Куба
Вся история развития, расположение на стыке континентов, смешение рас и жизненных укладов, а также специфика государственного строя в сплошном окружении «врагов» породили то, что я и назвал «кубизмом» — общество, сплошь состоящее из парадоксов и противоречий.
Правда, все это может скоро кончиться. Американский Белый Дом уже принял программу демократических преобразований, на которую отдельной строкой в бюджете США выделено $80 млн. Программа будет запущена, как только умрет Фидель. Уже через 180 дней после смерти Кастро на Кубе должно править демократическое правительство — это конечная цель программы. Кубинская община во Флориде, поднаторевшая в рыночной торговле, сидит на чемоданах — эмигрантам не терпится на Родину, чтобы открыть там МакДональдсы, автосалоны, Internet-кафе и магазины мобильных телефонов. Возможно, скоро Куба обменяет романтическую идею «Социализм или смерть» на биг-маки, микки-маусов и «Моторолы». Волна глобализации накроет последний в мире «Остров свободы». А пока страна переживает небывалый туристический бум — весь мир рванул на Кубу, чтобы увидеть этот уникальный социальный заповедник.
Кубинцы живут бедно. Очень бедно. Потому что не любят и не хотят работать. И смысла в работе не видят. В стране, где через пару дней плодоносит воткнутая в землю палка, а урожай можно снимать хоть четыре раза в год, в дефиците картошка и прочие овощи, даже фрукты. Потому что в зарплате — всеобщая уравниловка: что ни делай, все равно получишь от $12 до $17 (240-340 неконвертируемых песо). Кубинцы шутят: «Фидель делает вид, что нам платит, а мы — что работаем». Купить за эти деньги практически ничего невозможно. Можно только:
|
Кубинские рынки очень грязные и шумные, но это единственная возможность купить за «простые» песо фрукты, овощи и даже мясо |
Отоварить карточки и заплатить за жилье. За 30 неконвертируемых песо (примерно $1,5) по специальной книжке (Librete) уже более 40 лет выдается ежемесячный паек из 30 продуктов: стакан подсолнечного масла, 250 гр. фасоли, 12 яиц, 2,7 кг риса, 2,5 кг сахара, 2 кг соли, 1,5 кг макарон и кое-что по мелочи. Плюс 80 граммов хлеба в день. Мясо и рыба — по возможности. Торты — перед праздниками. Больные и беременные получают молоко 6 раз в неделю. Дети дополнительно за 8 песо (7 рублей) килограмм говядины, а взрослые — ногу курицы. Для курящих еще одна льгота — 4 пачки сигарет в месяц. Плюс один рулон туалетной бумаги, два куска мыла и тюбик зубной пасты в месяц на человека. Так как пункты распределения (магазинами это не назовешь) почти всегда пустые, нужно ловить момент, когда продукты «выбросят» (вспомните слово из советского лексикона). Правда, при кубинской коммуникабельности об этом становится известно за минуты всей округе, несмотря на отсутствие телефонов. Квартира и коммунальные услуги обойдутся еще в 20-30 песо в месяц. Почти коммунизм. Воспользоваться услугами общественного транспорта или такси для местных («коллективо») — древним американским автомобилем, который двигается по согласованному маршруту, лошадиной повозкой или велорикшей. Сходить в бар для кубинцев с мерзким ромом, напоминающим самогон, и дешевым пивом (опробовано «А+С»). Купить фрукты и овощи на рынке. Цены копеечные: за 20 песо (опять же $1) на рынке можно купить большую связку бананов, много папайи или манго. А вот мясо (свинина и птица — 50 песо/кг) и рыба (100 песо/кг) — это уже роскошь.. Поесть в частном ресторане («Каса Патикуляр»), но это опять же роскошь и обойдется кубинцу в половину месячной зарплаты. Сходить в музей. Купить газету «Гранма» (аналог «Правды», только меньше объемом, больше напоминает советскую «районку»).
|
Предлагаемых повсеместно лобстеров кубинцам кушать запрещено, чтобы не подрывать национальную экономику. |
Больше неконвертируемые песо потратить не на что. Решительно: на них невозможно заправиться, купить какую-нибудь галантерею, поселиться в гостиницу (кубинцам вообще запрещено жить в государственных гостиницах — даже за валюту). Что положено богатенькому «гринго» (иностранцу), то не разрешено кубинцу. Ученик переплюнул учителя: в Советском Союзе, по крайней мере, на законодательном уровне, подобных запретов не было. К примеру, кубинцу ни при каких обстоятельствах не разрешено есть лобстера (стратегически важный экспортный продукт), тогда как иностранцам они предлагаются повсеместно. Мы съели их несколько штук по цене от 10 (на морской яхте) до 35 CUC (в самом пафосном ресторане Гаваны El Floridita, известном всему миру тем, что здесь любил бывать Хемингуэй).
|
Любимое шоу кубинцев для туристов (за что дополнительно просят 1 CUC): фотографирование пустых холодильников. Корейские холодильники и китайские рисоварки под беспроцентный кредит на 20 лет (тоже завоевание социализма) недавно выдали всем кубинским семьям. До продуктов дело пока не дошло.
Уволить работника практически невозможно. Квартиры на Кубе государство выделяет бесплатно. Купить машину могут только артисты, спортсмены, а героям революции или «ударнику коммунистического труда» ее могут выделить бесплатно. Поехать за границу практически нереально. Так что местные деньги кубинцам почти не нужны. Стали бы вы работать в таких условиях? Вот и не работают. Вымогательство взяток и чаевых – повсеместно. Очереди — даже в валютных магазинах и банках, где меняют валюту. Вдоль сельских дорог стоят цитрусовые деревья, буквально ломящиеся под тяжестью апельсинов — половина урожая уже на земле. Никому до этого дела нет. Поля никак не огорожены (почему-то вспомнилось, что в Европе и Америке колючкой обносят даже болота — частная собственность) — бананы, мандарины, апельсины, кокосы и прочие манго можно брать, сколько унесешь. На улицах городов повсеместно продаются ворованные с фабрик сигары, а в небольших городках — бананы, мандарины и кокосы с колхозных полей. Персонал отелей All inclusive отводит тебя в сторонку и вкрадчиво предлагает купить любые напитки в бутылках за полцены (естественно, из баров и ресторанов, где они наливаются бесплатно). Турки до этого не додумались!
Впрочем, бывали времена похуже. В начале 90-х, когда Россия отказалась от кубинского экспорта, да к тому же упали цены на сахар на мировых рынках (с тех пор закрылась почти половина фабрик по переработке сахарного тростника), страна была близка к тотальному голоду. Ведь в 1989 году 72% внешнеторгового оборота Кубы приходилось на СССР, а общий долг страны «старшему брату» составил $20 млрд. Когда рухнул коммунистический блок, внешнеторговый оборот Кубы упал в 300 раз — с $9 млрд. до $300 млн. «Остров Свободы» оказался на грани полного краха.
Кастро объявил тогда «особое положение». Кубинцы выживали на котлетах из банановой кожуры, поджарке из очистков грейпфрутов и приготовленного по особой технологии (зерна разбухали в 2 раза больше) риса. Люди мылись листьями деревьев, отчего в стране началась эпидемия кожных заболеваний. Многие воинские части были распущены по домам, так как в армейских столовых нечего было есть. Фидель пошел на немыслимые для коммунистического догматика меры, этакий НЭП по-кубински: разрешил фермерские рынки, небольшие частные фирмы в сфере обслуживания и крестьянские хозяйства, иностранные инвестиции и как следствие — совместные предприятия, а главной отраслью экономики был объявлен иностранный туризм.
Главная мечта многих кубинцев — убежать в США. И бегут: в соседней Флориде обосновалось более 2,5 миллионов кубинцев, чуть ли не каждый пятый житель страны. Бегут на лодках и даже на самодельных плотах из автомобильных покрышек (больсеро) — до Майами всего-то 145 километров через Мексиканский залив. Кроме того, США ежегодно выделяет квоту в 20000 въездных виз для официальной эмиграции (этих людей, стоящих в очереди у Миссии интересов США на Малеконе, официальная пропаганда называет «червяками»).
Но и на Кубе можно жить — имея валюту. Способов получения два — иностранные (чаще всего американские) родственники (их имеет почти каждая семья, а общий объем переводов превышает 1 млрд. долларов в год) и работа в сфере туризма. Правда, валюта для Кубы с недавнего времени понятие относительное: с 2004 года хождение доллара в стране запрещено. С тех пор Куба стала, наверное, единственной в мире страной, где параллельно и абсолютно легально вращаются две денежные единицы. Песо и …конвертируемый песо (песо конвертиблес). Курс обмена примерно 1:20, при этом если цена будет обозначена в «местных» песо (например, в музее или паладаре — частном ресторане), «гринго» будет все равно платить в конвертируемых, то есть в 20 раз дороже.
Что говорил Фидель Кастро:
О РОССИИ: «Россия — союзник США, разорвала все соглашения и предала Кубу. Не могу употребить другого слова, хотя и не намерен обвинять никого из руководителей в частности. Это были плоды их ошибок и жалкого поражения в идеологической борьбе против буржуазного, капиталистического и империалистического Запада под эгидой Соединенных Штатов».
О БУДУЩЕМ КУБЫ: «Способность Кубы к борьбе и сопротивлению, ее глубокая политическая культура, сознательность и мужество ее народа доказывают, что кубинская революция с ее справедливыми деяниями и благородными целями породила такой дух солидарности и героизма и пустила такие глубокие корни в сердце Родины, что стала непобедимой». |
Куба — единственная страна в мире, где доллар подвергается всяческой дискриминации: при обмене американской валюты на конвертируемые песо удерживается 11,92%, тогда как евро меняются без всяких комиссионных. Банковская карточка, выпущенная американским банком (банкоматы и терминалы для безналичных расчетов встречаются все чаще), на Кубе абсолютно бесполезна, опять же, при операции с «долларовой» карточки удержат 11,92%. Такая вот тактика «покусывания», ведь США — официальный государственный враг.
На конвертируемые песо можно купить, по кубинским меркам, все — в Гаване я даже забрел в единственный в столице супермаркет, может быть, с более бедным, чем в России, но достаточным для нормальной жизни ассортиментом. Что расстроило меня до глубины души — как может сочетаться это порождение мещанства с революционной романтикой? Впрочем, супермаркеты все же для Кубы исключение (еще один был обнаружен в туристической «резервации» — Варадеро, но туда уже кубинцев не пускают). А вот «тьенды» — валютные магазины наподобие советской «Березки», встречаются повсеместно, даже в провинциальных городках, а в Гаване их уже больше, чем обычных магазинов. Ассортимент напоминает наши сельмаги, но для Кубы это изобилие.
|
Пляжи Варадеро выглядят нереально красиво — как будто из рекламного ролика |
Турист для Кубы — «золотой телец» и дерут с него по полной. Цены на отели, экскурсии и сувениры на уровне средниземноморских курортов. В Гаване двухместный номер в трехзвездочном отеле стоит от $40 до 80 в сутки, четырехзвездочном $80-140, пятизвездочном — $140-240. В Варадеро, в этом земном раю, отданном на откуп испанским и немецким туристическим магнатам, «три звезды» потянут уже на $100-140, «четыре» — $120-240, «пять» — $180-300. И это в «низкий» сезон за стандартный номер. В Новый год цены на отели (так же, как и на авиабилеты, за перелет Иркутск-Гавана пришлось отдать по 61 тыс. руб. с «носа» вместо обычных 35000) взлетели в два раза. Правда, в Варадеро почти все отели работают по системе «Все включено». То есть за посещение всех ресторанов, включая самые изысканные блюда и напитки, а также за все прочие развлечения ничего, кроме добровольных чаевых, платить не надо. Коммунизм за шлагбаумом (при въезде на 18-километровый полуостров стоит КПП, чтобы какой-нибудь посторонний кубинец не попал в царство изобилия), отделяющим от социализма. Да и уровень сервиса в Варадеро совсем не кубинский, менеджмент отелей — из Европы.
Но поехать на Кубу ради Варадеро, со всеми его тропическими прелестями и «глянцевыми» экскурсиями, такое же кощунство, как приехать на Байкал и не увидеть ничего, кроме Листвянки. Проще и ближе махнуть куда-нибудь на Канары. И тем не менее именно Варадеро привлекает иностранцев больше всего: на этот Новый год был отмечен очередной рекорд – в 42 высококлассных отелях проживало более 25 тысяч иностранных туристов.
Именно нашествие иностранных туристов породило первое в истории социалистической Кубы социальное расслоение, ведь даже чиновники здесь жили всегда скромно. Разве что артисты и те, кто работал за границей, были побогаче, но таких людей буквально единицы, поэтому до недавнего времени на Кубе было всеобщее равенство. Сегодня бармен «интуристовской» гостиницы или таксист, обслуживающий иностранцев, за счет чаевых получает много больше министра, а профессия горничной или носильщика стала престижнее, чем инженер или даже юрист. Мечта хозяев многих квартир и домов в туристических центрах получить лицензию на сдачу комнат иностранцам («Каса Патикуляр»), но это требует приведения домовладения в соответствие с современными стандартами (кухня, мебель, сантехника и т.д.), то есть к колоссальным для рядового кубинца затратам. Кроме того, все «Каса Патикуляры» и «Паладары» (небольшие, вместимость ограничена 16-ю посетителями, частные рестораны) облагаются фантастическим вмененным налогом. Но даже после выплаты этой суммы их владельцы остаются обеспеченными людьми.
Спорт на Кубе
Куба — одна из немногих стран мира, где мальчишки во дворах не играют в футбол, ведь национальная игра на «Острове Свободы» — бейсбол. Да и дворов в нашем понимании здесь нет: баталии идут прямо на проезжей части, благо в глубине кварталов автомобили — большая редкость. Так как настоящих бит ни у кого нет, играют палками, роль подставок для мячей выполняют горлышки бутылок. Затертые ловушки — одна на квартал, школу или деревню. Играют столь азартно, что однажды я целый час простоял чуть в сторонке незамеченным. Правда, когда был обнаружен, мальчишки с меня потребовали мелочь за «фотосессию».
|
Игры профессиональной лиги (18 команд, в том числе две из Гаваны) привлекают на обветшалые стадионы (на некоторых нет даже табло) десятки тысяч зрителей. Самый крупный стадион «Эстадио Латиноамерикано» в Гаване вмещает 55 тысяч зрителей. Билет на матч стоит всего 1 песо (примерно 1,5 рубля). Профессиональные бейсболисты получают по кубинским меркам довольно серьезные деньги — 400 песо (20 долларов), однако многие мечтают о карьере в профессиональных клубах США, где зарплата в тысячи, а то и в десятки тысяч раз больше. Многие бегут во время международных турниров. Так, во время Олимпийских игр в Атланте в 1996 году (где кубинцы стали чемпионами) сбежал подающий Роландо Аррохьо.
Но не только бейсболом известен кубинский спорт. Небольшая страна, сотрясаемая экономическими кризисами, — одна из ведущих спортивных держав мира. На Олимпийских играх-92 кубинцы были в командном зачете четвертыми, а на Олимпиаде-96 в Атланте — пятыми. Волейбольные сборные Кубы — одни из сильнейших в мире. Кубинец Теофило Стивенсон такая же легенда мирового бокса, как Мохаммед Али. А самым известным кубинцем после Кастро называют гроссмейстера Хосе Рауля Капабланку, чемпиона мира по шахматам 1921-1927 гг. |
|
Правда, завоевания социализма пока не сдаются, стремясь все к той же уравниловке. Фермеры могут продавать на рынке только излишки продуктов — сначала «засыпь закрома государства». С денежных переводов из-за границы удерживаются огромные комиссионные. Все, кто так или иначе задействован в турбизнесе — от таксистов до владельцев сдаваемых квартир, обязаны жертвовать крупные суммы на благотворительность, иначе к иностранцам больше не подпустят.
|
На войне как на войне: все средства хороши. Пусть даже это просто идеология |
Но нельзя отрицать и завоевания социализма на Кубе. В стране ликвидирована всеобщая безграмотность, обязательное образование — бесплатное. Техникумы и институты есть во всех, даже отдаленных провинциях. Да, на Кубе 1 мобильный телефон на 1000 человек, но 100 процентов граждан обеспечены бесплатным (и качественным!) медицинским обслуживанием. Лечиться на Кубу приезжают миллионеры, известные политики и спортсмены (вспомним, что Диего Марадона успешно вылечился под крылом у Фиделя от наркомании). Средняя продолжительность жизни — одна из самых высоких в мире — 75,2 года (мужчины — 74 года, женщины — 79 лет). На 10 лет больше, чем в «демократической» России! И выше, чем во многих процветающих капстранах. Детская смертность — 7,1 на тысячу новорожденных. В 3 раза меньше, чем в «нефтеносной» России. Куба выпускает множество лекарственных препаратов, не имеющих в мире аналогов и продающихся в других странах за огромные деньги. Эвакуация людей перед ураганами отлажена столь четко, что даже самые разрушительные не ведут к человеческим жертвам и серьезным разрушениям. США у Кубы здесь учиться и учиться. Правда, сами кубинцы по этому поводу шутят: «за три победы кубинской рев |