой, и по пологой дуге, и в крутом повороте с поправкой на то, что это микроавтобус — одно наслаждение. И крены с поправкой на высоту кузова минимальны, и разгруженные задние колеса не стремятся уйти в занос. Видно, тут китайцы скопировали HiAce со всей восточной ответственностью.
А по комфортным качествам подвески снова «недопонимание». На мелочи Jin Bei в меру мягок, однако стоит попасть в яму, и подвеска отзывается пробоем, а кузов идет ходуном, слово здание в 5-балльное землетрясение. Не лишена машина и вертикальной раскачки. Пустая! Что будет при полной загрузке? К тому же с кормы уже раздаются скрипы-стоны.
Нужен ли нам такой клон признанного всей Сибирью и Дальним Востоком «Хайса»? А вправе ли мы сравнивать Jin Bei с его прародителем? Все-таки «китайца», как мне кажется, будут брать (и уже, надо сказать, берут) не в частную собственность. Целесообразность его применения лежит в области пассажироперевозок и службе в различных фирмах. Там правый руль уже не в чести. При таком раскладе конкурентами ему остаются «корейцы» и наша «Газель». И тут есть смысл рассмотреть это предложение. Недоработанное, прямо скажем, сырое, однако имеющее некоторые достоинства. Помимо тяговитого моторчика, например, цена. За 520 тыс. руб. (менее $20 тыс.) новый импортный микроавтобус не купить. ГАЗ же, при всей его дешевизне, маршрутчики знают, предлагает такой комплекс врожденных и приобретенных болячек и такую частоту капиталок, что разница в стоимости в какой-то момент по логике вещей должна обратиться не в пользу отечественного приобретения.
Не следует забывать и о том, что тойотовские агрегаты тех времен это олицетворение надежности и ресурса. Если копия в полной мере соответствует оригиналу, то от Jin Bei стоит требовать того же. А вот это — большой вопрос, на который когда-нибудь мы дадим ответ. С осени по улицам Иркутска бегает уже один такой «микрач».
Максим МАРКИН Фото автора
Автомаркет+Спорт № 05 |