ТО ЛИ ЕЩЕ БУДЕТ
Новый порядок прохождения обязательного технического осмотра транспортных средств (напомним, что слова «государственный» в этой процедуре больше нет) действует с 1 января этого года. Чтобы выяснить нюансы прохождения ТО, мы снарядили на проверку один из редакционных автомобилей.
Наш автомобиль пребывал в отличном техническом состоянии, в связи с чем каких-либо проблем с прохождением техосмотра не предполагалось. Тем не менее, мы еще раз проверили исправность всех световых приборов, сменили старый литровый огнетушитель на требуемый 2-литровый, и даже положили в багажник свежую автоаптечку (хотя по новым правилам ее проверка не предусмотрена). Полные радужных надежд мы поехали по адресам прохождения ТО… |
Skoda Roomster, 2007 год выпуска, пробег 63 тыс. км. Первым владельцем был приобретен у официального дилера в Иркутске – соответственно, автомобиль отвечает всем требованиям, предъявляемым к продающимся на территории РФ новым автомобилям («европейский» свет фар, левый руль, соответствие нормам выбросов Евро-4 и т.п.). |
«ДИАВТО» (ул. Челябинская, 25) |
Первым в нашем списке значился пункт инструментального контроля «Диавто», в народе известный как «Техосмотр на Челябинской». Среди автовладельцев за этим пунктом закрепилась репутация наиболее либерального, позволяющего получить заветный талончик с минимумом придирок и проблем. Однако совсем без проблем не получилось: вначале нам пришлось ровно час стоять в очереди из всего-то пяти машин только чтобы заехать на осмотр. При этом сам осмотр занял не более пятнадцати минут, по результатам которого техосмотр мы… не прошли! Почему? Для нас это был шок, но забраковали машину из-за заднего правого тормоза. Мы попробовали попенять на сделанную перед осмотром мойку, на что мастер резонно заметил, что остальные-то тормоза покаали отличный результат – после чего коротко сообщил, что у нас на исправление есть 20 дней, а стоимость повторной проверки составит 90 руб.
Однако талон техосмотра мы все-таки получили! После поездки по городу мы вновь вернулись на Челябинскую и бесплатно (!) встали на стенд проверки тормозов, который показал полное соответствие нормам. Причиной первой неудачи стало часовое ожидание осмотра после мойки: на 15-градусном морозе тормозной суппорт заднего правого колеса банально замерз, и при плавном нажатии на педаль усилия для его разблокировки не хватило…
|
| Основной минус пункта ТО на Челябинской – низкая пропускная способность: за час на двух линиях техосмотр прошло всего пять машин… | |
|
|
Техосмотр на Челябинской делается не менее строго, чем в двух других пунктах ТО Иркутска, однако тут не закрывают глаза на неисправности, и придирок к исправным авто тоже нет |
|
Оформление диагностической карты: 20 мин.
Ожидание проверки: 60 мин.
Инструментальная проверка автомобиля: 15 мин.
Получение талона ТО: 30 мин.
Общие затраты: 445 руб. (плюс 120 руб. за мойку)
|
|
«ТРАНСПАРК» (ул. Набережная Иркута, 1) |
Станция техосмотра в Затоне до недавнего времени была самой современной в городе. Однако любви среди автомобилистов этот факт не прибавляет, поскольку в народе этот пункт ТО считается слишком дорогим и необъективно-придирчивым. К сожалению, это мнение стало подтверждаться уже при оформлении диагностической карты: кроме стоимости собственно техосмотра (345 руб. без учета банковской комиссии) с нас потребовали еще и оплатить госпошлину (300 руб.). А вот мимо не менее «обязательной» мойки нам удалось проскочить (введя в заблуждение регулирующего движение по территории охранника): пришлось только сбить грязь с брызговиков перед заездом на линию осмотра. Сам осмотр также уложился в 15 минут, по результатам которого мы… опять не прошли ТО! Нет, с тормозами на этот раз все было в порядке: наш автомобиль забраковали из-за света фар, якобы не соответствующего ГОСТу. Но самое интересное оказалось в том, что нам тут же, что называется «не отходя от кассы», предложили отрегулировать свет по нормам, запросив за услугу 400 руб. Весьма выгодное предложение, если учесть, что за повторную проверку фар здесь придется заплатить 280 руб. (опять же без учета банковской комиссии), а регулировка фар в городе потребует минимум 200 руб. (плюс риск снова заезжать на мойку). Но мы пересилили соблазн, и мастер, видя нашу неохоту в регулировке на месте, резко помрачнел и остальную проверку выполнил крайне быстро и уже без первоначального энтузиазма.
В итоге единственным плюсом этого пункта инструментального контроля мы вынуждены признать только быстроту: на оформление диагностической карты и получение вердикта о неисправности автомобиля у нас ушло всего полчаса…
|
| Станцию ТО в Затоне иркутские автомобилисты недолюбливают: кроме нас техосмотр больше никто не проходил… | |
|
|
После проверки фар, мастер выдал потрясающую фразу о том, что сила дальнего света левой фары недостаточная, и поэтому она слепит встречных… |
|
Оформление диагностической карты: 10 мин.
Ожидание проверки: 5 мин.
Инструментальная проверка автомобиля: 15 мин.
Получение талона ТО: –
Общие затраты: 710 руб. (из них 300 руб. госпошлина и 65 руб. комиссионный сбор)
|
|
ЗАО «ТЕХОСМОТР» (ул. Старокузьмихинская, 62) |
После предварительного телефонного звонка в Росгосстрах нас направили в один из офисов компании, где выяснилось, что на самом деле техосмотр проводится не здесь, а в другом конце города – на базе одной из СТО. Дали еще один телефон, по которому необходимо было записаться на техосмотр, причем чуть ли не на две недели вперед (к моменту сдачи материала запись на очередь превышала уже 1,5 месяца). Впрочем, при покупке там же полиса ОСАГО нас готовы были принять хоть завтра. Но поскольку приобретение второго полиса в наши планы не входило, мы «согласились» подождать. А чтобы нам не выписали, ненароком, второй талончик ТО, решили перед проверкой сымитировать неисправность клаксона, а также вместо положенного 2-литрового положили в багажник литровый огнетушитель.
Обещанного звонка-напоминания о записи на техосмотр мы так и не дождались. Приехали сами, причем немного пораньше – чтобы хватило времени на мойку. Но на линию осмотра все равно въехали почти с пятнадцатиминутным опозданием (не по нашей вине). На удивление, техосмотр оказался не формальностью: автомобиль проверили и на тормозном стенде, и на токсичность выхлопа, и на свет фар, и на исправность всех световых и звуковых приборов… Естественно, мастер сразу выявил неработающий клаксон и должен был увидеть слишком маленький огнетушитель. Однако, несмотря на все это, после завершения проверки нас как ни в чем не бывало пригласили в комнату оформления талонов, где получить-таки второй талончик ТО нам помешало только… отсутствие полиса ОСАГО от Росгосстраха. Получается, что вопреки новым правилам прохождения техосмотра и Закону об ОСАГО, мы вначале должны были получить страховой полис, и только потом уже ехать на ТО. При этом с «чужим» полисом ОСАГО здесь, как оказалось, машины вообще не проверяют…
|
| Техосмотр от ЗАО «Техосмотр» проводится на мощностях одной из СТО Иркутска. Однако, как оказалось, просто так осмотр машины здесь не делают – только для «своих» клиентов… | |
|
|
Против ожидания, на пункте техосмотра от Росгосстраха нашлось все необходимое для проверки оборудование: от реглоскопа и до тормозного стенда |
|
Оформление диагностической карты: не производилось.
Ожидание проверки: 15 мин.
Инструментальная проверка автомобиля: 10 мин.
Получение талона ТО: 10 мин.*
Общие затраты: 345 руб.* (плюс 80 руб. за мойку кузова с учетом скидки по карте «А+С»)
* при условии наличия приобретенного здесь же полиса ОСАГО
|
|
|
Техосмотр на ПИК в Затоне – дорогое удовольствие: кроме стоимость собственно ТО здесь требуют еще и оплатить госпошлину. А при неисправности тормозной системы оплата за повторную проверку такая же, как и за весь техосмотр |
ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ…
Безусловно, изменения в правилах прохождения обязательного технического осмотра транспортных средств и «привязка» наличия талончика ТО к возможности приобретения полиса ОСАГО, с отдачей контроля за данной процедурой Российскому Союзу Автостраховщиков, изначально несла благие намерения: снизить коррупцию при выдаче талонов ТО и улучшить контроль над техническим состоянием автомобилей. Однако на деле вместо хоть какой-то системы получился сущий хаос, в котором реальный контроль над техническим состоянием автомобилей стал ниже. Почему? Нет, старые пункты инструментального контроля по-прежнему работают так, как и раньше (впечатления и «результаты» работы обоих «старых» пунктов инструментального контроля Иркутска – на Челябинской и в Затоне – остались такими же, какими были и год, и два назад). Но благодаря «лояльности» к клиентам целого ряда страховых компаний, а также в силу окончательной потери контроля над прохождением автомобилистами техосмотра со стороны ГИБДД (а что они могут сделать, если с нового года штраф за отсутствие талона техосмотра отменен?), машин с честно пройденным техосмотром на российских дорогах стало на порядок меньше. Последствия всех этих непродуманных изменений (чего только стоит несоответствие сроков прохождения техосмотра, приобретения полиса ОСАГО и регистрации приобретенного автомобиля…) нам еще предстоит узнать и оценить. А пока мы можем сказать, что возможность пройти техосмотр честно в Иркутске остается. Вот только гарантии, что даже полностью исправный автомобиль получит заветный талончик, или что его не получит машина, имеющая те или иные неисправности, никто дать не в состоянии…
Автомаркет+Спорт № 03/2012