Ну, кто не видел в работе эти забавные тракторы —
то снег убирающие, то ямы в асфальте заделывающие, то кусты
подстригающие. Их конструкция и своеобразный внешний вид вряд ли
оставляют окружающих равнодушными. Не оставили и нас. Чтобы
познакомиться с ними, мы обратились к официальному представителю марки
bobcat в регионе, фирме «Вудтэкс», а уже через пару часов после того,
как я оседлал одну из «диких кошек» (именно так переводится это
название), мое лицо светилось прямо-таки мальчишеским счастьем.
Что поделать, и здесь наши производители безнадежно
отстали. Нет у нас современных средств малой механизации. Хотя, конечно,
некоторые попытки ими обзавестись делаются, но больше они похожи на
осторожное прощупывание рынка, чем на серийное производство. Сказываются
годы социализма, при которых человек, вооруженный «навесным
оборудованием» — метлой или лопатой, был универсальным и, надо сказать,
чрезвычайно популярным орудием труда. А в случае чего ему на помощь
приходил еще один утилитарный инструмент — трактор «Беларусь»,
порождение социалистического стремления ко всему гигантскому. Ни о чем
лучшем мы тогда думать не могли. Если бы и увидели что-то подобное
bobcat, то, наверное, это произвело бы в наших сознаниях революцию, как
от созерцания НЛО или снежного человека. Однако на Западе прогресс в
этой области на месте не стоял. Почти 45 лет назад американские инженеры
изобрели и запатентовали ту конструкцию, которая сейчас популярна во
всем мире. А потом и зарегистрировали торговую марку bobcat, под которой
впервые начался выпуск тракторочков с так называемым бортовым поворотом.
Сейчас, естественно, bobcat не монополист в созданном им классе, однако
у нас представителей других зарубежных марок пока не замечено. Ну а
наши... наши не в счет, погоды не делают.
МАСТЕР НА ВСЕ РУКИ
|
Место оператора, как в легковушке |
Созданный как универсальный «человекозаменитель»
bobcat в своих возможностях не ограничивается только лишь уборкой улиц
или, скажем, ремонтом дорожного полотна, за чем мы его чаще всего
застаем. Его способности гораздо шире. По сути этот небольшой
четырехколесный агрегатик... Стоп, а почему небольшой? Опять же это
только мы видим лишь маленьких представителей марки, на самом же деле в
модельном ряду bobcat присутствует несколько серий — от мала до велика.
Мое первое близкое знакомство, к примеру, произошло с настоящим гигантом
«девятой» серии, наиболее крупным bobcat`ом. 4 тонны веса, могучий
4,0-литровый дизель, высота хорошо за два метра... Такие габариты как-то
не вяжутся с нашими представлениями о малой механизации. Но техника
всякая нужна. Этот монстр, например, запросто заменит тот же «Беларусь».
Господи, да о чем я говорю — у «американца» только навесного
оборудования полсотни наименований, среди которых и экскаватор, и
грейдер, и бетоносмеситель, и скрепер, и многое другое. А пожалуй, самой
большой популярностью вкупе с «девяткой» пользуется гидромолот,
применяемый для уничтожения старых бетонных конструкций. Его мне как раз
и продемонстрировали. Лихо крутанувшись на маленьком пятачке, трактор,
словно эдакий колесный терминатор, встав на дыбы, вгрызся стальным жалом
в бетонный блок. Лишь крошка отрикошетила в специальное лобовое стекло
«лексан», «пуленепробиваемое» для таких осколков. Минута делов, и вот
уже глыба раскроена на несколько частей, которые этот мастодонт, за
секунды поменяв молот на ковш, уберет с места работ.
|
Словно с занесенной карающей дланью |
Конечно, это всего лишь жалкая толика того, что может
bobcat. Область его применения так же широка, как народное хозяйство. А
ареал обитания не ограничивается только Иркутском. Ангарск, Братск, да
что там, прописался этот универсал и на наших северах, где строит дороги
и долбит вечную мерзлоту. Кроме того, может он сажать деревья,
подстригать газоны, бурить скважины, копать траншеи. Словом, выполнять
все те обязанности, за которые до него брались толпы безвизовых
гастарбайтеров из ближнего зарубежья. Кстати, многие компании подобное
уже поняли, и теперь вместо найма таджиков с лопатами берут bobcat как
минимум в аренду, а как максимум покупают. И все же интересно, чем,
кроме потрясающей универсальности, подкупает этот, кажется, многорукий и
такой оригинальный аппарат? Короче, как ему живется в нашей среде?
ВСЕ ГЕНИАЛЬНОЕ ПРОСТО
Круть-верть, развернулся прямо на пятке, копнул,
сгреб, вывалил — бортовой поворот штука незаменимая. А собственно
говоря, что это такое? Bobcat, хоть и колесный трактор, но использует
гусеничную схему передвижения. То есть никакого вам руля и поворотных
колес. В кабине у трактора пара рычагов, каждый из которых отвечает за
свои два колеса по соответствующему борту. Заблокировал левые катки, и
вот машинка крутится через левое плечо. Радиус поворота при этом
минимальный. Но и он исчезает начисто, когда вместо блокировки разные
пары колес вращаются в противоположные стороны. Тогда bobcat вообще
крутится вокруг своей вертикальной оси. Каким образом достигается такая
маневренность? Самое время погрузиться в его по большому счету простую,
но в то же время уникальную конструкцию.
Если бы он был внедорожником, то в грязевом ремесле
стал не последним. Тому способствовали бы и практически полное
отсутствие колесной базы, и полный привод, и высоченный клиренс, и
свесы, из которых наличествует лишь задний. И то только потому, что в
нем находится двигатель. Да, мотор у bobcat сзади, так развесовка при
поднятии тяжестей лучше, к тому же сама компоновка к подобному
располагает. Ведь все пространство спереди занимает кабина. Кроме того,
там находится навесное, исключающее классическое расположение силового
агрегата. И сам силовой агрегат трудно назвать классикой. Нет, мотор у
трактора вполне традиционный дизельный, а вот трансмиссия... Впрочем,
начнем с двигателя.
|
Минимум приборов — максимум информации |
Понятно, что при огромной разнице в росте и весе
модели имеют разные моторы, различия которых не принципиальны, но
кардинальны. Даром что вся производственная гамма комплектуется тремя
марками движков — японской Kubota, английской Perkins и австрийской
Deutz, так они еще по объему и конструкции друг от друга отличаются.
Хотя «англичанин» и «японец», несмотря на разницу в габаритах
(«перкинсы» более объемные и устанавливаются на тяжелые тракторы, а
«куботы», напротив, достаточно мелковаты), определенно к одной
инженерной школе принадлежат. У обоих распредвал в блоке и жидкостное
охлаждение, у обоих электронное управление и нехитрая диагностическая
система. Правда, топливная аппаратура на японском дизеле рядная, а
британский «джентльмен» не столь консервативен, использует
распределительную. Кроме того, Kubota при низкотемпературном пуске греет
камеры сгорания свечами накаливания, в то время как Perkins штатно
располагает предпусковым электрическим подогревателем. Но что
по-настоящему объединяет эти агрегаты, так это удивительная живучесть.
Вот уже несколько лет при десятках проданных bobcat (а у всех годовая
гарантия и послегарантийное обслуживание, предоставляемое дилером) не
было случая, чтобы дизель потребовал хоть какого-то ремонта. Даже
крохотный трехцилиндровый литровый моторчик на «пятой» серии
ограничивается лишь соляркой, маслом и фильтрами. А годков ему уже
четыре и используется он постоянно. Правда, случались моменты, когда
можно было усомниться в надежности бобкэтовских дизелей. Заливался в них
корейский ZIC, потом штатовский Chevron — и то, и другое масло выгорало
словно дизтопливо. Однако перешли на минеральный Shell, и расход на угар
как рукой сняло. В остальном и нашу соляру, и наши морозы дизельки
переносят стоически. Во всяком случае при минус 50 управляющая
электроника «не глючит». Хотя, конечно, ради беспроблемного
существования приходится их в теплых боксах держать и для пущей
усвояемости отечественной солярки сепараторы вместо фильтров тонкой
очистки врезать.
Другое дело Deutz. Нет, он тоже, в общем-то, надежен,
но эта надежность обеспечивается его владельцами при больших хлопотах. К
примеру, распредвал у него, как у настоящей легковушки — в головке и
ремнем к тому же приводится. Клапаны надо часто регулировать, благо это
как в «Жигулях» делается (у Kubota с Perkins, кстати, так же). Но
пожалуй, самый главный просчет конструкторов — масляное охлаждение.
Чересчур дорог подобный конструктивный выкрутас, ведь необходимо
дополнительные литров 15 в систему заправить. И это каждые 200-220
моточасов. Впрочем, конечно, все сравнительно. Вот, скажем, услышишь,
сколько масла вмещает гидросистема на самом большом bobcat и вздрогнешь.
|
Две противоположности — гигант Perkins и
малютка Kupota |
Спрашивая о трансмиссии, я, наивный, предполагал
услышать что-то вроде «естественно, здесь «автомат». Ну или в крайнем
случае вариатор. Оказалось же, что трансмиссии на тракторе как таковой
нет. Мог бы, глядя на своеобразный конструктив, сам догадаться, что
передача крутящего момента осуществляется с помощью все той же
гидравлики, которая и навесным оборудованием ворочает. Правда, ничего
подобного мне дотоле не попадалось. А тут... В общем, забудьте о коробке
и редукторах. От этих традиционных узлов инженеры bobcat отказались,
поставив во главу угла сдвоенный или строенный в зависимости от
модификации шестеренчатый насос, подающий жидкость во все органы машины.
Приводится насос в большинстве случаев небольшим карданчиком от
расположенного продольно мотора. В виде исключения на «девятке», где
дизель стоит поперек, он вращается обычным клиновым ремнем. А вот дальше
начинается самое интересное — никакой механической связи между насосом и
колесами нет, лишь гидравлическая. Поток жидкости поступает в два
гидромотора, приводящих посредством цепей колеса справа и слева. Причем
каждый из рычагов управления в кабине в данном случае воздействует на
соответствующую половину обоих гидродвижителей, на катки с того или
иного борта. Сами гидромоторы вместе с цепями работают в масляной ванне,
объем которой у гигантского bobcat составляет 70 литров. Прибавьте сюда
56-литровую вместительность магистралей — внушительная получается цифра.
У маленькой «пятерочки» она меньше, всего-то около 50 л., однако
прикинешь, сколько масла плещется в столь небольшом аппарате и решишь,
что даже машины на столько-то процентов состоят из жидкости.
|
Поиграем в компьютер! |
Как и в случае с дизелями, гидравлическая система
абсолютно надежна и не требует какого-то капитального обслуживания.
Меняй вовремя жидкость с фильтром и работай. Конечно, в процессе
эксплуатации бывает всякое, например, подсоединяли шланги и порвали
уплотнительные манжеты, но подобные неприятности происходят крайне редко
и главным образом «благодаря» разгильдяйству машинистов. Оно, кстати,
порой доходит до абсурда. Однажды позвонили с претензиями в «Вудтэкс» из
ангарской фирмы. Дескать, машине еще года нет, а у нее уже сильный стук
по левому борту появился. Продавцам самим интересно, что там стучать
может. Ведь подвески как таковой у bobcat нет. Колеса намертво посажены,
амортизирует трактор лишь воздухом в бескамерных шинах. Причем на иных
моделях «резина» вообще цельнолитая, а еще встречаются просто резиновые
шашечки, болтами к металлу диска прикрученные. Словом, поехали в
Ангарск, обнаружили причину и чуть было не расхохотались — одно из колес
не прикрученным оказалось. И смех, и грех. Что касается общей
конструктивной прочности, то она заслуживает самых высоких похвал. К
примеру, кабина у «девятки» выдерживает нагрузку в пять с лишним тонн, а
опрокидывающий момент у всех bobcat в два раза превышает
грузоподъемность. К тому же, по всей видимости, свои детища американские
инженеры создавали по жестким канонам пассивной безопасности. Иначе как
объяснить такой факт, что при столкновении с КАМАЗом (виновен был
последний) машинист не только не пострадал, на нем даже царапинки не
было. Да и bobcat полностью уцелел, у него лишь баки для воды, сзади
висящие, в лепешку раскатало. Чем не показатель огромного запаса
прочности.
ОСЕДЛАЙ «ДИКУЮ КОШКУ»
|
Если меня уволят из «Автомаркета»,
я знаю, чем буду зарабатывать на жизнь |
Помните, в третьей «Матрице» были шагающие машины, с
помощью которых жители Зенона защищали свой дом? Забираясь в bobcat, я
почувствовал, будто сажусь в одну из таких. И хотя в моем распоряжении
оказалась всего лишь «пятерочка» массой в 1700 кг, грузоподъемностью
менее полутонны и с дизельком литрового объема о трех цилиндрах,
ассоциации возникли самые непосредственные. Перебираюсь через небольшой
ковшик, встаю на обрезиненную (вот она, забота о клиенте, у нас таким
«мелочам» значения не придают) подножку. Впереди узенький на первый
взгляд дверной проем. Но лишь на первый. Ширины кабины, которая для всех
моделей стандартна, вполне хватает для того, чтобы машинист даже очень
больших габаритов попал внутрь. Фу, забрался, развернуться исхитрился,
сижу. Чего теперь делать-то? Ага, стартер у двигателя и, соответственно,
замок зажигания тут вполне стандартные. Надо лишь чуть-чуть подождать,
пока сделают свое дело свечи накаливания. Все — ключ на старт. Где-то за
спиной начинает тарахтеть дизелек. Теперь я вспоминаю свой летний полет
на дельтаплане. Звуковой аккомпанемент, несмотря на принципиальную
разницу в двигателях, очень похож. А еще под правой рукой, ей-Богу,
самолетная рукоятка газа. Двигаешь ее вперед, мотор увеличивает обороты.
Чтобы передвигаться наиболее быстро на паспортной максималке в 10 км/ч.,
дизелю нужен форсаж. Услышать о том, что он уже наступил, можно лишь по
звуку — ни тахометра, ни, естественно, спидометра у bobcat нет. Только
температурные шкалы и приборы, показывающие давление в системах. Плюс
ряд контрольных ламп (у более свежих моделей уже стоит бортовой
компьютер). Ну что, можно ехать? Какой быстрый, необходимо еще ряд
операций выполнить. Во-первых, опустить на себя каркас безопасности,
который должен зафиксировать тело в случае непредвиденных кувырков.
Во-вторых, приподнять стрелу с ковшом. Для этого под ногами пара
педалей. Давишь пяткой — механизм поднимается, носком — опускается. Без
этих операций bobcat с места не тронется, безопасность прежде всего. А
вот теперь можно, рычаги вперед, агрегатик, словно подчиняясь педали
газа, подается вперед. На самом деле это с помощью тяг гидромоторы
становятся доступными для протекания через них жидкости. Между прочим,
на большинстве моделей bobcat`ов кулисный привод заменен на
электрический, а управление осуществляется джойстиками, которые
задействуют электромоторчики. Теми же джойстиками, отклоняя их
вправо-влево, двигаются стрела и навесное на ней.
Тем временем bobcat в бурном спурте разгона достиг
своих максимальных 10 км/ч. Дизель тарахтит, колесики на кочках прыгают,
однако, используя «легковые» термины, можно сказать, что информативность
на органах управления просто-таки потрясающая. Кажется, рычаги — это
продолжение твоих рук. Качая ими, словно не едешь, а сам пешком
передвигаешься. Снова «Матрица» вспоминается. Эх, еще бы вооружение
какое. Впрочем, и стрела с ковшом тоже сойдут. На педалях, ими
управляющих, кстати, также точность удивительная. Чувствительность
такая, что навесным можно двигать буквально по миллиметру.
Сейчас bobcat уже выпускает модели, у которых все
четыре колеса выполнены поворотными. Эта же «пятерка» в плане управления
традиционна. Поставил в «нейтраль» один из рычагов — получи поворот.
Подал другой назад — вот тебе и разворот. Интересно, что тормозов нет,
останавливается машина этими же рычагами, которые отключают гидромоторы,
и тогда вся кинетическая энергия разогнавшегося bobcat`а вязнет в
пятидесяти литрах рабочей жидкости. Тракторочек останавливается будто
вкопанный.
А вообще, надо сказать, что способны эти аппараты на
очень многое и в плане непосредственных обязанностей, и в отношении
обычного драйва. Вот громадная «девятка» запросто взлетает по аппарели в
кузов грузовика, а при желании так же легко встает на дыбы. Словом, кайф
при управлении bobcat обеспечен изначально, конструктивно заложен. Не
зря же в Штатах на них даже в футбол играют. Универсальное средство. А
если еще учесть, что оно не лишено традиционных легковых атрибутов вроде
дворника с омывателем и весьма производительной печки, то к тому же
достаточно комфортное.
Максим МАРКИН.
Фото автора
"Автомаркет+Спорт" №01 09.01.04
|