Тажеранская степь и пещера «Мечта»
Просмотров: 8985
1 Января 2006

ЗА МЕЧТОЮ...

Тажеранская степь

В выходные мы с друзьями решили выехать на природу. Перебирая места, куда можно было бы совершить путешествие выходного дня, мы вспомнили об оазисе с гарантированно хорошей погодой. Там никогда не дуют пронизывающие ветра, не падает снег и не идут дожди, одним словом — мечта. Называется это место — пещера «Мечта», и расположено в 250 км от Иркутска в Тажеранской степи по дороге на Малое Море. Ночевать мы решили на острове Ольхон в Хужире, но как это часто бывает, дорожные приключения внесли свои коррективы, и все прошло совсем по другому сценарию.

Тажеранская степь

Заброшенный бетонный входной бункер пещеры «Мечта»

Стартовали мы из Иркутска на Toyota HiLux с часовым опозданием: на Качугский тракт мы «встали» только ближе к полудню. Дорога на Малое Море до Баяндая оказалась частично занесенная снегом, участков гололеда было немного, а вот после сворота из Баяндая в Еланцы началась настоящая гололедица.

Подтверждением тому, что дорога скользкая и удержаться на ней сложно, стал «Москвич» на летней резине, на скорости 80 км/час вылетевший перед нами с дороги под насыпь в глубокий снег. Самостоятельно ему на дорогу было не выбраться. Кроме нас остановился УАЗ. С помощью его и трех связанных матерчатых тросов «Москвич» удалось вытащить обратно на трассу с первой попытки. Переднюю подвеску он при прыжке разбил и, вероятно, повредил шаровые опоры, так как передние колеса неестественно наклонились наружу, но ехать самостоятельно дальше все же смог.

Только мы убрали в багажник веревки, как буквально через 300 метров они потребовались вновь. На этот раз дорожная авария была еще более печальной. Легковая машина, также обутая в летнюю резину, улетела в лес с высокой дорожной насыпи, сильно повредив перед и став обездвиженной. Авария произошла двумя часами ранее. Владельцы уже успели разжечь костер и вызвать по спутниковому телефону техпомощь из Иркутска. Эту машину из-за крутой насыпи удалось вытащить с помощью КАМАЗа, причем буксировочные фалы при первой попытке не выдержали и порвались. Выручил только металлический трос.

Тажеранская степь

Пещера «Мечта» имеет множество гротов, залов и ходов

После столь печальных примеров мы ехали предельно осторожно. Только после обеда с бурятскими позами и горячими ароматными чебуреками, на чистом асфальте за Еланцами немного расслабились. Кстати, в Петрово, где мы привыкли останавливаться на обед, дорога идет в объезд, и любимое кафе «Бригантина» теперь осталось далеко от транспортных путей.

За Еланцами начинается Тажеранская степь. В это время года чередование белого снега и желтого цвета засохшей травы делает пейзаж особенно эффектным — суровые краски подчеркивают пластику рельефа, хорошо видны все неровности и камни, кое-где, там где летом проехать нельзя, можно легко двигаться по смерзшему грунту. Мы не удерживаемся от соблазна погонять без дорог, словно в монгольских степях, вокруг замерзших озер. Машины легко идут по неглубокому снегу, оставляя позади себя замысловатые росчерки автомобильной колеи. Несколько раз мы останавливаемся для фотосъемок, но еще не свыкшиеся с пришедшей зимой и неизбежностью пронизывающего ветра в это время года, больше предпочитаем смотреть на природу из автомобильного салона.

На 106-м км тракта, после Еланцов, там, где надо сворачивать к пещере «Мечта», мы оказываемся только в четыре часа вечера. Пересечь пролив на пароме засветло уже не успеваем, да и в пещеру придется ехать в сумерках.

Тажеранская степь
Вход в пещеру мы нашли не сразу, хотя были здесь раньше и даже знали ее координаты. Во-первых, GPS-навигатор мы не стали включать, понадеявшись на память, во-вторых, дороги оказались занесенными снегом, и автомобильного следа к «Мечте» не было. От трассы до нее около 6 км: надо выехать на край плато, откуда виден Байкал, в верховья одного из байкальских распадков. Если неправильно взять направление, легко ошибиться и приехать совсем в другой распадок. Карстовый участок с пещерами расположен в районе падей Нугды и Баг-Орсо в 1,5-2 км от берега на высоте около 300 м от уровня Байкала. GPS-навигатор дает у входа показания 724 м над уровнем моря.

К Байдинской пещере, а затем и по крутому подъему прямо к бетонному входному бункеру пещеры «Мечта», мы приехали уже при свете фар. Бетонный бункер на входе был сооружен в 1981 г. и предназначался для защиты пещеры от расхищения натечных образований и замусоривания от нерадивых туристов. Однако благое начинание осталось без хозяина — железная калитка разбита, замок висит тут же рядом, вход открыт для свободного посещения, рядом брошенные батарейки и пустые пивные банки.

Тажеранская степь

Гостиница «Эдельвейс» — одна из немногих, работающих зимой

Эта местность уникальна близким расположением нескольких пещер и наличием древних наскальных рисунков: пещеры «Мечта» (длина ходов 830 м, глубина 52 м, открыта в 1962 г., полностью пройдена в 1970 г.), Большой Байдинской (длина ходов 70 м, глубина 11 м), Малой Байдинской (длина ходов 52 м, глубина 5 м). Пещера «Мечта» по определению в туристических путеводителях — трехэтажная, имеет множество гротов, залов, ходов. Возможно, правильнее говорить о системе разломов, проходящих на разных уровнях, так как один раз спустившись вниз по наклонному ходу, можно перемещаться только по одному уровню, никаких шахт, ведущих еще ниже на второй и третий уровень, нет. Высокие ходы пещеры позволяют идти в полный рост. Причудливый облик залам придают натечные образования кальцита в разнообразных формах сталактитов, сталагмитов, натечных кор и корралитов. По красоте и богатству эта пещера одна из самых примечательных в Прибайкалье.

Тажеранская степь
Последний раз мы были здесь год назад. Бросается в глаза прекрасное состояние деревянных и металлических лестниц, как будто недавно отремонтированных. Но присмотревшись, понимаю, что они просто вытаяли из-подо льда. В 1993 году эти лестницы были полностью вморожены в лед, и спускаться без страховочной веревки было опасно, сейчас из-за потепления и вытаивания льда в подземной полости все ступеньки свободны от ледового панциря, и можно легко спуститься вниз, даже не запачкавшись.

Светодиодные фонари не пробивают темноту пещеры. Только когда мы направляем все имеющие у нас фонари вверх, становится виден из темноты свод пещеры с натечным льдом. Если один из кусков этого льда обломится и упадет вниз, даже каска не защитит. Напоминание об опасности — колотый лед под ногами, упавший сверху. Говорить тихо, чтобы не потревожить звуком хрупкое равновесие в пещере, не удается. Внимание привлекает необыкновенно красивый ледяной сталагмит, получивший название Страж. В это время года он самый малый по размеру, за зиму его рост увеличивается и достигает максимума в апреле, он становится высотой до 4 м, бывает, что в отдельные годы даже срастается с потолком пещеры. Ледяной сталагмит наполняется золотым светом, если к нему вплотную поднести фонарик.

Тажеранская степь

Внимание: на участке Баяндай — Еланцы гололед!

Еще одну диковину фиксирует фотоаппарат нашего неутомимого Алексея. На небольшом контрольном мониторе фотоаппарата, среди отснятых со вспышкой фотографий, виден улыбающийся красный шар в глубине, куда мы еще не ходили. Подобные аномалии периодически возникают при съемках в закрытых помещениях. Объяснить их возникновение мне пока не удается. Светящиеся радужные шары часто снимают около алтарей в церквях, один мой друг прислал фотографию с подобным шаром, снятым на рассвете во время посещения горы Синай. По мнению спелеолога А. Осинцева, эти светящиеся объекты, фиксируемые цифровыми фотоаппаратами в пещерах при съемке со вспышкой, возникают в результате взаимодействия света с взвесью выдыхаемых паров человека и пылью, поднимающейся от одежды при движении. В пользу этой версии говорит и полученное нами изображение с другого цифрового фотоаппарата, когда вокруг нашего Алексея буквально клубится рой светящихся наблюдателей. Возможно, одежда у него была грязнее, чем у других, после того как он пролез через узкую боковую щель, а размахивая руками, поднимал пыль.

Главная достопримечательность пещеры — натечные белоснежные кальцитовые коры и сталактиты, благодаря которым пещера объявлена памятником природы Прибайкалья. Спелеологи дали название всем имеющимся залам: «Тронный» (длина 35-40 м, ширина 10 м, высота 10-15 м), «Музыкальный», ход «Метрополитен». Рассмотреть внимательно всю красоту при свете фонариков трудно, фотографии, сделанные со вспышкой, оказываются даже в деталях подробнее и дают большее представление о масштабе натечных образований.

В пещере держится постоянный холод — внутри +2-3°С, много натечного льда и ледяных сталактитов, особенно в привходовой части пещеры. Образовалась эта пещера в результате деятельности воды, просачивающейся через трещины в пластах известняка. Большая Байдинская пещера, расположенная рядом с пещерой «Мечта», имеет вид неправильного треугольника и раньше соединялась с ней. Длина ее 12 метров, ширина у входа 1 метр, внутри — 7 метров, высота от 1,5 до 2,5 метра. Общая площадь около 50 кв. м. Вход в пещеру, идущий с северо-востока, забаррикадирован большими глыбами камней, поэтому попасть в нее можно лишь ползком. Стены пещеры также покрываются к концу зимы кристаллами льда, которые образуют эффектные ледяные гирлянды. В конце пещеры постоянно лежит толстый слой льда. В культурном слое пещеры под слоем щебня и темно-бурой земли, на глубине 40-45 сантиметров, были обнаружены остатки культуры ранней поры железного века: наконечники стрел, бруски, ножи, костяные шилья, глиняная посуда, куски бересты и другие предметы. Вблизи этих пещер на плоскогорье во многих местах встречаются глубокие воронки конической формы, происхождение которых связано с карстовыми процессами. Иркутские спелеологи не оставляют надежды найти здесь новые пещеры.

На поверхность мы выбрались уже в полной темноте. Ориентироваться без видимых объектов — задача сложная. Мы решили проехать напрямик на трассу и через несколько километров потеряли автомобильный след, к тому же выехали на какой-то склон, крутизна которого при снижении нарастала. Пришлось возвращаться и искать при свете фар объезд по заснеженным проселкам. В итоге выехали мы на трассу на 111-м км практически рядом с развилкой на Черноруд.

По гравийной дороге быстро доехали до МРС, рассчитывая, что паром будет стоять у пирса. Увы, кроме нас на переправе никого не было. Искать ночлег надо было на МРС (Сахюрта). Летом это легко. На берегу залива Мухор расположено 22 базы. Но зимой все они закрыты. Теплые номера зимой редкость. Для начала мы решили проверить турбазу, расположенную выше АЗС на окраине МРС — «Ветер странствий». Ничего, кроме гуляющего холодного ветра, мы там не нашли. Сторож показал нам какое-то не- протопленное помещение с грязной постелью, и даже низкая цена в 200 руб. за ночлег нас не прельстила.

Чтобы сориентироваться в неосвещенных улицах поселка, мы подъехали к магазину с вопросом, где можно переночевать. Оказалось, что большинство летних домиков сейчас не сдается, поэтому единственный достойный вариант — гостиница «Эдельвейс».

Указатели точно привели нас к гостинице, которая находится в 500 м от паромной переправы, на самом краю поселка. Опрятный дом и огороженная территория произвели на нас самое хорошее впечатление. А когда мы увидели номера, стало ясно, что искать ночлег нам больше не надо. Мини-гостиница «Эдельвейс» открылась в 2003 г., рассчитана всего на 10-12 человек. Во время подледной рыбалки свободных мест в ней не бывает. Гостиница выигрывает в сравнении с другими туристическими маломорскими базами наличием удобств в номерах: душ и настоящий туалет, что пока редкость на большинстве байкальских баз. Оказалось, что здесь неплохо готовят, а в зале со стойкой бара и телевизором чувствуешь себя уютно, как дома.

Утром, когда рассвело, мы, наконец, увидели Байкал. Он оказался совсем близко, окна выходили на залив. Суровые ноябрьские краски подчеркивала картина битого льда, колышущегося на волнах узкой полосой вдоль пляжа. Темные свинцовые тучи висели над прибрежными горами, на безлюдном пляже замерли вытащенные на зиму рыбацкие лодки. Это было красивой и достойной целью для воскресного автомобильного путешествия.

Обратная дорога в Иркутск заняла четыре часа.

Сергей ВОЛКОВ

Автомаркет+Спорт № 42/2006

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог