ПРОЦЕНТЫ И ВОЗМОЖНОСТИ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ситуация на рынке автокредитов сегодня далека от прошлогоднего процветания. Точнее, от былой неразборчивости банков в выдаче займов. Впрочем, у нас так всегда — либо все и всем, либо ничего и никому, какую-то разумную середину найти не получается. Тем не менее, говорить о полном коллапсе кредитных программ не стоит — деньги на покупку автомобилей банки все-таки выдают. Объемы, правда, упали в разы (если не в десятки раз), сократилось и количество банков, готовых поделиться капиталом с частными заемщиками. Так, из двух десятков кредитных организаций, участвовавших в обзоре «Всего автомобильного Иркутска» год назад, сегодня лишь пять уверенно заявили о том, что по-прежнему готовы предоставить автокредит. С условиями и оговорками, но готовы. Впрочем, и у этих банков какой-то общей кредитной политики не прослеживается — по ощущениям, они сегодня действуют исключительно на свой страх и риск, а их реальное желание определяется процентными ставками. Чем они выше — тем меньшее количество потенциальных заемщиков хочет видеть банк. Не секрет, конечно, что с осени процентные ставки по кредитам существенно подросли, однако сегодняшний разбег почти в 12% (от 15 до 26,9) у пяти банков только подтверждает — единства в банковском секторе нет. Для примера мы попросили банкиров предоставить нам условия и расчеты кредитов на базовые версии четырех популярных в регионе иномарок: Renault Logan, Ford Focus, Toyota Corolla и Honda CR-V. Цены автомобилей даны по состоянию на начало марта 2009 года. Сроки кредита самые востребованные — три и пять лет. Сразу выяснилось, что «Восточный банк» предпочитает «короткие» (до 3-х лет) и не безразмерные (Corolla за 741 тысячу здесь уже не рассматривается) автокредиты, а высокий процент объясняет отсутствием первоначального взноса. «Газпромбанк» ограничил кредитование Ford Focus четырьмя годами, а «Сбербанк» предполагает возврат кредита только дифференцированными (по убыванию) платежами. Полученные от банков цифры сведены в общую таблицу. Увы, часть кредитных организаций предпочла заполнить графу «Переплата» безликими процентами, а не конкретными суммами — пришлось нам заняться самостоятельными расчетами, взяв за основу данные банков, не постеснявшихся указать переплату в рублях. Расчет простой: отнимаем от стоимости автомобиля (например, Renault Logan за 291 тыс. руб.) наш первоначальный взнос (30%, или 87,3 тыс. руб.) и получаем сумму кредита 203,7 тысяч. Далее, трехлетний кредит в «ВТБ-24» предполагает ежемесячные платежи в 7626 рублей — просто умножаем эту цифру на 36 месяцев и получаем 274536 рублей. Отнимаем сумму кредита (203,7 тыс. руб.) — остается 70836 рублей, та самая переплата по процентам. Аналогично рассчитывается переплата по остальным банкам и автомобилям. Безусловно, мы не претендуем на абсолютную точность полученных таким образом цифр (наверняка в банковских расчетах присутствуют какие-то неизвестные нам нюансы), но полагаем, что разница между нашей и банковской арифметикой не превысила нескольких сотен рублей.
Вячеслав Старцев
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||