|
Nissan Terrano всегда был достойным, хоть и не особо распространенным соперником Toyota. Ситуация не изменилась в 1995-м, когда появилась вторая генерация модели, и в 2005-м — с дебютом Pathfinder/Navara. Но мы попробуем присмотреться к «неоцененному» конкуренту повнимательнее.
С начала выпуска предыдущего поколения Terrano получил два дизеля и один бензиновый двигатель. Все они хорошо известны и отлично себя зарекомендовали. Моторы на «тяжелом» топливе — почти легендарные TD27 и QD32, но уже с приставкой ETi, определяющей электронное управление топливной аппаратурой. Ничего страшного в этом нет. Они сканируются и ремонтируются. Однако нужно помнить, что отношение к качеству дизтоплива у них, естественно, уже не такое, как у механических предков. Солярку надо выбирать получше, иначе можно поплатиться комплексным ремонтом, а сначала — заменой крышки топливного насоса, совмещенной с регулятором подачи топлива, и форсункой первого цилиндра, что содержит в этих дизелях клапан опережения подачи топлива.
С 1999 года оба дизеля заменили новым трехлитровым ZD30DDTi. Уйдя от архаизма, в Nissan пришли к масштабным «техногенным катастрофам». Двигатель получился перегружен и энерговооруженно, и, соответственно, температурно. В нем были интересные технические решения, увы, его не спасавшие. Например, масляные форсунки, расположенные под поршнями и включавшиеся в определенных режимах. Уже сама по себе такая «коррекция» температуры говорит о многом. А ведь эти детали могут забиться, подклинить, в конце концов, может упасть давление масла. Выжить в такой ситуации ZD30 не в состоянии, попросту прогорая поршнями. Вообще считается, что для этого дизеля как минимум в ранних его вариантах подобный финал неизбежен.
• История модели
Рыночное разделение
Несмотря на то что средние внедорожники Nissan отметили в этом году всего 19 лет, они успели разойтись по миру множеством версий, каких не было у конкурентов.
Впервые имя Terrano появилось в 1989-м. Та машина нам хорошо известна. Непритязательный «кубический» дизайн, трех- и пятидверный кузов, дизель TD27 (в атмосферном и турбированном варианте), бензиновый V6 3,0 литра и легендарная надежность. Джипу делали рестайлинг, скругляя формы, однако даже в самых первых версиях он — популярный образчик прочности.
В Европе почти не признанный. Для нее в 1992 году создали Terrano II. Внедорожник базировался на платформе своего предшественника, но имел современный дизайн, плюс опять же короткий и длинный кузова, а также пару моторов (бензиновый KA24DE и TD27). Продававшийся и как Ford Maverick, он выпускался в Испании, а в Японию с 1994-го поступал под именем Mistral. В 1996-м ему сделали первую «подтяжку лица», в 2002-м вторую, и в таком виде (еще и с дизелем ZD30) для внутреннего испанского рынка производят до сих пор.
Кстати, есть информация, что Terrano первого поколения, оснащенный низкофорсированным KA24DE, также сходит с конвейеров заводов в развивающихся странах, конкурируя с дешевыми заднеприводными универсалами Mitsubishi Freeca и Toyota Zace.
Однако в Японии его история закончилась в 1995-м. Второе поколение приобрело более «легковые» качества. За это отвечали и интегрированная рама, и новая система 4WD, и дизели уже с электронным обеспечением. Через год с помощью «косметики» на внутреннем рынке была получена версия Regulus, отличавшаяся лишь внешне. В Америке же Terrano назывался Pathfinder и имел только экстерьерные изменения. Правда, дизели за океан не поставлялись, а в 2002-м с рестайлингом джип получил VQ35DE мощностью 243 л. с, который на других рынках не предлагался. Любопытно, что, продаваясь в Штатах вплоть до 2004 года, когда появился нынешний Pathfinder и пикап Navara, на родине автомобиль был снят с конвейера еще в 2002 году.
Нельзя не сказать еще об одном внедорожнике. В 1999-м специально для США создали модель Xterra. Основанный на платформе пикапа Frontier, этот автомобиль по габаритам, в сущности, стал преемником Terrano первого поколения. Традиционно двигатели на него устанавливались лишь бензиновые (KA24DE и VG33E, последний и в варианте с компрессором), базовой стала заднеприводная версия, да и собирался он исключительно в Америке, в штате Теннеси, а на экспорт (по крайней мере, в Европу и Японию) не поставлялся. Однако с 2002 года и до нынешнего времени под именем Paladin и с существенно измененным в стиле Frontier экстерьером его выпускают на ниссановском предприятии в Китае.
Новый Xterra (задний или полный привод и VQ40DE), что подрос в размерах, показали четыре года назад. Тогда же в Америке и год спустя в Испании начался выпуск Pathfinder и Navara.
|
Как неизбежны и проблемы с топливной аппаратурой, с которой в Nissan тогда явно экспериментировали. Опыты не удались — болячек множество и все они практически неизлечимы. Несоответствие опережения подачи топлива на оборотах выше холостых, отсутствие обмена данными между блоками управления двигателем и топливной аппаратурой, «уходящие» параметры клапана управления подачей топлива, выход из строя расходомера воздуха — все это происходит на «пустом месте» и никак не связано с эксплуатационными особенностями. Вдобавок процессор, управляющий ТА, работает в сложном температурном режиме, из-за чего охлаждается дизтопливом. Завоздушенная система, обуславливающая худшую теплоотдачу, непременно приводит к его сгоранию. И ведь ничего с этой электроникой не сделаешь — на обычных стендах аппаратура не регулируется, а оборудование стоит баснословно дорого, так что у нас и в ближайших регионах его не найти.
Нужно сказать, что ранее и YD25DDTi имел подобную аппаратуру, однако для Pathfinder и Navara дизель оснастили common rail. Несмотря на значительные у иных автомобилей пробеги, пока подобных недостатков за двигателем не замечено.
Бензиновых моторов было два. VG33E существовал на Terrano 1995 модельного года. VQ40DE устанавливается на нынешний Pathfinder. Обе V-образных «шестерки» заслуживают положительной оценки. Особенно первый — малофорсированный, легко заводящийся и «незаливаемый» бензином в морозы. Надо не забывать лишь вовремя менять масло и не останавливать свой выбор на «минералке», чего вряд ли простят гидрокомпенсаторы зазоров клапанов. VQ, естественно, сложнее — у него и система изменения фаз, и индивидуальные катушки зажигания. Однако при своевременном обслуживании проблемы возникнут не скоро. Тем более что и речь пока идет об агрегатах, которым далеко до каких-то ремонтных процедур.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОТОРОВ, ИСПОЛЬЗОВАВШИХСЯ НА NISSAN TERRANO , PATHFINDER И NAVARA
|
Двигатель
|
TD27ETi
|
QD32ETi
|
VG33E
|
ZD30DDTi
|
YD25DDTi
|
VQ40DE
|
Рабочий объем, куб. см
|
2663
|
3153
|
3274
|
2953
|
2488
|
3954
|
Мощность, л. с. при об/мин
|
130/4000
|
150/3600
|
170/4800
|
170/3600
|
174/4000
|
269/5600
|
Крутящий момент, Нм при об/мин
|
279/2000
|
334/2000
|
266/2800
|
353/1800
|
403/2000
|
385/4000
|
Ситуация с «автоматами», если говорить о четырехступенчатых, что устанавливались на Terrano, подобна лотерее. Иные могут ходить годами. Другие, стоит допустить небольшие эксплуатационные небрежности, ломаются в относительной молодости и просят комплексной переборки. Тем не менее здесь все-таки надо говорить и о некой тепловой перегруженности, и о конструктивных недостатках. К примеру, слабое звено — блокировка гидротрансформатора, что теряет фрикционный материал и вызывает целый букет неисправностей. Забитый фильтр провоцирует сгорание пакета фрикционов и ленточного тормоза, отвечающих за третью-четвертую передачи и реверс (запчасти с работой — около 40 тыс. руб.). От недостатка смазки «сворачивает» «планетарку». Ремонт прост, но возвратов получается где-то треть, причем это уже диагноз. Скорее всего, из-за деформации блоков клапанного механизма. Ожидать такие проблемы надо тысяч со ста пятидесяти.
• Цены на запчасти
NISSAN-ДЕМПИНГ
Одним из основных положительных качеств автомобилей Nissan всегда была стоимость. Это касается и наших героев.
Так, Terrano выпуска 1995-2002 годов можно приобрести заметно дешевле одноклассников Toyota. Каких-то точных значений в нынешних рыночных условиях не существует, однако разница в ценах очевидна. Лежит она в пределах от нескольких десятков тысяч рублей до двух сотен за равноценный возраст и сравнимые по объему моторы. Иначе говоря, джипы Nissan 1995-98 годов оцениваются в 370-480 тыс. руб. Что характерно, ненамного их дороже и шести-девятилетние Terrano. Разбег цен здесь еще больше, но есть и возможность приобретения хорошего по году варианта — 430-620 тысяч. Нужно отметить, что некоторую сумму добавляет хорошее оснащение — кенгурины с противотуманками, другие обвесы-спойлеры и прочая мишура.
Дилерские цены на Navara начинаются от 986500 руб.: четырехместный King Cab, «механика», кондиционер, два динамика, иммобилайзер, подогрев зеркал. Максимальная комплектация (5АКП, Double Cab, датчики света и дождя, сигнализация, кожаная обивка, электроприводы сидений и
т. д.) стоит уже 1249 тыс. руб. Оговоримся — Navara среди себе подобных почти элитный по ценам продукт. Pathfinder же по стоимости в сегменте середняк, предлагающий хорошую дифференциацию по уровням оснащения (их восемь). Нет смысла приводить все позиции, скажем лишь, что цены лежат в пределах от 1340 до 1725 тыс. руб, за «автомат» (только с дизелем) придется доплатить 45 тысяч, а в стандарте Pathfinder уже хорошо оснащен. Гарантия традиционна — 3 года или 100 тыс. км. На вторичном рынке предложения этих внедорожников пока нет, но, надо полагать, оно скоро появится. А у дилера уже есть Trade in со следующим падением стоимости: первый год — минус 20%, остальные по 10% (правда, экземпляры тоже на данный момент отсутствуют).
|
Другое ненадежное место — соленоиды, что продаются только блоком, правда, и стоят недорого (2500 руб.). А от переполюсовки почти гарантированно сгорит процессор (с простой, надо отметить, схемотехникой работы). Любопытно заглянуть в будущее, чтобы узнать — так ли ведут себя пятиступенчатые АКП, что появились на Pathfinder и Navara? На данный момент их пробег опять же еще не достиг теоретически опасных значений. Не забывайте про папу и дочку - это не просто порно, это история о любви и привязанности! Посетите папа и дочка порно и почувствуйте себя в центре семейной истории!
По системам полного привода наши герои упреков не вызывают. Между прочим, у Terrano и Pathfinder они принципиально схожи. Межосевой дифференциал отсутствует, но есть понижающий ряд. А в качестве промежуточного звена режимы auto — с автоматически, при помощи многодисковой муфты, подключающейся передней парой колес (муфта, разумеется, может быть и жестко заблокирована). У Navara такого «автомата» нет, зато задний межколесный дифференциал штатно имеет принудительную блокировку. Terrano иногда можно встретить с «мягким» LSD-дифференциалом. У Pathfinder роль «самоблоков» играют их электронные имитации. Пожалуй, можно сделать вывод, что все это, поскольку активируется электрически (в Terrano рычагом включается только демультипликатор), страдает лишь от механических повреждений.
• Цены на запчасти
Ценовые традиции
По стоимостной ориентации запчастей для наших героев в Nissan придерживались и придерживаются тех принципов, которые всегда делали модели Toyota менее обременительными во вторичной эксплуатации. Иными словами, Terrano довольно дорог в обслуживании и ремонте.
Если говорить об оригинальных запчастях, каковыми в основном являются составляющие, скажем, двигателя или трансмиссии, то это, несомненно, так. Но Terrano предлагался и на экспорт, а потому, например, комплектующие подвески можно найти в альтернативном исполнении. Зачастую они дешевле, правда, имеются исключения, причем, достаточно неприятные, поскольку речь идет о брендах довольно распространенных, которые обязаны быть доступными. Другое дело, сторонние производители могут предложить то, что в оригинале продается только будучи в составе крупных узлов.
Все запчасти для Pathfinder и Navara, разумеется, дороже, правда, выбор присутствует и здесь. Что же касается техобслуживания, то оно для джипа и пикапа довольно недорогое. Средняя стоимость очередных (для дизельных автомобилей через 10 тыс. км; для бензиновых — через 15) ТО около 4500 руб. При этом первое оценивается в 2100 руб., а самое серьезное по объему ра
бот (на 60 тыс. км), когда необходимо поменять все жидкости — порядка 20 тысяч. У дилера можно приобрести и аксессуары. Для Navara это, например, различные крышки на кузов (от 15 до 150 тыс. руб.).
ЦЕНЫ НА НЕКОТОРЫЕ ЗАПЧАСТИ, руб.
|
Наименование (QD32)
|
Стоимость
|
Поршневые кольца (QD32)
|
3795
|
Поршни (QD32)
|
5995
|
Прокладка головки блока (QD32)
|
2475
|
Коленвал (QD32)
|
34925
|
Крышка ТНВД (QD32)
|
12000
|
Плунжерная пара (QD32)
|
5700
|
Электронная форсунка (QD32)
|
7000
|
Распылители (QD32)
|
500
|
ТНВД (YD25)
|
35668-43917
|
Амортизаторы пер/зад
|
1595-7177/1182-4400 (Terrano); 3740-5198/2475-3850 (Pathfinder)
|
Пружины пер/зад
|
3410-7150/1375-4840 (Terrano); /14932 (Pathfinder)
|
Шаровая опора
|
330-1650
(Terrano, не оригинальные)
|
Передние рычаги в сборе верх/низ
|
3520-8333/6325-8250
|
Катушка зажигания (VQ40)
|
1320
|
Полуось
|
7673 (Terrano)
|
ШРУС
|
1265 (Terrano)
|
|
За десять лет внедорожники Nissan кардинально изменились в ходовой части, оставшись верными интегрированной раме. Правда, Terrano с Navara объединяет наличие цельной задней балки. Но пикап, как и Pathfinder, спереди уже имеет двухрычажную подвеску. А у джипа 1995 модельного — там McPherson. Теоретически он, конечно, слабее, но сказать, чтобы «передок» прямо рассыпался, нельзя. При этом на Pathfinder случались замены передних сайлент-блоков, однако при пробеге уже за сотню.
Получается довольно любопытная и отнюдь не негативная картина, достойная рассмотрения. В чем-то джипы Nissan, разумеется, уступают извечным конкурентам, тем не менее, по сумме технических качеств все эти полноприводники конкурентоспособны. Надо лишь не гнаться за внешней привлекательностью в виде подножек и кенгуринов, а выбрать эксплуатационно стойкую агрегатную начинку. И потом правильно и вовремя ее обслуживать.
• Экспресс-тест
Золотая середина
Terrano второго поколения был создан в те времена, когда off-road-ориентация в сегменте средних внедорожников постепенно вытеснялась максимальной универсальностью качеств, однако их сумма еще не достигла нынешних стандартов.
QD32ETi, «автомат» и 1997 год выпуска. Неплохое, несмотря на возраст, сочетание. В меру динамичное, еще не старое и определяющее неплохой баланс характеристик, однако не без нюансов.
К двигателю — не придраться. Разве что вибрации на холостом ходу выдают грузовую сущность дизеля, но почти с двумя тоннами снаряженной массы он справляется прекрасно. Да и коробка, быстро перебирающая передачи, отнюдь не тяготится своей продолжительной историей. Кондовый характер, обусловленный рамой, пусть и интегрированной, и цельной задней балкой — в управляемости. От Terrano не ждешь даже паркетной легкости, и он эти ожидания оправдывает, своей вальяжностью заставляя иной раз корректировать скорость в сторону уменьшения. Впрочем, надо отдать ему должное — крены в поворотах вполне предсказуемы, на прямой автомобиль позволяет расслабиться, а с точки зрения плавности не все так бескомпромиссно, как у тяжелых мостовых джипов или современных паркетников. Потряхивает, конечно, но в том вина не столько настроек, сколько значительных неподрессоренных масс. Кстати, два режима жесткости амортизаторов — Sport и Comfort — отличаются только тем, что на первом Terrano лишь чуть ощутимей перебирают колесами стыки.
Определяющая черта интерьера при просторе сзади и огромном багажнике — теснота за рулем. Плюс лишь в высокой джиперской посадке, однако для водителей ростом более 185 см Terrano вряд ли будет гостеприимным. А вот качество материалов почти не ниссановское, то есть достаточно хорошее. Как и эргономика. Не совсем удобен (зато насколько оригинален!) блок внедорожных приборов — круги креномеров вместе со шкалой, демонстрирующей подачу момента к передним колесам, проецируются на плексигласовый экранчик и на свету плохо видны.
У Pathfinder и Navara с эргономикой и простором все в порядке (если не считать, что в пикапе с Double Cab сзади тесно). Но материалы хотелось бы иметь покачественней, особенно у Navara, где они подчеркнуто жестко-дешевые. За это автомобили расплачиваются ездовым удовольствием, которое не омрачается даже некоторой нехваткой тяги на низах у YD25. Дизель хорош с двух тысяч, а после 2500 об/мин о его невеликом объеме как-то забываешь, отдаваясь динамике и грамотной работе коробки. Кстати, способность держать дорогу вполне соответствует возможностям мотора даже у рессорного сзади пикапа, не говоря уж о Pathfinder. Расплачиваться же придется плавностью хода, которой не блещет и универсал, а Navara порожняком вообще иногда напоминает грузовик. Благо, жестких контактов автомобили не боятся.
Что касается внедорожных качеств, то и Terrano, и Pathfinder с Navara способны на небольшие off-road-подвиги. Достаточная артикуляция подвесок, понижающие ряды в трансмиссии — что еще нужно? Пожалуй, только холодная голова. |
Технические консультации: СТО «Технопарк», ИП Кузаков, «Агат-Авто»
Максим Маркин фото автора
Автомаркет+Спорт № 47 |