Как продают авто на рынке
Просмотров: 5031
8 Сентября 2006

ПРОДАТЬ ПО-РУССКИ

Авторынок

Чего-то зачастили в последнее время по федеральным телеканалам всякого рода программы и спецрасследования на тему автомобильного рынка. Хотя чему тут особо удивляться-то? Не все население – автовладельцы, тогда как все автовладельцы – население, причем наиболее активная и мобильная его часть. Как посмотришь, так прямо оторопь берет. Там кинут, здесь нагреют, тут подсунут – куда деваться бедному автовладельцу? Нет в стране порядка. Впрочем, жуткий негатив на экране есть всего лишь концентрат из нескольких, пусть и весьма характерных случаев, утрамбованных в эфирное время передачи, но все равно картина складывается невеселая. Мало, оказывается, стопроцентной криминализации рынка секонд-хэнд, нечистые на руку дельцы гребут под себя и продажу новых авто. Страшно, аж жуть. Но если серьезно, то часть фактов заставляет сначала удивиться, потом возмутиться, а потом и задуматься – неужто все сказанное имеет место и у нас? Вроде, глубокая провинция, до столичной вакханалии далеко, объем авторынка опять же в десятки раз меньше, да и структура его ни к европейским бэушкам, ни к новым «Ладам» не тяготеет. Казалось бы, и дурить-то нашего брата особо негде…

Невозвращенцы

Так случается, что на ловца и зверь бежит. Вроде, не так давно беседовали мы на тему аукционных компаний и особенностей такого рода бизнеса, вдогонку даже рассказали несколько прелюбопытных фактов из истории и практики ценообразования на такие автомобили. Как оказалось, этого явно недостаточно.

Вообще, повезло нам с «японцами». Все-таки 80, а то и больше процентов рынка у нас составляет именно несертифицированный автомобильный импорт из Страны восходящего солнца. Конечно, б/у есть б/у, тем более транспорт, с ним нужно держать ухо востро, а нос по ветру, но главного бича западного секонд-хэнда – криминального прошлого автомобилей – японские машины все-таки лишены. С Островов гораздо проще, беспроблемнее и выгоднее привезти «чистую», а не угнанную машину. Потому и не угоняют, а счастливые российские владельцы затем не доказывают в судах свою непричастность к международной мафии. Встречаются, понятное дело, машины с «косяками», но ведь и «европейцы» не лучше, хотя и намного дороже. Бывает даже, из двух половинок японскую машину соберут, да и впарят кому-нибудь под шумок. Но всего из двух, тогда как для польских и литовских умельцев и четыре-пять «исходников» далеко не предел. А что поделать – стихийный рынок, волчьи законы. Не нравится – всегда есть альтернатива.

По данным опроса, проведенного на сайте «АвтоВладивосток», количество людей, воспользовавшихся услугами аукционных фирм, вплотную приближается к тем, кто приобрел машину на рынке. Впечатляет. Цивилизует, так сказать. Оно и понятно, история машины «белая», денежные отношения прозрачные, сами аукционщики без пяти минут альтруисты – чем не повод для покупки? Сейчас уже трудно вспомнить, кто впервые догадался «раскрыть» финансовую схему покупки и ввести понятие «комиссия фирмы», аукционщики или их клиенты, однако зачастую первое, о чем спрашивают посетители таких компаний: «А какова будет ваша доля от сделки?».

Впрочем, подробно этой темы мы касались совсем недавно, повторяться не будем. Отметим только несколько уже озвученных моментов, в которых прячется «дополнительное» вознаграждение аукционной фирмы: расчет императорского налога с продаж, транспортировка машины в порт погрузки, таможенное оформление, содержание на временном складе и отправка из Приморья на станцию назначения. Напомним, речь идет только о «честных» машинах, без подмены аукционных листов, скрытия дефектов и «самоходной» доставки клиенту.

Но, как оказалось, пространство для маневра заметно шире. Например, знаменитый императорский налог с продаж, те самые 5% от аукционной стоимости автомобиля, реальные и ощутимые деньги. В том, что аукционная фирма платит этот налог, пусть и за счет клиента, никто не сомневается. Это знают все. Таков японский закон. А кто знает, что если автомобиль после покупки покинул пределы Японии, то через полгода этот налог возвращается покупателю (в данном случае, аукционной фирме)? Никто. Кто слышал, чтобы через полгода после покупки аукционщики позвонили клиенту и предложили забрать уплаченную им ранее сумму налога? Опять же никто. Хотя к чести отдельных фирм надо сказать, что императорский налог они в статью расходов клиента попросту не включают.

Есть еще один интересный японский сбор, теперь уже на утилизацию автомобиля. Все по честному, он даже прописан в аукционном листе и касается машин, прошедших сякэн незадолго до своего прибытия на аукционные торги. Кто его оплачивает? Покупатель. По-нашему, клиент аукционной фирмы. Кто, как и в случае с императорским налогом, возвращает этот сбор после того, как машина покинет границы Японии? Правильно, японцы. А на чей счет приходят эти деньги? Явно не на счет клиента аукционной фирмы.

Третий момент есть не что иное как простая, но эффективная арифметика. Известно ведь, что место для одного автомобиля на пароходе стоит $480? Цифра твердая, стабильная. А вот о том, что большинство аукционных компаний пользуются немного иным тарифом, по которому стоимость места не превышает $300, клиенту знать не положено. Бесплатные бонусы в самых лучших, доверенных и проверенных онлайн казино всего рунета. Играйте бесплатно и выводите реальные деньги. 1xSlots Бездепозитный Бонус Приветственный пакет до 1500 EUR + 150 FS. До 100 FS и 50% бонус на десятый депозит на слоты. Фриспины по средам. 50% бонус до 300 EUR за депозит в понедельник. 1xslots бонусы: Фриспины в подарок за ежедневные ставки. И т.д., и т.п., и курочка по зернышку… А вообще, самый простой способ не чувствовать себя обманутым – не пытаться выжать из аукционщиков «прозрачную» бухгалтерию и не думать, что кто-то свяжется с покупкой и доставкой чужого автомобиля почти задаром. Сами-то вы стали бы так делать?

Бойцы невидимого фронта

Ну вот, теперь самое время вспомнить о достойной альтернативе любому, даже самому псевдоцивилизованному секонд-хэнду. Долго ли, коротко ли, но вызревает русский человек до покупки новой иномарки, становится клиентом суперсовременного дилерского центра, и получает неповторимо пахнущий новизной автомобиль мечты. Правда, в порядке очереди, иногда многомесячной. А что делать, когда новых машин на всех не хватает? Ажиотаж, батенька, он самый… И отличное время избавиться от всякого рода неликвида, пока клиент, ошалевший от самого факта наличия авто в шоу-руме, не особенно придирчиво оценивает его техническое состояние. Да и зачем – машина ведь новая!

Но случилось как-то моим родственникам из области купить в Иркутске «шестерку» ВАЗ. Новую, с гарантией, пусть и ижевской сборки. То, что часы в панели отказались показывать время, а задние барабаны решили подклинивать уже через триста километров пробега, так это не особо страшно – все-таки цена машины на момент покупки была чуть более $4000. Черт с ней, все лечится, хотя для провинциальных (теперь уже по нашим меркам) покупателей и такая сумма не с неба свалилась. Худшее обнаружилось только по истечении короткого гарантийного срока – оказалось, передняя балка представляет собой кусок криво, с многочисленными «соплями» отрезанного швеллера, кое-где посаженного на болты, а там, где отверстия не совпали, наспех прихваченного сваркой.

Чей косяк? Немудрено, что и заводской, хотя такой hand-made в исполнении даже ижевских машиностроителей представить сложно. Отдает, скорее, кустарной «предпродажкой». Известно ведь, что новые автомобили поблизости от Иркутска никто не собирает, путь их в столицу Восточной Сибири долог, многотруден, и зачастую сопряжен с неприятными моментами. Пляшут и трясутся на многочисленных кочках и ухабах автовозы. Случается, попадают в аварии, бьют и калечат драгоценный груз. Грохочут и дергаются на станциях железнодорожные составы, срывая с креплений содержимое «сеток». Да мало ли что бывает! И куда потом прикажете девать новые, но уже «коцанные» автомобили? Деньги-то за них уже уплачены. Верно – лечить, лечить и еще раз лечить. Всех, от мала до велика, от бюджетной русской классики до сверхдорогого иностранного внедорожника.

Неприятно, хотя и предсказуемо, когда тебя «кинули» на авторынке. Но как быть, когда менеджеры автосалона смеются вслед покупателю, уезжающему на дорогущем, под три миллиона рублей, внедорожнике? Смеются не от восторга и врожденного дружелюбия, а зная, что еще пару дней назад этот джип успел пройти путь от кузовного ремонта до покрасочной камеры. Клиенту об этом знать не положено. Зато если увидел косяк до того, как заплатил деньги – можешь рассчитывать на скидку. А как быть, если одна фара у люкс-седана вдруг стала светить «не туда»? Рассчитывать на гарантию? Будьте уверены, в автосалоне, куда вы обратитесь с претензией, вас быстро убедят в том, что сие есть последствие неправильной эксплуатации. И сделает это тот самый менеджер, который в момент покупки вами этого автомобиля тихо и незаметно «вправлял» вываливающиеся из посадочных гнезд световые приборы… А кому предъявить за вдруг обнаруженные после первой мойки выщербины на капоте и облупившиеся до голого металла пороги? Уж точно сам виноват – нечего было по гравийке гонять! Ах, не гонял? Ну-ну… Неужели вы думаете, кому-то придет в голову сознаться, что до продажи этот автомобиль принимал участие в съемках рекламного ролика, далекого от автомобильной темы содержания, и девочки из модельного агентства вдоволь нагулялись по его лакокрасочному покрытию своими каблучками-шпильками? А менеджеры потом трудились над кузовом с полиролью и красящим карандашом в руках?

А кто знает дальнейшую судьбу новичка-менеджера, поторопившегося сообщить очередному клиенту о прибытии его автомобиля, да еще и указать адрес автосервиса, где тот сейчас проходит предпродажную подготовку? Наверное, просто не ожидал, что клиент из области окажется настолько легким на подъем, что в тот же день прибудет в Иркутск и объявится в сервисном центре. Что именно он там увидел, широкой огласке не подлежит, но от покупки любого (!) нового автомобиля этот человек теперь отказывается в принципе, да и наивный менеджер прекратил свою трудовую деятельность в дилерском центре. Ну тут хоть ладно, клиент свои деньги успел сохранить, чего не скажешь об одной юной особе. Той не повезло заказать определенную комплектацию и даже сразу заплатить за нее всю сумму. Машина-то пришла, но, мягко сказать, не совсем та, что была заказана. И если некомплект в салоне кое-как ликвидировали, содрав недостающие элементы с других «продажных» автомобилей, то с несоответствием цвета кузова и обивки кресел все оказалось хуже – «продавить» клиента не получилось, и дело уже попахивает судебной тяжбой…

Скорбный список и дилерских, и аукционных, и авторыночных уловок можно продолжать бесконечно. И суть не в том, чтобы вытащить наружу как можно больше жареных и просто подогретых подробностей. Вопрос в другом – как долго заявления о цивилизованных отношениях на вторичном автомобильном рынке и даже о самом святом – покупке новой иномарки – будут де-факто намного дальше от любой цивилизации, чем банальное «купи-продай» на автобарахолке? Конечно, настоящая цивилизация когда-нибудь все равно наступит. Когда-нибудь, а пока лучше по-прежнему смотреть в оба и доверять только себе. И на рыночном захолустье, и в шикарном дилерском шоу-руме…

Вячеслав Старцев

Автомаркет+Спорт № 43

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог