Зимний отдых в проливе Ольхонские ворота
Просмотров: 5678
26 Февраля 2010

ЛЕДОВАЯ РАЗВЕДКА










Зимний отдых в проливе Ольхонские ворота

Побережье Малого Моря и остров Ольхон в этом году как никогда сильно заметены снегом — его толщина на 10-30 см выше нормы. Такого мощного снежного покрова здесь не было более 20 лет. Проехать по острову на северную оконечность на машинах невозможно, добраться от Хужира до метеостанции в Узурах можно только на лошадях. В прошедшие выходные попасть на остров удалось не всем, в снегу застрял грузовик, а легковые машины смогли проехать только на буксире за внедорожником. Даже нашему полноприводному пикапу не удалось пробиться на север острова, поэтому план выходных решено было изменить и отдохнуть в проливе Ольхонские Ворота.

АНОМАЛИИ ГЛОБАЛЬНОГО ПОТЕПЛЕНИЯ

Нынешняя зима в Приангарье может побить климатические рекорды. На севере температура опускалась до 47-53 градусов, в Иркутске едва ли не два месяца подряд ночные температуры были ниже 30 градусов, что в сумме значительно холоднее средних значений. Остров Ольхон, всегда малоснежный с проглядывающей пожелтевшей травой, сейчас полностью укрыт снегом. Заметены многие дороги в Тажеранской степи, с трудом можно проехать на мыс Крестовский.

Официальная переправа на остров в этом году начинается не из Куркутского залива, как было в прошлом году, а севернее дельты Сармы. По указателям «Ледовая переправа» мы повернули на Черноруд, но уже при спуске к поселку Сарма столкнулись с глубокой разбитой колеей в рыхлом снегу. Ледовая переправа обозначена вешками, но заметных следов автомобилей на ней не оказалось. Почему, стало ясно позже. Дороги, когда-то расчищенные грейдером, были полностью заметены. После прохождения грейдера образуются высокие снежные бровки, из-за чего очищенная дорога быстро накапливает глубокий снег. Проехать без помощи трактора невозможно, в чем мы очень скоро убедились. Откапывать в сумерках застрявшую машину на морозе и при сильном ветре не слишком приятно, особенно когда впереди ещё 3–4 км заснеженной целины. В эту ловушку вместе с нами попали еще два легковых автомобиля. В итоге было решено пробивать новую дорогу по целине, где снега меньше. В ход пошли лопаты и тросы для буксировки. Как позже выяснилось, из-за глубокого снега и заносов официальной переправой избегают пользоваться даже маршрутные микроавтобусы, предпочитая на свой страх и риск проезжать через Ольхонские Ворота, где переправа запрещена.

Пару раз мы слегка застряли в снежных заносах на льду прямо на официальной переправе, но настоящие внедорожные испытания начались при выезде на гравийную дорогу острова

Необычен и ледовый покров озера. Несмотря на сильные морозы, обстановка по акватории озера сложная. Накануне «Лигой байкальских капитанов» была проведена ледовая разведка от МРС до бухты Заворотной. По рассказу А. Бурмейстера, хотя снег вдоль западного берега выдули сильные ветра, так что по гладкому отполированному льду можно катиться на коньках, в этом году как никогда за последние 20 лет много открытых трещин шириной до 3 метров. Необычное расположение становых трещин привело к тому, что даже местные рыбаки этой зимой утопили 2 мотоцикла, один УАЗ, 8 машин попали колесами в щели. Причина образования трещин — большие температурные перепады: ночью ниже -30 градусов, днем — до -10.

В нынешнем году впервые издан указ губернатора Иркутской области о запрещении выезда на лёд вне официальных переправ. Бурятские власти пошли дальше и за утопленную на Байкале машину теперь взимают 54 тыс. рублей штрафа с владельца. Возможно, это как-то снизит число трагедий, ведь в прошлом году только на участке Caхюртинского поисково-спасательного подразделения (сот. тел. 8-904-140-18-74) ушло под воду 15 машин.

Чтобы не заморозить ночью автомобиль, мы взяли с собой 25-метровый удлинитель, электрическую плитку, и по утрам, закрыв брезентом капот до земли, в течение часа отогревали моторный отсек. На случай ночевки без электричества у нас был мешок березовых углей и низкий мангал, который мы могли бы установить под машиной, как и электрическую плитку.

ЛЕДЯНОЕ ЦАРСТВО

Так как проехать на север острова не удалось, было решено переночевать в гостинице «Эдельвейс» и, оставив машину, пешком сходить на мыс Хорин-Ирги (5 км от пирса в МРС), известный преданием о чане монголов, якобы здесь оставленном.

Мощное нагромождение торосов и сложная сеть трещин каждую зиму возникают напротив мыса Хобой. Обрывистый восточный берег острова от Хобоя до пади Узуры (10 км) на всем протяжении бывает обильно украшен разнообразными сверкающими ледяными наплесками. До мыса Хобой из Хужира проложена рыбацкая дорога, но в этом году из-за торосов она проходит далеко от берега. С северной стороны мыса Хобой на уровне воды имеются два грота. Один из них уходит под скалу на 21 м. Как и все гроты Байкала, образованные волноприбойным процессом, он имеет большое входное отверстие, в котором можно стоять в полный рост, и постепенно сужающийся ход. На всем протяжении грот обильно оброс льдом и сосульками. Особенно эффектен вход, имеющий частокол ледяных столбов разного диаметра. До строительства иркутской ГЭС уровень в Байкале был на метр ниже, и гроты на мысе Хобой более впечатляющие — в них можно было вплыть на лодке. Выкуп авто в Москве быстро и дорого. Все для вашего удобства, вам достаточно лишь позвонить по телефону 84993944789 , дать описание вашего автомобиля ответить на несколько вопросов и вы будите знать стоимость своего автомобиля. Далее к вам выезжает оценщик, для осмотра вашего транспорта и расчета. Выкуп авто осуществляется в кратчайшие сроки, чтоб это было удобно в первую очередь вам! Осуществляем выкуп авто в Москве любых автомобилей, в любом состоянии и с любыми проблемами, как решающимися так и постоянными. Надо быстро и дорого продать любимый автомобиль?! Выкуп авто в Москве и области. Быстро!

В прибрежной отвесной скале, у подножия горы Улхун (923 м), примерно в 3 км южнее пади Узуры, находится просторный 7-метровый грот с двумя входами, один из которых выполнен в виде треугольного отверстия с высоким сводчатым потолком. Через грот можно проплыть на лодке (до Узур на байдарке 30 минут) или пройти зимой по льду, не сгибаясь, в полный рост. Зимой грот обильно украшен сосульками.

Остров Ольхон, всегда малоснежный, с проглядывающей пожелтевшей травой, сейчас полностью укрыт снегом

Ежегодно в одних и тех же местах возникают становые щели — своеобразные температурные швы в ледяном покрове. Они образуются, как правило, по кратчайшему расстоянию между соседними выступающими мысами. Появление этих щелей вызвано линейным расширением или сжатием льда при суточных перепадах температуры, достигающих иногда 20-30°С. Подсчитано, что при изменении окружающей температуры на 1°С линейное расширение льда достигает 70 мм на 1 км. Многие из таких трещин не замерзают всю зиму, периодически сужаясь или расширяясь. Появление их нередко сопровождается «артиллерийским» треском. В иркутских летописях 1890 года сообщается: «Таких длинных и широких щелей не запомнят даже старики-старожилы. Разрывы сопровождались ужасным гулом, наводящим панический страх на жителей Лиственничного. Казалось, что высокие горы, окружающие Байкал, готовы были разрушиться».

Итак, в этом году природные аномалии подарят путешественникам на Ольхоне необычайные впечатления. Старожилы говорят, что таким остров бывает раз в 20 лет.

Мыс Хорин-Ирги напоминает голову лошади с опущенной в воду гривой

Сергей Волков

Автомаркет+Спорт № 04/2010


Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог