Альтернатива. Масштабные модели автомобилей
Просмотров: 6292
26 Июля 2012
Теги: хобби
 Статья из архива (2004 год)

МОДЕЛЬ НЕ ИГРУШКА


модели
 

Обзавестись автомобилем мечтает каждый. Но вот прикупить к своему «Москвичу» или ВАЗу еще пару машин на все случаи жизни уже некоторым не под силу, да и много ли коллекционеров машин — кабриолетов, седанов, внедорожников? Но ведь есть фанаты, для которых собирание автомобилей — хобби, а для коллекции им не нужны огромные гаражи, хватит и обычной квартиры. Просто хобби это — моделизм.

Занятие моделизмом давно известно. Но тем не менее с каждым годом в нашем регионе появляется все больше людей, этим увлеченных, а соответственно, увеличивается предложение на рынке, появляются более качественные модели.


Истоки моделизма

моделиИстория коллекционирования масштабных моделей насчитывает без малого семьдесят лет. Жестяные игрушки, напоминающие те или иные марки автомобилей, появились в Германии, в городе Нюрнберг, в котором было сосредоточено огромное количество ремесленных мастерских и частных умельцев, создающих игрушечные «самоходные экипажи». Есть и другая версия — французские коммивояжеры, продававшие автомобили, возили с собой точные модели — копии предлагавшихся автомобилей для того, чтобы покупателю легче было представить свое приобретение. А самый популярный масштаб 1:43 выбрали после многочисленных консультаций с инженерами, художниками и врачами. По мнению многих специалистов, модели именно такого масштаба одновременно и наглядны, и просты в изготовлении. Спустя некоторое время появились модели и других размеров, кратные или близкие по кратности к 43 — 1:87, 1:160, 1:124, 1:12. Как видим, будущим коллекционерам есть где разгуляться.
Во Франции Андре Ситроен счел необходимым выпускать игрушечные модели своих автомобилей, дабы воспитать в ребенке техническую культуру и вырастить будущего клиента. Игрушки-модели автомобилей компания Citroen выпускала на протяжении пятнадцати лет с 1923 по 1938 годы. А старая добрая Англия и вовсе считается страной, подарившей миру само увлечение моделями и новый вид хобби — коллекционирование миниатюрных копий техники. Известно даже, что сам Уинстон Черчилль собирал модели автомобилей.

моделиВ 1914 году американская фирма Tootsiety выпустила литые оловянные модели автомобилей Ford T, став таким образом пионером нового направления в производстве моделей (до этого модельки изготавливались из белой жести). Известная сегодня во всем мире французская фирма Solido была основана в ноябре 1934 года и стала выпускать литые автомобильчики — так несколькими фирмами к концу тридцатых годов было положено начало производства моделей, дальнейшее развитие которых продолжилось уже после второй мировой войны. Причем производители не придерживались определенного масштаба и делали модели такого размера, чтобы и двухэтажный лондонский автобус умещался в спичечном коробке.

моделиВ 50-х годах изготовление игрушечных автомобилей из белой жести переместилось в Японию. В период экономического подъема производство моделей достигло огромного размаха. Уже тогда на рынке появляется фирма Bandai, выпускавшая игрушки очень высокого качества. А спустя некоторое время фирма начнет выпускать комплекты для самостоятельной сборки автомобилей.

Огромный вклад в развитие масштабных моделей, адресованных в первую очередь коллекционерам, внесла итальянская фирма RIO. На большинстве ее моделей ничего не открывалось, обилие мелких деталей и более высокая цена подчеркивали, что это уже не столько красивая игрушка, сколько коллекционный вариант. Многие фирмы, продолжавшие делать модельки, к концу 70-х годов приходят в упадок и сходят со сцены. В производстве масштабных моделей стали использовать самое современное оборудование, компьютерное проектирование, а также новейшие технологии.

Всего помаленьку, или с чего начать

моделиТема коллекции может определяться от пристрастий человека, в основу может закладываться либо масштаб, либо отдельная марка или класс — например, только родстеры. Можно и вовсе взять отдельный исторический период и собрать, например, автомобильную историю России. Сейчас в этом нет проблем, наш иркутский рынок моделизма, несмотря на всю свою отдаленность от цивилизации, все же радует разнообразием выбора. Например, можно встретить как самые первые русские автомобили — Руссо-Балт, так и десятое семейство ВАЗ — универсалы, седаны и хэтчбеки, причем в разнообразных модификациях — «скорая», «милиция» или гражданские варианты.

Если вы уже сейчас определили тему своей будущей коллекции, то нужно будет подумать о масштабе. Наверное, здесь все же нужно определиться сразу. Например, существуют сверхминиатюрные копии, с которыми наши российские коллекционеры познакомились всего лишь десять лет назад. Они выпускаются немецкой фирмой Herpa и были выполнены в масштабе 1:200 методом литья из специальных сплавов. Несмотря на всю свою миниатюрность, модели отличались тончайшей проработкой всех деталей, включая даже фирменные эмблемы на радиаторной решетке. Но спешу огорчить, моделей с таким масштабом в Иркутске вы не встретите, поскольку стоят они немалых денег.

Далее идут масштабы 1:160, 1:112 и 1:87, они в основном связаны с железнодорожным моделированием. Среди всего этого наиболее распространен восемьдесят седьмой, который идет как начинающий среди большинства коллекционеров. Также этот масштаб известен по копиям военной техники. И здесь Иркутск не совсем отстает от цивилизации — представлены КАМАЗ, УРАЛ, в общем, все те машины, которые используются в нашей армии. Что касается чисто военной техники, то здесь можно только довольствоваться так называемыми «китами» (от английского KIT — комплект) для самостоятельной сборки, причем все они отечественного производства — завода «Красная Заря», поэтому цены не столь «кусачие».

модели
«Танки грязи не боятся» — модели ЗИЛ-131

Самый популярный масштаб — это, конечно, сорок третий. Моделей в этом масштабе выпускается, наверное, больше, чем самих автомобилей. Перечислить все фирмы, работающие в этом секторе, просто невозможно, по предварительным подсчетам их около двух сотен. Наверное, самые распространенные материалы, из которых делают эти модельки, — металл да пластмасса. На нашем рынке в основном представлены модели для начинающих коллекционеров, где главное достоинство — открывающийся капот, двери и иногда крышка багажника. Но настоящими моделями считаются стендовые копии, изготовленные из металла или специальных смол и содержащие иногда более ста деталей, в крупных городах они получили наиболее широкое распространение. Причем изделия наших мастеров пользуются просто бешеным спросом не только у себя на родине, но и за границей, где такие игрушки для взрослых могут стоить до $200. Наверное, только из-за своей цены они не получили еще широкого распространения в Иркутске.

моделиАристократами среди моделей считаются крупномасштабные копии — 1:24, 1:18, 1:12 и 1:8. Такие гиганты могут выпускаться лишь в двух видах — готовые и «киты», которые содержат до двухсот пятидесяти деталей.

Но есть и совсем уникальные в своем роде модельки, которые украшают автомобильные музеи и кабинеты директоров автопроизводителей, их цена колеблется в зависимости от материала изготовления — серебро, золото или вовсе платина. Цена может доходить до $5000.

 

Уникумы

моделиНайти что-либо интересное на нашем рынке практически невозможно, торговые точки, которые занимаются продажей моделей, предлагают почти одинаковый ассортимент. Поэтому если ваша коллекция уже имеет обычные модельки, а вам захотелось чего-нибудь уникального, то поможет лишь Internet. Именно там можно встретить разнообразные предложения по продаже антикварных моделей прошлого века, у которых зажигаются фары, гудят сигналы, а некоторые благодаря сложным заводным механизмам еще способны и ездить. Все предложения по уникальным машинкам немецкого производства, некоторые фирмы уже стали страницей истории. Bing, например, когда-то выпустила такси, где был действующий таксометр! Конечно, и раньше такие игрушки стоили дорого, а сейчас и подавно — сотни, а то и тысячи долларов. Но если вы истинный коллекционер, то цена не главное.

модели
Toyota 2000 GT — такое предложение можно встретить лишь в Internet, по цене $70-200. Настоящий эксклюзив не только среди моделей, но и машин.

Или вот еще один пример того, насколько продвинулись в деле моделирования германские производители. Herpa, авторитетный производитель в масштабе 1:87, иногда выпускает ограниченные версии 1:43, причем из пластика — к примеру, Ferrari (Testarossa, 348, F40), при этом у модельки открываются капот, багажник и дверцы, причем качество проработки деталей на самом высшем уровне, соблюдены все пропорции и масштаб. Что и говорить, появление качественно новых моделей обостряет конкуренцию и вынуждает другие фирмы придумывать что-то свое. Ведь изначально у ручных масштабных копий ничего не открывалось, кузов был цельной деталью с аккуратно прорезанными щелями, именно такой стиль не сразу, но постепенно завоевал уважение. А сейчас мы становимся свидетелями зарождения новой эры моделестроения, что же будет лет через пятнадцать? Наверняка на смену сегодняшним материалам придут какие-нибудь фантастические технологии.

Наблюдается на рынке моделестроения и еще одна тенденция — перенос производства в страны с более дешевой рабочей силой, например, в Китай. Для нас Китай ассоциируется с дешевым ширпотребом, который мы привыкли видеть на рынке «Шанхай», но для европейцев эта страна является чем-то вроде «золушки» — хорошие результаты работы за малые деньги. Причем качество изготовления моделек находится на высшем уровне, в этом я убедился на личном опыте. Модели фирмы Minicamps заказываются и разрабатываются в Германии, а сборка осуществляется в Китае — качество высокое и цена не кусается. Эта фирма достаточно широко представлена на нашем рынке.

Долгожданная покупка

моделиДобрались до самого интересного — до покупки долгожданной модельки, но вот беда, в Иркутске нет специализированных магазинов по продаже такого товара. Поэтому обойдя все крупные магазины, мы пришли к заключению, что пополнить коллекцию (или начать ее) можно лишь в трех торговых точках — «Мир Игрушки» (улица Красных Мадьяр), ТЦ Иркутский, павильон 39А и Детский Мир, расположенный на улице Урицкого — именно там представлен наиболее широкий выбор как моделей, так и производителей. А поставщик моделей в наш регион практически один — Китай. Не пугайтесь, все фирмы достаточно известны на мировом рынке — Auto Art, Maisto, лицензионный Minichamps, Welly, Cararama и единственный настоящий европейский производитель — Bburago, Италия.

моделиЦеновой диапазон достаточно широкий — от 140 до 1600 рублей. Представлен также и отечественный производитель — фирма «Агат» со всевозможными моделями грузовой техники и практически всем рядом легковых автомобилей — ГАЗ, ВАЗ, «Москвич». Отметим, что качество некоторых экземпляров очень радует, и по соотношению цена/качество такой выбор будет вполне удачен. Единственное, чего вы не найдете у нашего производителя, так это импортные автомобили, хотя есть даже версия раллийного КАМАЗа.

Если вы все-таки хотите рьяно собирать, например, коллекцию Audi TT, то и это вполне возможно. Фирма Auto Art наштамповала как родстеров, так и купе, цены вполне демократичные — около 300 рублей. Есть и вовсе эксклюзивный ряд от Minicamps — Lamborghini Diablo или Porsche 911 Targa по ценам около 800 рублей в масштабе 1:43. Причем модельки уже стоят на подиуме и имеют прозрачную крышку, что хорошо для дальнейшего хранения.

моделиА если вы собрались коллекционировать легендарных представителей Детройтского барокко, то можно начать с Cadillac Eldorado, несомненно, розового цвета от Maisto по цене 500 рублей в масштабе 1:87 с прекрасной деталировкой и открывающимся капотом, под которым можно даже обнаружить некое подобие двигателя.

Из интересных моделей можно остановиться на версиях WRC, которые представлены Mitsubishi Evo VII, Impreza WRX, Ford Focus, а также другими не менее известными моделями. Изготовил их также Minichamps, масштаб 1:43, цена 1600 рублей, поверьте, они того стоят. Для поклонников Camel Trophy есть даже знаменитый багги Шлиссера.

А тем, кто хочет начать собирать мотоциклы, стоит обратить внимание на продукцию Welly по ценам от 125 рублей. В общем, всего и не перечислишь. Коллекционная суета — сплошное удовольствие, ведь не зря же есть люди, которые любят тихими вечерами возиться с крошечными авто, мотоциклами или самолетами.

модели

Олег СЫЧЕВ.
Фото автора

"Автомаркет+Спорт" №01  09.01.04

Поделиться ссылкой
Другие материалы номера
Важное на форуме

Автофирмы Иркутска







Весь каталог