Обзавестись автомобилем мечтает каждый. Но вот
прикупить к своему «Москвичу» или ВАЗу еще пару машин на все случаи
жизни уже некоторым не под силу, да и много ли коллекционеров машин —
кабриолетов, седанов, внедорожников? Но ведь есть фанаты, для которых
собирание автомобилей — хобби, а для коллекции им не нужны огромные
гаражи, хватит и обычной квартиры. Просто хобби это — моделизм.
Занятие моделизмом давно известно. Но тем не менее
с каждым годом в нашем регионе появляется все больше людей, этим
увлеченных, а соответственно, увеличивается предложение на рынке,
появляются более качественные модели.
Истоки моделизма
История
коллекционирования масштабных моделей насчитывает без малого семьдесят
лет. Жестяные игрушки, напоминающие те или иные марки автомобилей,
появились в Германии, в городе Нюрнберг, в котором было сосредоточено
огромное количество ремесленных мастерских и частных умельцев, создающих
игрушечные «самоходные экипажи». Есть и другая версия — французские
коммивояжеры, продававшие автомобили, возили с собой точные модели —
копии предлагавшихся автомобилей для того, чтобы покупателю легче было
представить свое приобретение. А самый популярный масштаб 1:43 выбрали
после многочисленных консультаций с инженерами, художниками и врачами.
По мнению многих специалистов, модели именно такого масштаба
одновременно и наглядны, и просты в изготовлении. Спустя некоторое время
появились модели и других размеров, кратные или близкие по кратности к
43 — 1:87, 1:160, 1:124, 1:12. Как видим, будущим коллекционерам есть
где разгуляться.
Во Франции Андре Ситроен счел необходимым выпускать игрушечные модели
своих автомобилей, дабы воспитать в ребенке техническую культуру и
вырастить будущего клиента. Игрушки-модели автомобилей компания Citroen
выпускала на протяжении пятнадцати лет с 1923 по 1938 годы. А старая
добрая Англия и вовсе считается страной, подарившей миру само увлечение
моделями и новый вид хобби — коллекционирование миниатюрных копий
техники. Известно даже, что сам Уинстон Черчилль собирал модели
автомобилей.
В
1914 году американская фирма Tootsiety выпустила литые оловянные модели
автомобилей Ford T, став таким образом пионером нового направления в
производстве моделей (до этого модельки изготавливались из белой жести).
Известная сегодня во всем мире французская фирма Solido была основана в
ноябре 1934 года и стала выпускать литые автомобильчики — так
несколькими фирмами к концу тридцатых годов было положено начало
производства моделей, дальнейшее развитие которых продолжилось уже после
второй мировой войны. Причем производители не придерживались
определенного масштаба и делали модели такого размера, чтобы и
двухэтажный лондонский автобус умещался в спичечном коробке.
В
50-х годах изготовление игрушечных автомобилей из белой жести
переместилось в Японию. В период экономического подъема производство
моделей достигло огромного размаха. Уже тогда на рынке появляется фирма
Bandai, выпускавшая игрушки очень высокого качества. А спустя некоторое
время фирма начнет выпускать комплекты для самостоятельной сборки
автомобилей.
Огромный вклад в развитие масштабных моделей,
адресованных в первую очередь коллекционерам, внесла итальянская фирма
RIO. На большинстве ее моделей ничего не открывалось, обилие мелких
деталей и более высокая цена подчеркивали, что это уже не столько
красивая игрушка, сколько коллекционный вариант. Многие фирмы,
продолжавшие делать модельки, к концу 70-х годов приходят в упадок и
сходят со сцены. В производстве масштабных моделей стали использовать
самое современное оборудование, компьютерное проектирование, а также
новейшие технологии.
Всего помаленьку, или с чего начать
Тема
коллекции может определяться от пристрастий человека, в основу может
закладываться либо масштаб, либо отдельная марка или класс — например,
только родстеры. Можно и вовсе взять отдельный исторический период и
собрать, например, автомобильную историю России. Сейчас в этом нет
проблем, наш иркутский рынок моделизма, несмотря на всю свою
отдаленность от цивилизации, все же радует разнообразием выбора.
Например, можно встретить как самые первые русские автомобили —
Руссо-Балт, так и десятое семейство ВАЗ — универсалы, седаны и хэтчбеки,
причем в разнообразных модификациях — «скорая», «милиция» или
гражданские варианты.
Если вы уже сейчас определили тему своей будущей
коллекции, то нужно будет подумать о масштабе. Наверное, здесь все же
нужно определиться сразу. Например, существуют сверхминиатюрные копии, с
которыми наши российские коллекционеры познакомились всего лишь десять
лет назад. Они выпускаются немецкой фирмой Herpa и были выполнены в
масштабе 1:200 методом литья из специальных сплавов. Несмотря на всю
свою миниатюрность, модели отличались тончайшей проработкой всех
деталей, включая даже фирменные эмблемы на радиаторной решетке. Но спешу
огорчить, моделей с таким масштабом в Иркутске вы не встретите,
поскольку стоят они немалых денег.
Далее идут масштабы 1:160, 1:112 и 1:87, они в
основном связаны с железнодорожным моделированием. Среди всего этого
наиболее распространен восемьдесят седьмой, который идет как начинающий
среди большинства коллекционеров. Также этот масштаб известен по копиям
военной техники. И здесь Иркутск не совсем отстает от цивилизации —
представлены КАМАЗ, УРАЛ, в общем, все те машины, которые используются в
нашей армии. Что касается чисто военной техники, то здесь можно только
довольствоваться так называемыми «китами» (от английского KIT —
комплект) для самостоятельной сборки, причем все они отечественного
производства — завода «Красная Заря», поэтому цены не столь «кусачие».
|
«Танки грязи не боятся» — модели ЗИЛ-131 |
Самый популярный масштаб — это, конечно, сорок
третий. Моделей в этом масштабе выпускается, наверное, больше, чем самих
автомобилей. Перечислить все фирмы, работающие в этом секторе, просто
невозможно, по предварительным подсчетам их около двух сотен. Наверное,
самые распространенные материалы, из которых делают эти модельки, —
металл да пластмасса. На нашем рынке в основном представлены модели для
начинающих коллекционеров, где главное достоинство — открывающийся
капот, двери и иногда крышка багажника. Но настоящими моделями считаются
стендовые копии, изготовленные из металла или специальных смол и
содержащие иногда более ста деталей, в крупных городах они получили
наиболее широкое распространение. Причем изделия наших мастеров
пользуются просто бешеным спросом не только у себя на родине, но и за
границей, где такие игрушки для взрослых могут стоить до $200. Наверное,
только из-за своей цены они не получили еще широкого распространения в
Иркутске.
Аристократами
среди моделей считаются крупномасштабные копии — 1:24, 1:18, 1:12 и 1:8.
Такие гиганты могут выпускаться лишь в двух видах — готовые и «киты»,
которые содержат до двухсот пятидесяти деталей.
Но есть и совсем уникальные в своем роде модельки,
которые украшают автомобильные музеи и кабинеты директоров
автопроизводителей, их цена колеблется в зависимости от материала
изготовления — серебро, золото или вовсе платина. Цена может доходить до
$5000.
Уникумы
Найти
что-либо интересное на нашем рынке практически невозможно, торговые
точки, которые занимаются продажей моделей, предлагают почти одинаковый
ассортимент. Поэтому если ваша коллекция уже имеет обычные модельки, а
вам захотелось чего-нибудь уникального, то поможет лишь Internet. Именно
там можно встретить разнообразные предложения по продаже антикварных
моделей прошлого века, у которых зажигаются фары, гудят сигналы, а
некоторые благодаря сложным заводным механизмам еще способны и ездить.
Все предложения по уникальным машинкам немецкого производства, некоторые
фирмы уже стали страницей истории. Bing, например, когда-то выпустила
такси, где был действующий таксометр! Конечно, и раньше такие игрушки
стоили дорого, а сейчас и подавно — сотни, а то и тысячи долларов. Но
если вы истинный коллекционер, то цена не главное.
|
Toyota 2000 GT — такое предложение можно
встретить лишь в Internet, по цене $70-200. Настоящий эксклюзив не только
среди моделей, но и машин. |
Или вот еще один пример того, насколько продвинулись
в деле моделирования германские производители. Herpa, авторитетный
производитель в масштабе 1:87, иногда выпускает ограниченные версии
1:43, причем из пластика — к примеру, Ferrari (Testarossa, 348, F40),
при этом у модельки открываются капот, багажник и дверцы, причем
качество проработки деталей на самом высшем уровне, соблюдены все
пропорции и масштаб. Что и говорить, появление качественно новых моделей
обостряет конкуренцию и вынуждает другие фирмы придумывать что-то свое.
Ведь изначально у ручных масштабных копий ничего не открывалось, кузов
был цельной деталью с аккуратно прорезанными щелями, именно такой стиль
не сразу, но постепенно завоевал уважение. А сейчас мы становимся
свидетелями зарождения новой эры моделестроения, что же будет лет через
пятнадцать? Наверняка на смену сегодняшним материалам придут
какие-нибудь фантастические технологии.
Наблюдается на рынке моделестроения и еще одна
тенденция — перенос производства в страны с более дешевой рабочей силой,
например, в Китай. Для нас Китай ассоциируется с дешевым ширпотребом,
который мы привыкли видеть на рынке «Шанхай», но для европейцев эта
страна является чем-то вроде «золушки» — хорошие результаты работы за
малые деньги. Причем качество изготовления моделек находится на высшем
уровне, в этом я убедился на личном опыте. Модели фирмы Minicamps
заказываются и разрабатываются в Германии, а сборка осуществляется в
Китае — качество высокое и цена не кусается. Эта фирма достаточно широко
представлена на нашем рынке.
Долгожданная покупка
Добрались
до самого интересного — до покупки долгожданной модельки, но вот беда, в
Иркутске нет специализированных магазинов по продаже такого товара.
Поэтому обойдя все крупные магазины, мы пришли к заключению, что
пополнить коллекцию (или начать ее) можно лишь в трех торговых точках —
«Мир Игрушки» (улица Красных Мадьяр), ТЦ Иркутский, павильон 39А и
Детский Мир, расположенный на улице Урицкого — именно там представлен
наиболее широкий выбор как моделей, так и производителей. А поставщик
моделей в наш регион практически один — Китай. Не пугайтесь, все фирмы
достаточно известны на мировом рынке — Auto Art, Maisto, лицензионный
Minichamps, Welly, Cararama и единственный настоящий европейский
производитель — Bburago, Италия.
Ценовой
диапазон достаточно широкий — от 140 до 1600 рублей. Представлен также и
отечественный производитель — фирма «Агат» со всевозможными моделями
грузовой техники и практически всем рядом легковых автомобилей — ГАЗ,
ВАЗ, «Москвич». Отметим, что качество некоторых экземпляров очень
радует, и по соотношению цена/качество такой выбор будет вполне удачен.
Единственное, чего вы не найдете у нашего производителя, так это
импортные автомобили, хотя есть даже версия раллийного КАМАЗа.
Если вы все-таки хотите рьяно собирать, например,
коллекцию Audi TT, то и это вполне возможно. Фирма Auto Art наштамповала
как родстеров, так и купе, цены вполне демократичные — около 300 рублей.
Есть и вовсе эксклюзивный ряд от Minicamps — Lamborghini Diablo или
Porsche 911 Targa по ценам около 800 рублей в масштабе 1:43. Причем
модельки уже стоят на подиуме и имеют прозрачную крышку, что хорошо для
дальнейшего хранения.
А
если вы собрались коллекционировать легендарных представителей
Детройтского барокко, то можно начать с Cadillac Eldorado, несомненно,
розового цвета от Maisto по цене 500 рублей в масштабе 1:87 с прекрасной
деталировкой и открывающимся капотом, под которым можно даже обнаружить
некое подобие двигателя.
Из интересных моделей можно остановиться на версиях
WRC, которые представлены Mitsubishi Evo VII, Impreza WRX, Ford Focus, а
также другими не менее известными моделями. Изготовил их также
Minichamps, масштаб 1:43, цена 1600 рублей, поверьте, они того стоят.
Для поклонников Camel Trophy есть даже знаменитый багги Шлиссера.
А тем, кто хочет начать собирать мотоциклы, стоит
обратить внимание на продукцию Welly по ценам от 125 рублей. В общем,
всего и не перечислишь. Коллекционная суета — сплошное удовольствие,
ведь не зря же есть люди, которые любят тихими вечерами возиться с
крошечными авто, мотоциклами или самолетами.
Олег СЫЧЕВ.
Фото автора
"Автомаркет+Спорт" №01 09.01.04
|