|
Виктор Суриков, создатель «Тритона»: — Мы не столь обеспечены, как наши идейные товарищи на западе России. Участвуя в «Ладоге», не раз приходилось наблюдать такие картины. Среди топи тропинка более-менее твердая через «ворота» из деревьев. Узкие! И «Нива» напротив — видно, что не пройдет. Но разгоняется — треск, скрежет, зеркала долой, борта всмятку — прошла! Мы в недоумении, а пилот все логично объясняет — дескать, мне на ней завтра на работу не ехать. Спортивный, боевой автомобиль! Сибирский джипер в своем большинстве не может позволить себе иметь боевой «экипаж», предназначенный только для спорта. Приходится идти на компромисс. «БиДжей» для повседневного использования был приспособлен плохо. Минимум комфорта, тракторная управляемость. А ведь на нем я ездил и на работу, и с семьей по городу. Surf в этом плане, конечно, существенно приятнее. К тому же на нем можно отправляться в дальние, продолжительные рейды. На «Сороке» это было проблематично. Отмечу также, что автомобиль, заказанный и купленный под документы, обошелся в постройке достаточно дешево. И комплектация его устраивает. Теоретически рассматриваю вопрос замены в будущем 3L на 1KZ — в рейдах, думаю, с этим дизелем машина будет во многом приятнее. Гламурный парень! Ну, или когда-то им был. Глядя на лак кузовных панелей, на небольшие расширители арок и хромированные бамперы, так и представляешь, как этот стиляга в далеком 1989-м паркуется у фешенебельного ресторана, и обладатели старых Surf завистливо цокают языками. Какие, к черту, неразрезные мосты и «квадратный» дизайн? В Японию пришла новая «внедорожная» эра, а что до атмосферного 3L и «механики», так это вроде как еще предусмотрено законами жанра и существует по отнюдь не островному принципу «чтобы было». Впрочем, зоркий обывательский глаз не в Японии почти 20 лет назад, а здесь и сейчас уже заметил нестандартно большие колеса, нехарактерно высокую посадку кузова и спереди ту самую цельную балку, которую на Toyota HiLux Surf в Стране восходящего солнца предали анафеме в конце 80-х годов. ОТГОЛОСКИ ПРОШЛОГО — Да скажи честно — комфорта захотелось! Если бы в каких-то комиксах или фантастической литературе создавался образ современного кентавра — этакого получеловека-полумашины — то Виктор Суриков и Toyota Land Cruiser BJ43, в миру «Сорока», по крайней мере, для меня стали бы его олицетворением. Идеальный дуэт водителя с многолетним опытом езды по очень тяжелому бездорожью и джипа, который, во-первых, именно для таких условий создавался, а во-вторых, был еще и весьма серьезно к ним подготовлен. — Видишь ли, Макс, «Сорокой» я просто наигрался. Выжал из нее для off-road все возможное. А Surf... Он открывает некоторые другие горизонты. И к тому же давно мне нравится, в том числе с точки зрения комфорта. Безусловно, сравнение тут неуместно. «БиДжей» с его дерматиновой обивкой и лючками для сушки на ходу портянок не многим отличался от УАЗа, уступая в красоте «меблировки» разве что Patriot. Даже тарахтел и вибрировал, как дизель трактора-трелевочника. Ну, разве только тише и с некоторым бархатцем в голосе. А в звуке 3L уже чувствуется лояльное отношение к органам слуха его обладателя. Да и вообще, какие тут могут быть тактильно-зрительно-слуховые аналогии! Но чего у «Сороки» не отнять, так это источаемой ею харизмы. На бездорожье машина до сих пор ведет себя не как рядовой представитель отряда пернатых, но как мифическая и бессмертная птица Феникс. Surf получил позывной «Тритон»... Впрочем, не будем обвинять создателя в том, что он «спустился с небес на землю». Тем более, что такому названию есть логичное объяснение. Как говорит Виктор, «он зеленый, длинный, среда его обитания по-прежнему не ограничится земной твердью, к тому же имя дал ребенок». И оно, надо сказать, хорошо вписывается в начальный конструктивный план, как сам автомобиль в конечном варианте должен вписаться в три тонны полной со всеми пассажирами и багажом массы. Пока позади у Surf лишь две off-road-вылазки, впереди остаточный, ранее прекрасно отработанный апгрейд в виде шноркеля, экспедиционного багажника, защит, возможно, силовых бамперов, лебедки. И испытания, испытания. Однако в целом даже без последних ясно, что концепция сложилась и если требует коррекции, то незначительной. В общем, принимайте и пробуйте! СМЕНА КУРСА — При передней независимой подвеске и на стандартных колесах в моем понимании он, конечно, не внедорожник. Но это не значит, что из Surf нельзя вырастить настоящее «земноводное». Говоря так, Виктор подразумевает массу — при всех его японских интерьерных ценностях Surf значительно легче LC 80 и Safari. И центр тяжести у него явно ниже. И двигатель есть для своего «четырехцилиндрового класса» просто-таки отличный — 3L. И передаточное отношение в «раздатке», работающей с механической коробкой, после долгого изучения литературы, по словам Виктора, открылось, словно подарочное — 2,6:1. И сама «раздатка» оказалась не с традиционным пневмоприводом включения «передка», а с кондовым рычажным. При такой-то «закваске» да не вырастить нечто вездеходное?! В том, какие элементы при строительстве внедорожника будут основными, создатель не сомневался. Off-road-схема с использованием ульяновских портальных мостов в наших условиях единственный, по сути, конструктивный способ (не считая помещения в арки больших по диаметру колес, что, естественно, тоже требует целого комплекса работ) увеличения дорожного просвета. Можно, разумеется, мечтать об известных балках Volvo C303 или каких-то независимых системах, но в реальности уазовское «железо», вопреки всей его противоречивости, пока что дает идеальное соотношение клиренса, ремонтопригодности и цены. У Сурикова же есть богатый опыт владения им. Это именно он первым поставил свой «БиДжей» на «портал» и никогда об этом не жалел. Не было сомнений в его выборе и сейчас. Однако Surf, несмотря на предполагаемую схожесть ходовой части, определил несколько иные подходы к ее созданию. Но для начала необходимо оговориться, что Виктор в некотором смысле изменил свои внедорожные пристрастия. «Сорока», в сущности, трактор, для которого дороги общего пользования — наказание, а для водителя истязание. Очередным же автомобилем хотелось иметь нечто универсальное, как заявляет хозяин, способное не утомлять в дальних рейдах, легко использоваться ежедневно и вместе с тем не пасовать на сравнительно тяжелом бездорожье. Уазовские военные мосты в основном отвечали последнему требованию. Теоретически подкатить их под тойотовский кузов не составляло труда (выход справа из «раздатки» переднего карданного вала даже не потребовал менять местами чулки моста; родным, тойотовским, остался задний кардан; передний же был подкорректирован по длине). Чтобы воткнуть в арки 35-ю «резину», не касаясь «болгаркой» элегантных крыльев, достаточно было проставками и рессорами прилично разнести их с рамой (фактически силовому надругательству отрезным диском подвергся только бампер, скошенный в месте контакта с колесом). Но суть в том, что первые две из вышеозначенных областей применения («рейд» и «город») исключали тупое использование рессорной подвески. Сзади Виктор от нее полностью не ушел. Surf-то достался в эксклюзивной комплектации, с кормой на рессорах, и грех было лишать его столь крепкого и простого упругого элемента. Автор лишь приварил к самому краю рамы аналогичную часть от подобной же сюрфовской конструкции, опустив, таким образом, на 100 мм задние точки крепления рессор (спереди рама также была продублирована, в данном случае для установки лебедки, поскольку штатная силовая поперечина, как считает Виктор, слишком слабая). Но в пакетах при этом он оставил всего по четыре листа, восполнив работу подвески на сжатие пружинами от ВАЗ-2108. Решение, проверенное еще на «БиДжее». Вот к схеме передней подвески, как будущего залога комфортных марш-бросков, пришлось подходить творчески. Виделась она исключительно пружинной, что требовало включения в нее продольных, удерживающих мост рычагов, по-простому «лыж». Таковые виделись либо отечественными, от пружинных УАЗов, либо импортными с многочисленным разнообразием вариантов. Однако последнее не устояло перед сермяжной ульяновской правдой — несмотря на, казалось бы, абсолютную простоту исполнения и несомненную идентичность, уазовские «лыжи» по заднему креплению, как выяснилось, проще. И при этом на обоих концах рычагов у сайлент-блоков в отечественном исполнении заметно больше резины, что не может не сказаться на ходах подвески. А что до небольшой переделки задних точек крепления на поперечной балочке под «раздаткой», так она далась безболезненно. Виктор ходом штурмует запорошенный снегом холмик. Surf легко вскакивает на вершину, кормой почему-то демонстрируя всякое отсутствие «растяжки». Помнится, в аналогичных ситуация «Сорока» (да честно говоря, и многие другие подготовленные внедорожники) запросто дотягивалась до земли, а «Тритон», будто заправский кобелек, уже вскинул «ножку». Рано, рано... — Без «мягких» блокировок межколесных дифференциалов, наверное, и не заехал бы. К блокировкам даже с приставкой «само» у всех отношение разное, и Суриков еще совсем недавно был их противником, полагая, что в тяжелых условиях полуосям в уазовских мостах ни к чему дополнительная нагрузка, а отсутствие возможности оперировать крутящим моментом зачастую удается компенсировать грамотным пилотированием и большими ходами колес. Сейчас, балансируя на трех колесах, Surf показал, что, во-первых, его хозяин резко изменил своим трансмиссионным пристрастиям, во-вторых, лег на иной подвесочный курс. И ладно бы он занимался только голой инсталляцией — иными словами, подкатил под раму мосты и сформировал ходовую часть. Нет, Surf, уже готовый сойти со стапеля, задержался на нем по воле хозяина, желавшего сообразно предполагаемой универсальности автомобиля придать подвеске особые качества. — Я не ставил перед собой цели добиваться какой-то чудовищной артикуляции балок. В рейдах, сам понимаешь, важней несколько иные ценности. Более того, дабы в будущем не испытывать неудобств на ровном «рейдовом» грунте, Виктор принудительно ограничил артикуляцию. Сзади подобное далось, в общем-то, просто. Посчитав рабочие ходы пружин и амортизаторов, создатель таким образом расположил верхние крепления последних, чтобы на отбое штока хватало на величину разжатия пружины. Однако передок снова подкинул задачку — увязка пружин и амортизаторов от LC 80, не по-тойотовски объединенных в стойки, с оригинальными верхними чашками крепления и продольных рычагов, требовала какого-то компромиссного по величине хода решения, не приходившего достаточно долго.
Очевидно, что ходы колес у Surf далеки от внедорожного идеала. Но на дальних дистанциях это обстоятельство должно наделять автомобиль другим качеством — сносной для лифтованного джипа управляемостью
— Периодически созывая «коллег» для «технических совещаний», я все-таки добился той вертикальной величины, которой хотел. Он оценивает ее в 350 мм. Замеров мы не проводили, но и без них видно, что артикуляция мостов для внедорожника у Surf далеко не образцовая. Кроме того, показалось, что передняя пара «копыт» может «рыть землю чуть глубже». Хотя то, как Hi Lux непринужденно вздернул заднюю «ножку», можно связывать и с развесовкой, которая у него, прямо скажем, тоже не идеальная. Опять же если проводить какие-то сравнения или вообще говорить об этом качестве применительно к джипам, то «БиДжей» здесь вне конкуренции. Не знаю, как там у него с 50:50, этим автомобильным аналогом женского 90/60/90, однако наметанный глаз при взгляде в профиль без труда находит не характерные для современного джипа существенно сдвинутый назад двигатель и водителя, сидящего не просто в базе, а почти у заднего моста. У Surf, как у собирательного образа нынешней джип-плеяды, с этим все гораздо банальнее. Преобладание салонного простора над грамотной компоновкой в умах инженеров не оставило от исключительности BJ43 камня на камне. Налицо перегруженный передок, что не компенсируется ни отодвинутым вперед мостом, ни, по словам владельца, возможной загрузкой багажника. Быть может, в той судьбе, что уготована машине, это не принципиально? КУРСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ По словам Виктора, слабенькая на 3L задняя опора здесь заменена им на более мощную от 1HZ, что привело к возрастанию виброфона. Я ничего не замечаю. Рычаг коробки, само собой, барабанит «морзянку», но для четырехцилиндрового «атмосферника» разработки дремучей японской древности, без балансирных валов, это так же естественно, как для любого нормального джипера — отказ от кондиционера с переквалификацией его компрессора в шинный насос (здесь такая «мутация» уже произошла). Кстати, естественны, а лучше сказать, адекватны другие, помимо подвески, составляющие ходовой. Вся адаптация рулевого управления свелась к переносу на противоположный поворотный кулак сошки с необходимым ее изгибом при оставшихся родными гидроусилителе и редукторе. По тормозам же, в отличие от барабанного сзади Surf (что говорить об УАЗе!), виделась исключительно дисковая схема, которая и была воплощена. В движении мы сконцентрируемся именно на этих тонкостях, в длительных путешествиях первостепенных.
Кажется, что артикуляция переднего моста больше, нежели заднего
Заострять внимание на работе двигателя и трансмиссии нет нужды. Можно разве что наслаждаться мягким урчанием дизелька, не позволяющего запросто, по-грузовому, трогаться со второй и все же непринужденно вращающего 35-ю «обувь». Всего-то 91 силенка, а какова тяга, каков подбор отношений «на пути вверх», если точно орудовать рычагом с длинными ходами (на третьей эта «кочерга» где-то под коленом), превращающий коробку в чистый вариатор. Хозяин, правда, жалуется, что старый серии B агрегат вообще не «требовал газа», этот же, будто молодая дизельная поросль, иной раз просит «подбросить». Все, видите ли, относительно. Но ходовая! К ней, когда речь идет об обычных дорожных условиях, предъявляются достаточно мягкие требования. Однако в данном случае, учитывая предназначение, хочется спросить с нее со всей строгостью. А спросив, отдать должное ее создателю. Глупо было бы рассчитывать, что «Тритон», будучи «обутым» в Pro Comp Mud Terrain размерности 35х12,5R15, вдруг поедет как свой стандартный собрат или еще лучше. Неподрессоренные резиновые массы плюс тяжеленные балки — это вам не воздушная легкость «независимых» рычагов либо пускай даже тойотовских мостов, не отягченных бортовыми редукторами. Но машина по грубой гравийке пошла на удивление очень мягко, прощупывая колесами камни с какой-то отстраненностью. И мягко пошла не только передком, но и разгруженной кормой, которая по всем правилам в порожнем состоянии должна биться в виброэкстазе. А тут неплохая, в принципе, отработка и мелочи (на которой свою роль, очевидно, играют пружинки), и крупных неровностей, где в дело вступают рессоры. На асфальте та же ситуация. Surf не замечает лежачих полицейских, слегка барабаня подвеской на рельсах, что с учетом опять же его неподрессоренных масс вполне простительно. Но как он рулится! Родное передаточное отношение редуктора вкупе с уазовской трапецией заставляет пренебрегать размером колес. Безусловно, на прямой «Тритон» чуть плавает, но подруливания здесь не чета тем, которые лихорадочно выполняет водитель стандартного УАЗа. И в повороты, благодаря не великим ходам подвески, можно входить как на легковушке. Руль, отвечающий реактивным действием, наполняется прозрачным усилием, позволяющим четко следовать по траектории, а ожидаемые крены не возникают. Тормоза по приводу, распределению усилий и, в конце концов, по динамике замедления вообще близки к идеалу, словно заводская система, чья разработка велась в кабинетах, а доводка на полигоне. Не обнадеживая себя поисками бездорожья в городе, можно целиком положиться на первые off-road-наблюдения хозяина. А он полагает, что при компенсации блокировками артикуляции мостов, его "Тритон" вряд ли значительно будет уступать в проходимости "Сороке". Во всяком случае, основной джиперский показатель, клиренс – здесь сохранен. Есть и преимущества. Даже с серьезным лифтом Surf оптимальнее по центру тяжести – сие заложено еще производителем и расплачиваться за это приходится посадкой с ногами параллельно полу. Мешают же габариты базы и заднего свеса, для хозяина, привыкшего к компактности того и другого, пока воспринимаемые болезненно. С другой стороны, они же во многом определяют суть автомобиля. Удлиненная, будучи и без того немалой, колесная база положительно воздействует на повышение комфорта. А салону, рассчитанному на пятерых бойцов off-road-фронта, не обойтись без большого багажника, как раз и сформированного свесом. Завершая разговор, Виктор отмечает, что из Surf с позиции проходимости все выжато по максимуму, Не убавить и, увы, не прибавить. Готова игрушка! Скоро ли надоест? Хочется верить, что да. Процесс строительства "Сороки занял несколько лет, "Тритон" "вылупился из яйца" за считанные месяцы и уже фактически стал "взрослой особью". Надеюсь, столь короткий творческий процесс должен побудить в его авторе логичное продолжение. Ведь фауны на земле еще много. Максим МАРКИН Фото автора Автомаркет+Спорт №08 |