|
Похоже, мы дожили до того времени, когда можно прийти практически в любой автосалон и, выбрав подходящую модель, небрежно бросить: «Заверните!». Для значительной части населения, благодаря кредитным программам, стали вполне доступными новые автомобили, тем более, что в России, наконец-то, вступили в силу экологические нормы Евро3. И вот, когда, казалось бы, пришла пора забыть про старые, прожорливые и невзрачные машины, было решено обратить взоры на самый «подвал» автомобильного рынка — на экспонаты стоимостью до 50 тысяч рублей. Вполне возможно, что многие мои сограждане, дочитав до этого места, саркастически ухмыльнутся и перевернут страницу: даже те, кому дорогие авто не по карману, любят смотреть на «свежие», блестящие перламутровыми боками автомобили, пристально изучать ценники и мечтательно вздыхать. Стало быть, дряхлый, но дешевый сэконд-хенд уже никому не нужен? Не скажите! Хотя зарплаты у наших соотечественников, по заверению министра финансов Кудрина, растут день ото дня, а жизнь стремительно улучшается, огромное количество россиян, особенно из глубинки, все еще вынуждено обходить стороной сверкающие автосалоны. Что же делать, если и 50 тысяч остаются для многих «неподъемной» суммой, а ездить-то на собственной машине хочется! Реально ли сегодня стать счастливым обладателем автомобиля «на ходу» за такие деньги?
Откуда дровишки? из лесу вестимо!
На самом деле, тратить виртуальные полсотни тысяч рублей я не собирался — ради чистоты опыта мне предстояло уложиться в строго «выделенную» редакцией сумму. Не забывая при этом, что, покупая откровенно старый автомобиль, всегда нужно быть готовым к ремонту и, разумеется, дополнительным тратам. Поэтому ваш покорный слуга, как и все не избалованные большими деньгами люди, искренне радовался каждой подвернувшейся возможности «приобрести» более или менее движимое транспортное средство за искомую сумму (дабы сэкономить и на неизбежный ремонт, и на скромные опции).
Найти по объявлениям автомобиль за такие деньги — не проблема. Сложнее обнаружить его на необъятных просторах нашей родной области: выгодные предложения по продаже сыплются из Тайшета и Усолья-Сибирского, Жигалово, Усть-Илимска и прочих населенных пунктов. В Иркутске «дилерские центры» по продаже машин не первой свежести тоже расположены не близко — в Большой Речке, Плишкино, Ново-Ленино и так далее. Естественно, посмотреть большую часть автоэкзотики не удалось именно по «географической» причине. Возможно, «зарубежные инвесторы» пока не считают нужным вкладывать деньги в строительство мультибрендовых дилерских центров, занимающихся автомобилями-легендами (или автомобилями-призраками, или же попросту «дровами» — на рынках разных стран подобные авто носят различные имена). Однако рынок доступных автомобилей настолько насыщен и востребован, что бизнесменам впору призадуматься.
Начнём с того, что за 50000 рублей можно приобрести автомобиль практически в любом типе кузова и любого класса — от микроавтобусов до спорткупе. Правда, чем выше класс машины, тем более ранним годом выпуска она будет датирована. Зато и цена приемлемая — например, в сфере коммерческого транспорта можно побаловать себя старым добрым «Рафчиком» (увы, прибалтийским, а не йокогамским) — он предлагается в пределах 10-15 тысяч, а корейская Kia Besta — около 40. Неплохой вариант для начинающих маршрутчиков! И пусть народ нынче пошёл избалованный, когда ранним январским утром в 35-градусный мороз весь «комфортный» транспорт забит до отказа, ехать все готовы на чем угодно. Главное, самому добраться до остановки и не сломаться...
Можно прицениться и к джипам, но те редкие экземпляры, что попадались мне, либо не имели документа, удостоверяющего «личность», либо уже были проданы — спрос на такие автомобили до сих пор очень высок (если у джипа не поведена рама и он не использовался в качестве лесовоза, то ему ещё жить да жить!). Правда, есть подмога от отечественного производителя — легендарные 21-е «Нивы» и 512-е УАЗы, кузова у которых, конечно, в большинстве случаев уже гнилые. Впрочем, наш народ этим не испугать — новые отечественные авто зачастую ненамного лучше. Зато по технике раритеты еще советского автопрома вполне реанимируемые: операция в гараже у народных умельцев позволит им остаться скорее живыми, чем мертвыми.
Особо стоит отметить сектор спортивных автомобилей, поскольку некоторые энтузиасты автоспорта ловят кайф от переделки «вёдер с гвоздями» в монстров драгрейсинга. А выбор среди «драйвомобилей» из прошлого века достаточно широкий — от простеньких угловатых «Левинов» и экзотических Honda Prelude с потайными фарами до нестареющих Toyota Supra. Кстати, как показали до недавнего времени проводившиеся состязания по стритрейсингу, всякие «бешеные тапки», сделанные умелыми руками, с горячим сердцем и холодной головой, способны удивлять народ не только своим староверским обличьем, но и солидными динамическими характеристиками. Быть может, из-за того, что не перевелись на земле иркутской энтузиасты «second-hand-автомобилестроения», в свободной продаже найти подобные авто сложновато (в этом спортивные и проспортивные автомобили весьма схожи с классическими джипами). Понятно, очередей на них нет, но чтобы приобрести какое-нибудь купе, придётся попотеть, а иные экземпляры и вовсе купить не удастся, если не иметь знакомых в этой сфере.
И всё же, как бы ни старались зарубежные автогиганты ублажить не самые богатые слои населения, отечественный автопром в этом сегменте кладёт на лопатки и Toyota, и Nissan, и Mitsubishi, и мировое автосообщество в целом! Машинные «прилавки» ломятся от изобилия предлагаемого товара! Хотите классный переднеприводный автомобиль с плохо работающей печкой, ржавым кузовом, прокуренным до дыр салоном, но хорошей управляемостью? Пожалуйста — «восьмёрки» и «девятки» времён распада Нерушимого! Поговаривают, что при настройке ездовых повадок для этих автомобилей специалистам из Porsche помогали сами вазовцы! От Волжского же автозавода — легендарная классика: 01, 02, 03, 04, 05, 06. Это не телефоны аварийных и спасательных служб — это целое семейство автомобилей, способных удовлетворить самых взыскательных ретроградов. А есть ещё и «Москвичи» с раллийными корнями, и мечта всех советских людей — «Волга», и прочие объекты для весёлого времяпрепровождения под днищем автомобиля. Словом, «дети» нашей автомобильной промышленности еще шустрят. Большинство экземпляров, конечно, уже доживает свой век (хотя какой уж там век — хорошо бы месяц!), но многих это не пугает — копеечные запчасти и примитивность конструкции позволяют без особого труда выводить автомобили из клинической смерти и жить с верой в относительно безоблачное «постпостгарантийное» обслуживание.
Впрочем, то, что за 50000 рублей без проблем можно купить российские или советские машины, понятно всем. А вот какие агрегаты прикатили к нам с Востока или Запада, прожили тяжёлую сибирскую жизнь и в итоге выбросили белый флаг с надписью «продаюсь»? Предлагаю небольшой хит-парад забугорного паноптикума, дожившего до наших дней и выставленного счастливыми обладателями на продажу.
Почти даром!
6 место. «белый дьявол», от 50000 рублей
Небо покрывается свинцовыми тучами, молнии лишь изредка освещают наступившую тьму, свирепый ветер начинает срывать крыши с домов, и вдруг раздаётся гром, асфальт раскалывается, и из-под земли в потоках лавы появляется исчадие ада... Шутка. Просто на смотрины подъезжает Nissan AD 1987 года выпуска. Но впечатление он оставляет не менее жуткое, чем мифический демон — во-первых, тело машины постоянно прячется за какой-то непонятной дымкой, отчего фотографии получаются такие, словно фотоаппарат находится в целлофановом пакете. Причём заглушенный мотор картины не меняет — парящая аура продолжала окутывать AD. Дуршлагообразный универсальный кузов, в котором каждая дырочка аккуратно окаймлена ржавчиной, фары, капот и бамперы словно после стирки: сели и стали настолько маленькими, что в зазоры без страха прищемить можно засовывать большой палец ноги. Впрочем, о чём я? Ежу понятно, что в наших «благоприятных» условиях проржаветь, наверное, может даже алюминий. А тут — сталь, возраст. Зато дизелёк работает ровно (видимо, во имя его здоровья из-под капота удалили некоторые «лишние» запчасти вроде топливного фильтра), убогий салон не пугает трещинами и дырками, подвеска «на прокачку» цела, а хозяин бойко рассуждает о том, что в хозяйстве это незаменимый автомобиль: надёжный, неприхотливый, практичный. А главное — находится в превосходном состоянии (ещё бы — вчера с конвейера!). Кроме того, за символическую плату (10000 рублей) нынешний владелец готов предложить будущему хозяину дополнительную опцию в виде покраски машины «в круг». Однако цена в таком случае поднимается до 60000 тысяч. А такая сумма, во-первых, не укладывается в нужную «смету», а во-вторых, элементарно выходит за рамки здравого смысла. Так что Nissan AD (а по документам Datsun 1300 — напоследок владелец посетовал, что только «синьку» на это славное имя он вполне мог бы продать тысяч за тридцать) с соответствующим внешности госномером занимает последнее, шестое место в нашем хит-параде.
5 место. «призрак», 20000 рублей
Где-то на задворках города, в одном из дворов Берёзовой рощи, обитает Призрак. Он как будто собран из кусочков краски, его прозрачная крыша — не фатальная неисправность, а опция в виде двух люков (правда, дырявых), интерьер смотрится на удивление свежо: вставки «под дерево», эффектные приливы под клавиши стеклоподъёмников на дверях, прекрасные на вид и удобные кресла. Под капотом — циклон. Полуторалитровый двигатель с гордым именем Cyclone. Подвеска настолько мертва, что автомобиль можно использовать в качестве кресла-качалки — колебания после толчка угасают секунд пять. Но это не призрак. Это Мираж. А если точно — Mitsubishi Mirage. В объявлении в графе «год выпуска» стыдливо недопечатана последняя цифра, но хозяин признаётся — 1988-й. Признаётся также и в том, что последний раз удалось завести машину ещё в прошлом году. Но при этом на сто процентов уверен, что из пункта А в пункт Б этот Mirage перевезёт без проблем. А вот обратно — как получится. За оптимизм хозяина и незаведённый двигатель — пятое место.
4 место. «немецкий пленный», 50000 рублей
Единственный в нашем хит-параде европейский автомобиль — BMW пятой серии. Надёжно спрятанный от глаз дилетантов в пригородном поселке, этот легендарный немецкий седан, датированный 1985 годом, в объявлении подаётся как «требующий небольшого косметического ремонта». На поверку требующий полной перекраски. Правда, молодой человек активно демонстрировал целостность кузова во всех местах, усердно поколачивая металл кулаком. Такую демонстрацию он, видимо, проводил не раз, ибо цвет по кузову был неравномерный, а двери закрывались с трудом (на что владелец парировал: «это же немец — здесь всё основательно!»). Внутренние покои были именно покоями давным-давно, а с некоторых пор в них, похоже, воевали свирепые грызуны — изжеванные кресла служили им полем битвы. Мотор, ввиду отсутствия топлива, заводиться категорически отказался, но по ухоженному, со следами деятельности механиков, подкапотному пространству было видно, что за двигатель брались. Молодой человек даже сказал, что силовая установка здесь тюнинговая, с расточенным блоком — мотор прошёл доработку ещё в Германии и чуть ли не в ателье Hamann (видимо, об этом он узнал от предыдущего хозяина). Поводов для особых подозрений не оказалось — двигатель и впрямь порадовал чистотой (естественной) и аккуратностью навесного оборудования. За пустой бак, целую подвеску, горсточку запчастей от продавца в подарок и недешёвое содержание европейского «пленника» — почётное четвёртое место.
3 место. «гильотина», 25000 рублей
Промышленный район города, один из комиссионных автомагазинов. Среди свежепригнанных с Востока седанов бизнес-класса виднеется хит. Ба, да это же мой ровесник — Civic 86-го года! Под солидным снежным покровом скрывается спортивное тело популярного трёхдверного хэтчбека, причём этот супермен не показывает, что ему прежде жилось ох как туго: родные кузовные элементы ещё целы, краска практически везде ровная. А главная изюминка — двери-гильотины, открывающиеся вертикально. Шик! Правда, недальновидный хозяин на зиму оставил чудо-ворота открытыми, отчего в салоне снега оказалось не меньше, чем на улице. Сердце кровью обливалось, когда я увидел столь красивый интерьер, отданный на растерзание агрессивной окружающей среде! Эффектный салон в красных тонах, как в каком-нибудь Lamborghini Diablo, дверные ручки из натурального дерева (сделанные, между прочим, ручным рубанком), лаконичная консоль и водительский инструментарий в виде приборного щитка произвели неизгладимое впечатление. Но из информации — только скупое «на ходу» и цена — 25000 рублей. Что ж, адекватная цена и вера на слово позволяют строить планы в отношении будущего этого автомобиля. Поэтому ему — достойная «бронза».
2 место. «незолотая корона», 50000 рублей
На втором месте нашего хит-парада — Toyota Corona 1988 года выпуска, в народе больше известная как «зубатка». Надо сказать, этот автомобиль оказался вторым, кого удалось увидеть в движении — он абсолютно случайно подъехал к стоянке, когда ваш корреспондент уже собрался отчаливать. Хозяин, заметив мой блуждающий по исшарканному телу «Короны» взгляд, спросил: «Интересует?». Конечно, интересует! Это же машина самой популярной в мире фирмы, одна из любимых россиянами моделей, следующее поколение которой дешевле, чем за 100 тысяч, не купишь. И ничего, что у этого экземпляра глушитель держится на честном слове («варится» за двадцать минут), а во время последней замены масла какой-нибудь Castrol 0W40 по ошибке залили не в горловину двигателя, а прямо под капот. Может, двадцатилетний двигатель попросту стал «потеть» от изношенных колец и прокладок? Нет-нет, конечно, версия про износ нереальна, так что доверимся продавцу, чьи добрые глаза, бритая голова и многодневная щетина не могут врать. И поставим Corona на вторую ступеньку пьедестала — в её активе рабочая подвеска всего лишь с одним износившимся приводом, более или менее ухоженный салон и доступность запчастей от «убитых» сородичей на разборках.
1 место. «птица счастья вчерашнего дня», 50000 рублей
На вершине нашего сегодняшнего хит-парада еще один мой ровесник — Nissan Bluebird 1986 года. К удивлению, ничто не выдаёт 22-летний возраст этого автомобиля — кузов недавно покрашен целиком (правда, с заметными потёками), отчего Голубая Птица выглядит свежо и моложаво. Амортизаторы ещё неплохо держат «осанку» автомобиля, а контрактный двигатель 1,8 заводится с полуоборота. И хотя над выхлопной трубой на кузове виднеется чёрный след от копоти, автомобиль всё равно радует — ведь у него самый уютный из конкурентов салон. Ровные, начищенные до блеска панели, аккуратные коврики, чехлы — видно, что в своё время хозяин довольно-таки бережно относился к своему питомцу. Да и сама архитектура передней панели порадовала: классическая форма торпедо, симпатичные приборы. Плюс уют добавляет лёгкая тонировка. В общем, самый аккуратный из нашего секстета участников заслуженно получает первое место.
Живучие «раритеты»
Вообще-то, у меня не было цели сделать обзор рынка старых автомобилей и выбрать лучший. Честно говоря, интересовал вопрос — можно ли сегодня приобрести автомобиль за полсотни тысяч рублей, и если да, то почему в условиях «крепнущей экономики и растущего благосостояния» рынок вышеперечисленных раритетов все ещё здравствует? А то, что он здравствует, — вовсе не преувеличение. Когда в десятый раз набираешь телефонный номер и слышишь «продано», понимаешь, что сегмент самых дешёвых иномарок ещё живее всех живых. Если бы рынок в Рабочем состоял только из подобных раритетов, то он через две-три торговых сессии опустел бы подчистую. Многих покупателей интересуют вовсе не крутые «тачки» за $40000, а простые и доступные машины. К слову, за несколько месяцев усердной работы на такую может накопить даже студент.
Как говорится в анекдоте, мечта нашего государства — это здоровый, хорошо зарабатывающий человек, регулярно платящий налоги и умирающий в день выхода на пенсию. От себя добавлю: и покупающий исключительно продукцию отечественного автопрома. И хотя «японки» и «европейки» конца восьмидесятых годов прошлого века ни в чём не уступают свежим отечественным автомобилям (я не говорю про последние «Калины» и «Приоры»), наше правительство упорно старается избавить своих граждан от хлама зарубежного и заставить его ездить на хламе отечественном. Кто-то берет кредит и покупает свеженькую дилерскую иномарку, которая ненамного дороже последних вазовских моделей. А кому-то кредиты не дают — тем, у кого зарплата чуть выше российского прожиточного минимума. Отсюда и спрос...
Другими словами, пока будут на Руси народные умельцы, пока не зачахнет примитивный гаражный сервис и, главное, пока наши среднестатистические граждане не станут получать за свою работу достойные деньги, «полтинник» будет весомым пропуском в автомобильную жизнь. По крайней мере, для тех, кто считает автомобиль не роскошью, а всего лишь средством для передвижения.
Егор Климов
Автомаркет+Спорт № 08 |