Раритет. Концепция (багги Побелянского)
Просмотров: 8523
14 Декабря 2007







багги Побелянского

— Ты же видел, сколько у меня «Запорожцев»! Бывает, оптом мне достаются, а «переварить» их сразу я не в состоянии. Идея создания багги родилась давно, время выкроил, отобрал лучшие остатки украинских автомобильчиков и сделал, — вопреки старой русской традиции у Александра Побелянского, известного теперь уже и в области конструктора из поселка Тальяны, не остается лишних деталей, а морально изжившие себя узлы и агрегаты перерождаются в часто концептуальные творения. Синяя «вагонетка», как переводится с английского слово «багги» — из таких. Во всяком случае, создатель видит для него самую обширную область применения. От спорта до туризма и даже в качестве армейского тактического транспортного средства.

Последнее, конечно, из области фантастики. Хотя, к примеру, армия Израиля уже некоторое время успешно использует подобные боевые «тележки». Да и другие государства, что озабочены мобильностью некоторых своих войск, имеют на вооружении нечто схожее. Но для Побелянского — это не перспектива. Не более чем подчеркивание гипотетических возможностей конструкции, у которой другое, гуманное и даже глубокое предназначение.

Как руководитель кружка-филиала Областного центра технического творчества учащихся, как фанат не только строительства уникальных транспортных средств, но и воспитания детей (при двух тысячах населения Тальян сорок воспитанников можно считать уникальным явлением), Александр в своем творении видит, прежде всего, то, чем можно отвлечь контингент в возрасте 10-15 лет от всякого рода дурных привычек, привить любовь к технике и дать возможность освоить азы управления. К весне Побелянский рассчитывает построить еще один багги, а в обозримом будущем создать в поселке трассу.

Впрочем, кроме благих намерений багги предполагает элементарный кайф от вождения, который, по моему убеждению, в пересчете на стоимость аппарата, вряд ли с чем может сравниться.

багги Побелянского

Передняя торсионная подвесочка, задняя пружинная и объединяющая эти независимые схемы в жесткую структуру пространственная трубчатая рама, она же — каркас безопасности. Компоновка в сравнении с запорожской сохранена без изменений — 40-сильная V-образная «четверка» расположена продольно за пределами колесной базы. Плюс рулевой механизм типа червяк-ролик и 4-ступенчатая коробка. Инженерная банальщина и «конструктивный анахронизм», отживший свое с закатом советской империи.

Но Александр, как искусный реаниматор, способен вдохнуть новую душу в самые древние техноорганизмы. В пятилитровый бачок от какого-то «мотокультиватора» капает драгоценный в Тальянах бензин (АЗС в поселке до сих пор нет, топливо продается «частными предпринимателями» в канистрах). В первые «экспериментальные» поездки багги отправлялся с баком в виде канистры, примотанной к каркасу. С того времени автомобильчик вообще здорово преобразился. Появилась «жестянка» внешних панелей, небольшой кузовок сзади, вместо аморфных «запорожских» кресел — импортные сиденья с неплохой боковой поддержкой.

Наличие последней — для подобной машинки неотъемлемый атрибут. Помнится, по весне на относительно твердом грунте багги развивал довольно высокие боковые перегрузки. Сейчас он, скорее всего, продемонстрирует нечто другое. Покрытие на местном стадионе — нашем испытательном полигоне — грунт, присыпанный неглубоким еще снежком. Есть возможность поскользить.

Треск мелитопольского движочка, выдыхающего через не совсем целый глушитель, в данном случае похож на яростный призыв к действию. Александр с сожалением сообщает, что первый мотор, стоявший на багги и радовавший хорошей тягой, поймал поддоном картера камень. А этот, по его словам, не столь хорош.

Однако даже тогда, когда две трети веса приходятся на задние ведущие колеса, 540 кг не тот массовый показатель, что способен ограничить не великую, прямо скажем, мощность.

Под газом на старте багги охотно полирует земную твердь, после чего во всех «прелестях» демонстрирует коварство заднего привода, обостряемое легко срываемой в занос «снежинкой» сзади и абсолютно не держащими траекторию передними летними шинами. Попытки пройти поворот в классическо-дрифтовом контролируемом заносе обречены на провал, то есть разворот. Виновата и короткая база, обеспечивающая отличную маневренность, но не дающая ехать боком с помощью руля и акселератора. Александр допускает увеличение базы, однако это пока вопрос.

Зато настроение, кайф багги создает. Разогнался, воткнул вторую и борись с рулем в широком размашистом росчерке, который автомобильчик чертит на снегу стадиона.

Запас мощности таков, что по сухому грунту машинка, трогаясь, первые несколько метров колесами, как фрезами, вырезала в покрытии глубокие борозды. А снежная присыпка позволяет крутиться на месте даже на третьей передаче. Побелянский рассказывает, что минувшим летом ради эксперимента разогнал свое творение до 140 км/ч. Я могу говорить только о вдвое меньшей скорости. На ней багги неплохо держит прямую и расторопно независимыми подвесками отрабатывает неровности.

И все-таки тальянские окрестности предполагают не только и даже не столько скоростные марш-броски или дрифт на открытой площадке, сколько бездорожье. Увы, мы нашли его в частично замерзшем виде, тем не менее некоторые принципиальные особенности ходовых качеств стали понятны даже в такой рафинированной среде.

Тут опять же огромную роль играет развесовка. «Правильная» загрузка ведущих колес и с моноприводом дает эффект 4WD. По слегка расквашенному проселку багги едет с непринужденностью полноценного джипа на серьезных грязевых колесах. Там, где не хватает сцепных свойств шин, где автомобиль не в состоянии ехать внатяг («понижайки», естественно, нет), прорываемся ходом — запаса-то мощности хватает с избытком. Достаточно взять небольшой разгон, зацепившись «снежинкой» за грунт, и препятствие будет гарантированно форсировано. А ограничения здесь те же — никудышные фрикционные качества «резины», которая с потерей разгона оставляет всякое желание нормально вгрызаться в мерзлую поверхность. Причем машина особо «не комплексует» по поводу не великих ходов подвески и не показательно внедорожного клиренса. Первые компенсируются энерговооруженностью мотора, хотя второй все же обязывает как-то защитить поддон.

Но тем концепция и отлична от законченного продукта, что всего лишь демонстрирует пути дальнейшего развития. По ним у Александра есть различные варианты. Возможно, за неимением чего-то более современного, чем запорожские подвески и рулевое управление, конфигурация ходовой части в обозримом будущем не претерпит изменений. Впрочем, использование других шин (откровенно грязевых либо низкопрофильных дорожных — для асфальтового применения; на данный момент конструктор склоняется к первым) требует переходников на ступицы или вообще замены последних, что будет сделано в ближайшее время.

багги Побелянского | Александр Побелянский, создатель багги:
 — Конечно, в первую очередь, этот проект плод нашего местного молодежного творчества. Но и для меня машина — еще то развлечение. Берешь ее и в одиночку в тайгу. Автомобиль заключает в себе сразу несколько ипостасей. С

Багги. Классификация

Распределить багги по каким-то конкретным классам и сегментам сложно в силу того, что сама сущность автомобиля не допускает принятия строгих канонов при его создании.

Так, в Америке для соревнований типа Baja («Баха») строятся багги с соответствующим названием. Это, как правило, машины с расположенным в базе силовым агрегатом, где объем двигателя может достигать шести литров. Такие конструкции, подобно их европейским аналогам — исключительно спортивный инструмент, не используемый в гражданских целях.

Sand buggy или песчаные, напротив, средство развлечения. Выезд на дороги общего пользования им запрещен, но в дюнах гоняться — пожалуйста. Эта забава в Штатах сродни культу, который подкреплен многочисленными ателье, создающими багги. Двигатель у них часто расположен сзади, за пределами базы, привод также задний, а на ведущих колесах — шины с высоким поперечным протектором.

Существуют за океаном и прогулочные конструкции, внешне стилизованные под ретромобили. Впрочем, с том или ином виде все это имеется и в Старом Свете.

В России же до массового использования багги в качестве одного из видов активного отдыха еще не дожили. Зато наши спортсмены принимают участие в чемпионате Европы по кроссу. Там спортивные снаряды имеют двигатель (от 1,6 до 2,0 литров) в базе, полный привод, секвентальные МКП. А вот мощность моторов в некоторых дивизионах заставляет вспомнить не существующую ныне раллийную группу B — до 400-500 и даже до 600 «лошадей».

Однако двигатель и коробка передач могут быть самыми разнообразными. Основные ограничения по ним — вес, габариты и, пожалуй, стоимость. Любые другие качества, в том сомнений нет, будут органично вписаны в имеющуюся концепцию (хотя возросшая мощность в обязательном порядке потребует корректировки подвесок, тормозов, рулевого управления). К примеру, уже сейчас Александр рассматривает возможность установки на второй экземпляр багги легкого дизеля, который наряду с использованием грязевых шин должен обеспечить машине настоящую внедорожную тяговитость. И это, повторюсь, только один из возможных вариантов «силовой» комплектации.

Не считает конечной Александр и компоновку. Почему бы, например, опять же не раздвинуть базу, а двигатель с коробкой не расположить в центре, заодно сконструировав полный привод. Уж в чем в чем, а в его создании Побелянский может положиться на громадный собственный опыт.

Вот подвезут друзья очередную партию «Запорожцев», найдут приемлемые по характеристикам и цене движки. Надеемся, что к предстоящему БайкалМоторШоу Александр удивит зрителей следующей версией своего автомобильчика.

Максим Маркин
Фото автора

Автомаркет+Спорт № 45

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог