Куба
Вся Куба — это совершенно уникальный автомобильный музей под открытым небом. Добрая половина не слишком напряженного потока (что такое пробки, на Кубе пока не знают) — это самые разные Chevrolet, Ford, Buick, Cadillak, Oldsmobile, Dodge, Studebekker и прочие американские автомобили, самому юному из которых вот-вот стукнет 50 лет.
|
Фаэтон — не только транспорт для туристов, но и средство передвижения |
Почему — понятно: во время революции заодно с «заводами, газетами и пароходами» был национализирован и автопарк страны. Бежавшие буржуи просто не могли его вывезти.
|
Гавана. Центр. 2007 год |
Непонятно другое — как при полном отсутствии запчастей (в отношении торговли с США действует эмбарго, да и по цене комплектующие кубинцам просто недоступны) удалось сохранить все это на ходу. Более того, некоторые автомобили находятся в столь превосходном состоянии, что выставь их на аукцион Sothbey`s или Cristie`s, богатые коллекционеры заплатили бы за них несколько сот тысяч «гринов». Не знаю, правда, или нет, но, говорят, один американский предприниматель несколько лет назад предложил правительству Кубы «чейндж»: за весь кубинский автопарк столько же новых автомобилей. Кубинцы гордо отказались.
|
Это не Сочи — это Гавана |
Машина для кубинца — культ, предмет обожания, а в случае, если это личный автомобиль (такое в силу разных жизненных коллизий встречается, хотя официально купить автомобиль практически невозможно) — любимый ребенок в семье, которому все и всегда — самое лучшее. В советские времена американские автомобили ремонтировались запчастями из СССР. Вот о чем книги надо писать! Потому что у большинства американских дредноутов двигатели, КП и подвески от «Волг» и «Жигулей». Что служит в качестве комплектующих сейчас, совершенно непонятно, но на Кубе в вечном поединке человек – механизм всегда побеждает разум. Каждый кубинский водитель — это инженерный гений.
|
Такси на базе старых американских автомобилей, велорикши и конные экипажи (выполняющие роль маршруток) — индивидуальный транспорт для кубинцев |
На обочинах дорог периодически встречаются ремонтирующиеся с помощью примитивного инструмента раритеты, но каких-то комплектующих при этом не замечено.
Другую значительную часть потока составляют российско-советские автомобили, что тоже само по себе уникально. Такой доли российских автомобилей на дороге нет уже ни в Москве, ни во Владивостоке, ни даже в Иркутске. Куба настолько застряла во времени, что остается единственной страной, где частные «Жигули» по-прежнему предмет роскоши.
КУБА РЕТРО ШОУ | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | КУБА РЕТРО ШОУ |
«Советский» автопарк тоже весьма любопытен. Очень много «Москвичей», которые часто наряду с американскими дредноутами работают в такси-маршрутках для кубинцев.
|
Состояние российских машин варьируется в широчайших пределах |
«Жигули» в основном классические, причем очень много совсем свежих «пятерок»-«семерок», которые даже работают в элитном секторе «такси для иностранцев». Видимо, какая-то недавняя оптовая закупка. Несколько раз промелькнули «десятки», а вот «девятого» семейства почему-то не встретилось ни разу. «Волги» исключительно 24-е и все в убитом состоянии, видимо, эксплуатировались в государственных парках. Наверное, поэтому ни разу не встретилась 21-я модель, хотя в свое время их поставляли на Кубу тысячами. Своеобразный спор: Chevrolet (который в некоторой степени и был прародителем 21-й) — ГАЗ «Волга» проиграла вчистую.
|
Легковой советский автопарк представлен широко |
Еще больше часть нашей техники среди грузового транспорта, причем представлены, похоже, все марки — ГАЗ (от древнего «Газона» до «Газелей»), КАМАЗ, ЗИЛ, «УРАЛ», КАМАЗ.
Автомобили доминируют на дороге только в Гаване, хотя и там довольно много велорикш и конных экипажей. Тяжелейший топливный кризис привел к тому, что трактора заменили быки, а в провинциальных городках, пусть это будет даже Карденас, находящийся всего в 18 километрах от «цивилизованного» Варадеро, автомобиль уже редкость, а большую часть транспортного потока составляют конные экипажи, велосипедисты и велорикши-такси. Если в Гаване конки — это средство развлечения для туристов (они стилизованы и реставрированы в колониальном стиле), то в провинции это примитивные скрипящие повозки, часто выполняющие роль маршрутки. Велорикши на Кубе еще называют биситакси и это самый недорогой, но и самый медленный способ передвижения, как правило, на небольшие расстояния.
|
Старенький ИЖ выглядит как экспонат мирового мотор-шоу |
Впрочем, есть и более экзотический транспорт исключительно для гринго.
|
|
Такой оригинальный общественный транспорт как камельо — автобус оригинальной верблюдоподобной формы, «запряженный» в мощный тягач, можно увидеть только на Кубе |
| Коко-такси — трехместный желтый экипаж яйцеобразной формы на базе мотороллера Vespo, распространен исключительно в туристических центрах. Средство передвижения, создающее настроение — водители всегда улыбчивы, да и сам вид желтого драндулетика поднимает настроение. Вот только кататься на нем — удовольствие сомнительное. Во-первых, треск в «салоне» стоит такой, что ехать более 10 минут я бы рекомендовать не стал. Плюс вибрации. К тому же в коко-такси нет счетчика, поэтому о цене поездке надо договариваться заранее. Я этим правилом пренебрег, в результате очаровательная таксистка (а коко часто управляют девушки) назвала мне такую цену, как будто мы ехали на лимузине.
|
Коко-такси — символ туристической Кубы |
На обычном такси (это может быть и вазовская «пятерка», и Huyndai Accent, и Skoda Octavia, и Mercedes E-класса) таксисты часто «по-советски» «забывают» включать счетчики, в результате чего поездка по одному и тому же маршруту (для иностранцев — примерно 1CUC/км) может отличаться в 2 раза.
|
Вазовская «пятерка» — такси только за валюту |
Есть еще одно know-how — прикрыть таксометр бумажкой так, чтобы пассажирам не было видно сумму счета за поездку. Древние американские раритеты с надписью Taxi в Гаване — это по-сути маршрутки и спросом у иностранцев не пользуются. За исключением тщательно отреставрированных, в основном кабриолетов, которые служат для развлечения туристов.
|
Советская грузовая техника представлена всеми марками, моделями и в любом техсостоянии |
А вот кататься на камельо — автобусе оригинальной формы, «запряженном» на тягач-ракетовоз — это настоящий экстрим.
|
Общественные парковки выглядят крайне нереспектабельно, но работают 24 часа в сутки… |
Для начала придется отстоять огромную очередь на остановке, да еще разобраться, какой автобус нужен — схемы движения «по-советски» отсутствуют. Особой частотой поездок «ракетовозы» не отличаются, поэтому в ожидании можно провести час, а то и больше.
|
В отсутствие организованного сервиса автомобили ремонтируются собственными силами: без комплектующих и даже без инструмента |
Камельо набивается «до последнего клиента», поэтому всегда переполнен. Кроме того, появление «гринго», по крайней мере, так говорят гиды, обязательно привлечет карманников — если не вытащат деньги, то наверняка попортят одежду.
|
Ремонт вдоль обочин и в самых что ни на есть исторических местах для Кубы — явление обычное |
Теоретически междугородный транспорт на Кубе есть, но он настолько не развит, что немногочисленные современные автобусы доступны опять же почти исключительно «гринго». Местные ездят либо в кузовах грузовиков, но чаще — на попутках.
|
Заправки мало чем отличаются от привычных нам. Более того, на многих заправках по американскому образцу присутствует кафе фаст-фуд, что для Иркутской области пока невиданное дело. А вот платить, в отличие от цивилизованного мира, приходится «по-советски»: сна |
В центрах всех городков и поселков, как правило, на перекрестке всех дорог есть что-то вроде автостанции, где постоянно толпится народ — Punto Amarillo (Пункт подсадки). Но так как рейсового транспорта почти нет, активно используется попутный транспорт.
|
Единственный замеченный автосалон — в крупном торговом центре. Преобладают корейские минивэны |
Процесс этот не стихийный, на каждом таком пункте есть специальный amarillo (подсадчик) – человек в полувоенной форме, который останавливает все автомобили и в зависимости от маршрута следования подсаживает ожидающих.
|
Шиномонтаж по-кубински: «все гениальное просто» |
Причем, подвезти пассажира это не право, а обязанность кубинских водителей. Правда, на иностранцев это правило не распространяется — характерный бордовый госзнак гарантирует индульгенцию. .
Различные фигурки, устанавливаемые по центру капота, у кудинских водителей очень популярны | | | | | | |
|