Японские автомобили образца шестидесятых годов
прошлого века кажутся нам непростыми в понимании, а иногда и вовсе
непонятными — как редкий или исчезающий язык. Особенно сложны для
расшифровки первые спортивные модели, которые создавались не только как
обычные дорожные автомобили, но и для участия в гонках. Одной из таких
машин была Toyota 2000 GT.
Начало пути Toyota
Свое летоисчисление самая крупная японская
автомобильная фирма ведет с 1936 года, когда был показан первый
автомобиль Toyota-АА, симбиоз американских моделей тех лет — кузов
напоминал Chrysler Airflow, а двигатель скопировали с Chevrolet.
Созданию первого автомобиля предшествовала красивая легенда. Основой
японской экономики XIX-XX веков было производство сырья для выпуска
шелка, которое потом отправлялось в Великобританию, где оно,
естественно, превращалось в ткань. Сын простого краснодеревщика Сакити
Тойода создал свой собственный станок — сравнительно простой и
недорогой, но который десятками тысяч разошелся среди
ремесленников,
выпускавших свой собственный шелк. Более того — станки стали первой
японской техникой, которая пошла на экспорт. В итоге Тойода стал богатым
человеком и поклонником техники. Поэтому в 20-х годах задумал развернуть
массовое производство машин на своей родине. В 1930 году Сакити Тойода
умер, так и не доведя свою мечту до конца, но своему сыну он оставил
завещание: «Твой отец сослужил стране службу производством прядильных
машин и ткацких станков. А твоя доля, Киитиро, послужить стране
производством автомобилей». Как видим, Киитиро Тойода выполнил отцовский
наказ, и уже через шесть лет в Японии выпускались столь комфортабельные
и быстроходные автомобили, которых никогда прежде не было. На шоссе АА
мог набирать скорость до 100 км/ч. Компания потратила на проект 1,4 млн.
долларов, огромная по тем временам сумма могла не окупиться, поскольку
за первый год удалось продать всего 20 машин — японские покупатели были
просто не готовы платить хорошие деньги за отечественный автомобиль. Но
после того как к власти пришли военные, им понадобились автомобили, в
особенности для высших офицеров, которые предпочитали комфорт. Это и
обеспечило спрос на седан. Поначалу машины продавались под маркой
Toyoda, которая затем трансформировалась в Toyota по мистическим
убеждениям. Для написания названия требовалось такое движение кисточкой
для иероглифов, которое согласно поверью приносило несчастье.
Пятидесятые
— время зарождения имен, которые сейчас знают, наверное, все, кто даже
мало знаком с продукцией японского автопрома. Именно в это время
проходит зарождение таких легендарных моделей, как Crown (1955 год).
Машина оснащалась 1,5-литровым двигателем мощностью 58л.с. Спустя два
года появилась другая ныне популярная модель — Corona, которая тогда
была компактной машинкой с четырехцилиндровым 995-кубовым 33-сильным
мотором. «Тойотовцы» уже давно экспериментировали с полным приводом,
поэтому не заставил себя ждать и внедорожник, который внешне походил на
заокеанский Willys, однако мотор и шасси были собственной конструкции.
Он получил самое подходящее название — сухопутный крейсер — Land
Cruiser.
Шестидесятые годы можно назвать эпохой расцвета всей
японской автоиндустрии, в том числе и Toyota. Появляются такие известные
модели, как Corolla и Century, а также попытка создания первой
спортивной модели — Sport 800 с крохотным 790 кубовым моторчиком,
который разгонял автомобиль до 150 км/ч. В 1962 году Toyota отметила
день выпуска миллионного автомобиля.
Первая
звезда GT от Toyota
Создание модели 2000 GT стало своего рода
доказательством всему миру, что Toyota обладает высоким техническим
потенциалом, и фирма умеет делать не только малолитражки, но и
суперкары.
Дебют
этой модели прошел в далеком 1965 году на Токийском автосалоне и сразу
же произвел фурор во всем автомобильном мире Японии. Машина по тем
временам была практически концептуальной, поэтому некоторые современные
печатные СМИ считают, что 2000 GT так и осталась концептом. Но это
далеко не так. Перед тем как стать на производство, эта модель успела
стать звездой телеэкрана — она использовалась для съемок фильма «Живешь
только дважды», повествующей о подвигах Джеймса Бонда в Японии.
Оснащение этого автомобиля для съемок было просто на грани фантастики —
телекамеры, беспроводный телефон, кассетный магнитофон, который
включался автоматически, когда слышал чей-нибудь голос, видеомагнитофон
и миниатюрный телевизор Sony (и все это в 1965 году, когда в СССР в
диковинку был черно-белый телевизор, а музыку слушали на виниловых
пластинках). Таких версий было изготовлено всего два экземпляра, а в
стандартном 2000 GT все эти достижения электронщиков были ни к чему,
ведь этот автомобиль стал одной из первых настоящих спортивных моделей
Страны восходящего солнца, поэтому в ней были воплощены самые последние
революционные технические идеи.
В
серийное производство 2000 GT запустили лишь в 1967 году, и то, как
оказалось потом, серия это была ограниченная, всего выпустили 351
экземпляр. Коллекционеры и поныне гоняются за этими машинами, а в Японии
имеется нечто вроде закрытого общества владельцев. Сегодня раритет
оценивается как два новых Land Cruiser 100. 2000 GT за короткое время
производства не экспортировался, а продавался только на внутреннем рынке
Японии, где и участвовал какое-то время в различных соревнованиях GT. А
преемницей его считают Toyota Celica, первые модели которой появились в
1970 году. Но по мне, так это было лишь подобие, ведь 2000 GT можно
отнести к классу более высокому —Гран Туризмо, и ее родственницей можно
назвать лишь Toyota Supra, которая появилась гораздо позже.
В облике 2000 GT просматриваются откровенно хищные
черты: овальный нос выдается вперед, как у акулы, огромных размеров
капот перетекает в каплевидной формы капсулу кабины с узкими стеклами.
Все сделано по веяниям моды тех лет — эффектные поднимающиеся фары,
хромированные плавники спереди и клыки сзади вместо бамперов, круглые
стопори задней светотехники, спицевое литье. Хищный облик продолжается и
в оформлении задней части, где помимо мощных клыков в глаза бросаются
двойной раструб выхлопной системы, которая еще и расположена в центре.
Даже повторители поворотов здесь выполнены весьма стильно — они
расположены по краям задних крыльев и напоминают сопла реактивных
двигателей.
Одним только своим внешним видом 2000 GT уже заводит
на агрессивный лад, даже передние арки крыльев здесь могут
ассоциироваться с хорошо накачанным телом. А что вы думаете о «жабрах»
на капоте? Сейчас подобный дизайнерский штрих себя уже изжил, а тогда
это был писк моды, подчеркивающий, что это настоящий спорткар. Что и
говорить, 2000 GT была выдержана в лучших традициях Гран Туризмо
прошлого века, сейчас подобные автомобили уже не могут делать с таким
воодушевлением. Toyota и вовсе отказалась от этого класса автомобилей,
считая это экономически невыгодным. Но если задуматься, дело, наверное,
даже не в этом, ведь в 1965 году 2000 GT стала только двухмиллионной
машиной Toyota, а сейчас эта японская марка едва ли не самый массовый
производитель в мире. Долой эксклюзив — даешь массовые модели!
2000 GT покоряет не только своей внешностью, но и
оформлением интерьера. Вообще же, мы привыкли видеть в массовых Toyota
типа Camry или та же Corolla скучноватое оформление передней панели,
которое еще и обильно приправлено серым пластиком. Стиль прошлого плохо
поддается словесному описанию, его сегодня сохранили только Maserati,
Aston Martin и частично Bugatti. Это настоящий дух свободы и получения
удовольствия от жизни. Автомобиль — это не просто жестянка с болтиками и
винтиками, а продолжение самого себя и визитная карточка в обществе,
готовая показать, что ее хозяин — человек с хорошим вкусом.
Несмотря на кажущуюся большую длину, высота машины
небольшая — край крыши некоторым будет доходить лишь до пояса, хотя это
вполне типично для суперкара. Поэтому чтобы попасть внутрь, требуется
совершить небольшой акробатический трюк с приседанием. После удачного
приземления в кресло вы окажетесь в деревянно-кожаном раю. Но не стоит
расслабляться — это не какой-нибудь Maybach или Rolls-Royce, где можно
закинуть ногу на ногу и забыть об окружающем мире. Здесь иная философия.
В салоне на удивление места больше, чем кажется, поэтому ни пассажир и
ни водитель не почувствуют себя здесь лишними элементами. Возможно, их
будет пугать лишь ощущение того, что сидишь практически на дороге, а
полнейшему единению с ней мешает лишь металл кузова. Но страх по этому
поводу улетучивается быстро, стоит лишь взглянуть на оформление
приборной панели, напоминающую произведение искусства, в котором
смешалось живое и мертвое — кожа, дерево и металл. От всего этого веет
духом спортивных побед и некой аурой превосходства, которая присуща
многим элитным спорткарам, таким, как Jaguar. Сейчас многие
автопроизводители пытаются воспроизводить подобное и в современных
моделях, но такое подражание не приводит ни к чему хорошему. Разве можно
второй раз открыть Америку?
Создается
впечатление, что это вовсе и не автомобиль, а корабль или довоенный
самолет, в котором нет такого понятия, как компьютер, а все происходящее
с машиной пилот отслеживает по многочисленным датчикам, расположенным по
всей приборной панели, и, наверное, нужно потратить не один день, чтобы
понять, что за что здесь отвечает. Самые главные приборы, конечно,
тахометр и спидометр, для которых отведены два больших колодца, причем
последний размечен до 220 км/ч. Другие датчики отвечают за наполнение
топливного бака, температуру двигателя и масла, над остальными
предназначениями можно только гадать. До чего же японские стилисты были
раньше щепетильны и уделяли внимание каждой, пускай даже и маленькой
детали интерьера. Вот, например, дефлекторы воздуховодов или ручка
ручного тормоза, которая напоминает здесь больше затвор секретного
замка. Дополняет всю эту картину стрелочные часики, расположенные
аккурат в центра панели и которые переносят нас в те времена, когда еще
не знали, что такое жидкокристаллический дисплей (в современном Brevis
часы выполнены также стрелочными). Но настоящий заряд всему салону
придает спортивного вида руль с деревянным ободом и хромированными
спицами, а также короткий рычаг механической коробки передач, который
так и просится в руки, чтобы начать пересчитывать имеющиеся в наличии
передачи.
Каков же он, первый суперкар Toyota? Что служило ему
источником движения? Почему он произвел фурор на Токийском автосалоне
1965 года? Да на фоне всего, что до того выпускала Toyota, 2000 GT
смотрелся эдаким пришельцем из будущего.
Источником
движения служил рядный двухвальный шестицилиндровый двигатель объемом
два литра (была небольшая партия с мотором 2.3 литра), который
разрабатывался совместно с компанией Yamaha (она в дальнейшем помогала в
создании мотора Celica, а сейчас занимается эксклюзивным тюнингом Mark
II). Такое сотрудничество принесло просто великолепные результаты — в
стандартном исполнении двигатель развивал 150 лошадиных сил, а в
гоночном и все 200. Купе набирало 220 км/ч и долгие годы оставалось
самым быстрым автомобилем Японии. Как видим, эти результаты неплохи даже
сейчас, вспомните хотя бы, что мощь 1G-FE около 140 л.с., но появился он
много позже.
КРАТКИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ Toyota 200 GT |
Габариты кузова (мм) |
4175x1600x1160 |
Колесная база (мм) |
2330 |
Вес без пассажиров (кг) |
1120 |
Число мест |
2 |
Объем двигателя (куб.см) |
1988 |
Максимальная мощность |
|
(л.с./об.мин.) |
150/6600 |
Максимальный момент |
|
(Hm/об.мин.) |
18.0/5000 |
Но не только двигателем была уникальна 2000 GT. В
машине воплотились и другие передовые разработки, например, полностью
независимая подвеска и дисковые тормоза на всех колесах, которыми тогда
мог похвастаться далеко не каждый европейский спорткар, не говоря уже о
примитиве американском. Вкупе с двигателем шла пятиступенчатая
механическая коробка передач. Да, на тот момент такое оснащение выходило
за грань понимания обычного автомобилиста Японии и воспринималось как
сказка. Поэтому нет ничего удивительного, что коллекционеры и поныне
гоняются за этими моделями, ведь покупка 2000GT — это обладание
исторической частицей высокого технического потенциала Toyota.
Олег СЫЧЕВ
"Автомаркет+Спорт" №01 09.01.04
|