|
Грунтовые автомобильные дороги связывают поселок Ханх, расположенный на севере Хубсугула, с границей с Россией, и Хатгал на юге озера с аймачным центром Мурэн. Все остальные дороги лесного типа, часто с большим количеством выступающих крупных камней, глубокой колеей, многочисленными заболоченными участками и бродами через быстрые реки.
Единственная автомобильная лесная дорога, связывающая Ханх с Хатгалом, проходит по восточной стороне озера вдали от берега, по горам с высокогорной болотистой тундрой. Автомобильного проезда по западному берегу от полуострова Долон до устья Джиглэг-Гола нет. Здесь горы близко подходят к озеру. Имеют крутые склоны, к тому же сильно заросли густым лиственным лесом, пройти по ним можно только по тропе на лошадях. На некоторых топографических картах дорога в этом месте показана ошибочно, на самом деле есть только слабая тропа. В администрации Мурэна на рассмотрении находится проект строительства новой дороги по западному берегу, но из-за сложного рельефа в северной части озера и больших затрат на строительство в ближайшее время он вряд ли будет реализован.
| Дорога по западному берегу в районе турбазы «Тойлогт» | В настоящее время лесная дорога на западном побережье проходит от Хатгала до устья Джиглэг-Гола, на участке этого побережья озера сконцентрировано 25 туристических баз, которыми преимущественно пользуются западные туристы (добирающиеся сюда через Улан-Батор-Мурэн). Улучшение дороги предусмотрено в первую очередь на этом участке.
| Дорога по берегу Хубсугула может быть трудной для прохождения после дождя | В горах в наследство от геологоразведочных партий, обнаруживших здесь богатые запасы фосфоритов, остались горные дороги, следы которых сейчас видны с озера. Многие из этих дорог еще вполне в приличном состоянии и позволяют забраться на автомобиле высоко в горы, где обитают горные козлы, на которых организуется охота. Это великолепная возможность для остросюжетных трофи-рейдов – дороги серпантином поднимаются на немыслимые кручи, где нет места даже для разворота.
Западный берег более пологий по сравнению с восточным. Редкий лиственный лес и галечные пляжи с многочисленными озерками на побережье привлекательны для отдыха. Здесь гнездятся много птиц, их непрерывный гомон слышен все утро. По долине Джиглэг-Гола монголы на УАЗах круглый год ездят в Дархатскую котловину. Проехать туда можно и из Ханха по долине реки Их-Хоро-Гол (через нее есть мост). На поездку от Ханха до Рэнчинлхумбэ требуются одни сутки. Дорога тяжелее, чем по восточному берегу Хубсугула, и если с машиной произойдет поломка, отбуксировать ее оттуда не удастся. Проехать по грязной колее можно только собственным ходом на полном приводе. Из Ханха можно также проехать до полуострова Долон и устья Их-Хоро-Гола – место традиционных монгольских летников. Степное открытое побережье в устье реки для палаточного отдыха не привлекательно.
Туристы могут нанять автотранспорт на турбазах в Ханхе, однако удобнее путешествовать на своем автомобиле. Дорога вдоль Хубсугула по восточному берегу доступна для серьезных внедорожников – УАЗ или ГАЗ-66. Легкие вездеходы типа «Нива» или Toyota RAV4 могут проехать по заболоченным местам увереннее, чем более тяжелые внедорожники – например, Land Cruiser чаще проваливается сквозь тонкий дерн в трясину и садится в ней на раму. Встречаются места, где под дерном находится грязная жижа, в которую на всю длину черенка свободно погружается лопата. Пытаться проехать здесь на легковом автомобиле не стоит – глубокая и влажная колея будет тяжелым испытанием, хотя в сухое время года с определенными усилиями и последующим ремонтом подвески это возможно. С собой, кроме лопаты, рекомендуется взять две доски для подкладывания в грязи под колеса, длинный металлический трос (фабричные фалы рвутся в местах заделки металлических карабинов) и высокие резиновые сапоги – все это может пригодиться.
Путешествовать на рейсовом монгольском транспорте возможно, но это крайне утомительно. Монголы способны размещаться в салоне в экстремальной тесноте по 10-12 человек. Однажды мы насчитали 22 пассажира в УАЗ-469 и УАЗ-фургоне, причем половина пространства была занята вещами.
Аренда монгольского УАЗа для поездки от Хатгала до Ханха оценивается монголами из расчета $1 за 1 км пробега и составит около $200. На попутной машине беругт 15 000 тугриков с пассажира.
| Из рассказа российского туриста:
«Местные автобусы – это обычный УАЗ-469, очень неухоженный и набитый до отказа пассажирами с багажом. Достаточно сказать, что в небольшой фургон поместилось 16 человек взрослых и один ребёнок. Мне, как иностранному туристу, было предоставлено отдельное место у двери. Ехали 430 км до поселка Мурэн около 22 часов с ночным сном в каменистой пустыне, тремя поломками и санитарными остановками». |
СКОЛЬКО СТОИТ ТОПЛИВО |
Стоимость бензина в Улаанбаатаре – 480 тугриков за 1 литр АИ-93
С удалением от Улаанбаатара стоимость увеличивается до 600 тугриков за 1 литр АИ-93 (Даланзадгад). Средняя цена дизельного топлива в Монголии около 25 руб. за 1 л (его стоимость выше, чем в России и колеблется от 960 тугриков в Улаанбаатаре до 1200 тугриков на юге, курс 1 руб. = 42 тугрика)
Стоимость бензина АИ-80 в Ханхе (есть импровизированная АЗС) – 23 руб./литр
|
|