Правила проезда по льду Хубсугула такие же, как на Байкале: не ездить ночью, перед выездом на лед расспросить местных жителей об особенностях ледового пути. На Хубсугуле встречаются опасные становые трещины, мощные надвиги льда и промоины, опасные для автомобилей.
Монголы набивают дорогу по первому следу, затем в зависимости от снежного покрова дорога может переноситься дальше от берега, где глубина снега меньше. «Живые» трещины монголы забивают льдом и не факт, что ледяная пробка выдержит очередную машину. Трещины необходимо проверять с помощью пешни или лома.
С началом холодов, при температуре воздуха ниже –20ºC, в первые 3-4 дня лед нарастает по 4-5 см в сутки. По акватории озера толщина льда колеблется от 70 до 150 см, при этом чем больше снега, тем тоньше лед. Считается, что лед, разбитый штормом при замерзании озера, менее прочный, чем однородный и монолитный. Лед толщиной 50 см выдерживает вес до 15 т, а толщиной около метра – вес паровоза. Согласно инструкции по устройству ледовых переправ для прохождения автомобиля общей массой 10 т толщина льда должна быть не менее 30 см, 15 т – 35 см, 20 т – 40 см при среднесуточной температуре воздуха не менее -10ºC.
При плюсовых температурах в течение 2-3 дней структура льда меняется, прочность уменьшается на 20 процентов. На мелководье и у скалистых берегов лед тает быстрее, и промоины могут появиться в любое время.
На льду озера сильный ветер может унести полиэтиленовые пакеты, карту и даже пустую канистру, догнать которые бывает непросто.
Проблем с дровами на побережье нет. В любом месте на пляже, на земле и в лесу много сушняка, можно собирать хворост без топора.
ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВЕЛОСИПЕДЕ
По льду Хубсугула обычно путешествуют на велосипедах в конце марта – начале апреля. Приключение это для физически крепких спортсменов. Участки глубокого снега и волнистость льда с вмороженными льдинами сильно затрудняют движение. Хоть в Интернете и можно найти отчеты о велосипедных путешествиях по льду озера, на самом деле Хубсугул не лучшее место для таких поездок. В апреле лед становится изъеденным солнцем и покрывается хрупкой белой коркой, по нему уже невозможно кататься на коньках. Велосипедная шина режет весеннюю корку льда, и усилие для передвижения возрастают. Зеркальный лед, на котором трудно устоять даже на ногах, опасен для велосипедистов вероятной возможностью внезапного падения, при котором можно сильно расшибить локти и разбить фотоаппарат. При планировании маршрута надо учитывать более глубокий снег у восточного берега и ослепительное обжигающее солнце. Без солнцезащитных очков ехать невозможно. Лучше ехать с юга на север, чтобы солнце в течение дня не светило в лицо. Желательно иметь ветрозащитную маску и гигиеническую помаду. Лицо от ветра и солнца может сильно обгореть – очень пригодится плотный платок, косынка или марлевая маска, чтобы закрывать нос и щеки. Нужны шипованные шины, можно максимально спускать в них давление для увеличения пятна контакта со льдом, хотя это мало помогает.
В отличие от Байкала здесь полное отсутствие снега на берегах уже в начале марта. Сухая земля, покрытая толстым слоем опавшей желтой хвои, позволяет спать в палатках. Следует уделять внимание выбору кострища. Это время – чрезвычайно опасно для возникновения лесных пожаров. Внезапный сильный ветер может разметать искры от костра и остановить огненный пал очень трудно.
Среди проблем, которые отмечают велосипедисты на маршрутах по Монголии, – сложность ориентирования, особенно без современных средств навигации GPS. За сутки можно не встретить ни одного человека, дорогу уточнить не у кого. При составлении графика движения следует учесть, что подъемы на перевалы по грунтовым колеям с камнями и песком занимают довольно много времени. Поэтому вряд ли стоит планировать прохождение более 70-80 км в день.
Почвы на большинстве дорог в Монголии каменисты, в горах дорога из крупного щебня и мелкого булыжника, а в пустыне – из крупного песка и мелкого гравия. По степи также можно ездить, не придерживаясь какой-то колеи, а просто по азимуту. На горном велосипеде скорость передвижения в этом случае практически не падает. Для Хубсугула может быть характерен сильный боковой ветер с восточных гор, при его возникновении скорость падает в два раза.
Из-за нагрузок конструкция велосипеда на песчаных и гравийных грунтах может не выдержать, например, могут срываться храповики пониженной передачи в фирменной планетарной втулке или сломаться вал каретки из специальных сталей. Велосипедисты в Монголии распространены мало, и достать необходимые запчасти на маршруте движения крайне проблематично.
Велосипедистам рекомендуется иметь при себе ветрозащитные очки. О скоростной езде не может быть и речи, шины можно взять массивней, с ободом не менее 37,5 мм. Большую часть дороги используется силовая передача – ведомая звездочка предпочтительна покрупнее, 24-зубовая. Рекомендуется использовать только втулки с центральной масленкой и плотной крышкой, защищающей от проникновения пыли.
Не стоит подъезжать вплотную к юртам до тех пор, пока не появятся хозяева собак. Монгольские собаки приучены охранять территорию вблизи юрт и могут наброситься на приближающегося велосипедиста. В степи водятся также и дикие звери – волки и рыси.
СПЛАВ ПО РЕКЕ ЭГИЙН-ГОЛ
Впадающие в Хубсугул небольшие речки маловодны и не представляют интереса для водных туристов. Река Эгийн-Гол вытекает из озера Хубсугул мощным многоводным потоком, но через некоторое время дробится на множество русел, сильно заросших ивняком. Медленное течение и малые глубины в среднем течении Эгийн-Гола (местами глубина по колено) утомляют сплавщиков своим однообразием. На байдарках можно пройти всю реку, но на моторных лодках в некоторых местах проплыть из-за мелководья просто невозможно. В апреле 2003 г. по гидросистеме Хубсугул – Эгийн-Гол – Селенга – Байкал осуществлен первый переход на судне на воздушной подушке «Хивус-6».
В апреле – мае в сужениях долины р. Эгийн-Гол образуются обширные наледи высотой до 2 м. В это время река прорезает глубокие и узкие ледяные каньоны, иногда заканчивающиеся ледяными пробками. Берега реки, особенно в верховьях, лесисты, но даже здесь на речных террасах много скота и монгольских юрт. Сплав по реке затруднен обильными разливами, создавшими дополнительные рукава реки, ведущими в никуда и постепенно исчезающими.
На реке великолепная рыбалка – можно легко поймать тайменя, ленка или хариуса. Юрты пастухов, у которых за тугрики можно приобрести мясо, кумыс, молоко, масло, стоят по всей реке.
Местные жители советуют не употреблять мясо сурков и не пить воду из больших рек. Каждую осень в Монголии регистрируются вспышки чумы. Наиболее часто они происходят на юге Монголии и в центральной ее части, как раз там, где берет начало Селенга. Река Эгийн-Гол, вытекающая из Хубсугула, является одним из левых притоков Селенги. Берега реки богаты рассыпным золотом, вдоль нее почти на сто километров тянутся самые богатые в мире залежи фосфоритов, которые пока не разрабатываются (одно из самых больших в мире месторождений фосфорита, оцененное в более чем 500 млн. т). Есть залежи полудрагоценных минералов – зеленого нефрита, халцедона и горного хрусталя.
КОННЫЙ ТУРИЗМ
В день монгольские лошади с всадником обычно проходят до 40 км. Для их управления нужны хотя бы минимальные навыки. Садиться надо только со стороны подпруги и лошадь понукать только по-монгольски: Чу-Чу, а подгонять словами – Чух, чух – «Быстрее, быстрее». Правда, то, что после этого она резво побежит, маловероятно – монгольская лошадь по сравнению с арабскими скакунами низкоросла и весьма ленива, стоит немного ослабить поводья, как она тут же останавливается и начинает неторопливо пощипывать траву. Большинство монгольских лошадей – по европейским стандартам просто пони (меньше 1,5 м). Но эти низкорослые лошадки очень неприхотливы и выносливы, они могут передвигаться весь день практически без остановок. Названия конной упряжи в монгольском и русском языках звучат похоже – оглобля, дуга, хомут (по монг. – «хом»), седло («сожок»).
К монгольским лошадям нужно всегда приближаться и усаживаться в седло слева. Если приблизиться справа, можно испугать. У монгольских стремян, по сравнению с европейскими, левое стремя немного длиннее, чем правое, поэтому левая ягодица получает большую нагрузку. Уздечку у монголов принято держать в левой руке и управлять, мягко направляя уздой шею лошади. Монгольские лошади, когда нужно ускорить движение, отвечают на давление пяток наездника. Аренда лошади – около $20 в день. Проводник при необходимости оплачивается отдельно. Дополнительно при многодневных переходах оплачивается фураж или сено.
АРЕНДА ЛОШАДЕЙ |
E-mail: horseride_ms@yahoo.com |
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ
Оптимальны подготовленные внедорожники с дизельными двигателями. Рекомендуется иметь с собой ксерокопии загранпаспорта и техпаспорта на автомобиль, резервные фотографии 3x4 см для оперативного оформления различных документов, страховой полис, медицинский паспорт с указанием группы крови. Перед стартом нужно провести замену моторного масла, воздушного и топливного фильтров (много пыли). Необходимы совок и щетка для уборки песка из салона, кувалда и уголок для разбортовки колес, новый аккумулятор. Особое внимание уделять резине (неизношенный протектор, ремкомплект для бескамерных шин, запасные камеры, по два запасных колеса на дисках для каждой машины). Количество резервных канистр с топливом на автомобиль – 2 (по 20 л. каждая), при условии емкости бака 80 л. Буксировочный фал или трос должен быть длинным. У фабричных тросов отрываются металлические карабины, лучше использовать в несколько раз сложенный фал без карабинов с обычными петлями или надежный металлический трос. Одна машина в команде должна быть со штатной лебедкой, но следует учитывать, что зацепиться в болоте бывает не к чему.
Высокие резиновые сапоги для грязи. По две доски поперек багажника и лопата в легкодоступном месте. Небольшой лом. Удобны кожаные водительские и китайские матерчатые перчатки для грязной работы. Запасные ключи зажигания с брелоком сигнализации и запасными батарейками лучше отдать на хранение другому экипажу – на случай, если от ветра двери захлопнутся и заблокируются с ключами в замке зажигания. Запасные резиновые хомуты для крепежа выхлопной трубы и необходимые запчасти на каждую машину. Дополнительные фары для езды ночью. Капля моющего средства типа Ferry в бачок омывателя передних стекол.
Заднее сиденье снять. Центровка нижняя – в багажнике на крыше кузова только легкие предметы. Проверить работоспособность прикуривателя для подключения раций. При необходимость взять разветвитель для раздельного питания от прикуривателя электрических приборов. Компас на каждую машину. GPS – два на экспедицию. FM-радио/MP3-проигрыватель с УКВ-передатчиком и питанием от прикуривателя, не чувствительный к вибрации. Запас воды – канистра 40 л и два ящика байкальской питьевой воды в литровых бутылках на каждую машину. Марлевая повязка для тех, у кого аллергия на пыль, облепиховое или кедровое масло для носа. Во время движения много пыли. Брезент на ветровое стекло для защиты от солнечного нагрева салона во время стоянок. По одному металлическому термосу на машину. Пиво и сухофрукты для дневных перекусов каждый берет по своему вкусу и объему самостоятельно. Полиэтиленовые мешки для мусора. Упаковка продуктов – в картонные ящики, которые по мере расходования продуктов сжигаются. Удобно установить для водителя держатель стакана на передней панели. Туалетная бумага и мыло, спички, скотч и железные кружки в каждой машине.
Движение автомобилей – на прямой видимости с включенными радиостанциями, на каждой развилке дорог первая машина дожидается появления следующей. В случае потери друг друга общая остановка и возвращение в точку последней общей стоянки.
Весь мусор увозить с собой в полиэтиленовых пакетах до ближайшей свалки возле поселков.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ
У каждого налобный светодиодный фонарик со свежими батарейками. Резервный – мощный светодиодный карманный. Каждый берет: походную металлическую кружку и тарелку, раскладную ложку и вилку (полотенце, средства гигиены). Теплые вещи для ночевок в горах: термобелье для сна, теплая куртка (-5ºC), шорты и майки для жары (+40ºC). Спальник и дополнительное шерстяное одеяло для холодных ночевок. Зонты от дождя и солнца, полиэтиленовые плащ-накидки. Обувь с подошвой типа «вибрам» с надежной шнуровкой и вшитым языком для защиты от проникновения песка, плюс легкая сменная обувь типа сандалий. Полезно иметь на ремне чехол с маленьким швейцарским ножиком. Увлажняющие и защитные кремы от солнца, гигиеническая помада. Гигиенические средства приобретаются самостоятельно, медицинская аптечка – коллективно (персональные лекарства каждый берет самостоятельно). Солнцезащитные очки (при необходимости запасные), платок на шею. Головной убор с широкими полями, матерчатые перчатки для защиты от солнца при вождении. Рубашки с длинными рукавами. Ветрозащитные очки от песка. Защита от пыли фото- и видеоаппаратуры: обязательно герметические чехлы. Запасные крышки на фотообъективы. Зарядные устройства для аккумуляторных батарей цифровых фотоаппаратов от прикуривателя автомобиля. Мелкие сувениры для монголов: сигареты, шариковые ручки, конфеты детям. Не стоит брать слишком много вещей, практика показывает – достаточно одних брюк и пары маек. Пригодится карманный калькулятор для объяснения с продавцами и на турбазах – на юге Хубсугула не понимают русского языка и часто не знают английского.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ЛАГЕРЯ
Мультигорелка и газовая печка с резервом газовых баллонов. Тренога для костра. Котелки в чехлах. У каждого экипажа должны быть раскладные стульчики или шезлонги по количеству пассажиров в машине, один раскладной стол. Большой тент от солнца или пляжный зонт. Централизованная закупка продуктов на экспедицию. Одноразовая посуда. Российский флаг.
СНАРЯЖЕНИЕ ДЛЯ ЗИМНИХ ПОХОДОВ
В продуктовых магазинах в Ханхе довольно скудный ассортимент, поэтому овощи и фрукты везут из дома |
ПРОДУКТЫ И ПИТАНИЕ
Если планируется проживание на побережье Хубсугула в палатках, лучше закупить все необходимые продукты в Иркутске. В Ханхе или Хатгале ассортимент продовольствия скудный – купить свежие овощи и фрукты, макаронные изделия, крупы, крепкую индийскую заварку вряд ли удастся. Российская сгущенка, тушенка, натуральная монгольская колбаса, китайская лапша, монгольское пиво, водка и печенье в продаже есть всегда и везде, причем нероссийские товары будут стоить дешевле, чем в Иркутске. Для отдыха на турбазе брать много продуктов не стоит, питание там хорошее, меню оговаривается индивидуально.
МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ И ПУТЕВОДИТЕЛИ
Топографические карты Монголии. Магазин карт есть в Улаанбаатаре в здании бывшего управления геодезии и картографии.
Магазин Улсын Геодезии Зураг находится вблизи развилки дорог, ниже спуска от монастыря Гандан, на ул. Khan-Uul, 6. Время работы 9.00-18.00, выходные: суббота и воскресенье. В нем продаются туристические схемы Монголии, а также 5-км топографические карты на монгольском языке на 21 листах (вся Монголия на 21 листах – $175, 1 лист – 4500 тугриков). Карты на монгольском языке на маршруте предпочтительней, так как в удаленных районах на стойбищах не понимают ни русского, ни английского произношения местных географических названий. Эти карты есть в оцифрованном виде и приспособлены для работы с GPS в комплекте с программой Ozi Explorer. Приобрести можно на сайте www.baikal.irkutsk.ru. На этом сайте можно также заказать путеводитель «Монголия» из серии Ле Пти Фюте, автора-составителя С. Волкова, в котором есть раздел по Хубсугулу. В Хатгале продаются путеводители по Хубсугулу на английском языке, в том числе специально изданный Администрацией Хубсугульского национального парка. Путеводители, изданные в Монголии, стоят дороже, чем аналогичные издания в России – простая туристическая схема (предлагается на КПП Ханх и турбазах) обойдется в $5, книга от $10-20.
Единственный путеводитель по Монголии, изданный западными издательствами – Lonely Planet, можно купить только в Европе (около 25 евро) или заказать по Internet.
СУВЕНИРЫ
Для подарков местным жителям рекомендуется взять мелкие сувениры – сигареты, батарейки, детские игрушки. Для подарка проводнику подойдет налобный светодиодный фонарик, хороший компас или что-нибудь из современного походного снаряжения, которого у местного населения пока почти нет. Очень помогают для установления дружеских контактов фотографии, сделанные в предыдущие поездки, Особенно если это известные в районе люди – шаманы, местные начальники, по-монгольски именуемые «дарга».