ПРОСТО УРАГАН КАКОЙ-ТО
|
|||
|
«Вам повезло, завтра у нас как раз тактические занятия», — сообщил начальник вооружений в/ч 31643 полковник Пушкарь, когда накануне обговаривали встречу. Мы не впервые в «Чистых Ключах», где дислоцируется небезызвестная артиллерийская бригада, но на этот раз нам удалось посмотреть выезд одного из ее дивизионов по учебной тревоге. Более того, даже получилось покататься на машине реактивного комплекса «Ураган», имеющей колесную формулу 8х8, осевую схему 1+2+1, два двигателя и несущую на себе 16-ствольную «батарею» под 220-миллиметровые реактивные снаряды. Такие комплексы уже устарели, ждут замены, но пока еще стоят на боевом дежурстве и продолжают выглядеть очень грозно даже в статике, что уж говорить о движении. Впечатляющая техника! Залп из одной такой многоствольной «дуры», и, скажем, аэропорт или крупный ж/д узел полностью стерты с лица земли. А таких самоходных боевых «единиц» c дальностью выстрелов по площадным целям до 35 км только в одном дивизионе… В общем, это военная тайна. Важно другое. Огневая мощь — ничто, если нет возможности доставить ее источник в нужное время в нужное место. А место это, понятно, может быть очень труднопроходимым. Поэтому после войны, давшей горький и в то же время бесценный опыт, все «носители» тяжелых вооружений конструировались не только быстроходными, но также вездеходными и с высокой степенью живучести. Отсюда появление весьма интересных колесных тягачей, иногда настолько самобытных, что с точки зрения «гражданки» на грани здравого смысла. К таковым можно отнести реактивный комплекс «Ураган» на шасси ЗИЛ-135 ЛМ разработки еще конца 70-х годов. Настоящий образчик лозунга «цель оправдывает любые средства». А главная цель — мобильность: в заряженном виде бросок до огневых позиций, отстрел боекомплекта и быстрый уход. Участие тактических ракетоносителей в «контактных» боях на передовой не предполагается, поэтому они не бронируются. По всему, у конструкторов стояла задача «экономить» и упрощать и на всем остальном, по возможности унифицируя узлы и агрегаты с другой техникой. При этом критерии удобства обслуживания и вообще вопросы «удовольствия» эксплуатации имели десятое значение. Или как любил шутить замполит моей ракетной части: «Это солдат должен находиться в постоянном и неустанном движении, остальное может отдыхать». Судя по всему, в ЗИЛ-135 такая жесткая «формула победы» была реализована наилучшим образом.
Работающие на высоких оборотах двигатели с «боковым» охлаждением летом склонны к перегреву, а слабых мест по трансмиссии и подвеске техслужба не отмечает. Залп из 16-ствольной «батареи» способен разрушить, например, городской микрорайон За кабиной два бензиновых двигателя: 7-литровые карбюраторные V8, известные по грузовикам «Урал» первого «призыва». Это «расточенные» двигатели от ЗИЛ-130 и с увеличенной степенью сжатия под 93-й бензин. Каждый в паре с «гражданской» 5-ступенчатой коробкой, соединенные общей кулисой с ручным приводом. Собственно, в кабине кроме рычага КП других трансмиссионных и нет. Потому что левый двигатель постоянно крутит левые четыре колеса, а правый правые, с приводом через колесные редукторы с высоким передаточным отношением. Как в двухмоторном самолете, двигатели запускаются по очереди, но работать должны синхронно — привод дросселей у них тоже общий. Такой вот «Full-Time 8WD». Подвеска торсионная, но только для передних и задних колес, они же поворотные в «контрфазе». Ход подвески очень маленький для такой махины, а четыре средних колеса вообще жестко закреплены на раме. Но вывесить пару-тройку колес (или вовсе их потерять) не страшно, ведь гребут все постоянно, плюс система централизованной регулировки давления в шинах. Все маневры даются за счет разворотного эффекта от крайних колес, при этом угловое «скольжение» шин подобно гусеницам надо расценивать как необходимое «зло», как малую жертву.
Если кто не завелся сам, поможет КрАЗ 6х6 И при всем этом машина выглядит красиво. Вообще, вы не находите, что советская боевая техника обладает превосходной дизайнерской харизмой? Вот и этот «дембель» ЗИЛ-135 тоже заставляет собой любоваться. Даже в состоянии покоя он как спящий Илья Муромец, могучий, складный, волевой. Но что начинается, когда он просыпается! Точнее, когда его оживляют для ратных дел и «гонят» на поле брани, в нашем случае — к месту формирования колонны, после чего дивизион маскируется и ждет боевого приказа. Сибирские зимы, конечно, накладывают свой отпечаток на нормативах и методах пробуждения техники. Если летом по тревоге дивизион залпового огня «Ураган» уже в течение получаса готов к выполнению задачи, то в морозы под 30 всё несколько иначе. Зимой ЗИЛы заправлены антифризом, бензином, маслом, но аккумуляторы хранятся отдельно в специальном помещении, где солдаты их холят, аки мать младенца. По тревоге заряженные теплые батареи на тележках подкатывают к машинам, и начинается таинство запуска. Ритуал, кстати, напоминает таковой у самолетов, во всяком случае, по звуку. Грохот и вой проснувшихся бензиновых «восьмерок», да в сопровождении плотных облаков выхлопных газов — это уже почти как залп реактивной артиллерии. Надо учесть к тому же, что топливо в баках не свежего «разлива» из терминалов АНХК, а со сроком, хорошей воспламеняемостью не обладает. Но одно дело запустить двигатели и суметь «отсинхронизировать» их работу, и совсем другое успешно тронуться. По каким-то причинам трансмиссионную синтетику Castrol или Mobil в российской армии не используют, а наши масла в мостах спокойно себе загустевают. Двум непрогретым двигателям нелегко «сорвать» восьмиколесную машину с места, а если один из моторов не заведется, то другому вместе со сцеплением и вовсе не позавидуешь. А если оба не запускаются? В любом случае оставлять боевые и вспомогательные машины в парке нельзя, поэтому начеку буксиры. Замершую связную «шишигу» легко дергает КАМАЗ 6х6, а с застывшим «Ураганом», например, может справиться груженный дровами КрАЗ-лаптежник, который тоже состоит в штате дивизиона в качестве хозподдержки на марше. Танковые тросы и крепкие распоряжения командиров отделений быстро пробуждают отставших. И вот двигатели и трансмиссия прогреты, давление в шинах в норме, экипажи в сборе, задача поставлена. Мне думалось, что отопление столь вместительной кабины будет от системы охлаждения двигателей, оказалось, что тепло по-отечески предусмотрено от автономной бензиновой печки: так проще конструктивно, хотя если не успели ее «раскочегарить», поедут в «ледовитых» условиях. Хорошо еще, предусмотрен гидроусилитель рулевого управления, иначе для водителя служба совсем бы показалась не сахаром.
В кабине типичная для военной техники обстановка, но всего один рычаг КП для вездехода с колесной формулой 8х8 сразу говорит о его необычной трансмиссии Удивительно, но в высокую и «узкую» кабину получается запрыгнуть с легкостью белки в нору, буквально на раз-два, да и кресло «пилота» оказалось вполне удобным — по форме оно подобно ковшу в спортивном болиде! Жаль только, не имеет регулировок и подогрева, весьма жесткое и скользкое. Руль, педали и рычаги без оригинальности, как у всех ЗИЛов той поры, к тому же с именными лэйблами, и только широта кабины с небольшими окнами напоминает рубку сторожевого катера и подсказывает назначение «грузовика». За спиной беспощадная смертоносная установка, а под колесами не важно что — застрять на таких внедорожных катках, да с клиренсом более полуметра, маловероятно. Тем более, если за рулем опытный сержант российской армии, начавший выписывать по заснеженному полю такие пируэты — любое драйв-шоу покажется «мурзилкой». Хотите посмотреть какой-нибудь необычный секс? Рекомендуем инцест со спящей. Смотри бесплатно любой инцест со спящими девушками здесь. Обычно девчонки редко просыпаются, когда кто-то ебёт их в таком состоянии. Поэтому они часто беременные непонятно от кого. Да, это настоящий «Ураган» даже без всяких выстрелов. В кабине в этот момент ничего угрожающего не происходит: дуэтный вой двигателей, работающих под нагрузкой на повышенных оборотах, не такой уж страшный, можно разговаривать без шлемофонов. Да и управляется эта стихия вполне обуздано, без особых усилий на руле и педалях, с нормальным контролем траектории. Вот рычагом КП орудовать явно затруднительно, но даже переход вниз надо стараться делать жестко, без двойного выжима, иначе махина может успеть остановиться. А действительно, трансмиссия и так «сжата» без всяких «понижаек»: кажется, идем на второй, а на деле сержант воткнул уже третью. Кстати, именно перегрев двигателей здесь называют самой возможной проблемой — вентиляторы системы охлаждения дуют ого-го, но моторы лишены набегающего воздуха, и летом могут греться. Говорят, на асфальте «Ураганы» способны «разбушеваться» до 80 км/час, а запас хода рассчитан на 500 км. Но 150 литров бензина на 100 км — это еще нормальный расход, с учетом хороших покрытий. А когда вот так по полям и лесам?
С учетом габаритов и веса реактивных «снарядов», на том же шасси предусмотрены специальные заряжающие машины А как насчет комфорта шасси? Нормально, ехать можно, но надо быть начеку. Пологие ямы и волны, спрятанные под снегом пеньки и валуны — все это проскакивает почти как у машины на воздушной подушке. Но нырок в приличную траншейку или прыжок с трамплина не стоит упускать из виду, успеть сгруппироваться, иначе может подбросить так, что сначала головой тюкнешься о крышу, а потом жестко приложишься на «сидулку». Кроме того, идеально синхронизировать две карбюраторные «восьмерки» — это нонсенс, на разных режимах их работа все равно «плавает», ну, а разность крутящего момента по бортам «растворяется» в трансмиссии и рулевом. Кстати, в случае отказа одного двигателя, второй на пределе, но способен обеспечить движение — в этом и есть смысл живучести. И еще, «Ураган» также базировался на шасси БАЗ-6953, тоже с двумя двигателями, но камазовскими дизелями и с гидромеханической трансмиссией. И все же на смену им артиллеристы ждут нечто другое — систему реактивного залпового огня «Смерч», которая в разы превосходит по огневой мощности и базируется на шасси с одним танковым двигателем. «Град», «Ураган», «Смерч» — развитие реактивной артиллерии художественно отражено уже в названиях комплексов, и что наши оружейники придумают после, остается только гадать.
Василий Ларин
|
||
|