Ретро. Ретро-автомобили в Иркутске
Просмотров: 17055
12 Февраля 2010
Теги: ретро

ИРКУТСКОЕ РЕТРО














Раритеты

Проездом через Иркутск Itala выпуска начала XX века — участник пробега Пекин-Париж в 2005 г.

В прошлом номере («А+С» №2) мы достаточно подробно рассказали об истории автомобильного Иркутска. Живых свидетелей этой истории — автомобилей до 1970 года выпуска — осталось немного, их владельцы знают друг друга и неплохо общаются.

История ретро-движения в Иркутске начинается в 2000 году. Весной того года восстановленный автомобиль ГАЗ-М1 Александра Анципировича и Алены Лалетиной демонстрировался на «Сибавтосалоне». Неофициальной датой рождения клуба «Мечта», который объединил любителей старинных автомобилей, считается 12 июня 2000 года, когда на конкурсе «Автоледи» собрались владельцы нескольких машин — ГАЗ-М1, ГАЗ-20 «Победа», ЗАЗ-965А, М-401, Willys, Ford-GPA, Skoda-1202.

Постепенно становилось известно про все новые автомобили, имеющиеся в области. На последующих «Сибавтосалонах» выставлялось множество автораритетов, в том числе довоенные Tatra и DKW Front (как позже выяснилось, далеко не единственные в области), белая «Чайка» ГАЗ-13, двухцветная «Эмка» с весьма качественно отремонтированным кузовом.

К «Эмке» клуба на выставках присоединились «инвалидка» С-3А, несколько ГАЗ-67Б, настоящими «шоустопперами» стали двухцветный Horch 1939 года и белый стильный кабриолет на базе «Москвича-401». В качестве «проекта» выступал двухдверный тентованный кабриолет на базе «Москвич-401». Внимание молодежи привлекал также «Москвич-403» на агрегатах Nissan Laurel, полноприводный автомобиль, изготовленный методом посадки кузова ГАЗ-М20 «Победы» на шасси Toyota Surf, еще одна самодельная «Победа» представляла собой двухдверный «кабриолет» ярко-красного цвета.

Двухцветный Horch, пожалуй, самый известный ретро-автомобиль области

В результате поисков энтузиастами клуба были обнаружены такие редкости, как ГАЗ-М415 (пикап на базе ГАЗ-М1), довоенная Praga Lady, к сожалению, в виде останков кузова, нахлобученного на смесь отечественных комплектующих.

В клубе, вдобавок к уже имевшимся Mercedes-170 и Wanderer W24, появился Steyr-220. На связь с «Мечтой» вышли владельцы таких автомобилей, как Hanomag-1300, уже известный читателям «А+С» по БайкалМоторШоу; нескольких Opel Kadett, Olympia, BMW-321 и BMW-340. Автопарк клуба пополнялся и отечественными автомобилями: ГАЗ-12 ЗИМ; несколько ЗАЗ-965А; «Москвичи», начиная с М-401 и заканчивая экспортным М-403Э.

«Москвичей», «Запорожцев», «Побед» и «Волг» в Иркутске и области вообще, как выяснилось, сохранилось довольно немало; вот только состояние этих автомобилей зачастую ставит под сомнение целесообразность их восстановления.

Нечто подобное можно сказать и о многочисленных останках ГАЗ-67Б и «Эмок», периодически предлагавшихся клубу.

ГАЗ-67 на периферии Иркутской области

Зато впоследствии в «Мечте» появились легендарная ГАЗ-13 и ГАЗ-14 «Чайка», два ЗИС-110, об одном из которых было рассказано в предыдущем номере.

Отдельно можно сказать о машинах с открытыми кузовами типа «кабриолет» и «фаэтон». С какой целью их завозили в нашу область — сказать сложно, однако известно, что в Иркутске имелся, например, фаэтон ЗИЛ-111В, по некоторым сведениям, оставленный в Иркутске после приезда лидера государства (в отличие от увезенной ГАЗ-13Б) и впоследствии обслуживавший свадьбы и другие торжественные мероприятия. Эта машина была продана и исчезла из Иркутска в конце восьмидесятых годов. Та же судьба постигла и фаэтон ГАЗ-А, вывезенный из города примерно в то же время; и уникальный Horch-853А, имевший неплохую комплектность. А вот редкий «кабриолимузин» «Москвич-400-420А», по имеющимся сведениям, остался в области, но в каком состоянии он находится теперь — неизвестно.

Поступали сведения о найденных останках ГАЗ-АА, ЗИС-5, Mercedes-230 и 320, Dodge WC 54 (санитарный вариант «Доджа — три четверти»), Opel Admiral, нескольких ГАЗ-12; Steyr 50; Opel P4 и других машин. В силу того, что их владельцы, несмотря на состояние автомобилей, слишком оптимистично расценивали свои силы в плане их восстановления, в настоящее время большинство этих машин вывезено в металлолом, либо приведено в неподдающееся восстановлению состояние.

Наиболее раритетные представители грузового направления в Иркутске — конечно же, пожарные автомобили на базе ГАЗ-АА, УралЗИСа, МАЗ-200 и ГАЗ-51А, ранее базировавшиеся на СЧ ГУ ФПС по дороге на Байкальский тракт. Кроме того, есть сведения об имеющихся в области грузовиках ЗИС-164, ГАЗ-51А и даже ГАЗ-63А; довольно редком санитарном транспортере ТПК-967 на агрегатах ЗАЗ и ЛуАЗ, грузовиках IFA W50, Robur, AVIA. Из микроавтобусов до сих пор попадаются Nysa, Zuk, Barkas, некоторые еще даже на ходу. Встречаются фургончики ЕрАЗ, а вот их «прародителей» РАФ-977 не осталось. Единственный такой кузов был обнаружен на берегу Байкала.

Редкий вариант ГАЗ-АА с кузовом типа «пикап» — обнаружен в деревне в 400 км от Иркутска

Наиболее популярные в СССР автомобили в наше время часто использовались в качестве рекламных «зазывал». ЗАЗ-965 были задействованы в рекламе иркутских СТО, АЗС, фотостудии в ТЦ «Иркутский», центре детских товаров. Многие также помнят и программу Петра Пинаева «Горбатый», где главным героем был ярко-желтый ЗАЗик. В кабриолете ГАЗ-21 в настоящее время могут сфотографироваться посетители одного из развлекательных центров Иркутска. Розовая «Волга» колесила по городу в качестве рекламы оконных систем. Трактор «системы Фордзон» рекламирует магазин запчастей на улице Трактовой.

В области также есть несколько автомобилей «на постаменте»: это и небезызвестный ГАЗ-АА у здания ГУ МЧС ИО на улице Тимирязева в Иркутске; довольно нелепая поделка из останков ГАЗ-АА в м/р Зеленый, имитирующая известнейшую «Катюшу» БМ-13. ЗИС-5 в районе Култука (сейчас демонтирован).

Экспозиция ретро на БайкалМоторШоу вызывает повышенный интерес

Общение владельцев старинных автомобилей происходит в основном на различных мероприятиях, посвященных жизни города, памятным датам: День Города, День автомобилиста, День Победы, различные мероприятия ГИБДД, открытие Новейшего моста через Ангару, «СибАвтоСалон», Фестиваль автотюнинга, ну и, конечно, БайкалМоторШоу.

Иркутские любители старинных авто поддерживают связь с клубами других городов –Красноярска, Новосибирска, Тулы, Воронежа, Владивостока, Хабаровска, и, конечно, Москвы, Санкт-Петербурга.

Использованы материалы Александра Анципировича, Константина Куликова, Константина Машукова.

Александр Баракин
фото автора и Василия Ларина

Автомаркет+Спорт № 03/2010

Обсудить статью на форуме
Поделиться ссылкой
Другие материалы номера
Важное на форуме

Автофирмы Иркутска







Весь каталог