|
— Экзамен-то вы как-нибудь сдадите, девушка, но
как потом будете ездить, я не знаю. И вообще, зачем вам права?
— Как зачем, мне хотя бы по работе предстоит ездить, служебный
автомобиль выдадут.
— Зачем вам самой ездить? Пусть ваша фирма наймет водителя и катайтесь
спокойно. Я бы вот куда-нибудь устроился, а то здесь платят совсем мало.
Такой диалог как-то вышел между будущей автомобилисткой и ее
инструктором по вождению в автошколе. Шутил мужик или искренне
придуривался, но общий настрой наших автошкол к своему делу передавал
верно. Весь принцип обучения даже в этой продвинутой школе сводился
только к одному — обеспечить высокий процент сдачи экзаменов. А учиться
ездить, как говорили инструкторы, будете на своих машинах. Потому весь
процесс обучения сводился к штудированию правил и тренировке
обязательных упражнений по вождению — трогаться в горку с ручника,
парковка задним ходом, разворот в стесненных условиях и другие.
Бесспорно, вещи крайне полезные в современных условиях, но почему-то в
автошколах напрочь отказались давать человеку( в том числе женщинам)
хотя бы общие представления о конструктивных особенностях автомобиля,
заодно лишив естественного чувства машины в процессе живого освоения и
вождения. Например, в этой школе учебные автомобили вместо штатных
замков зажигания были оборудованы кнопками запуска, а во время движения
на перекрестках инструктор активно помогал своими педалями сцепления и
тормоза, не давая заглохнуть, а заодно убивал навыки управления
автомобилем у курсантов.
Справедливости ради стоит заметить, что преподаватели
вовсе не открещивались от дачи знаний матчасти курсантам любительской
категории, но факультативно. Мол, люди сами того не желают. И это верно,
вникать в тайны устройства автомобиля современная категория «В»
справедливо не желает, поскольку прошли те дикие времена, когда
водитель-любитель и слесарь были в одном лице. И потом, далеко не всякий
профи старой школы сможет внятно объяснить принцип работы и особенности
эксплуатации иностранных автомобилей, тех же японских. Но я считаю, что
элементарные сведения на уровне «веселых картинок» об особенностях
работы основных узлов и агрегатов давать нужно в обязательном порядке.
|
Отделочный пластик «пучится» и
деформируется |
А то получается, что любитель выходит из школы со
странным набором знаний. Надрессирован в отношении ремней безопасности,
ручника, световых сигналов, а завести правильно двигатель не умеет. Вот
как эта девушка, о которой идет речь. Ей никто не объяснил, как устроен
ключ зажигания ( их вообще не было на учебных машинах), и что происходит
во время запуска. Почему ключ надо сразу отпускать после пуска, чтобы не
разбить стартер, а не держать дальше для «надежности». Новоиспеченный
водитель не понимал, что происходит в автомобиле в момент нажатия на
педаль сцепления, при переключении передач и что значит «торможение
двигателем». Как агрегат, который призван разгонять и везти, может
тормозить? Позиция преподавателей здесь очевидна — вопросы грамотной
эксплуатации — дело личное и наживное, пусть и через угробленную технику.
Весь груз практических опытов и азбучной истины ложится потом на плечи
собственного автомобиля и того человека, кто оказывается в положении «свободного
надзирателя», будь это муж или еще кто. Лишние седые волосы и
неформальные словесные упражнения ему гарантированы на два-три месяца,
пока процесс реального освоения машины и дорожной обстановки не закончит
свою начальную стадию.
Одно позитивное можно отметить в данном случае —
учебной машиной в школе был почти новый ВАЗ-2110, такой же, какой
оказался служебным автомобилем на работе. Этой «десятке», собственно, и
посвящен материал, хотя именно женщины-«новобранцы» в качестве водителей
придали опыту эксплуатации определенный колорит.
Три женщины и одна «десятка»
То, что наши женщины способны на многое, не
сомневались даже в позапрошлом веке, что уж говорить о нынешнем. В том
числе им пришлось осваивать вождение отечественных автомобилей в
современных дорожных условиях, а это, судя по всему, не коней на скаку
останавливать. Но я не столько о женской доле, сколько об особенностях
ВАЗ-21102, что достался моей героине «по наследству» от фирмы для
служебных разъездов. По меркам средней продолжительности автомобильной
жизни — это был совсем свеженький экземпляр, буквально двух лет от роду
и меньше 48 реальных тысяч километров на спидометре. Но это все же был
автомобиль отечественный и с не совсем типичной биографией. На фирму он
покупался новеньким у местного дилера с гарантией, а ездили на машине
две сотрудницы, которые сели за руль после школы и, разумеется, учились
ездить именно на этой «десятке». Передавалась машина, как уже ясно,
такой же «зеленой» сотруднице, которой, в отличие даже от многих мужчин,
тоже предстояло освоить российскую механику в повседневных городских
поездках. Весь предыдущий опыт — это минимум навыков в автошколе и
короткий промежуточный опыт на «японце» мужа. Ровно до того момента,
пока слегка не тюкнула «мордочку» «японца» о заборный столбик. И все же
настоящие стрессы начались сразу после передачи ключей на служебную
«десятку».
|
Добиваясь плотного закрывания, капот
примяли руками |
Вместе с ключами в хрупкие женские руки, уже успевшие
почувствовать азарт управления автомобилем, перешло весьма
содержательное и беспокойное хозяйство. В целом машина после капитальной
мойки и химчистки смотрелась как новая. В огромном багажнике лежал
комплект японской зимней резины, пятилитровая банка тосола на замену,
масло на доливку, сверточек инструментов размером с косметичку, да и все
текущие технические вопросы, в общем, были решены. Кузов после мелких
аварий отремонтирован, в коробке заменено масло (между прочим, синтетика
Mobil), заменены диск сцепления и пыльники ШРУСов, а также устранены
возникшие было перебои в работе двигателя, точнее, восстановлены его
динамические характеристики. Как сказала прежняя хозяйка, а ей, видимо,
сказали в гарантийном сервисе, где обычно обслуживалась машина, причина
отсутствия тяги под газом заключалась в «заклинившей» свече. Что это
такое, новая хозяйка не понимала, но приняла как есть, ведь перебоев
больше не было, и двигатель с распределенным впрыском после
«расклинивания» свечи тянул нормально, даже отлично. Вместе с тем багаж
врожденных и приобретенных болезней у машины оказался таким весомым, что
чуть было не раздавил неокрепшую психику молодой «патриотки»
отечественного автопрома.
Осваивать самостоятельно механическое управление в
городе всегда для всех тяжело, особенно психологически, но на этой
машине сей процесс был сопряжен и с тяжким физическим трудом. Сцепление
после ремонта почему-то оказалось очень тугим и заклинивало в середине
хода, передачи включались плохо, а главное, руль перезатянут так, что
едва поворачивался даже на ходу. А на месте на асфальте провернуть его
было так же трудно, как штурвал проржавевшей чугунной задвижки. Вот
когда хозяйка пожалела, что в детстве вместо музыки не занималась
троеборьем. Жать на педаль тормоза тоже надо было во сто крат сильнее,
чем когда-то на педальки пианино. Даже видавший виды парковщик на
стоянке, еле втиснувший «десятку» в свободный «карман», в сердцах
воскликнул: «Врагу бы не пожелал такую машину!». При этом никак не мог
представить за ее рулем столь миниатюрную даму. Все женщины на эту
стоянку заезжали исключительно на иномарках.
Кроме того, во время разгона после переключений
передач и на грубых колдобинах под капотом раздавался такой
металлический грохот, что сразу возникал вопрос — не двигатель ли сейчас
вывалится? Все это не шло ни в какое сравнение с семейным «японцем». И
даже с той «десяткой» в автошколе, на которой отъездила двадцать два
часа (хотя записали положенные 30) и успела проникнуться к машине
позитивным отношением. В общем, первые полдня освоения машины
закончились слезной драмой дома и бутылкой пива «с горя». Вхождение в
великое шоферское братство состоялось. Второй день
национал-патриотического воспитания начался с болей в руках и посещения
сервиса.
Тысяча и десять
отличий
Но если бы все дело было в регулировках! Во многом
безграмотно спроектированная, безответственно собранная, гарантийно ни к
чему не обязанная — два года службы под женскими каблуками для «десятки»
даром не прошли. Благо в качестве моторного масла для машины изначально
выбрали синтетику Mobil 5W-50, что как-то страховало от возможных
перегрузок. Двигатель работал без посторонних шумов и стуков, масло не
расходовал. К тому же явно отмытый, блестел чистотой и здоровьем, без
каких-либо инфекционных потеков. Но почему-то пробег после замены масла
уже перескочил рекомендованный на несколько тысяч, и масло в поддоне
изрядно почернело. Более того, в ужасном состоянии находилась система
охлаждения, где почему-то плескалась абсолютно ржавая жижа, а
расширительный бачок изнутри успел зарасти коричневой коркой. Что,
водительницы виноваты? Или их учителя? Может быть, но куда,
спрашивается, смотрели в гарантийном сервисе, где машина регулярно
бывала на очередном и внеочередном обслуживании?
Кузов с нескольких метров красиво переливался краской
металлик, но вблизи многочисленные сколы, промятости, просевшие от
постоянно груженого багажника задние пружины, а также колесные диски с
вмятинами на ободах придавали машине штрихи реальной и нелегкой
эксплуатации. Большие вмятины от рук были на кромке капота, в районе
замка. Работа охранной системы требовала плотного запирания, чего
«зазористый» кузов «десятки» обеспечить не мог. Для нормальной
постановки на охрану часто приходилось «дожимать» капот, налегая на него
всем весом. Впрочем, если бы только капот был таким «непритертым».
Невнятно и с заеданиями работали все замки на дверях, уплотнения дверных
стекол «проросли» из своих пазов, пластиковая отделка поскрипывала и
погромыхивала, а за конструкцию крышки бардачка ВАЗовцев следовало бы
вообще выпороть, если рыночная конкуренция их ни чему не учит. Сам
бардачок достаточно емкий и даже с подсветкой, но механизм открывания
сделан с такой «любовью», что можно сломать ногти или вывихнуть пальцы!
При этом можно и не открыть. Ручки привода стекол (мясорубки) работали с
такими люфтами и такими усилиями, будто просили их не трогать вовсе.
Одна задняя свое уже отработала и покоилась в кармане двери. Пластик
интерьера оказался не только шумным, но и вообще не качественным по
сборке и фактуре. Про щели и кривые зазоры можно молчать, но почему
всего за два года в отдельных местах пластик вспучился и деформировался,
будто пережил пожар? Семейный «японец» имеет возраст более тринадцати
лет, а пластик интерьера у него до сих пор как новый! А ведь речь идет
не о «десятке» первой волны, а о модели 2000 года выпуска.
Кроме того, в машине не работали сигнал и датчик
уровня топлива. Первый замолчал не так давно, а второй не функционировал
с самого начала. По гарантии почему-то его тоже не оживили. Благо
срабатывал сигнал минимального запаса, по которому и ориентировали заезд
на АЗС. А еще при полностью выкрученных колесах на ходу из передних ниш
доносился душераздирающий скрежет. Это колеса вполне штатного размера
175/70 R13 упирались в пластиковые брызговики, в которых к тому времени
уже протерлись дыры. Честно говоря, лично мне было не по себе от мысли,
что на таких «дровах» вынуждены были ездить женщины.
Первое посещение сервиса, и совсем уже не
«фирменного», а просто внушающего доверие, принесло приятные плоды. Там
ослабили рулевое, подрегулировали сцепление, заменили сигнал,
отрегулировали ручник, и машина сразу же подобрела к своей новой
хозяйке. С «десятки» будто сняли оковы и маску злой мачехи. Тем не менее
добиться желаемых результатов до конца не удалось. Руль стал легче, но
все равно не легким при маневрах на малых скоростях и на месте.
Ослаблять дальше механик не посоветовал, мол, в таком случае рулевое
начнет стучать и появятся люфты. Полегчало сцепление, но не перестало
заедать в середине хода. Сказали, что либо распушился трос, либо
сцепление на грани смерти. «А как же тот факт, что его на днях меняли?»
— наивно вопрошала владелица. «Смотря как меняли, если вообще меняли,» —
сочувственно парировали механики.
Оставался и тот коварный грохот под капотом при смене
режимов движения и на колдобинах. Сначала подозрения пали на коробку
воздушного фильтра, которая выскочила из резиновых креплений и
болталась. Кто придумал ее так расположить под капотом, должен быть
уволен немедленно. Я уж не говорю о том, что для замены фильтра надо
долго крутить четыре болта, чтобы снять крышку. Вся коробка зачем-то
вынесена к передней панели капота, а из своих креплений вырывается из-за
того, что снизу «борется» за место с патрубком системы охлаждения! При
этом в целом места под капотом более чем достаточно. Коробку фильтра с
трудом закрепили, но от грохота машину не избавили.
Тогда механики проверили состояние подушек двигателя.
Оказалось, что нижняя разбита — двигатель вместе с коробкой ходили
ходуном. Судя по всему — результаты жесткой манеры езды, присущей всем
начинающим и всем «спортсменам». Так что первое посещение сервиса не
столько избавило от проблем, сколько их увеличило. Эта подушка у
«десятки» оригинальная, выполненная одним целым с кронштейном, и стоит
недешево — 400 рублей.
Укрощение строптивой
Первые сотни километров так и проходили между
поездками по делам, по магазинам запчастей и по сервисам. Хозяйка
открывала для себя доселе невиданные товары, услуги и круг для общения.
В лексиконе появилось много новых слов, смысл которых оставался не менее
загадочным, чем жизнь каких-нибудь квазаров и пульсаров далекого
космоса. Как-то по наводке знакомых пришлось посетить один «престижный»
гаражный сервис, чтобы договориться на ремонт сцепления. Там среди груды
автомобильного хлама и масляных луж копошились три чумазых мастера с
закатанными по локоть рукавами. Девушка в блузке и на каблуках стояла
здесь, как Жанна Д'арк перед инквизиторами. Мужики назначили время, но
сами в тот день не появились — было воскресенье, не рассчитали сил
накануне.
Кстати, от каблуков пришлось отказаться с началом
эксплуатации машины. При всей вычурной опциональности, машина имеет
массу эргономических и технологических просчетов, нивелирующих многие
блага, предусмотренные штатно. Здесь, например, подкупает автоматическая
подсветка салона и замка зажигания после посадки, отдельная подсветка
для водителя, корректор фар, датчики слежения за уровнем масла и
эксплуатационных жидкостей, в заднем диване предусмотрен откидной
широкий подлокотник, а вместе с ним столик для стаканов и сквозной люк в
багажник для перевозки длинномеров. Руль регулируется по высоте! Есть
регулировка яркости подсветки приборов! Есть широкая опора для левой
ноги. Климат-контроль опять же имеется.
Но при этом эргономисты водительского места, если и
предполагали женский индивид, то явно мужиковатого сложения.
Женщину-путейца или еще какую несчастную работягу. Кресло, мало того,
что ездит по какой-то дурацкой траектории, еще и не хочет ездить без
приложения грубой силы. Если надо подстроить, а сзади сидит пассажир, то
тяговой силой в таком случае становятся ноги пассажира. Ступени
регулировки подушки и спинки слишком большие, точно по себе настроить
трудно. Треугольник кресло-педали-руль проектировались явно не на
средний женский рост. Оптимальную посадку, чтобы и ноги на педали
ложились правильно, и руки на руль тоже, подобрать не удается. Само
кресло, в общем-то, неплохое по профилю и жесткости, но почему нельзя
было просто сделать регулировку подушки по наклону и не добавить
регулировку подпора поясницы?
Кроме того, плохой руль. Материал обода скользкий, а ступица «бибикалки»
слишком далеко выходит за плоскость обода. При рулежке с перехватами
легко зря напугать людей. Педали тормоза и сцепления тесноваты. Рычаг
коробки провальный по всем функциям. Если в «спортивном» режиме включить
вторую, то можно повредить пальцы о рукоять стояночного тормоза! Первая
и задняя передача, бывает, включаются с таким заеданием, что рука с
непривычки может соскользнуть с ручки и врезать «хук» по передней
консоли. Дубовому пластику ничего, а вот нежная женская кисть страдала.
Боковые зеркала дают хороший правильный обзор, но способ их настройки и
труден, и малоэффективен — диапазон регулировки крайне узок, будто
эргономисты руководствовались только своим ростом и пропорциями тела.
Клавиши управления по бокам приборного щитка тоже не
могут называться удачными, но главное, кнопка включения внутренней
циркуляции воздуха оказалась затерянной и совсем неинформативной. В
машине была отвратительная вентиляция, пока случайно не обнаружили
нажатой малозаметную клавишу со странной символикой в виде пунктирного
кружочка. В книге по устройству, ставшей для владелицы библией, удалось
откопать назначение таинственной кнопки. Еле получилось эту клавишу
отжать, буквально отверткой выковыривали из гнезда. Зато результат
превзошел ожидания — на ходу из дефлекторов задуло так, как на второй
скорости вентилятора, а у «десятки» по производительности это, как у
«японцев» на третьей. Шуму, правда, еще больше. Третью скорость и вовсе
включать страшно. Будто тебя подхватил смерч и вот-вот унесет в небо.
Клавиша аварийной сигнализации страдает такой же
«четкостью» включения. Нажимается, а отжиматься не хочет, будто на всю
жизнь записала автомобиль в аварийные. Как-то на оживленном перекрестке
машина заглохла, а двигатель не заводился — заглючил иммобилайзер.
Включила аварийку, а когда завела, утопшая кнопка «всплывать» не
пожелала. Так и ехала на аварийке какое-то время, пока не остановилась и
ногтями не выцарапала эту чертову клавишу. «Дворники» лобового стекла
ленивы — слишком много места оставляют у левой стойки, которая и без
того здорово мешает левому обзору.
|
Организацию места для задних пассажиров
можно признать хорошей |
Разбитую подушку заменили на новую, но грохот не
исчез. Сцепление уже в другом сервисе еще раз отрегулировали, но
сказали, что это последняя регулировка. Заедать оно перестало, но стало
проваливаться. Это приговор окончательный, и на повестке дня повис
вопрос о замене сцепления в сборе, причем только на импортное. Выбор пал
на Valeo — и не самое дорогое, и отзывы отличные. Опять, стало быть, в
сервис. После демонтажа там подтвердили, что старое сцепление было на
грани, а заодно предложили поменять шаровые. Мол, одна люфтит, а в
сервисе как раз есть комплект. Пришлось соглашаться, тем более, здесь за
замену сцепления брали заметно дешевле. Кроме того, по подсказке
«независимых» экспертов наконец-то устранили грохот под капотом. Как и
подозревалось, после провала теории о кожухе фильтра проблема оказалась
в непосредственном контакте картера коробки и защитного поддона, которые
бурно взаимодействовали при жесткой смене режимов движения. Это был
своего рода индикатор мастерства: чем больше набиралось опыта вождения,
тем меньше гремело железо. Но совсем этого избежать было нельзя. В
сервисе сделали проставки в креплении защитного листа, и наступила
тишина. Вместе с новым сцеплением, работа которого оказалась чудесной,
«десятка» совсем преобразилась. К тому же почти ежедневные поездки в
50-150 км в городе и по трассе успели закалить характер, закрепили
навыки вождения и заставили привыкнуть к машине. Она даже по-своему
полюбилась, хотя высокий уровень шума от двигателя и панелей салона
непременно сказывались на самочувствии, а далекие от идеала эргономика и
управление выматывали физически.
Снять наследство основных технических проблем удалось
примерно за месяц, что обошлось в пять с лишним тысяч рублей. А где-то
через два-три месяца интенсивного вождения, включая центр Иркутска,
когда личный опыт уже измерялся 5-6 тысячами км, можно было говорить о
стадии «чайника» как пройденной. Эмоциональный период открытий и ошибок
сменился рациональным осмыслением действительности и совершенствованием
водительских навыков.
По течению и
против
Настало время оценить положительные качества машины,
которые сквозь кучу недостатков пробиваются двумя фундаментальными
зернами. Это динамические свойства и характеристики подвески. Двигатель,
как и подозревалось, был чистым благодаря мойке. Потом он благополучно
стал «свинячить» в районе крепления крышки, шланга рециркуляции, гнезда
щупа. Но свою квалификацию даже после трех «учениц» пока не растратил,
масло не расходует и вполне экономичен — в среднем семь литров на сотню.
Мощности и тяги хватает и для хорошего ускорения, и для надежного
движения «внатяг». Очень хорошо согласован с третьей передачей, на
которой в городе выкладывается оптимальным образом: и «выстрелить»
позволяет, и заглохнуть на малой скорости не даст — вплоть до 15 км/час.
Ну а на трассе даже пятая передача имеет неплохой динамический
потенциал. На груженой машине с 80 км/час позволяет набирать скорость в
затяжной, пусть и не самый крутой подъем, при этом двигатель не
переходит на болезненный хрип. Впрочем, об интенсивности разгона в таком
случае говорить не приходится.
|
В эргономике водительского места можно
найти массу просчетов |
Подвеска у «десятки» в своем классе, пожалуй,
обладает самой высокой энергоемкостью, то есть просто-таки
патриотической приспособленностью к родным дорогам. Все, что хуже
свежеуложенного асфальта, подвеска глотает с какой-то патологической
страстью. И чем уродливей неровности, тем веселей отрабатывает их
машина. Причем на любой скорости. Ям перестаешь бояться, как на
цельномостовом джипе. Хозяйка как-то в темноте угодила в глубокую яму с
острыми краями (виноваты исключительно дорожники), край диска в месте
удара сложился «пополам». Но при этом удар не показался смертельным, а
стойка едва ли была пробита (шину, кстати, тоже не пробило!). И вообще,
все стойки подвески пока сухие, хотя подобных ударов, судя по состоянию
дисков, за полсотни пробега случалось немало.
Но не надо думать, что свойства подвески статичны и
сбалансированы. Чем больше загружена машина, тем она жестче и громче в
работе, а большие ходы подвески заметно сказываются на курсовой
устойчивости. На ямах и волнах «десятка» склонна к раскачке с большими
амплитудами, а в поворотах излишне кренится, одновременно жестко работая
нагруженными стойками.
Слава создателям, что машина не отказывала в работе
где-нибудь в дороге, а ведь ездить приходится за десятки километров от
города. И вообще, пока не «подставляла» техническими «выходками». Впрыск
не барахлил, система зажигания в норме, электрика тоже, если не считать
сошедших с ума датчиков контроля за уровнем масла и жидкости омывателя.
Шины и те не прокалывались, избавив от роли в картине «дама с
баллонником». Но был случай, когда хозяйка захлопнула двери с
оставленными ключами в замке. Пришлось вызывать «Автопилот», специалисты
которого вскрыли дверь за две минуты, взяв за это 260 рублей. Впрочем,
самопроизвольно замыкающийся замок водительской двери не гарантирует,
что можно избежать подобного в будущем.
Проблема становления молодой автомобилистки оказалась
в другом — в отношении к ней на дорогах. И дело даже не в
коллегах-водителях. Среди них есть и отпетые сволочи, и настоящие
джентльмены, а со временем тактику вождения перенимаешь и становишься
своим, в том числе среди угорелых иркутских водителей. Сложности были в
ориентировке на местности, особенно в темное время суток. Иркутск
совершенно враждебный город по отношению к неопытным водителям. Многие
главные дороги напрочь лишены указателей маршрутов, съездов и выездов.
Чтобы не заблудиться, надо все знать на память, а это дается только
практической «навигацией». В темноте дело усугубляется отсутствием
освещения на многих дорогах, в том числе выездных. Вот, например,
объездная в Ново-Ленино. Скорость на ней ограничена до 60 км/час, как в
городе, а при этом обустроена хуже проселочной дороги. Ни освещения, ни
разметки, ни ровных краев асфальта, ни путних знаков. Первый выезд по
этой дороге в темноте растянулся на целый час — два раза незнакомая
местность «уводила» машину не в том направлении. https://spb-evacuator.ru Это был очередной
стресс, в котором виновна только дорожная служба и городские власти.
Вместе с тем переходный этап из «чайников» в «зрелые»
совпал с межсезоньем, подготовкой к зиме и первым опытом зимней
эксплуатации. Вот когда «десятка» открылась еще с одной стороны своих
порочных и добродетельных свойств. К сегодняшнему дню с момента
эксплуатации у третьей хозяйки прошло всего пять месяцев, за которые
пройдено ни много ни мало девять тысяч километров. Но все особенности
зимней эпопеи лучше описать попозже, когда станут известны результаты
некоторых технических «экспериментов».
В. ЛАРИН. Фото автора
"Автомаркет+Спорт" №01 09.01.04
|