Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/hkdkest6/data/www/38a.ru/application/models/commentsmodel.php on line 180
 Как я делал аэрообвес




Как я делал аэрообвес
Просмотров: 12041
23 Сентября 2007

ПРОСТО ТЮНИНГ

Аэрообвес

Таким был Avancier до начала «рестайлинга по-иркутски». Ничего выдающегося, все предельно скучно и банально — большой «опухший» универсал без намека на рельеф

Можно сколько угодно рассказывать о красоте аэродинамических обвесов и живописать соответствие их той или иной стилистике. Можно даже пытаться дать им собственную оценку, пусть даже по принципу «идет — не идет» и «нравится — не нравится». Можно подолгу общаться с мастерами и узнавать у них подробности технологического процесса, можно постоянно находиться в ателье и собственными глазами наблюдать за рождением нового аэродинамического элемента. Но полное понимание и адекватная оценка события все равно не наступят до тех пор, пока не выполнишь хотя бы часть работы самостоятельно, собственными руками. Пока элемент за элементом, линию за линией, деталь за деталью не создашь его в наших условиях. Условиях, бесконечно далеких от фирменного конвейера. Сложно, трудоемко, долго и совсем не полезно для здоровья. Это потом, глядя на могучие жабры воздухозаборников, стильные пороги и эффектные спойлеры, мало кому придет в голову поставить знак равенства между понятиями «тюнинг» и «валяние в грязи». И сегодня, вспоминая случившееся со мной в последние несколько месяцев перевоплощение из автомобильного журналиста в «тюнера», я готов этот знак поставить. А заодно и приткнуть свою подпись где-нибудь в длинном списке тех, кто уже подписался под справедливостью выражения «Красота требует жертв». Требует, да еще каких!

Не было бы счастья

Аэрообвес
Аэрообвес

В общей сложности цветовую гамму изменили 15 элементов салона, не хватает только декоративной накладки на перчаточный ящик. Интерьер заметно посвежел и преобразился, став более цельным и сбалансированным

Все началось с брызговиков. Точнее, с их полного отсутствия, что для многих автомобилей марки Honda, продающихся в Рабочем, стало почти нормой. Так и нижний периметр моего Avancier, приобретенного в конце мая, оказался совершенно голым. В принципе, комплект брызговиков можно купить отдельно, за «каких-то» $200, вот только для Avancier их днем с огнем не сыскать. Дефицит. Дефицит и непорядок. Еще и потому, что бамперы и пороги сохранили на себе крепления от бывшего здесь когда-то обвеса. Сняли, мерзавцы! Мало того, что по эстетической привлекательности автомобиля нанесен существенный удар «под днище», так еще любая мало-мальская лужа щедро делится своим содержимым с бортами машины, забрызгивая их по самые боковые стекла. Но вода, даже сильно грязная — это еще полбеды, а вот когда то же самое по трехслойному перламутру «снежной королевы» делает расплавившийся от летней жары битум… В общем, за неимением лучшего поставил черные пластиковые прямоугольники — грязь и воду кое-как отбивают, а об эстетике лучше умолчать, не до нее в тот момент было.

Аэрообвес

Первый, он же единственный эскиз передней части Avancier, выполненный Сергеем Чистохиным. Концепция оказалась настолько удачной, что без возражений была принята за основу

Однако мысль о придании Avancier более гармоничного облика никуда не исчезла, и причин тому было несколько. Как уже упоминавшаяся эстетика, так и элементарная практика. Начну с первой. Не секрет, что на внешности Avancier дизайнеры Honda отдохнули. А если и не отдохнули в полном смысле этого слова, то хорошенько расслабились. Плоские борта, не менее плоские «плиты» штатных легкосплавных дисков, примитивный передний бампер с невнятным хромированным «грилем» фальшрадиаторной решетки. Но более всего озадачила и возмутила аморфность заднего бампера — этот раздутый, лишенный всякого намека на рельеф элемент присутствует на корме Avancier только потому, что должен здесь быть. Есть же более удачные версии, где этому элементу придана хоть какая-то форма. Да и зачем автомобилю две разнесенные по углам кузова бочки глушителей, чтобы постыдно прятать их под нижней кромкой бампера? Теперь вторая, практическая причина — помимо извечно грязных бортов, настоящим стихийным бедствием стало забрызгиваемое заднее стекло. В ряде модификаций Avancier на задней двери имеется небольшой спойлер, препятствующий попаданию на стекло грязной водяной пыли из-под колес и днища автомобиля, но мой Avancier такого блага оказался лишен. Как следствие — при первых признаках дождя заднему «дворнику» приходилось работать в полную мощность, заодно объясняя отсутствие в своем алгоритме прерывистого режима. Да и в шикарном салоне все оказалось не столь замечательно, как хотелось бы — четыре псевдодеревянные вставки на дверях, одна на подстаканниках в центральном подлокотнике, а далее черный и серый пластик. Из японских источников известно, что существуют тюнинг-комплекты для салонов Avancier, включающие в себя центральную консоль, дефлекторы вентиляции и подлокотники дверей аналогичного «деревянного» цвета, но, во-первых, найти их на японских аукционах (как, впрочем, и аэродинамический обвес) нереально, а во-вторых, «дерево» в автомобиле я не приемлю. В общем, все обстоятельства сложились в пользу того, что над стайлингом Avancier придется серьезно поработать…

Аэрообвес

Спойлер, решетка радиатора и пороги «дышат» ядовитым стиролом, ожидая окончательного высыхания и последующей шлифовки

Аэрообвес

Удержать не один килограмм пластилина на порогах Avancier помогли обычные деревянные бруски и вырезанные из оргстекла треугольники. Они же определили и внешние границы будущих изделий. Осталось только «набить массу» и придать ей близкую к идеальной форму

Аэрообвес

Аэрография салона Avancier оказалась полностью в компетенции Сергея Чистохина — самым трудным было объяснить мастеру, что от него требуется, все остальное стало делом его художественного вкуса и техники

Но кто окажется в состоянии исполнить задуманное? Добавить в экстерьер экспрессии, придать облику столь необходимую «изюминку», но при этом сохранить имеющийся дорожный просвет и не забыть о практической (по части брызговиков и заднего стекла) составляющей будущего обвеса? Сомнений не было — это Сергей Чистохин, руководитель тюнинг-ателье AeroKIT и, «по совместительству», победитель прошлого Фестиваля Автотюнинга. Немногие знакомы с ним лично, но его «Красного дьявола» Nissan 300ZX наверняка помнят все.

Гладко было на бумаге

Первые эскизы будущего облика Avancier оказались готовы еще в конце осени. Анфас и профиль, судя по всему, удались Сергею с первой попытки, а потому были представлены в единственном варианте. Впрочем, вариант этот был немедленно принят «на ура». С кормой получилось сложнее — из нескольких эскизов ни один не вызвал стопроцентного одобрения. Все красиво, все эффектно, но в общую концепцию не вписывается, не стягивает образ в единое целое. Сергей был с этим полностью согласен, и окончательную проработку внешнего вида кормы решили отложить до лучших времен. Забегая вперед, скажу — даже на практике изготовление обвеса началось до того, как появилась «стопроцентная» концепция заднего бампера.

Волею обстоятельств, первые реальные шаги по изменению внешности Avancier были сделаны на исходе зимы, в середине февраля. Когда я говорил, что условия иркутского тюнинга далеки от «фирменных», я имел в виду гаражные боксы с +6 градусами Цельсия в «рабочей зоне» и настоящим жарким курортом (целых +12!) в подвальном помещении. Красота действительно требует жертв…

Аэрообвес

Сначала порог делается идеально плоским, но лишь затем, чтобы с таким трудом выведенные плоскости нещадно резать в угоду будущим рельефным линиям. Их тоже приходится выводить с особым тщанием, а потом мять и выдирать кусками из гипсовой формы

Аэрообвес

Сколько промежуточных операций, о которых никто и никогда не узнает, приходится выполнять? Например, зачищать поверхность гипсового слепка перед укладкой в него стеклоткани — все равно после высыхания последнего слоя смолы гипс будет безвозвратно уничтожен

Аэрообвес

Это называется «умирать на порогах» — изготовленную с нуля деталь выше человеческого роста требуется в течение нескольких дней шкурить и шпатлевать, поминутно проверяя правильность всех линий и плоскостей

Но хватит распространяться о погодно-климатических условиях, самое время рассказать о технологии, по которой создается будущая красота. Во всем цивилизованном мире первый макет будущего изделия (как и всего автомобиля в целом) создается из пластилина, либо подобных ему пластичных субстанций. Берется здоровый такой кусок пластилина, и управляемый компьютером резак придает ему форму, соответствующую разработанной 3D-модели. У нас, понятное дело, о таком оборудовании никто и мечтать не смеет, а потому и размеры, и пропорции выводятся исключительно вручную: обклеивается, например, корма автомобиля малярным скотчем, на него наносится необходимая разметка, а потом по ней лепится полноразмерный макет будущего спойлера. А растопленный до текучего состояния пластилин не только более податлив в работе — он отлично греет руки при околонулевой температуре внутри гаражного бокса…

Семь кругов тюнинга

Ну вот, пластилиновый макет готов: масса «набита», кое-какая форма просматривается. Теперь самое время вспомнить о первом правиле хорошего тюнинга (да и не только его одного) — тщательность выполнения каждой операции способствует меньшим трудозатратам и лучшему качеству всех последующих действий. То есть чем ровнее и ближе к будущему элементу окажутся линии и плоскости его пластилинового прототипа, тем меньшее количество шпатлевки и монотонное шлифование поверхностей потребуется в дальнейшем. Но об этом позже, а пока пластилиновый спойлер покрывается тальком, после чего щедро обмазывается гипсом. Чем толще слой гипса (в пределах разумного, конечно), тем лучше — и схватывается быстрее, и слепок получится более прочный, что немаловажно при отделении его от кузова автомобиля. У нас получилось хорошо — после непродолжительной раскачки, на «раз-два» гипсовая болванка с пластилиновым спойлером внутри отделилась от кормы Avancier. Когда гипс достаточно окрепнет, настанет время вынуть из него пластилин и отшлифовать получившуюся форму для заполнения ее стеклотканью, а пока примемся за придание рельефа решетке радиатора. Сначала из пластилина, конечно, и далее по технологии.

Аэрообвес

Новая решетка радиатора даже в своем пластилиновом виде выглядит заметно привлекательнее, чем невнятная штатная «амбразура»

Аэрообвес

Чем толще слой гипса на пластилиновой детали, тем меньше вероятность сломать слепок при его отделении от кузова автомобиля и последующем вынимании из него пластилина

Аэрообвес

Гипсовый слепок спойлера выполнен в виде одной детали, но перед укладкой стеклоткани он будет разделен на три отсека — два для крыльев и один — для задней двери. Форма спойлера обусловлена его расположением под задним стеклом Avancier, а его основная задача —

После окончательной зачистки гипсового слепка, удаления всех дефектов и натирки специальным воском (чтобы потом не отдирать его от стеклопластика «с мясом»), будущая лицевая поверхность детали выкладывается стекловуалью — материалом, представляющим собой хаотичное переплетение тончайших волокон. Гадкий и неудобный в использовании материал, но образуемая им поверхность остается ровной и не образует задиров даже при глубокой и интенсивной шлифовке. Вообще, лицевую поверхность принято формировать при помощи гелькоута — субстанции, схожей по внешнему виду и консистенции с масляной краской. Главное, не разводить его слишком много и не мешкать в работе, гелькоут имеет свойство внезапно «схватываться». Впрочем, то же самое относится и к полиэфирной смоле, которой пропитываются все слои стеклоткани: чуть задумался, и вместо янтарной жидкости в банке уже образовалось густое желе, совершенно непригодное для работы. И еще — в идеале при работе с гелькоутом и полиэфирной смолой необходим респиратор, а при его отсутствии нос лучше держать подальше от открытой тары с этими материалами, велик риск серьезного отравления. А по мере высыхания смолы на слой пропитанной ею стекловуали укладывается стекломат — более грубое и толстое стекловолокно, зато отлично меняющее форму под действием смолы. И так далее, слой за слоем: положил — пропитал — высохло. Только лучше делать это в перчатках, иначе руки (да и не только) будут чесаться без устали — мельчайшие частички стекла имеют свойство проникать во все поры.

Еще более увлекательным и трудоемким делом становится изготовление порогов. Принимая во внимание немалую колесную базу Avancier, количество пластилина требуется впечатляющее. Но суть не в этом — как заставить такую массу держаться на бортах автомобиля без провисаний и иных отклонений от задаваемой формы? Голь на выдумки хитра, и на помощь приходят обыкновенные деревянные бруски, закрепляемые на вырезанных из оргстекла и установленных в колесных нишах треугольниках.

Аэрообвес

Вот он, появившийся за несколько дней до «Часа Х» и признанный самым удачным вариант решения заднего бампера Avancier. Глядя на такое, нередко задумываешься — а что мешало хондовским дизайнерам изготовить подобное еще на конвейере?

Все, платформа для будущих порогов готова, остается покрыть ее толстым и многокилограммовым слоем пластилина. Так, с бруском, их можно безболезненно снять с автомобиля, чтобы затем покрыть гипсом в более подходящих условиях — на бортах качественно сделать это совершенно нереально. К тому же время не ждет, и на изготовление пластилинового порога не может уйти более одного дня — машина постоянно используется, и ездить с кучами пластилина на бортах вряд ли целесообразно. Но обошлось и на этот раз — пластилина оказалось достаточно, пороги были изготовлены и сняты с машины вовремя, а их гипсовые слепки не раскололись и не обзавелись иными дефектами при выдирании из них пластилина. Жалко до слез, честное слово: лепишь этот пластилин, шлифуешь его формы, выверяешь грани и плоскости, доводишь до идеала, а все зачем? Чтобы безжалостно выковыривать его из гипсового слепка! И делать это надо дважды, поскольку пороги выполнены несимметричными по длине, и одной формой для обоих не обойтись — и лепить, и отдирать приходится каждый в отдельности. А гипс? Шлифуешь его, гладишь, удаляешь малейшие изъяны, а потом, когда внутри него появляется несколько слоев пропитанной смолой стеклоткани, бац молотком! — и нет больше гипсовой формы…

Вкус и цвет

Аэрообвес

Первая примерка порога на место его будущего обитания. Ох, и придется же над ним потрудиться: резать, шпатлевать и шлифовать до бесконечности

Пока сохнут спойлер, «морда» и пороги Avancier, впору вспомнить и о салоне. То есть изменить цветовую гамму части пластиковых панелей, включая «деревянные» вставки на дверях. Все элементы вынимаются из мест крепления, и теперь в течение нескольких дней мне предстоит созерцать порядком «разбомбленный» интерьер, а заодно слушать, как брякает и стучит на кочках хаотическое нагромождение висящих на проводах пластиковых коробок. А замытые, загрунтованные и приготовленные к изменению цветовой гаммы элементы салона (всего 15 штук) покрываются аэрографией. Этим полностью занимается Сергей — я и аэрограф-то в руках никогда не держал, и о технологии процесса имею весьма смутное представление. В результате получаем некое подобие звездного неба, выполненное беспорядочным сочетанием синего, белого и черного цветов с легким добавлением перламутра. Вот только с технической стороны Сергею выполнить такой рисунок оказалось гораздо проще, чем мне — объяснить ему суть идеи. Но получилось именно так, как и задумывалось. Посвежел салон, обрел-таки общую для всех элементов цветовую гамму. Но главное — стал единственным в своем роде.

Аэрообвес

Гипсовый слепок с новой формы бампера делать не стали. Во-первых, велика вероятность повредить его при отделении от бампера, а во-вторых, при определенном умении и тщательной шлифовке каждого слоя стеклоткань можно накладывать непосредственно на пластилиновый

Аэрообвес

Так будет выглядеть лишенная хромированных «усов» решетка радиатора, которая сейчас представляет собой сплав штатного воздухозаборника и изготовленного вручную стеклопластикового элемента

Тем временем окончательно созрел «Автограф», в недрах которого уже больше месяца томился эскиз будущего рисунка на бортах и капоте Avancier. Серьезный получился рисунок, масштабный. Говорят, только на его разработку у тамошнего дизайнера ушло полторы недели непрерывного труда, еще больше времени заняла окончательная прорисовка всех элементов. Идея была проста — на бортах машины мне захотелось увидеть что-нибудь в стиле фэнтези, единорога там или «бабу-рыбу» (русалку то есть), например. А на капоте — изображение спрятанного под ним двигателя. И все это должно быть выполнено на ламинированной пленке, полностью обтягивающей все кузовные панели и создающей тем самым эффект аэрографии.

О преимуществах такого способа я уже как-то говорил, но повторюсь еще раз. Во-первых, он практичен и защищает лакокрасочное покрытие от сколов (не надо ставить «мухобойку» на капот). Во-вторых, при продаже автомобиля (или просто когда надоест) пленка легко снимается, возвращая кузову первозданную чистоту и цвет. В-третьих, при аварии (тьфу-тьфу-тьфу!) пострадавшая кузовная панель правится или меняется, после чего спокойно красится в «родной» цвет автомобиля, а недостающий фрагмент рисунка вновь печатается и клеится на свое место. В-четвертых (или во-первых?), процесс оклейки занимает всего несколько часов, а сама полноцветная печать в несколько раз дешевле традиционной аэрографии. А уж во сколько раз практичнее, никто пока не считал.

Аэрообвес

Посадочная плоскость спойлера выводится «по месту», то есть непосредственно на кузове автомобиля. Для этого на предварительно подготовленную поверхность кузова укладывается пропитанная смолой лента стекломата, к которой прижимается спойлер. Когда смола высохн

Аэрообвес

С бамперами решили поступить проще — не тратить время и пластилин на создание объема, а придать его при помощи обыкновенной монтажной пены

Но вернемся к «Автографу», дизайнер которого предложил на выбор и «рогатую лошадь», и «бабу-рыбу», а наряду с изображением двигателя создал для капота картину, более соответствующую фэнтезийной стилистике: ночь, луна, кирпичные развалины, город за гладью озера. Понравилось и то, и другое, и третье, так что на левом и правом бортах Avancier решено было сделать разные рисунки. Сделали, и теперь приходится заново учиться ездить в городском потоке — реакция соседей не всегда адекватная. Порой догонят и едут параллельными курсами, забыв про боковой интервал. Разглядывают, а кое-кто даже одобрительно кивает головой и поднимает вверх большой палец. Приятно…

«Обклеились», и в апреле наступил момент истины. Для начала снял тонировку. Всю, по кругу, не пожалел и арт-тонирование на задних стеклах. Гаишники тут ни при чем, просто во всем нужна мера, и если раньше рисунок на стеклах смотрелся выигрышно, то с появлением росписи на бортах солидный Avancier приобрел ярко выраженный налет «попугайности». Содрал пленку, и теперь родная сине-зеленая тонировка задней части салона отлично гармонирует с рисунком на бортах автомобиля. Назовите это «антитюнингом», но общая стилистика и цельность образа только выиграли, и былая солидность к автомобилю вернулась. И еще, не зря говорят, что до 50% внешности дают колесные диски. Так и есть — стоило заменить плоское штатное литье на BTS о пяти сдвоенных спицах с летней резиной Nokian Hakka H (мечтал о ней с сентября прошлого года, когда участвовал в журналистском тесте этой резины на «Невском кольце» в Питере) — и Avancier стал смотреться совершенно иначе! Куда подевалась былая кургузость? Стремительный, поджарый, насколько это вообще применимо к размерам и статусу Avancier. Может, больше ничего и менять не надо? А?

Финишная прямая

Аэрообвес

Еще одна, какая уже по счету, примерка всего «навесного оборудования» на кузов Avancier. Слабо, но уже более или менее отчетливо просматриваются контуры будущего тюнинг-комплекта. Выглядеть все это будет значительно интереснее, нежели штатный «отдых дизайнеро

Но потеплело на улице, стало заметно комфортнее и в «тюнинг-ателье», удалось даже несколько раз выйти в «ночные смены» — время-то поджимает! То есть пришло время снимать оба бампера и устраивать им настоящую резню. До этого все еще можно было остановить, повернуть вспять, как максимум ограничившись навеской порогов, спойлера и решетки радиатора. Но для того ли все начиналось, чтобы отступать в решающий момент? Нет! Тогда долой бамперы, и пусть все будет так, как задумывалось изначально. И вот уже с переднего бампера снята аморфная решетка радиатора, из которой вырезаны невнятные хромированные «усы» (мой первый опыт по работе с автомобильной пластмассой), приклеена часть стеклопластиковой «морды», а получившаяся конструкция приведена к общему знаменателю при помощи шпатлевки (теперь я умею и это!) и многочасовой шлифовки. Сергей, тем временем, покрыл нижний периметр бампера толстым слоем монтажной пены (отличный способ придать необходимый объем, не прибегая к килограммам пластилина), и при помощи все той же пены «нарисовал» будущие контуры воздухозаборников (бампер, разумеется, предварительно защищается от прямого контакта с пеной малярным скотчем). Затвердевшая пена превосходно режется, позволяя получить необходимые формы, которые впоследствии доводятся до идеала при помощи пластилина. А вот к помощи гипса в этот раз решили не прибегать, покрыв стеклотканью непосредственно пластилиновую форму. Это быстрее, хотя и приходится тщательно шлифовать каждый слой, удаляя все неровности и пузыри воздуха (впрочем, бороться с пузырями необходимо и при обычном способе изготовления стеклоткани). И тем оправданнее такой способ, поскольку речь идет не об изготовлении «губы» или занижении бампера, а всего лишь об изменении его внешнего вида. Иными словами, стеклопластиковая конструкция будет крепиться на родной бампер Avancier и составлять с ним единое целое. Аналогично и с задним бампером, окончательный вариант дизайна которого появился всего за несколько дней до «времени Ч».

На момент написания этой статьи из стеклоткани на бамперах автомобиля продолжает выветриваться стирол (лучше дать ему для этого несколько дней, чтобы впоследствии деталь не дала усадку до 15%), после чего они подвергнутся тщательной шлифовке и приданию окончательной формы при помощи всемогущей автомобильной шпатлевки. Здесь, кстати, как и для всех деталей из стеклопластика, имеется один существенный нюанс — сама по себе деталь очень легкая (порогами, например, может без усилий жонглировать и ребенок), однако чрезмерное увлечение шпатлевкой заметно ее утяжеляет. А потому лучше не пожалеть собственных сил и времени и по возможности убрать все неровности обыкновенной наждачной бумагой. Как полушутя-полусерьезно говорит Чистохин, «умереть на шлифовке». Вдыхая ароматы полиэфирных смол и свежего стирола, забивая нос и рот микроскопической пылью от гелькоута, стеклоткани и шпатлевки. Шлифовать и шпатлевать, шлифовать и шпатлевать. Потом «стрельнуть» все грани и линии, обнаружить очередную неровность и вновь шлифовать и шпатлевать. Часами, днями, в непроглядной пыли и тяжелых химических испарениях…

Впрочем, настоящий момент истины еще впереди. И он-то покажет, «кто чего стоил в этой пурге». А наступит он, когда вымученные многодневной шлифовкой детали для устранения самых мелких язвочек будут покрыты жидкой шпатлевкой, а затем обработаны грунтом. Вот грунт и вспучит все дефекты, доселе невидимые уже замылившемуся глазу. Все, вплоть до воздушных пузырей в недрах стеклоткани. И тогда снова шпатлевка и шлифовка, шпатлевка и шлифовка, чтобы финальная окраска детали в цвет кузова производилась уже по идеально подготовленной и ровной поверхности. Ну что же, еще пару недель подышу химией, теперь уже не привыкать.

P.S. Проект изначально не предполагал какого-либо вмешательства в силовую часть или подвеску автомобиля — только стайлинг и ничего больше. А что из всего этого получится, надеюсь увидеть до БайкалМоторШоу. Что? Ну да, намерен представить автомобиль на суд общественности. Звезд с неба не хватаю, на призы и премии не рассчитываю, но есть еще одна причина тюнинга Avancier, о которой в начале статьи я не упомянул. В третий раз «А+С» собирает самых красивых и заряженных, в третий раз готовит грандиозный праздник тюнинга и инженерной мысли, а что сам? Вновь ничего? Негоже! Пусть это будет не эффектный шоу-кар и не сверхмощный драгстер, но ведь как раз внешний тюнинг среднего уровня и есть наиболее доступный и массовый сегмент, в немалой степени способствующий популяризации всего направления в целом. Долгий, трудный, вредный, затратный, но все-таки доступный. Поверьте, я знаю, о чем говорю, и готов повторить это на БМШ.

Вячеслав Старцев

Автомаркет+Спорт № 19

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог