ПОЛЕ ЧУДЕС | ||
|
16 часов разницы во времени отделяют Иркутск от юго-запада США. Но если в пространстве этот отрезок земного пути можно преодолеть по воздуху за 19 часов, то вот в степени развития автомобильного тюнинга дистанция между нами куда больше. По крайней мере, таковы впечатления от первого дня работы крупнейшей в мире автотюнинговой выставки SEMA Show, открывшейся в Лас-Вегасе во вторник (в Иркутске к этому времени была уже ночь среды). Идея посетить культовую для автотюнингеров всего мира выставку родилась еще весной, когда мы готовились к проведению 4-го БайкалМоторШоу. И в первую очередь, чтобы понять для себя и донести всем нашим читателям идеи — куда движется мир автомобильного тюнинга. Параллельно было решено совместить поездку с автомобильным путешествием по юго-западу Соединенных Штатов. Так что до Лас-Вегаса мы добирались не сутки, а целых 10 дней, проделав 3000-километровый маршрут через Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Сакраменто и сразу 4 крупнейших американских национальных парка, о чем еще обязательно расскажем читателям (дневник этой поездки можно прочитать на нашем сайте automarket.su). Прибытие в Лас-Вегас само по себе шоу — в кромешной тьме (дорога лежит через пустыню Мохаве) на горизонте вдруг возникает огромное зарево. Мы ехали с востока, и показалось, что впереди (на западе!) вдруг начался рассвет. Сам Лас-Вегас поначалу просто эмоционально подавляет, даже не столько огнями неона, сколько своей кипучей, бьющей через край энергетикой. Америка в целом достаточно патриархальная страна, и Лас-Вегас для американцев (да и для всего остального мира — сюда приезжает 40 миллионов туристов в год) — это некая «резервация», где «отрываются» по полной, и возможно все. Или почти все. Принято считать Лас-Вегас «городом греха», но это не совсем так. Да, тема игры в казино довлеет над ним, да и реклама «любви за деньги» здесь на каждом шагу, но город в пустыне остается при этом и чуть ли не главным семейным курортом с роскошными и при этом недорогими гостиницами, возможностью устроить увлекательные путешествия, посетить множество тематических парков, увидеть самые фееричные в мире шоу и сходить на концерт мировых знаменитостей (во время нашего визита здесь выступают Элтон Джон и Мадонна). SEMA Show практически идеально вписывается в концепцию этого фееричного города, где все яркое и нестандартное принято выставлять напоказ. Впрочем, о самом шоу в городе ничего не напоминает — мы не увидели ни одной рекламы. Может быть, потому, что на эту выставку не продают билеты, попасть сюда можно только по предварительной аккредитации, доказав оргкомитету свою причастность к миру автомобильного тюнинга. Тем не менее таких вот «посвященных» каждый год набирается более 120 тыс. при двух тысячах участников, а самой идеи выставки (которая в этом году проводится в 46-й раз) придается огромное значение — приветствие по традиции подписывает президент Соединенных Штатов. К слову, открытие SEMA Show совпало с днем выборов Президента, но и об этом можно было узнать только из прессы — по крайней мере, в Лас-Вегасе никакого внешнего антуража столь важного для США события мы не заметили. Несколько неблагозвучное название SEMA Show объясняется аббревиатурой Specialty Equipment Market Association (рыночная ассоциация спецоснащения). То есть практически — мероприятие для специалистов, где в узком «семейном кругу» демонстрируются новые идеи и направления развития автотюнинга на планете. То, что это крупнейшая автотюнинговая выставка мира, поездившими по подобным мероприятиям журналистами признается почти бесспорно. Говорят, что все экспонаты подобной выставки в Европе в немецком Эссене вместились бы в один павильон безграничного Convetion Center в Лас-Вегасе (а здесь таких 11), а многочисленные выставки в Японии носят откровенно местный характер. Зато в Лас-Вегас приезжают автотюнингеры со всего мира. И не только представители знаменитых ателье, но и многие производители. Тон, как того можно было ожидать, задают американцы и японцы. Одну из самых грандиозных экспозиций выставили Ford и GM, а японцы так вообще представлены почти полным составом — Toyota, Honda, Mazda, Suzuki и Subaru. Из европейцев представлены (стендами непосредственно автопроизводителей) Audi и Volkswagen, а из корейцев очень мощно выглядел Hyundai. И все же надо понимать главное отличие тюнинг-шоу от мировых автосалонов — моду здесь диктуют не автопроизводители, а бесчисленное количество больших и малых ателье и студий, производители аксессуаров (одни диски заняли едва ли не целый павильон) и оборудования. Экспозиция размещается на площади 200 тыс. кв. метров — 40 футбольных полей! За первый день работы, даже разбив всю площадь на «сферы влияния», мы обежали (именно так) только половину экспозиции. Специализирующиеся на автотюнинге американские издания приезжают сюда целыми командами — ведь те же пресс-конференции идут практически в режиме нон-стоп. Но главное, конечно, не количество, а качество. Надо понимать, что это не выставка частных коллекций или разработанных в небольших мастерских автотранспортных средств. Весь спектр мира моторов — от огромных траков до скутеров и даже велосипедов (впрочем, последнее, скорее, исключение), представляют мощные профессиональные студии с многомиллионными бюджетами и с именами на рынке. Уровень подготовки такой, что 9 из 10 представленных экземпляров наверняка бы взяли на нашем БайкалМоторШоу «Приз зрительских симпатий». Хотя бы потому, что каков бы ни был уровень инженерных доработок, он имеет логическое продолжение в виде внешнего выражения и в желании во что бы то ни стало привлечь окружающих оригинальными стилистическими решениями. Автомобилей (равно как и мотоциклов, ATV, катеров, драгстеров — продолжать можно очень долго), не привлекающих внимание зрителей, здесь просто нет. Каждое транспортное средство — это оригинальные идеи и технические решения, нашедшие свое материальное воплощение. В то же время SEMA Show достаточно статичное действие. Ведь show в английском языке имеет множество значений — просто выставка и даже дело. Действительно, это больше не шоу (как понимаем это мы), а большой бизнес. Настрой — исключительно деловой. Минимум девушек на стендах, отсутствие «культурной программы», единичные развлечения для зрителей (мы увидели только трассу для off-road). Даже музыка на стендах CarAudio звучит как-то сиротливо, как будто извиняясь за возможные доставленные неудобства окружающим. И никаких вам звуков настроенного выхлопа! Выставка в Лас-Вегасе — это, прежде всего, выставка автомобилей и ничего более! Но и не стоит думать, что на SEMA Show основной упор делается на демонстрации экстремальных автомобилей: до неузнаваемости переделанных «хот-родов», бешеных драгстеров, сделанных из обычных серийных автомобилей, и иных фантастических по внешности или конструкции машин. Нет, одно из главных, можно сказать, даже определяющих направлений выставки — демонстрация обычных, не экстремальных кит-комплектов для улучшения отдельных или комплекса характеристик собственного автомобиля, или для придания ему индивидуальности и неповторимости. Причем, в отличие от нашей сибирской глубинки, тюнинг в Америке развит как нигде: желающие могут получить все, что душа пожелает — только плати! Широчайший спектр стандартных комплектов для внешнего преображения автомобиля, причем нередко с предоставлением клиенту выбора материала, из которого будет изготовлен обвес или новые кузовные детали. Поистине безграничное море всевозможных колесных дисков, среди которых есть даже «невидимые» — изготовленные из прозрачного полиакрилата! А кто не хочет «простого» эксклюзива, может заказать диски по индивидуальному эскизу — такие колеса делают и для автомобилей, и для мотоциклов. Верхом кича и эпатажности становится украшение автомобиля декором из драгметаллов или с напылением из них, а также всевозможными гламурными стразами и даже настоящими бриллиантами или драгоценными камнями. И здесь порой нельзя понять, чего у владельцев таких машин больше: фантазии, позволяющей додуматься до всего этого «авангардизма», финансов, позволяющих реализовать все эти желания, или смелости, позволяющей показать всему автомобильному миру свои возможности? Если кому-то хочется улучшения динамических качеств автомобиля, к его услугам целая армия инженерных достижений: всевозможные турбины и компрессоры, детали силовой части мотора, изготовленные из особо прочных материалов, позволяющих выдержать повышенные нагрузки в форсированном моторе, особые системы впуска и выпуска, добавляющие двигателю дополнительных «скакунов», и целая россыпь новых технологий, способствующих выявлению и реализации скрытых возможностей техники. При этом весомая часть всех предложений по агрегатному тюнингу нацелена на молодую аудиторию, в общей массе относительно небогатую, но которая хочет, чтобы их недорогие спорткары и просто молодежные машины обладали чуть большими возможностями в сравнении с теми, что заложены в базовых характеристиках. А как у нас относятся к тюнингу внедорожников? Многие их доводку (лифт, усиление подвески, замена агрегатов и доработка кузова) вообще не считают за тюнинг. И за примерами далеко ходить не надо: вспомните, сколько приходилось слышать о том, что внедорожники на БМШ — лишние? А в Лас-Вегасе по своей представительности экспозиция внедорожников если и уступает шоссейным монстрам, то лишь самую малость! Внедорожникам и бигфутам отводятся отдельные экспозиционные площади, но даже несмотря на это, они то и дело попадаются и среди других тематических секторов. Но среди экспонатов SEMA Show немало и таких машин, в которых главная тюнинговая изюминка — эстетика, не просто индивидуальная и оригинальная внешность, а еще и красивая, радующая глаз, украшающая улицы и приковывающая к себе внимание именно своей гармоничностью и красотой! Между прочим, в большинстве случаев участники выставки не ограничиваются банальной статической демонстрацией своих машин или технологий. Известные в мире тюнинга мастера готовы показать краткий мастер-класс и продемонстрировать некоторые нюансы своей работы, они с удовольствием объяснят смысл или причины применения тех или иных технических решений — в общем, делятся с действительно понимающими в тюнинге людьми своими опытом и знаниями. И вся эта феерия четырехколесного (и не только) эксклюзива, а также всего, что с ним связано, длится всего три дня! Впрочем, учитывая то, что SEMA Show — это и в первую, и во вторую очередь мероприятие тематически-коммерческое, без посторонних и непонимающих в тюнинге лиц (между прочим, детей до 16 лет на SEMA Show не допускают вообще!), этого времени вполне достаточно для того, чтобы посмотреть конкурентов, увидеть новые тенденции, оценить перспективы и завязать нужные контакты: ведь SEMA Show — золотой венец в гигантском здании большого бизнеса, направленного на удовлетворение желаний и потребностей армии автовладельцев. И весьма прибыльного, надо сказать, автобизнеса: в среднем в США оборот автомобильных аксессуаров и запчастей превышает три с половиной десятка миллиарда долларов, из которых не менее трети принадлежит сектору тюнинга! Может быть, поэтому в тюнинговый сектор вообще, и на SEMA Show в частности в последнее время все активнее смотрят сами производители автомобилей? И в самом деле, имея едва ли не самый мощный в автомире инженерный и технологический потенциал, грех не замечать армию желающих изменить стандартный автомобиль, да еще и готовых отдать за это далеко не символические деньги! Под такие перспективы (не говоря уже о рекламе!) автопроизводители порой готовы даже быть спонсорами выставки: к примеру, в прошлом году главным спонсором SEMA Show стала Toyota. И все же проводить прямую аналогию SEMA Show с другими крупными тюнинговыми автовыставками нам кажется некорректным — потому что, в отличие даже от той же Европы, тюнинг в Америке давно стал настоящей индустрией, в которой почти все уже придумано до вас. Здесь не надо ломать голову, размышляя о возможности стыковки никогда ранее не работающих вместе агрегатов, здесь нет нужды долго исследовать всевозможные интернет-ресуры и искать, а потом еще пытаться выкупить на аукционах подходящий товар. В Америке все гораздо проще: то, что вам необходимо, вы просто заказываете в одном из многочисленных автосервисов, мастерам которого после того, как все нужное будет приобретено и доставлено, остается только собрать из этого ассорти единое целое. Все это в какой-то степени можно сравнить с магазином «Детский мир», где предлагается множество различных наборов для творчества, а автовладельцам остается только выбрать наиболее подходящий им «конструктор», и собрать из его деталей либо показанную на картинке в инструкции машину, либо придумать и создать собственный шедевр. Разбирать, что называется, подетально всех участников в один присест дело немыслимое, но определить основные направления заокеанского тюнинга при всем многообразии его подходов несложно. Своим предметным наполнением буквально подавляют, собственно, две знакомые нам тематики: драг и off-road. Но в отличие от нас, то и другое в Америке допустимо только на специально отведенных «полигонах». Зато таких достаточно, мероприятия эти давно стали общенациональным развлечением, и что уж совсем очевидно — нет никаких ограничений по форме их технического и дизайнерского изложения. Если силовой и прочий (как правило, он комплексный) тюнинг серийных моделей, все-таки, подразумевает узнаваемость «базы», то в теме драга и off-road Америка отвязывается по полной. Иногда эти средства ускорения и передвижения имеют весьма причудливые формы и (или) компоновку, такие, что не сразу понимаешь, как ЭТО может ездить вообще. И все же причастность к теме здесь не отнять. У драгстеров вся сущность сконцентрирована на ведущих колесах (и не факт, что только задних, как показала выставка) и силовой установке, как правило, ослепляющей хромом за километр и угрожающе нацеленной патрубками впуска с индивидуальными дросселями. А как выглядит все остальное — океан фантазий и возможностей. Где находится пилот, тоже не суть важно: ради рекордов он может сидеть и за задним мостом. И по теме off-road — свой бескрайний океан, однако же с хорошо очерченными берегами. Американские SUV, включая пикапы, с их зачастую консервативным (или классическим) конструктивом вообще благодатная среда для развития этой темы, где прослеживаются вполне конкретные направления. От сугубо прогулочных вариантов и всяких шоу-каров, созданных на базе даже вполне «здравых» внедорожников, до функциональных конструкций целевого применения, включая профессиональный спорт. Экспедиционные, раллийные, кроссовые, для триала (или кроулинга) — такие машины сделаны серьезно, без излишеств, и зачастую это полностью оригинальные конструкции. Со своими ноу-хау и неожиданными решениями. Главное, что все идеи не надо воплощать кустарным способом — узлы и агрегаты найдутся у специализированных производителей. Впрочем, о конкретных экспонатах SEMA Show у нас еще будет возможность поговорить, но уже в Иркутске и после того, как выставка закончится. Ефим НЕЗВАННЫЙ, Василий ЛАРИН, Лас-Вегас, 5 ноября
Автомаркет+Спорт № 41/2008 | |