Радары и антирадары
Просмотров: 9355
24 Сентября 2008

ДЕТЕКТОРЫ ПРОТИВ ИНСПЕКТОРОВ







Радары и антирадары

– Что такое 90-60-90?

– Езда мимо ГАИшника!

– А 60-90-60?

– Плевать на ГАИшника.

Из народного автомобильного юмора

С января штрафы за грубые нарушения ПДД, в том числе и за превышение скорости, выросли в разы. И сразу у водителей всплыл интерес к так называемым «антирадарам», которые, как считается, должны избавить их обладателей от необходимости платить немаленькие суммы. Есть мнение, что стоит потратить каких-то 2000 рублей, и затраты окупят себя: если впереди «засада» — маленький прибор вовремя предупредит и всегда даст возможность проехать мимо машины ДПС с положенной скоростью. А дальше — снова жми на газ! Замечательно! Попробуем разобраться, так это или нет, и есть ли сегодня прок в подобных устройствах.

Скорость закону не помеха

«Типов радаров несколько, и не каждый радар-детектор может уловить сигнал. Поэтому лучше запастись несколькими радар-детекторами разных моделей...»

Из собраний народной автомудрости

Когда-то давно, до начала 90-х, в большинстве стран (включая Россию) применялись скоростемеры (радары) с несущей частотой 10.525 ГГц (Х-диапазон). Главной особенностью радаров первых поколений была необходимость работы в постоянном режиме – то есть они определяли скорость только при постоянном облучении объектов, из которых выявляется цель, движущаяся с превышением определенного скоростного порога. Такие радары имели низкую разрешающую способность, медленно обрабатывали сигнал. Впрочем, альтернативы на тот момент и не существовало.

Примерно в те же годы в магазинах в свободной продаже появился широкий ассортимент «антирадаров». Название это, хоть и ошибочное, прочно закрепилось в народе. (Под «антирадаром» все-таки подразумевается некое активное устройство, создающее мощную помеху для подавления излучения определенной волны – такие устройства применять в частном порядке запрещено по определению и за это налагается немалый штраф; в данном же случае речь идет о приемнике, просто сигнализирующем о наличии излучения в определенном диапазоне). Правильно будет оперировать термином «радар-детектор». Эти аксессуары довольно быстро получили широкое распространение благодаря тому, что без труда улавливали излучение радаров. В ту пору в их чудодейственности никто не сомневался.

Гаишники были вынуждены бороться с этим всеми возможными способами. Именно тогда появилась гангстерская манера выскакивать из-за угла с «револьвером» наготове и мгновенно «стрелять» с руки. Но даже при таком способе у водителя с хорошей реакцией оставалась возможность снизить скорость (если она не была чересчур высока). Время замера у такого прибора, как «Барьер», составляло до 5 секунд. Не лучше обстояло дело и с «Соколом», появившимся в 90-е годы, хотя в нем была заложена возможность импульсного замера скорости «навскидку» (Instant-On). При этом излучение шло не постоянно, а несколькими короткими импульсами (режим Ultra-X), что усложняло задачу радар-детекторов.

А вот в радарах «Искра», «Беркут» и их модификациях стали использовать уже К-диапазон (24.15 ГГц), благодаря чему приборы стали гораздо меньше в размерах, чем их предшественники. И к тому же данные радары более адекватно работали в импульсном режиме (Ultra-K). Эффективность замера возросла в десятки раз – требуется 0.3-0.4 секунды, чтобы измерить скорость объекта с вероятностью 95%. Увеличилась и гарантированная дальность измерений. Сегодня подавляющее большинство радаров используют К-диапазон.

Cкоро ожидается широкое распространение радаров диапазона Ка с частотой 34,7 ГГц, что еще лучше скажется на компактности и эффективности. А вот лазерные измерители скорости, несмотря на свою эффективность, не приобрели пока широкого распространения. Они имеют недостатки, присущие для всех оптических устройств – плохо работают при осадках, в тумане. К тому же они довольно дорогие.

ДОВЕРЯЯ, ПРОВЕРЯЙ

«Даже самый крутой радар-детектор в современном мире – обычная «шляпа». Он всего лишь предупредит, что «твоя скорость зафиксирована, браток, готовь денежки!»

Из собраний народной автомудрости

Может быть, все эти нововведения, по мере их появления, и вызвали легкий переполох в стане автовладельцев, но не у разработчиков автомобильных аксессуаров. Компании, которые занимаются выпуском автоэлектроники, среагировали очень быстро, и сегодня большинство современных радар-детекторов улавливают излучения во всех диапазонах, включая импульсные режимы (в том числе и тех стандартов, которые не приняты в России или только готовятся к применению).

Чтобы не вводить никого в заблуждение, заметим сразу – практически любой качественный радар-детектор действительно способен распознать излучение радара, направленного на автомобиль. Отнюдь не рекламой выглядят заявления производителей и продавцов о том, что их приборы способны улавливать излучение любого скоростемера на расстоянии до 1,5-3 км. Это больше, чем дальность измерений радаров (реальная до 800 м, гарантированная – 300-400 м). И многочисленные тесты это подтверждают. Однако те же самые производители и продавцы умалчивают о некоторых неприятных особенностях.

Прежде всего, обладая высокой чувствительностью, современные радар-детекторы оказываются бессильными против большого количества разнообразных помех, вызывающих ложные срабатывания. В результате даже самым крутым приборам повсюду мерещатся ДПСники. В городе число ложных срабатываний радар-детекторов вполне может переваливать за половину. Можно возразить – мощные источники излучения, создающие постоянные помехи, обычно имеют стационарный характер (ЛЭП, производственные здания, радиомаяки, излучатели сотовой связи и т.п.). Водитель может запомнить их расположение и не обращать внимания на ложные срабатывания. Однако и в ДПС не лыком шиты и зачастую стоят там, где их не ждут. Вариантов поведения водителя два: либо он реагирует на каждое срабатывание радар-детектора, постепенно превращаясь в параноика; либо «фильтрует» сигналы на свое усмотрение, но в этом случае риск быть оштрафованным увеличивается. Кстати, откровенно дешевые «антирадары» с плохой помехозащищенностью реагируют даже на сотовые телефоны.

Второе – заявленная дальность определения излучения радара — это идеальная характеристика, не учитывающая ни рельефа местности, ни наличия возможных помех. В результате 1,5-3 км могут сократиться в несколько раз.

Ну и, наконец, самый главный, «убийственный» нюанс, о котором должен помнить каждый покупатель радар-детектора. «Вычислить» можно только РАБОТАЮЩИЙ радар. Вряд ли инспектор надолго оставит лежать его включенным просто так, без дела. Наученные горьким опытом, они обычно ждут до последнего, и «стреляют» только тогда, когда уверены, что нарушителю уже не уйти от ответственности. Этот «ковбойский» метод пришел к нам из начала 90-х, когда ГАИ со старыми еще радарами хоть как-то пыталась противостоять водителям.

Учитывая, что время замера скорости измеряется долями секунды, то при безошибочных действиях инспектора водитель узнает о радаре в тот же момент, когда скорость его автомобиля уже будет зафиксирована. И даже самая стремительная реакция не поможет успеть после «выстрела» радара снизить скорость до требуемого значения. И на самом деле получается – как только прибор «пискнул», уже нет смысла тормозить. То есть он, конечно, есть, но лишь для того, чтобы остановиться по взмаху жезла инспектора.

Существует мнение, что если, дескать, превышение скорости незначительно, тогда еще можно что-то предпринять, но такое мнение основано на субъективных факторах – например, неверной оценке собственной скорости (спидометр привирает). Кто-то утверждает, что если резко оттормозиться, то радар «сойдет с ума» и выдаст ложные показания. Если не жалко задок собственной машины – можно поэкспериментировать. А в целом не стоит забывать, что инспекторы тоже люди – они элементарно могут ошибаться или в какой-то момент решить не трогать не столь уж явную «жертву». Поэтому радар-детектор – это защита от ленивого инспектора. Тот, кого ноги кормят, не позволит расслабляться.

На войне как на войне

«Не попадайся, пользуйся радар-детектором, прячь номера от стационарных камер, закрывайся другими машинами. Или вообще – сиди дома.»

Из собраний народной автомудрости

Понимая все то, что сказано выше, хитрые водители изменили тактику и стали применять не совсем этичный по отношению к коллегам за рулем, но эффективный (а главное – разумный) метод «живого заслона». Они не стартуют резко со светофоров и не уходят вперед. Всегда найдется тот, кто мнит себя самым быстрым. Вот он пускай и отдувается – ведь в момент измерения скорости впереди идущих автомобилей радар «засвечивается», и хитрый водитель, который шел вторым или третьим, может со спокойной совестью, не спеша проехать мимо поста, злорадно ухмыляясь. А дальше можно уже лететь, как тебе хочется. Если, конечно, впереди нет еще одного поста ДПС, перед радаром которого уже и хитроумный окажется беззащитным.

Есть у ДПС и другие изощренные методы борьбы с нарушителями. Например, ложные радары – ставится прибор, постоянно излучающий сигнал. Делается это в надежде на то, что водители одумаются и снизят скорость. А если нет, то за ложным «маяком» их вполне может поджидать настоящий инспектор. В городах такой метод мало применяется, но он довольно эффективен на оживленных трассах.

Самый эффективный на сегодня метод борьбы с нарушителями – использование приборов видеофиксации (фоторадары). Они бывают как мобильными, так и стационарными, позволяют фиксировать скорость нескольких целей, а также определять скорость как попутного, так и встречного автомобиля. Мобильные системы в Иркутске появились уже сравнительно давно, недолго ждать и установки стационарных, работающих в полностью автоматическом режиме. Прибор видеофиксации работает вместе с обычным радаром. В этом случае применимы все те же тактические методы: не «забегать» вперед, заблаговременно снижать скорость и т.д.

Если покупать, то что?

«Самый лучший радар-детектор – это много дензнаков в кармане... или правило «не нарушай...»

Из собраний народной автомудрости

Вопреки ожиданию, радар-детекторы в иркутских магазинах представлены крайне скудно. Кое-что можно встретить в магазинах, торгующих аксессуарами в «Автограде», на «Знаменском» и прочих торговых центрах, в «Автоцентре Кузьмиха». Гораздо больший ассортимент предлагают Интернет-магазины, адреса которых можно найти в любой поисковой системе.

Бюджетный класс радар-детекторов – это модели ценой до 4000 рублей. Такие, например, как Star, Crunch, Mongoose, Stealth, Super Cat (модели начального уровня), а также отечественные Simicon и Saver. Из общего предложения можно выделить «двухтысячные» модели Star (от 1900 руб.), «двухсотые» Crunch примерно в той же ценовой позиции, начальные модели Super Cat (3000-4000), Saver (1500). Здесь встречаются и беспроводные радар-детекторы (автономные – со встроенным аккумулятором или с питанием от солнечных батарей) – их стоимость находится в верхней границе класса. Откровенно дешевые «антирадары» стоимостью до 1000 руб. приобретать следует с осторожностью – они могут быть устаревшими и не воспринимать излучение современных радаров.

В среднем классе (от 4000 до 9000 руб.) такие бренды, как Whistler, Cobra, Rocky Mountain, Super Cat. Эти устройства имеют достаточную функциональность и оптимальное соотношение цена/качество. В качестве дополнительных опций предлагаются различные сервисные функции. Много новинок предлагают модельные ряды Super Cat и Cobra. По отзывам покупателей Интернет-магазинов, самые популярные бренды в этой категории – Cobra и Whistler.

В классе дорогих радар-детекторов, цена которых может доходить до 20 тыс. рублей и выше, представлена продукция Beltronics, Escort, PNI, а так же элитные модели Cobra, Whistler, Super Cat.

Увы, такое деление по классам лишь относительно и ничего не говорит о реальных возможностях систем, а оценить эффективность купленного радар-детектора, к сожалению, можно только в реальных условиях. Кстати, во многих странах Европы и частично в США радар-детекторы запрещены к применению. России это пока еще не грозит, но ситуация вполне может перемениться.

В заключение заметим, что соблюдение скоростных режимов скорее позволит избежать больших штрафов, нежели покупка радар-детектора.

Кирилл Юрченко

Автомаркет+Спорт № 08

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог