Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/hkdkest6/data/www/38a.ru/application/models/commentsmodel.php on line 180
 Рекорды Байкала




Рекорды Байкала
Просмотров: 11717
22 Февраля 2008
Теги: Байкал

ПЕРВОПРОХОДЦЫ



Рекорды Байкала

Быть первым и доказать, прежде всего, себе, что ты можешь сделать то, чего до тебя не делал никто — основной стимул для установления рекорда. Наивно думать, что рекорд по плечу каждому. Физическая подготовка, спортивное упрямство и личное мужество — обязательные составляющие рекорда. Но кроме этого существует и много сопутствующих вещей — от удачно выбранных погодных условий, силы ветра, высоты волны или ледовой обстановки.

Переходы по льду

В 2007 г. команда английских путешественников, возглавляемая Конрадом Дикинсом, покорившим Южный и Северный полюсы, за три недели совершила переход по льду Байкала с юга на север. О своем путешествии он написал: «Мы рассчитывали, что после Северного полюса Байкал покажется нам прогулкой. Мы ошиблись. Байкал — идеальный полигон для подготовки полярных экспедиций».

В особенно суровую зиму 1903-1904 г., когда ледоколам оказалось не под силу ломать мощный лед, между станциями Байкал и Танхой был уложен прямо по льду сорокаверстный рельсовый путь. Через каждые 6 км ледового пути были сооружены бараки для обогрева пассажиров, а в 24-х км от станции «Байкал» была построена на льду большая станция «Середина». Ледовая переправа действовала с 17 февраля по 17 марта 1904 года. Количество пассажиров за время работы ледовой переправы от порта Байкал составило 14579 человек, от Танхоя — 11660.

Еще более впечатляющий массовый переход по льду Байкала был совершен отступающей Белой армией в феврале 1920 г. Из трех армий Сибири, Поволжья и Урала, начавших свое отступление (около 100 тыс. чел.), в Забайкалье пришло не более 25 тысяч, из которых 11 тысяч больных и раненых. Этот героический поход вошел в историю Белого движения под именем Сибирского Ледяного похода. 10-11 февраля 1920 г. из Большого Голоустного остатками Белой армии был совершен переход по льду Байкала на восточный берег, к ст. Мысовая (48 км). По свидетельству проходивших здесь на следующий день, след дороги был отмечен более чем 300-ми павшими и брошенными лошадьми.

Снаряжение для зимних походов

Зимой температура на Байкале может опускаться до -40°С. При сильном ветре подобную температуру сложно выдерживать вне теплого помещения. Обязательно нужно иметь зимнюю обувь и пуховый спальник, рассчитанный на низкие температуры, термобелье и комплект сухих носков, ветрозащитную маску и защитные очки от солнца и ветра. Пригодится термометр наружного воздуха: всегда любопытно знать, какой силы мороз был утром. В марте-апреле сильное солнечное излучение, усиленное отраженным светом ото льда и снега. Без солнцезащитных очков невозможно долго находиться на льду. Лучше использовать горнолыжные очки, защищающие также от ветра и холода. Пригодится кепка с козырьком от солнца и ветрозащитная маска. При ее отсутствии можно просто закрывать лицо от солнечных лучей марлевой повязкой. Также необходимы: крем от солнечного загара, гигиеническая помада, увлажняющий жирный крем на ночь, сменная обувь типа полукед или тапочек для проживания на турбазах, светодиодный фонарик с новыми батарейками, мультигорелка с металлической емкостью для топлива. При путешествии на подводах просите у проводника, чтобы для вас взяли козьи шубы: на пронизывающем ветру обычных пуховиков бывает недостаточно. Необходимо иметь сменные майки, чтобы вечером заменить намокшую от пота одежду на сухую. Для сна в спальнике надо иметь термобелье и фланелевую шапку, закрывающую уши. Рекомендуется иметь в дороге металлический термос, чтобы всегда с собой был горячий чай. На льду очень скользко: не рекомендуется бегать по нему в обычной обуви. Можно использовать самодельные кошки, привязываемые к подошвам обуви. Для велосипедистов нужна шипованная резина и пластиковые налокотники — при падении на лед можно сильно удариться локтями. Для лыжников необходимы бахилы для защиты обуви от снега. Для правильного выбора направления движения среди торосов неоценимую помощь могут оказать космоснимки ледовой акватории высокого разрешения. GPS-навигация в сочетании с использованием крупномасштабных космических снимков — эффективный способ прокладки маршрута среди торосов по льду Байкала. Подробные космические снимки поверхности земли незаменимы при разработке маршрута и для научного исследования местности. Фотографии с разрешением до 20 м можно приобрести в институте «Воссибниигимс» (Иркутск) или ознакомиться с космоснимками меньшего разрешения на сайтах: www.geol.irk.ru/baikal/, www.eosstation.irk.ru Ежедневный космический мониторинг (фотографии обновляются дважды в день) позволит точно знать о ледовой обстановке в акватории озера и погодных условиях на маршруте.

По воздуху

В истории воздухоплавания над Байкалом можно выделить две даты: первый перелет через Байкал иркутского инженера-радионавигатора Леонида Аминова, который в одиночку, без сопровождения, пересек Байкал поперек по маршруту Листвянка — Восточный берег в 1996 г. (180 км). Этот полет прошел без регистрации мирового рекорда, что позволило нижегородским спортсменам в 2007 г. зарегистрировать первый перелет через Байкал на воздушном шаре в самом широком месте. Всего на воздушное путешествие исследователи потратили три часа, а потом еще три пытались найти место для приземления. В результате шар рухнул на вершину горы в 50 км восточнее мыса Улан-Бургасы, корзина сломалась, ткань шара порвалась. По признанию путешественников, в полете знаменитые байкальские ветра сильно потрепали шар, но достижение было зафиксировано российскими представителями Книги рекордов Гиннесса.

Вплавь

В августе 2004 г. японский пловец Икараси Кэн установил мировой рекорд, переплыв Байкал в одиночку, в зимнем гидрокостюме, от мыса Среднего в дельте Селенги до пос. Бугульдейки (37 км) за 15 ч 45 мин. Во время заплыва спортсмена непрерывно сопровождал катер МЧС. За все время заплыва японец дважды поднимался на катер, чтобы отдохнуть. Кроме того, каждый час пловцу на резиновой лодке подвозили кастрюлю с горячей водой, куда он окунал руки, и поили специальным калорийным напитком.

В 2000 г. члены Международной ассоциации марафонского зимнего плавания «Белые медведи» провели в воде Байкала трое суток. Они проплыли вокруг острова Ольхон более 200 км. Тогда «медведи» осуществили мечту всех «моржей» мира: они установили рекорд по длительности пребывания человека в холодной воде.

В 1998 г. Лиственничный залив для установления очередного рекорда переплыла американка Линн Конс. Она проплыла 14 км от Листвянки до Толстого мыса с периодическим отдыхом и согреванием на сопровождавшем ее катере за 4,5 часа. Днем позже жительница Листвянки демонстративно проплыла, не выходя на катер, таким же маршрутом, как американка, до Толстого мыса и обратно расстояние в два раза большее (28 км). Вернувшись на берег, она выпила бутылку водки и заявила, что для американцев рекорд, то для местного населения — обыкновенное купание.

На яхтах и досках

Единственное одиночное пересечение Байкала на парусной доске осуществил в 1984?г. иркутский спортсмен В. Горшков. При крутой волне и неблагоприятных погодных условиях (порывы ветра достигали 12-15 метров в секунду), за 5,5 часов он пересек озеро из Танхоя в Листвянку (40 км). С тех пор никто не пытался повторить его рекорд. Из-за большой волны сопровождающий его катер «Амур» был вынужден вернуться к берегу. Никаких навигационных приборов у спортсмена с собой не было: ориентироваться приходилось по яхте «Стерх», идущей впереди. Когда зрелая красотка испытывает на прочность своего кавалера в постели, принимая самые изысканные позы, - это способно завести любого человека. Смотрите секс зрелых женщин https://мамки.org/categories и получайте много приятных моментов от посмотра. Также вы имеете супер возможность найти наиболее подходящий ролик, от чего хорошее настроение не обойдет вас стороной сегодня.

В 1990 г. на Байкале был установлен новый рекорд для виндсерфинга — первое групповое пересечение озера в самом его широком месте, из местности Замы в пос. Максимиху. Спортсмены из Иркутска, Москвы, Австрии и Чехословакии пересекли озеро за два дня. Кульминацией перехода стал момент, когда после полудня на озеро внезапно упал плотный туман, на воде возник полный штиль, и спортсмены были вынуждены лечь на доски. Организаторам перехода в условиях сильного тумана пришлось изрядно поволноваться. Переход был прерван, и спортсмены на яхте «Добрыня» вернулись для незапланированной ночевки на остров Ольхон, в пос. Узуры, откуда на следующий день продолжили переход на восточный берег.

Первое прохождение на буерах акватории озера с юга на север зафиксировано в 1984 г. группой свердловских туристов. В 2003?г. после нескольких неудачных попыток был частично повторен маршрут от Листвянки до Северобайкальска (Д. Лекман, А. Копылов), однако самые первые попытки путешествий на буерах по льду Байкала предпринимались значительно раньше. Первые буера на байкальском льду запечатлены на почтовых открытках начала ХХ в., но их распространение на озере сдерживалось ледяными торосами, глубоким снегом и полыньями с открытой водой. Стремительно скользящие по льду буера не могут быстро остановиться перед возникшими препятствиями. Ледовые капитаны наблюдали последствия трагического случая, когда в 5-метровую щель на полной скорости залетел буер, кромкой льда срезало мачту, и корпус буера ушел под лед на 3-4 метра. Когда его нашли, он полностью примерз подо льдом. Неизвестна судьба хозяина этого буера, информации об участниках этого ледового путешествия не удалось найти.

На автомобилях

В 2004 г. зафиксирован рекорд Иркутской области: А. Бурмейстер от Слюдянки до Нижнеангарска без выхода на сушу за 23 часа 45 минут прошел на УАЗ-452 по льду Байкала 764 км. В 2007 г. в Книге рекордов России зафиксировано самое быстрое прохождение на внедорожнике по льду: за 12?ч пройдено 415 км от МРС до Нижнеангарска. Все происходило в сильный снегопад, при плохой видимости. По воспоминанию организатора пробега, ледового капитана А. Бурмейстера, путь преграждали 3-метровые трещины и при плохой видимости они создавали угрозу жизни гонщикам. Принимали участие в гонках 6 машин из Иркутской области.

В марте 2008 г. часть маршрута самой протяженной в мире гонки на внедорожниках от Мурманска до Владивостока пройдет по льду озера от Култука до Северобайкальска. Это уже третье пересечение Байкала по льду в истории «Экспедиции-трофи». Приключенческий дух экспедиции и экстремальные условия гонки проявились на этом сложном этапе в полной мере: одна командная Мitsubishi L200 из-за лихого вождения перевернулась на зеркальном льду Байкала, вторая — на заснеженной трассе в нескольких километрах после выхода со льда, а третья машина выбыла из гонок после лобового столкновения на узкой дороге с груженым лесовозом. Экипажи не пострадали, но эти события еще раз наглядно продемонстрировали сложность зимней гонки.

На велосипедах и пешком

В марте 2004 г. голландские велосипедисты прошли по льду озера маршрут от Листвянки до Северобайкальска за 21 день. Глубокий снег затруднял передвижение, и спортсмены некоторые участки проходили пешком, толкая груженые велосипеды по снегу. Это уже четвертый визит голландцев с велосипедами на замерзшее озеро, но до этого их путешествия были короче.

Рекорд по длительности одиночного прохождения этого маршрута поставлен Р. Аганесовым, написавшем о своем приключении книгу «Байкальской тропой». 1 февраля 1965 г. он стартовал из Слюдянки и через 232 дня (8 месяцев неторопливого пути) достиг Нижнеангарска. Свой личный рекорд непрерывного пешего похода по периметру озера в 1992 г. зафиксировал в книге «Вокруг Байкала за 73 дня» иркутский турист Эрик Бутаков. До него пешеходный обход по береговой линии совершал иркутский краевед В.П. Брянский, в пять этапов обошедший озеро за 1975-1985 гг. Приоритет первопрохождения вокруг озера принадлежит известному исследователю Восточной Сибири И.Д. Черскому. В 1877 г. он, располагая двумя лошадьми и двумя рабочими, приступил к детальному исследованию берегов. До него несколько геологов изучали отдельные участки, но никто еще не охватил всего побережья Байкала в целом. За три года изучения береговой полосы И.Д. Черский прошел пешком и проплыл на весельной лодке вокруг всего озера. Результатом его исследований стала подробная геологическая карта Байкала в масштабе 10 верст в дюйме, изданная в 1886 г. Географическим обществом.

Cколько раз пешком обходили по периметру Байкал, пересекали его по льду на конях или переплывали на утлых суденышках — не счесть. Но, наверное, одним из первых рекордов можно считать легендарное пересечение озера беглым каторжанином в омулевой бочке, о котором поется в песне «Славное море — священный Байкал»...

Сергей Волков

Автомаркет+Спорт № 08/2008


Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог