|
|
Снаружи обновленную Niva образца 2009 года в «одежде» от Bertone легко узнать по развитому пластиковому обвесу. Да и стайлинг слегка подкорректирован |
Как к Chevrolet Niva ни относись, на нашем рынке это исключительный автомобиль. Почти полтора десятка лет на конвейере и второе место в сегменте по российским продажам тому доказательство. Ну у какого, скажите, одноклассника найдешь цельный задний мост и постоянный полный привод с понижающим рядом? Да за такую цену! А то, что предыдущая «старушка» еще в деле, «новой» «Ниве» не помеха. Те 140-200 тыс. руб., разделяющие оба внедорожника в прайсах, для многих покупателей – огромная пропасть. Но можно ли, покупая «совместный» джип, сэкономить хотя бы на ремонте?
Если бы Chevrolet Niva, или по вазовской классификации ВАЗ-2123, попала на конвейер сразу после начала разработки, это был бы второй прорыв после внедорожника с индексом 2121. В середине 80-х еще не выпускался Suzuki Escudo, а до появления Toyota RAV4 оставалось десятилетие. Но перестройка и последовавший за ней экономический «подъем» 90-х не дали этим планам осуществиться. Поэтому первый прототип нового джипа вазовцы показали только в 1998-м. Производство велось на ОПП, мелкосерийно, а в 2002-м 2123 выпускалась уже под брендом Chevrolet и проданным американцам именем Niva.
Жаль, что версия, называвшаяся GLX либо FAM1, из-за своей цены так и не стала популярной. За 2006-2008 годы выпустили около тысячи Niva с 1,8-литровым опелевским мотором, коробкой Aisin и оригинальной «раздаткой» без промежуточного вала, с которыми джип был способен на многое. Во всяком случае, по сравнению с единственным отечественным двигателем – ВАЗ-21230 – чья основная негативная черта – низкая энерговооруженность. Зато, может быть, он надежный?
Тут все не столь однозначно. За время эволюции мотора, как и всей машины, инженеры прошли сложный путь проб и ошибок с логичным накоплением опыта. С некоторой уверенностью можно говорить о том, что чем позже выпущена Niva, тем она качественнее.
|
Двигатель 2123 получен из мотора 21214 – что-то по навесному изменено, крепления. Блок и поршневая группа идентичны. К сожалению, с ним Chevrolet Niva по динамике – автомобиль из середины прошлого века. Зато расход топлива в пределах разумного – 10-11 л/100 км на трассе и в городе |
Скажем, в 2005 году наверх был перенесен генератор, ставший, кроме того, импортным, который ранее можно было залить в броде или глубокой луже. Тогда же гидрокомпенсаторы сменили гражданство – на германское – исчез риск прогорания клапанов. Появились немецкие же сальники – теперь двигатель способен удержать в себе даже «жидкую» синтетику. Нет проблем с электроникой, в частности с лямбда-зондом и процессором (Bosch). Перестали «дубеть» маслосъемные колпачки.
По трансмиссии выполнялась та же работа, в том числе с уклоном на комфорт. Вместе с отсутствием подклинивающего рычага «раздатки» сама РК, обретя двухрядные подшипники валов, стала тише и менее вибронагруженной. Часть вибраций исключили и ШРУСы, сменившие крестовины на карданных валах. Зуд рычага коробки победила дополнительная демпфирующая втулка. А опять же немецкие сальники восстановили герметичность корпусов «механики», «раздатки» и колесных редукторов.
Конструктивно к подвеске не было претензий изначально. Однако шаровые опоры скрипели. Сейчас иная технология запрессовки исключает эту особенность. Но запас-то прочности подвески вполне отвечает ее энергоемкости. Когда-то от металлического основания задних колодок отваливались фрикционные накладки, из строя выходил вакуумный усилитель. «Едкую» жидкость «Пентасин» в гидроусилителе, от которой текли магистрали, сменили на общепринятый Dexron, а сам ГУР покупается у ZF. Все изжито.
И продолжает изживаться! Увы, работа над ошибками – не прекращающийся процесс. Но это и хорошо! Тем более что требования и контроль качества у американской стороны СП GM-АвтоВАЗ жестче, чем на исконно отечественном предприятии. Есть информация, что это заметно даже по тем запчастям, которые устанавливаются на обе «Нивы» – точность исполнения деталей для внедорожника Chevrolet выше. В конце-концов, быстрее реакции на различные звонки от потребителей и отказ от сомнительных поставщиков.
И все-таки Niva – где-то между понятиями «отечественный» и «импортный» автомобиль. Проблемы с поставщиками и качеством сборки встречаются. Например, около года назад попалась партия машин, у которых расклепывались и рвались цепи ГРМ. До 2010 года случались отказы электрических стеклоподъемников, лопались рассеиватели головной светотехники и отклеивались пластиковые молдинги на «Нивах» со стайлингом от Bertone. Есть риск нарваться, хотя зачастую отзывные кампании, начинающиеся на конвейере, догоняют подобные экземпляры у дилеров еще до передачи клиентам.
Не очень укладываются в современные представления и советы по покупке б/у автомобилей. Лучший вариант – с пробегом чуть более 15 тыс. км, на котором притираются все детали и «просыпается» мотор. К сожалению, от последнего не стоит ждать продолжительной жизни – завод отмеряет «четверке» 150 тысяч. Не густо! Потом – «капиталка». Правда, в сравнении с зарубежными аналогами недорогая.
С другой стороны, именно отсутствие крепких ассоциаций с «современным автомобилем» – один из весомых аргументов «Нивы». С постоянным полным приводом и «понижайкой» отлично вяжется доступность всех узлов под капотом. Как следствие, возможность ремонта практически в полевых условиях. А экстремальный пуск при температурах хорошо за минус 30 для многих иномарок вообще за гранью разумного. Так что во многом, если не во всем, Chevrolet Niva не имеет альтернатив. С двигателем, не обладающим большим ресурсом, но ремонтопригодным, этот внедорожник в век развитых моторных и трансмиссионных технологий становится фактически единственным выбором для жителей глубинки.
ЭКСПРЕСС-ТЕСТ |
ВНЕ КОНКУРЕНЦИИ
|
На фоне других ВАЗов – современный интерьер, удобная, правда, не без незначительных изъянов посадка, не откровенно дешевые материалы, приятный руль |
Фактически разница в стоимости, если не брать в расчет крест на решетке радиатора, объяснима только «оберткой» и интерьером, тем более после рестайлинга с участием Bertone. И, разумеется, Chevy Niva намного удобнее в дальних поездках. Конечно, больший на 55 литров объем багажника не бог весть какая прибавка в «грузовых» возможностях. Но спинка сиденья здесь складывается по частям, причем вместе с подушкой – демонтировать диван нет необходимости.
Задним пассажирам, само собой, гораздо просторнее – практически на уровне схожих по габаритам паркетников. Если смириться с не идеальным профилем сиденья, можно путешествовать и втроем.
И уж, естественно, Niva приятней «Нивы» с водительского места. Пластик получше, посадка удобней (жаль, не хватает регулировки кресла по длине). В конце-концов, передняя панель не раздражает глаз, хотя до современных представлений о дизайне ей далеко. Как далеко, видимо, ВАЗу до того, чтобы сделать нормальные усилия на барашках-кнопках. Благо, расположены они под рукой.
С рычагом КП тоже борьба – ходы большие, четкости никакой! Вдобавок оба рычага вибрируют в движении, а коробка и «раздатка» стали лишь немногим тише. Хорошо, что агрегаты не «выплевывают» передачи. И отношения подобраны так, что неплохо «цепляются» друг за друга. Без этого качества было бы тяжко, поскольку при той же мощности в «снаряженке» Chevy Niva тяжелее на 200 кг, а в полной массе на четверть тонны. Оттого разгон уныл, обгоны же нужно просчитывать с учетом хорошего запаса по времени. Ощущая постоянное «звуковое давление» от работы мотора.
По управляемости – совсем другие ощущения, вполне современные. Может, изредка и подпрыгивает из-за короткой базы, да руль не всегда информативен, но это не мешающие мелочи. А на гравийках-грунтовках – восторг! Какие там паркетники с McPherson и рулевой рейкой? Только двухрычажка и червяк-ролик! По невосприимчивости к покрытию Niva можно сравнивать со среднеразмерными внедорожниками. С такой плавностью и энергоемкостью тольяттинский джип – почти раллийный болид.
Или трофи аппарат? В сравнении с теми же паркетниками, пожалуй, да. Отличная геометрическая проходимость, «понижайка» с отношением 2,14:1, блокировка центра и опять же значительная энергоемкость подвески с приличной артикуляцией, позволяющая брать препятствия с ходу! В общем, Chevy Niva – безальтернативный автомобиль. Еще бы двигатель другой. Но, увы, внедорожник популярен и с ним.
|
ЦЕНЫ НА РЫНКЕ |
ЦЕНЫ НА НЕКОТОРЫЕ ЗАПЧАСТИ ДЛЯ CHEVROLET NIVA, РУБ. | Наименование | Стоимость | Комплект шатунов | 1080 | Комплект поршней | 720 | Вкладыши коренные | 1360 | Вкладыши шатунные | 1040 | Поршневые кольца | 1100 | Клапаны | 780 | Цепь ГРМ | 350 | Натяжитель | 170 | Успокоитель | 83 | Диск сцепления | 1450 | Корзина сцепления | 2000 | Амортизаторы пер./задн. | 855/2800 (Monroe) | Пружины пер./задн. | 530/530 | Шаровая опора верх/низ | 400/400 | Сайлент-блок верх/низ | 150/380 | Тормозные колодки пер./задн. | 250/450 | Крышка капота | 8000 | Фара | 4765 | Фонарь | 900 | ОСНАЩЕНИЕ – НЕ ГЛАВНОЕ
Chevrolet Niva доступна в двух комплектациях. Правда, если приобретать бэушный внедорожник, многих мелочей можно не найти.
Например, электростеклоподъемники стали устанавливать в 2003‑м, очечник и задний плафон освещения в комплектации GLS в 2009‑м, ABS и передние подушки – в минувшем году. А сколько менее заметных, но более полезных изменений было в конструкции!
Базовая комплектация L предполагает наличие иммобилайзера, зеркал с электроприводом и подогревом и центральный замок. Получается 444 тыс. руб. Плюс 29 тысяч за кондиционер (такая версия именуется LC).
В GLS уже есть литые диски с шинами другой размерности (216/65–16 вместо 205/70–15), велюровая обивка, задние подголовники, противотуманки, ABS, передние подушки безопасности, преднатяжители ремней и такое роскошество, как радиоподготовка. В общем, полноценный уровень оснащения. Но и отдать за такой нужно 514 тыс. руб. Разве что кондиционер здесь чуть дешевле – 27 тысяч.
Покупая Niva бэушной, на комплектацию стоит обращать внимание, конечно, в последнюю очередь. И торопиться с покупкой также не нужно – слишком велик для отечественного автомобиля разброс цен. Скажем, экземпляры 2003–04 годов стоят в пределах 250–300 тыс. руб. Но, к примеру, за 310–340 тысяч уже можно приобрести машину 2006–08 годов. А, добавив еще несколько десятков тысяч, можно рассчитывать на покупку «Нивы» в возрасте от года до трех. За 470–480 тысяч предлагаются внедорожники этого года. Вот тут уже имеет смысл присмотреться к оснащению. Может быть, удастся, пренебрегая лишним пробегом, получить элементарные атрибуты комфорта.
Покупая Chevrolet Niva, можно рассчитывать на ее недорогое обслуживание и ремонт. По крайней мере, в тех случаях, когда речь идет о восстановлении агрегатов и ходовой части. Иностранный бренд не проецируется на стоимость запчастей. Главное, приобретать комплектующие у проверенных продавцов, не особо гонясь за демпингом. Благо, выбор есть, в том числе среди импортных составляющих, цены на которые также не бьют рекорды. И обслуживание у дилера недорого (первые три ТО в пределах 2700–3600 руб.). Чего стоит избегать, так это кузовного ремонта – панели и оптика в большинстве своем недешевы. Во всяком случае, сравнение с «классической» «Нивой» будет не в пользу ее последовательницы.
|
|
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ CHEVROLET NIVA | КУЗОВ | Тип | универсал | Конструкция | несущий | Количество мест/дверей | 5/5 | ДВИГАТЕЛЬ
| Тип | бензиновый, с распределенным впрыском топлива | Расположение двигателя | спереди, продольно | Количество и расположение цилиндров | 4, рядное | Рабочий объем, куб. см | 1690 | Степень сжатия | 9,3:1 | Количество клапанов на цилиндр | 2 | Мощность, л.с. при об/мин | 80/5000 | Крутящий момент, Нм при об/мин | 127/4000 | ТРАНСМИССИЯ | Привод | постоянный полный, с понижающим рядом и принудительно блокируемым межосевым дифференциалом | Коробка передач | механическая, 5-ступенчатая | ТОРМОЗА
| Тип | гидравлические | Механизмы передние/задние | дисковые/барабанные | ПОДВЕСКА
| Передняя | независимая, двухрычажная | Задняя | зависимая | КОЛЕСА
| Шины | 215/65R16 | РАЗМЕРЫ, ОБЪЕМ, ВЕС
| Длина/ширина/высота, мм | 4056/1800/1652 | База, мм | 2450 | Минимальный клиренс, мм | 220 | Колея спереди/сзади, мм | 1466/1456 | Снаряженная масса, кг | 1410 | Полная масса, кг | 1860 | Объем багажника, л | 320/650 | Объем топливного бака, л | 58 | Максимальная скорость, км/ч | 140 | Время разгона до 100 км/ч, с | 19 | РАСХОД ТОПЛИВА, Л/100 КМ
| Загородный цикл | 8,8 | Городской цикл | 14,1 | Смешанный цикл | 10,8 |
Автомаркет+Спорт № 03/2012 |