|
Вопрос о том — промывать ли систему смазки при замене масла, по-прежнему не имеет однозначного ответа. Чтобы прояснить ситуацию, мы решили провести экспертизу средств для промывки двигателя. На рынке сейчас присутствует четыре типа средств для промывки двигателя, мы их условно объединили в два — промывочные жидкости и так называемые «пятиминутки».
• Что испытывали
Всего было закуплено 10 средств. Среди них — четыре промывочных масла и одна жидкость для принудительной промывки системы смазки без запуска двигателя, с использованием установки. Среди «пятиминуток» три средства необходимо было залить на 10 минут перед заменой, и две «мягкие» промывки, заливаемые в систему смазки незадолго до замены масла. В последнем случае двигатель моется в процессе эксплуатации без каких-либо ограничений.
первый тип
Полнообъемные промывки
- ТНК (продается на разлив, 86 руб./литр)
- Spectrol Motor Gleaner (3,5 литра; 250 руб.)
- bp Flushing (продается на разлив,
138,2 руб./литр)
- «Лукойл» (4 л.; 299,3 руб.)
Промывочная жидкость
- Impact Engin Flash (20 л. канистра для установки на 7 промывок)
второй тип
«Мягкие» промывки
- Spectrol (450 мл; 65 руб.)
- Wynn`s (325 мл; 220 руб.)
«Пятиминутки»
- Liqui Moly (500 мл.; 455 руб.)
- Wynn`s (325 мл.; 170 руб.)
- Hi-Gear (444 мл.; 160 руб.)
|
• Как испытывали
Экспертиза такого количества разнообразных по составу образцов — процесс сложный и длительный. В первую очередь определялась базовая основа жидкостей по основным физико-химическим параметрам: плотности при 20°С, кинематической вязкости, температуре вспышки в открытом тигле. Цифровые величины этих параметров характеризуют, что представляют собой промывочные жидкости — масляную основу или смесь легкокипящих углеводородов (как керосин или легроин).
Определение водородного показателя проводилось для оценки общего щелочного компонента, который должен быть в жидкостях, так как он содержится в моющих присадках.
Для оценки эксплуатационных свойств жидкостей (способность растворять загрязнения, отложения, кокс) пришлось обратиться к исследовательским методам тестирования. Один из них — исследование жидкостей на способность растворения отложений и нагара. Для этого одинаковые отложения и нагар (по 20 мг) из бензинового двигателя вводились в определенный объем (10 мл) жидкости. При этом измерялась оптическая плотность жидкостей и визуально оценивалось качество растворения загрязнений. Предварительно измерялась оптическая плотность чистых жидкостей. Способность растворять оценивалась при температуре жидкости 20, 50 и 100°С. Затем рассчитывался процент растворения отложений. Для полноты картины весь процесс был повторен в условиях, приближенных к реальным (при 100°С).
Согласно инструкции применения, «пятиминутки» и «мягкие» промывки вводились в отработавшее базовое масло из бензинового двигателя (в пропорции 365 мл на 4 литра). В полнообъемные промывки и промывочную жидкость для установки, наоборот, добавляли 10% отработавшего масла (имитируя несливаемый остаток в картере). При таких условиях растворили отложения и измерили оптическую плотность полученных растворов. Эксперимент позволил оценить, насколько снижается растворяющая способность жидкостей в реальных условиях работы.
Вторая часть исследований — определение, смогут ли растворить представленные образцы промывок коксовые отложения (образующиеся в той или иной степени в любом двигателе), ведь на некоторых из них прямо указывается, что они раскоксовывают поршневые кольца. Коксовые загрязнения растворялись только в чистых жидкостях. Растворяющая способность определялась визуально, и фиксировалось изменение цвета жидкости.
|
• Методы промывки
В настоящее время применяется несколько методов промывки системы смазки двигателя:
- химический;
- мягкая промывка;
- полнообъемная промывка;
- промывка с применением установки принудительной циркуляции жидкости.
Химический (наиболее распространенный за границей) метод: средство заливается в отработавшее масло непосредственно перед заменой и через 10—15 минут работы двигателя на холостом ходу сливается вместе с маслом. Вопреки распространенному мнению, химический метод работает эффективно, но в то же время он не предназначен для «лечения» полностью загрязненного двигателя, а только для периодической профилактики. Применяют химический метод при каждой замене масла или через несколько ТО, для удаления небольших коксовых и других отложений. Таким образом, исключается накопление слоя нагара и отложений на деталях двигателя, а также не допускается масляный отстой в картере двигателя.
Основу препаратов составляют химические соединения — сольвенты, направленно действующие на конкретный вид отложений. При использовании подобных средств в сильно загрязненном двигателе отложения, кокс и прочий «мусор» обретают «подвижность». Могут также раствориться некоторые отложения в масляном фильтре. При сливании отработавшего масла в двигателе остается до 10% смазки, и этот «подвижный» остаток может забить сетку маслоприемника, существенно ограничив подачу масла в систему смазки всего двигателя. В некоторых современных двигателях конструктивно предусмотрена сетка в масляных каналах (Honda CR-V), но если забьется и она, возникнет масляное голодание. Стук двигателя в таком случае сообщает о необходимости капитального ремонта.
Вывод — если известно, что замена масла производилась регулярно, а масло применялось соответствующего качества, можно периодически использовать химическую промывку. Если же двигатель сильно загрязнен, или его предыдущая жизнь — темное прошлое, промывать масляную систему нужно с новым фильтром, с обязательным откачиванием вакуумной установкой несливаемого остатка. Для достижения гарантированного результата лучше снять поддон картера двигателя, очистить изнутри его и сетку маслоприемника и по возможности продуть масляные каналы сжатым воздухом через отверстия, подводящие масло к фильтру и отводящие от него. Это поможет предотвратить печальные последствия.
Мягкая промывка проводится добавлением препарата в масло за 200—500 км пробега до замены. Она также содержит сольвенты, но концентрация их меньше, и сама промывка не меняет вязкость масла. При таком способе загрязнения растворяются постепенно, и также постепенно они переходят в мелкодисперсную форму, сливаясь потом с отработавшим маслом. Но последствия мягкой промывки для сильно загрязненного двигателя непредсказуемы, и этот метод надо применять с осторожностью.
Полнообъемная промывка наиболее распространена на СТО Иркутска. При этом способе отработавшее масло сливается, а вместо него заливается промывочное, на котором двигатель работает 10—20 минут. После чего промывка сливается, на некоторых СТО остаток удаляется вакуумом, меняется масляный фильтр и заливается новое масло. Некоторые СТО в Иркутске при таком способе промывки применяют корейские фильтры. То есть перед заливкой полнообъемной промывки заменяют фильтр на корейский, и после, перед заливкой масла, меняют его на фирменный или просто японский. Такая процедура даже при сильно загрязненном двигателе уменьшает вероятность печальных последствий, но и не слишком эффективно промывает масляную систему. Предназначение — смывать слабые отложения при регулярном применении. В сильно загрязненном двигателе эффективность минимальна.
Промывка с принудительной циркуляцией промывочной жидкости. Из двигателя сливается отработавшее масло, снимается масляный фильтр. Вместо масляного фильтра через переходник присоединяется шланг от установки, второй шланг подключается к маслозаливной горловине, третий — к сливному отверстию картера. В установке имеется емкость с моющей жидкостью и собственный фильтр. Давлением воздуха моющая жидкость подается в масляную систему двигателя в «прямом» и «обратном» направлениях, и в процессе циркуляции проходит через фильтр установки, оставляя там растворенные отложения. Двигатель при таком способе не запускается. После промывки ставится корейский фильтр, заливается полнообъемная промывка, и двигатель запускается на несколько минут для полного удаления агрессивной промывки. Процесс может длиться около часа, но он достаточно эффективен, не оставляет отложений в масляных каналах и смывает загрязнения с сетки маслоприемника. Особенно рекомендован для сильно загрязненных дизелей. Но у этого способа есть один неприятный момент — промывочная жидкость полностью смывает с деталей двигателя тончайшую масляную пленку, и при последующем запуске двигатель какое-то время работает «на сухую». Все другие средства полностью масляную пленку не удаляют.
Однозначного ответа на вопрос «мыть или не мыть» нет, но в российских условиях, когда большая часть транспорта имеет значительный пробег, масла имеют различные основу и пакеты присадок, неизвестно качество фильтров и, что очень важно, топлива, а многие автомобили часто переходят из рук в руки, промывку можно считать эффективным способом поддержания двигателя в нормальном состоянии. На большинстве СТО замены масел ее настоятельно рекомендуют. Это хоть и не гарантирует от последующих неприятностей, но снижает их вероятность. Выбор способа промывки и вообще принятие решения о проведении этой процедуры остается за автовладельцем.
|
• Мнения специалистов
Сергей НЕСКОРОМНЫХ,
директор сети СТО «Фильтр»
На наших СТО принято, в зависимости от состояния двигателя и масла, рекомендовать владельцу автомобиля промывку, и каждый четвертый клиент соглашается. В подавляющем большинстве случаев выбирается промывочное масло Spectrol. Я считаю, что наиболее эффективна «мягкая» промывка масляной системы, но для автомобилистов она не очень удобна. Надо перед очередной заменой масла покупать средство, заливать его в двигатель и потом, следя за пробегом (200—500 км), заезжать на СТО.
Александр АЛЕКСАНДРОВ,
мастер-администратор сети СТО ГОРДЭР
Мы рекомендуем промывку масляной системы двигателя всем, и примерно треть этим пользуется. Выбирают в основном промывочное масло, и в первую очередь bр. Претензий на промывку не возникает, и постоянные клиенты, как правило, меняют масло с промывкой. Значительно реже используются «пятиминутные» промывки, их обычно просят «продвинутые» клиенты, которые знают, что им требуется и когда. Еще реже двигатели моются на установке, без запуска. К этому прибегают либо те, кто уже пробовал такой способ, либо когда двигатель явно загрязнен до предела. Чаще всего этим пользуются владельцы дизельных автомобилей.
Игорь ЛОКИС, директор СТО «Браво»
Мы на промывке не настаиваем. Еще ни разу не приходилось видеть разобранным двигатель после промывки масляной системы, то есть неизвестно, что там происходит. Полагаю, если разобрать двигатель и прочистить его, эффект будет, а промывка — пустая трата денег и времени. Конечно, если владелец автомобиля желает при замене масла промыть систему, всегда пожалуйста, средства у нас для этого есть.
Александр БУШМАКИН,
администратор СТО «Горбатый»
Предлагаем промывку всем, особенно если неизвестно прошлое автомобиля, что залито в картер двигателя или при переходе на другой тип или марку масла. Промывку применяет без малого половина клиентов, и чаще всего препаратами Spectrol. По моему мнению, масляная промывка слегка смывает с поверхности деталей двигателя отложения и загрязнения, но в первую очередь удаляет остатки старого масла. Иногда используем «пятиминутки», в основном, если это просит клиент.
Сергей ВЯЗЬМИН, моторист
Однозначно — нужна промывка или нет — сказать не могу. Владелец ремонтируемого двигателя не может однозначно ответить, какое использовалось масло, мылся ли двигатель до него. К нам ведь попадают в основном «убитые» двигатели с темным прошлым. А на состояние двигателя влияет не только масло и периодичность его замены, немалую роль играет и топливо. Иногда оно может оставить такие последствия, что и самое качественное масло, и регулярная промывка не помогут.
|
• Мнения автовладельцев
Никита НИКИТИН, а/м Nissan Wingroad
Пока еще не мыл и в ближайшей перспективе не планирую, автомобиль у меня не старый, «беспробежный», и по рекомендациям использую одно и то же масло — Мobil 5W40. От него двигатель загрязняться не должен.
Иван СОНИН, а/м BMW 3 серии 2002 года
Я покупаю только новые автомобили. Всегда при очередной замене масла промываю двигатель, а потом в масло добавляю антифрикционную присадку Forum или ER. Претензий к двигателям никаких, проблем не возникало, и уверен, что не возникнет. Коллеги говорят — это лишнее, а я считаю, что лучше пусть подороже обходится эксплуатация, чем ремонт и последующие огромные потери времени и нервов.
Василий ГАНИН, а/м Ford Focus
Я приверженец масла Castrol и уже не один год заливаю его в двигатели своих автомобилей. Сорта и вязкость меняю в зависимости от сезона и покупаю самые последние разработки. Дороговато, конечно, но проблем не возникало. Под крышкой грязи никогда не заметно, поэтому не «мыл» двигатель, и думаю, не буду этого делать в дальнейшем.
Николай ОРЛОВ, перегонщик
Мыл, мою и буду мыть. Покупателю приятно, что масло на щупе чистое, так что я перед продажей промою двигатель промывочным маслом, залью недорогое свежее масло, и клиент доволен.
Сергей ВАКИН, а/м Toyota Kluger
На автомобиле я всю жизнь, более сорока лет, и считаю, что иногда для профилактики мыть масляную систему надо. Когда промывочных масел не было, несколько раз промывал двигатель керосином. Не скажу, чтобы был какой-то сильный эффект, однако вне очереди «капиталить» двигатели никогда не приходилось. Сейчас также иногда промываю масляную систему (приблизительно через 20000-30000 километров пробега) какими-нибудь «пятиминутками». Предпочтений в марке нет.
Владимир НИКИТЕНКО, владелец маршрутки
Это у меня уже не первый корейский микроавтобус, но долго я на них обычно не езжу, продаю, а вот последний что-то задержался. Раньше никогда не мыл двигатель, время ведь это деньги, а лишних 20-30 минут на СТО жалко. Недавно при очередной замене масла вижу — вытекает что-то густое. Заглянул под пробку, а там «солидол». Слесарь порекомендовал промывку на установке, с какой-то там «реактивной» химией. Больше часа возились. Теперь под крышкой чистота, двигатель притих и вроде тянет лучше. |
• Результаты
Результаты определения основы жидкостей показали, что 5 из них состоят из маловязкого минерального масла — все полнообъемные промывки и мягкая промывка Spectrol. Остальные изготовлены на базе легкокипящих углеводородов, у них температура вспышки в открытом тигле находится в пределах 35—87°С. Для промывочных масел она колеблется от 167 до 210°С. (210°С — температура вспышки типичного моторного масла).
Кинематическая вязкость у трех образцов измерялась при 20°С (две «пятиминутки»: Hi Gear, Wynn`s и Impact). «Пятиминутки» вряд ли изменят вязкость во всем объеме масла, скорее, будут способствовать лучшей его прокачиваемости по системе (ведь у отработавшего масла вязкость повышается). Промывочная жидкость Impact имеет очень низкую вязкость и сильные моющие свойства. Она способна смыть с поверхностей деталей защитную масляную пленку.
Две жидкости, Liqui Moly и Wynn`s (мягкая), скорее всего, в своем составе имеют синтетический загущающий компонент, увеличивающий вязкость (поэтому она определялась при 100°С, как у моторных масел), что существенно повышает качество этих препаратов.
Исследование на содержание моющих присадок показало, что все без исключения препараты имеют в своем составе моющий, растворяющий компонент, а значит, справятся с отложениями, хоть и в разной степени. Наилучший результат дали «пятиминутка» Wynn`s и мягкая промывка Spectrol.
Эксплуатационные свойства жидкостей по растворяющей способности показали, что полностью (99%) растворяет смолистые загрязнения уже при 50°С промывочная жидкость Impact. Близкий результат (96%) дали Wynn`s (мягкая) и Hi-Gear. У остальных «пятиминуток» результат также достойный, 90—95%. Неплохо показали себя и полнообъемные жидкости, которые растворили от 85 до 90% отложений. И все же это заметно хуже, чем у «пятиминуток» и у промывочной жидкости для установки.
Для полноты эксперимента исследования на растворяющую способность были проведены c моторным маслом Castrol GTХ (SAE 10W40, API SJ/CF). Оказалось, что и моторное масло обладает неплохой растворяющей способностью — 92%. Это означает, что оно имеет в своем составе эффективные моющие присадки.
Во второй части исследований готовились смеси жидкостей с отработавшим моторным маслом. Растворяющая способность снизилась у всех без исключения образцов. Правда, в различной степени. Меньше всего у Impact — до 93%. У «пятиминуток» — Wynn`s и Hi-Gear — также неплохой результат до 73—74%. Полнообъемные промывки потеряли свою растворяющую способность до 45—56% — то есть они растворят не все отложения в двигателе.
В последней части исследования жидкостям надо было «поработать» с коксом. Не «по зубам» кокс оказался для всех полнообъемных жидкостей — он спокойно покоился на дне пробирок. Хорошо растворила кокс «мягкая» промывка Spectrol. Все остальные, в том числе и «мягкая» Wynn’s, начали растворять кокс уже при 20°С. Вот где подействовали сольвенты (особо сильные компоненты, действующие выборочно). Значит, производители не слукавили и наделили жидкости этой удивительной способностью — растворять кокс.
Подводя итоги исследованиям, надо отметить, что откровенно поддельных препаратов мы не встретили, хотя разброс по способностям у исследованных образцов существенный. Тем лучше — есть из чего выбирать. И в то же время надо иметь в виду, что очень распространенная на СТО Иркутска промывка «промывочным маслом» малоэффективна.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ОЛНООБЪЕМНЫХ ПРОМЫВОК |
Название жидкости/показатель |
ТНК |
Spectrol Motor Gleaner |
Bp |
«Лукойл» |
Impact Engine Gleaner |
Плотность при 20°С (кг/куб. м.) |
875 |
876 |
863 |
880 |
837 |
Вязкость кинематическая при 100°С (сСт) |
7,65 |
5,51 |
3,8 |
8,49 |
2,1
(при 20°С) |
рН (водородный показатель) |
8,69 |
7,82 |
7,36 |
8,48 |
8,1 |
Температура вспышки в открытом тигле (°С) |
193 |
185 |
188 |
210 |
35 |
Растворяющая способность жидкости при 50°С %) |
90 |
85 |
87 |
89 |
99 |
Растворяющая способность смеси
при 50°С (%) |
56 |
46 |
45 |
53 |
93 |
Растворяющая способность смеси
при 100°С (%) |
56 |
46 |
46 |
53 |
93 |
Способность растворять кокс |
— |
— |
— |
— |
+ |
«А+С» рекомендует жидкость Impact. В первую очередь, за способность растворить все, что образуется в двигателе в процессе его эксплуатации. Но не забывайте про осторожность при первом пуске двигателя после промывки |
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ «ПЯТИМИНУТОК» И «МЯГКИХ» ПРОМЫВОК |
Марка жидкости/Показатель |
Hi Gear |
Liqui Moly |
Wynn's |
Wynn's (мягкая) |
Spectrol (мягкая) |
Плотность при 20°С
(кг/ куб.м.) |
811 |
815 |
840 |
900 |
871 |
Вязкость кинематическая (сСт) |
5,53
(при 20°С) |
4,68
(при 100°С) |
4,23
(при 20°С) |
3,4
(при 100°С) |
4,2
(при 100°С) |
рН (водородный показатель) |
8,1 |
8,78 |
9,08 |
8,32 |
9,2 |
Растворяющая способность жидкости при 50°С (%) |
96 |
90 |
95 |
96 |
94 |
Растворяющая способность смеси
при 50°С (%) |
73 |
64 |
74 |
73 |
65 |
Растворяющая способность смеси
при 100°С (%) |
73 |
64 |
77 |
73 |
65 |
Температура вспышки в открытом тигле (°С) |
35 |
62 |
66 |
87 |
167 |
Способность растворять кокс |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
«А+С» рекомендует Wynn ` s и Hi - Gear, опять же за способность растворять все и вся в двигателе |
|
Кандидат технических наук Евгения Носова, Николай Рудых
Автомаркет+Спорт № 44 |